Проблема адаптации ребенка к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема адаптации ребенка к школе



Введение

 

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема адаптации ребенка к школе.

Под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса» [9, с.211].

Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В младшем школьном возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается всё прежнее отношение ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. В этом периоде у ребенка возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Л. И. Божович называет данный период «периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни» [6,с. 54] - ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, выступает для него как стрессогенная.

При рассмотрении процесса адаптации, необходимо обращать внимание на три его составляющие: самооценку, школьную мотивацию и социальный статус в группе сверстников[9]

«Самооценка - оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведение, достижений и неудач, достоинств и недостатков» [29]. «Мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость» [29, с 54].

«Социальный статус - это положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений» [1,c. 186].

На наш взгляд, важнейшим показателем адаптации ребенка к школе является социальный статус ребенка в группе сверстников, так как от отношения с одноклассниками, в конечном итоге, зависит, и желание ребенка посещать школу и его самооценка.

В нашей работе мы допускаем, что основным условием и источником процесса адаптации, выражающимся через положительные эмоциональные состояния и переживания, которые в свою очередь являются стимулом для развития личностных, интеллектуальных, физических и других потенциалов, является детский праздник.

Праздник - явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения. Праздник является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни школьника. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [13, с 24].

Чтобы ребенок быстрее адаптировался к школе, а его социальный статус в системе внутригрупповых отношений повысился, мы предлагаем использовать программу, корректирующую внутригрупповые отношения первоклассников. Программа направлена на формирование и поддержку активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения школьного праздника.

Активная позиция характеризуется наличием цели, умением с помощью сверстников и взрослых найти средства для ее достижения, желанием и возможностью ребенка решать поставленные задачи. Разработанная нами коррекционная программа проводилась в первых классах 165-ой школы города Красноярска. В целом мы исследовали 46 первоклассников. Окончательные выводы были сделаны по результатам деятельности 16 детей с низким социальным статусом, из которых 8 вошли в экспериментальную группу и 8 - в контрольную, эффективность работы определялась посредством сравнительного анализа полученных экспериментальных данных, а так же по результатам контрольной диагностики.

Таким образом, тема нашей дипломной работы: «Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе».

Объектом исследования выступили учащиеся первых классов.

Предметом исследования является социальный статус первоклассников в группе сверстников.

Цель исследования: проследить и определить влияние праздника на статусное положение ребенка в группе в младшем школьном возрасте.

Задачи:

выявить картину внутригрупповых отношений детей первого класса, а именно детей с низким социальным статусом;

спланировать эксперимент, в котором дети с низким социальным статусом будут поставлены в активную позицию в момент подготовки и проведения праздника;

учитывая особенности процесса подготовки и проведения праздника в ДСНШ № 165 разработать программу, направленную на повышение низкого социального статуса ребенка в группе сверстников;

- провести серию коррекционных занятий среди детей с низким социальным статусом;

- на основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить влияние коррекционной программы на изменение статусного положения ребенка в группе сверстников.

В основу исследования положена гипотеза - если ребенок занимает активную позицию, связанную с подготовкой и проведением школьного праздника, то его социальный статус в группе сверстников повышается.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

. Наблюдение за учениками 1 класса в различных ситуациях для выявления уровня адаптации детей к школе: общение со сверстниками, поведение на уроках, выполнение поручений, проявление интереса к самостоятельной работе, изменение отношения к школе, проявление инициативы в какой-либо деятельности; наблюдение за процессом подготовки и проведения праздника.

. Тестирование. Работа с методиками: «Социометрия» в 1 классе для выявления картины межличностных отношений учеников и выяснения зависимости статусного положения в классе от уровня адаптации до организации процесса подготовки и проведения праздника, а так же после него. В. Г. Шур «Лесенка» - модификация традиционной методики Дембо - Рубинштейн для измерения самооценки. Методика Нежновой для измерения уровня школьной мотивации.

. Беседы с педагогами и детьми.

4. Реализация программы «Повышение социального статуса среди сверстников с помощью активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника».

Работа по программе «Повышение социального статуса среди сверстников с помощью активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника» может оказаться полезной практическим психологам, учителям начальных классов в целях профилактики и коррекции отдельных сторон психического развития детей.


