Бюрократический аппарат иерархия коррупция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюрократический аппарат иерархия коррупция



Введение

Бюрократический аппарат иерархия коррупция

Процесс формирования государства начал зарождаться 12 тыс. лет назад и длился шесть-восемь тысячелетий. На различных географических координатах и у разных народов этот процесс не был одновременен и шел разными путями. Известны восточный и западный пути возникновения государств, которые прошли тысячелетнюю историю, прежде чем стать такими, какими они являются в современной модели государственного устройства.

История возникновения современного российского государства неразрывно связана с возникновением Киевской Руси, которая хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX- X вв. на территориях Северной, Центральной и Восточной Европы.

С тех самых пор начинается «точка отсчета» современного российского государства, со всеми его признаками, сущностью, закономерностью и прочими неотъемлемыми характеристиками, период становления которых насчитывает тысячелетнюю историю. Среди таких характеристик в особую группу можно выделить «систему управления» государством. Система управления - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. В нашем случае под звеньями понимается совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. Таким образом, система управления государством предстает перед нами самостоятельной саморегулирующейся машиной, которая позволяет обеспечить стабильное функционирование и взаимодействие всех государственных органов и организаций.

Во все времена одной из самых мощных подобных машин была бюрократия. Будучи интегрированной в российский государственный аппарат управления еще в 18 веке, бюрократия стала значительно расширяться. Но чем больше она «разрасталась», тем в большей степени она превращалась в силу административного застоя, препятствуя эффективности управления государством. Это связано с тем, что принципы бюрократической организации являются более двусмысленными, чем считали её родоначальники, и им сопутствуют существенные «дисфункциональные» эффекты, которые тем более выражены, чем более последовательно применяются эти принципы. Одним из таких разрушительных эффектов стала «коррупция», которая является определенным патологическим проявлением принципа строгого следования установленным правилам и регламентам.

Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются - тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.

Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики.

 

 