Адаптация ребенка к школе

Заключение

 

Наше исследование было посвящено проблеме адаптации ребенка в школе. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так анализ литературы показал, что процесс адаптации ребенка к школе является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни младшего школьника, как момент становления личности.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни школьника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания в отношениях с одноклассниками и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Праздничное массовое действие активно влияет на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь индивида.

Нами была разработана программа, направленная на формирование и поддержку активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения праздника. Был спланирован эксперимент, в котором были созданы две группы экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети, с низким социальным статусом занимающие активную позицию в подготовке и проведении праздника. В свою очередь в контрольную группу вошли дети с низким социальным статусом и пассивной позицией.

За основу, в настоящей дипломной работе был взят детский праздник «Новый год», проходящий каждый год для детей первых классов в ДСНШ №165. Данный праздник был взят как условие для адаптации тех детей, чей социальный статус в группе сверстников был низким. Исследование проводилось до, и после проведения праздника. Работа, проведенная на основании коррекционной программы, способствовала формированию нового социального статуса среди группы сверстников у детей вошедших в экспериментальную группу, а так же повышению самооценки и школьной мотивации, следовательно, адаптации ребенка в школе. Чего нельзя сказать о контрольной группе, в которой дети не занимали активной позиции при подготовке и проведении праздника.

Согласно полученным данным, представленным в таблице и результаты, полученные в ходе исследования можно сделать вывод о том, что детский праздник является ресурсом адаптации ребенка в школе, и играет в ней определяющую роль.

Это значит, что по полученным в нашем исследовании данным гипотеза о том, что ребенок легче адаптируется к новой социальной ситуации и его социальный статус в группе сверстников повышается, если ребенок занимает активную позицию, связанную с подготовкой и проведением школьного праздника, то его социальный статус в группе сверстников повышается, подтвердилась.

Мы пришли к выводу, что хорошо организованные праздники создают благоприятную ситуацию для адаптации ребенка к новой социальной среде.


Список литературы

адаптация ребенок школа праздник

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968.-278с.

. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ,1981.-416с.

3. Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты. М.: Светотон, 1995.

. Битянова М. Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Издательство «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».1995.

. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 1968, 195 с.

. Брофман В. «Время плясать», или Психология праздника Ж. Материнство- № 1 1999.

. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160с.: - (Б-ка школьного психолога).

. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия»,2001-368с

10. Выготский Л. С. Проблема возраста. Т. 2. - М., 1984, 185 с.

11. Вязников В.Н., Щербаков Н.Н. Семья и школа в развитии ребенка Бюллетень клуба конфликтологов, №7, 1999 г.

. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.

. Детский праздник: содержание, технологии, педагогическая результативность. Серия «Ребенок Общество Семья Творчество», Санкт-Петербургский городской дворец творчества. Ж. №7 2001.

. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М.: Наука, 1986, 85 с.

.Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Мн.: "Университетское", 1996. - 128 с.

. Иванова Н. В., Кузнецова М. П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт./Журнал практического психолога,1997, №2

. Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2001.

. Коломинский Я. Л. Феномен Шахразады.//Знание-сила, 1973, № 4.

19. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника/хрестоматия по возрастной психологии. Составитель канд. психол. наук Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И, Фельдштейна. - М.: Между народная педагогическая академия, 1994.

20. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.П. Ярошевского - М.;Политиздат,1985.-431с.

. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.-1976. С.46.

. Муратова А.С. Обряд и праздник. Мир психологии. №4, 2001.

. Мухина В. С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, 352 с.

.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996.

. Осипова М.П. Октябрятские праздники: Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- Мн.: Нар.асвета, 1986.

. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. - Минск: Беларусь, 1975, 330 с.

. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2001.

. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Т.2. - 248с.

29. Психологический словарь/ Под ред. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР.- М.:Педагогика,1983. С. 125.

30. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991, 288 с.

. Хренов Н.А. Хронотоп балагана как архаического истока зрелищ CC века и воспроизводства мифологического мышления. Мир психологии. №4 2001.

32. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов. Сост.и ред.Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии,1996-264с.

33. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 1980, т.1.

34. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самосознание и защитные механизмы. Под ред. Райгородского Д. Я. М.: БАХРАХ-М, 2000 г.

35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь.1984.

36. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига,2000.

37. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

. Эльконин Д.Б. психология обучения младшего школьника //Избранные психологические труды - М.: Педагогика 1989.-313с.

. Энциклопедия для родителей первоклассника / сост. Белый Е., Белая К. - М.: Аст, 2000, 484 с.

40.Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста/Вопросы психологии, 1994, №5

41. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.

42. www.psinfo.ru/articles/emotions/about_emotions

. www.psyhologu.ru/062526-/html

. www.users.livejournal.com/_dasein_/100495.html

. www.voppsy.ru/issues/1991/916/916184.html


Приложение 1

 

I. Результаты экспресс метода, определяющего иерархию межличностных предпочтений для каждого из членов коллектива (измерение социометрического статуса), измерение самооценки и школьной мотивации до проведения праздника.

 

«а»

фамилия имя ученика Я Р У О с\м статус мот.
1. К. Матвей 4 4 3 1 -0,25 12
2. А. Руслан         0,07  
3. Б.Диана         0  
4. Г. Ангелина         0,22  
5. Д. Аня         0,14  
6. Д. Лена         0  
7. Е. Маша 5 6 6 4 -0,11 9
8. З. Даша         0,03  
9. З. Гриша         0,03  
10. С. Катя 5 7 5 4 -0,07 14
11. К. Кирилл 4 7 5 4 -0,25 15
12. К. Гриша 5 5 5 5 -0,15 11
13 К. Саша 3 5 4 3 -0,17 12
14К. Артем         0,04  
15. К. Илья 6 9 6 5 -0,07 13
16. М. Соня         0,26  
17. К. Миша         0,24  
18. О. Гульза         0,17  
19. П. Юля         0,18  
20. В. Степа 3 4 3 3 -0,07 10
1 2 3 4 5 6 7
21. С. Полина         0,07  
22. З. Аня         0,04  
23.Ц. Рита         0,15  
24. Ч. Гриша         0,04  
25. Ч. Вика 4 3 4 3 -0,11 14
26. Я. Даша         0,04  

1 «б»

1. В. Карина         0,25  
2. А. Руслан 4 4 5 4 -0,26 18
3. К. Богдан         0,05  
4. И. София         0,18  
5. С.Алексей 3 6 4 4 -0,04 17
6. К. Данил         0,11  
7. Ж. Кристина         0  
8. Г. Захар 3 9 5 2 -0,21 13
9. Г. Соня         0,05  
10. К.Кристина         0,03  
11. К. Сергей         0  
12. С.Слава         0,04  
13. Д. София 5 6 6 4 -0,25 19
14. Л. Саша 4 7 6 3 -0,15 14
15. С. Юля         0,13  
16. Н. Максим 5 6 5 4 -0,07 9
17. К. Влад         0,07  
18. Ф. Максим 3 5 4 3 -0,07 9
19. К. Маша         0,26  
20. С. Полина 4 4 4 4 -0,09 12

 

II. Результаты экспресс метода, определяющего иерархию межличностных предпочтений для каждого из членов коллектива (измерение социометрического статуса), самооценки и школьной мотивации после проведения праздника.

 

«а»

1. К. Матвей 7 7 7 7 0,23 18
2. А. Руслан         0,07  
3. Б.Диана         0  
4Г. Ангелина         0,22  
5. Д. Аня         0,14  
6. Д. Лена         0  
7. Е. Маша 9 8 7 6 0,12 17
8. З. Даша         0,03  
9. З. Гриша         0,03  
10. С. Катя 8 8 6 6 0,09 18
11. К. Кирилл 4 7 5 4 -0,25 15
12. К. Гриша 5 5 5 5 -0,15 11
13 К. Саша 3 5 4 3 -0,17 12
14К. Артем         0,04  
15. К. Илья 6 9 6 5 -0,07 13
16. М. Соня         0,26  
17. К. Миша         0,24  
18. О. Гульза         0,17  
19. П. Юля         0,18  
20. В. Степа 6 7 7 5 0,17 16
21. С. Полина         0,07  
22. З. Аня         0,04  
23.Ц. Рита         0,15  
24. Ч. Гриша         0,04  
25. Ч. Вика 5 5 5 4 0,11  
26. Я. Даша         0,04  

 

«б»

1. В. Карина         0,25  
2. А. Руслан 7 6 6 6 0,08 21
3. К. Богдан         0,05  
4. И. София         0,18  
5. С.Алексей 3 6 4 4 -0,04 17
6. К. Данил         0,11  
7. Ж. Кристина         0  
8. Г. Захар 6 9 6 6 0,10 20
9. Г. Соня         0,05  
10. К.Кристина         0,03  
11. К. Сергей         0  
12. С.Слава         0,04  
13. Д. София 7 8 7 6 0,11 24
14. Л. Саша 7 7 7 7 0,06 21
15. С. Юля         0,13  
16. Н. Максим 5 6 5 4 -0,07 9
17. К. Влад         0,07  
18. Ф. Максим 3 5 4 3 -0,07 9
19. К. Маша         0,26  
20. С. Полина 5 4 4 4 -0,09 12

Приложение 2

 

Сценарий нового года.

«Новый год к нам идет».

Под веселую музыку дети вбегают в зал легкими подскоками и образуют круг возле елки. Читают стихи(дети входящие в контрольную группу, выходят на сцену.)

К. Матвей:

Здравствуй, праздник Новогодний.

Вот и встретится, пришлось.

Всем нам весело сегодня.

Здравствуй, елка - милый гость!

Е. Маша:

Дед Мороз стучит у входа,

Отряхает с шапки снег.

С Новым Годом, с Новым Годом!

Сколько радости у всех!

В. Степа:

Этот день мы ждали долго,

Не видались целый год.

Запевай, звени под елкой

Новогодний хоровод!

Поют песню «пришла зима»

Д. София:

Как весело, как весело!

Как радостно кругом!

Мы песней елку встретили!

Мы песню ей поем!

Г. Захар:

Какая ты нарядная,

С серебряной звездой!

Какая ты громадная,

Как весело с тобой!

Л.Саша:

Елочка зеленая

В блестках серебра,

Мы плясать под елочкой

Рады до утра!

Далее все дети поют песенку «что за дерево такое?»

Ведущая: Что за музыка звучит? Кто-то в гости к нам спешит. Садитесь, дети, на места, а я посмотрю.

Входит баба (в русском костюме)

Баба: Все ребятушек искала и, наверно, опоздала!

Ведущая: Нет, бабуся, не опоздала, проходи скорее к нам.

Баба:

Ох, далек мой путь, не близкий.

Шла, я шла, поклон вам низкий (кланяется).

А Деда моего вы не видали?

Ведущая: Нет, не приходил!

Баба: (ищет вокруг): Дед, а Дед? Ты где?

Дед: (в русском костюме, с решетом в руках появляется из-за елки): А вот и я! Здравствуйте, люди добрые! Пора начинать новогодние чудеса!

Баба: Да где ж твои чудеса?

Дед: А вот здесь, в моем волшебном решете!

Баба:

Чудеса, чудеса,

Солнце, сосны, небеса.

Чуден месяц, чуден свет,

Чуден каждый человек.

Баба: Дед, а Снегурочка будет?

Дед: Нет, не будет. Сегодня Снегурочка отменяется!

Баба (возмущенно): Ты что? Почему? Какой же Новогодний праздник без Снегурочки?

Дед: Да потому, что все девочки хотят быть Снегурочками. Вот я ей и велел не приходить.

Баба: А Деда Мороза я надеюсь, ты не отменил?

Дед: Дед мороз будет, только позже. Он сейчас в лесу занят: вьюги творит, землю леденит.

Баба: Ну, а теперь скажи, почему ты все время командуешь, будто ты здесь самый главный?

Дед: Я и есть самый главный, потому что сегодня я - Волшебник.

Баба: Кто? Волшебник?

Дед (значительно): Да! Я великий Волшебник!

Баба: Ха-ха-ха! Кто бы мог подумать?!

Дед: Сейчас убедишься: сегодня я со свои решетом чего хочешь начудить могу.

Баба: Тогда начуди, чтоб снег пошел!

Дед: Пожалуйста!

Решето, решето, свежим лыком обвито,

Обвито, обвито, снегами умыто!

Хочу, чтобы появились снежинки!

Под музыку выбегают девочки в костюмах Снежинок, останавливаются у елки и читают по очереди стихи.

Е. Маша:

Мы - снежинки, легкие пушинки.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Д. София:

Мы танцуем дни и ночи,

Даже несколько недель.

Нашим танцем, между прочим,

Начинается метель.

С. Катя:

А устанем мы кружится,

Отдохнуть зовет земля.

Мы летим, и снег ложится

На поля и на леса.

Под музыку «Вальс» Снежинки свободно кружатся по всему залу и убегают на места.

Баба: Ну у тебя, дед, и решето- чистое волшебство!

Дед: А в решете песни да пляски, да разные сказки!

Баба: А какая там сказка?(Заглядывает в решето и достает оттуда лисью рукавичку.) Да это лисья рукавичка!

Баба и Дед отходят в сторону: из-за елки появляется девочка в костюме Лисы, в руке у нее корзина с рыбой.

Лиса:

Ох, устала я, устала

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк (выбегает): Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса: Где ты был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки!

Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь сколько наловила…(показывает корзинку с рыбой).

Волк: Рыбки тоже я хочу. (Тянется к рыбе, но лиса быстро прячет корзину за спину.)

Лиса: Так поймай я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И все время повторяй:

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Волк: Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса (показывает, кричит вслед): Не забудь, слова скажи.

Волк и Лиса убегают за елку. Дед и Баба спрашивают у детей, героев какой сказки они видели.

Дед: Испекла бы ты мне, старуха, колобок, что-то есть захотелось!

Баба: А из чего печь, муки-то нет?

Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось и наберешь на колобок.

Баба: что ж, пойду посмотрю, может, чего и испеку.

Дед (обращаясь к детям): А я вам пока загадки загадаю.

. Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)

Старуха, ну что, скоро ли будет колобок готов?

Баба: Скоро, скоро, уже зарумянивается!

Дед: 3. Ни хвоста, ни головы,

А четыре ноги.(Стол)

. Жар-птица летает,

Золотые перья роняет. (Огонь)

. Что вверх корнем растет? (Сосулька)

. на дворе горой,

А в избе водой. (Лед)

Скоро ли будет колобок?

Баба: Из печи достаю!

Дед: Скорей бабка, заждались мы тут с ребятами!

Баба (выходит, ведя за руку ребенка в костюме Колобка): По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане замесила, вот колобок какой получила!

Дед: Ой, да какой пышный, румяный! (Дотрагивается до него и отдергивает руку.) Ой, горячий какой! Пускай остывает!

Колобок: Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался

Баба: А что у тебя еще есть в решете?

Дед вытаскивает из решета щуку.

Голос щуки (из-за елки): По щучьему веленью, по моему хотенью вели Емеле поплясать!

Из- за елки появляется мальчик в костюме Емели и исполняет русскую народную пляску. Отплясав он убегает за елку.

Баба: А что еще у тебя в решете?

Дед (достает колокольчик звенит):

Колокольчик ледяной,

Динь-дон, динь-дон,

У него веселый звон.

Под музыку в зал входит Зима, рассыпая по пути белое конфетти, имитирующее снег.

Зима (появляясь): Ау, ау! Кто меня здесь звал?

Дед: Здравствуй Зимушка-зима!

Твой колокольчик у меня!

Зима:

Колокольчик не простой,

Он всегда, везде со мной.

Динь-дон, раздает загадки он!

. К вам метели прилетели

Кто зимой прислал метели? (Дед Мороз)

. Кто, друзья, с большим трудом

Спрятал речки подо льдом? (Дед Мороз)

. По утрам, в рассветной мгле

Кто рисует на стекле? (Дед Мороз)

Ну, спасибо за отгадки, разгадали все загадки.

Баба и Дед начинают дрожать, притопывая на месте.

Дед: У меня один вопрос:

Почему я так замерз?

Баба: Ой, и я! Пойдем домой!

Очень холодно зимой!

Зима:

Вы, друзья, не уходите,

А под елкой попляшите.

Вы согреетесь тогда,

И не страшны холода.

Под русскую народную мелодию Дед и Баба пляшут. Все хлопают.

Дед: Мне от танцев жарко стало,

Будто лето уж настало.

Зима: Да, зимою лета нет.

Не собрать цветы в букет,

Не умеют и снежинки

Собирать цветы в корзинки,

Но зато в мой зимний час

Елка светится у вас.

И желанный друг детей

Дед Мороз ух у дверей.

Позовем его все дружно: Дедушка, ау!

Дети зовут Деда Мороза.

Дед Мороз входит в зал под «Песенку Деда Мороза», приветствует детей и приглашает всех в хоровод.

Дед Мороз: А теперь давайте вместе споем мою любимую песню «Метелица».

Дети вместе с Дедом Морозом танцуют и поют песню «Метелица».

Дед Мороз: А давайте-ка с вами поиграем.

Ведущая: Дед Мороз, А наши ребята знают одну игру, может, поиграем в нее?

Дед Мороз: Хорошо, давайте посмотрим, что вы там придумали.

К. Матвей и Г. Захар Проводят игру «Охота на кроликов».

Дед Мороз: Ох, и умаялся я. Какая замечательная игра.

Ведущая: Дед мороз, а у нас еще для тебя есть сюрприз. Мы с ребятами придумали конкурс на лучший танец и стих.

Дед Мороз: Какие вы смышленые, даже конкурс придумали. Хорошо давайте проведем, давно я стихов не слушал, да и танцев не видал.

Ведущая: Вот и замечательно. А провести нам помогут: конкурс стихов Е. Маша и А. Руслан, а конкурс танцев Г. Захар и С. Катя.

Проводятся конкурсы.

Дед Мороз: Как мне все понравилось, вы даже не представляете, давненько меня так не развлекали. Очень у вас весело, но мне пора домой, в лес, отдыхать.

Ведущая: Дети неужели мы отпустим Деда Мороза?

Дети берутся за руки и окружают Деда Мороза, не выпуская его.

Дед Мороз: Ну, а если я спляшу? Тогда выпустите?

Дети (хором): Да!

Пляска Деда Мороза под русскую народную мелодию.

Зима: Что же ты, дедушка, так мало поплясал?

Дед Мороз: А я еще попляшу, если ребята мне помогать будут.

Свободная пляска детей с Дедом Морозом.

Дед Мороз: Наплясался на год вперед, присяду и отдохну. А где же Снегурочка?

Дед: А я ее отменил.

Баба (жалуясь): Мне очень обидно, как же Новый Год без Снегурочки?!

Дед Мороз: Ну, ничего, я это дело улажу. Назначаю всех девочек Снегурочками. А пока, Дед и Баба, по волшебному пути надо в сказку вам идти. Сундуки там разыщите и сюда их привезите.

Дед и Баба: А что Дед тут оставил?

Зима: Это чудесное решето.

Дед Мороз: Так посмотрим, что же там.

Достает кукольного петрушку. В Степа исполняется танец Петрушки.

Дед Мороз: Что же еще в чудесном решете есть? (Вытаскивает снежинку.) Ну, Снежиночки, летите, в быстром танце покружите.

Танец Снежинок.

Дед Мороз: Где же наши Дед и Баба? Не заблудились ли они?

Ведущая: Дед Мороз а давайте пока Дед с Бабой не пришли мы споем песню и поводим хоровод, а помогать нам будут Д. София и Л. Саша.

Дети водят хоровод под песню «В лесу родилась елочка».

Дед Мороз: Это моя самая любима песня.

Ведущая: Дед Мороз у нас для тебя есть еще сюрприз. Наши дети Г. Захар, София, Руслан, Маша и Кристина приготовили для тебя и для зрителей сказку «Репка».

Дед Мороз: Какая замечательная сказка, а кто же придумал показать ее нам?

Ведущая: Это все Захар придумал.

Дед Мороз: Молодец Захар. Я надеюсь, что ты и в следующем году расскажешь нам еще какую-нибудь сказку, уж очень они мне нравятся. Что-то не видать Деда с Бабой, а давайте им покричим (кричит.) Ау, Дед, ау, Баба.

Дети повторяют.

Дед и Баба вносят сундуки.

Дед мороз: Вот и наши сундуки. Ну, Дед, хвалю за службу! Какое еще чудо у тебя в решете осталось?

Дед: А вот какое: хочу, чтобы в сундуках (думает).

Баба (подсказывает детям шепотом): Были подарки!

Дети (повторяют): Были подарки!

Дед: Точно! Чтобы в сундуках были подарки!

Дед Мороз: Посмотрим, получилось ли это чудо!

(Открывает сундуки, раздает подарки.)

Я расти желаю вам,

Не огорчая пап и мам,

В дружбе, радости, здоровье,

Счастья вам, ни капли горя.

Ну, а в следующем году

Я проверить вас приду.

Дед Мороз, дед, Баба прощаются и уходят.

Зима: До свидания, старый год!

Хоть ты и был хорошим,

Пора встречать нам Новый год,

Пусть радостным он будет тоже!

Под веселую музыку дети с подарками уходят из зала.

Введение

 

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема адаптации ребенка к школе.

Под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса» [9, с.211].

Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В младшем школьном возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается всё прежнее отношение ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.332 с.)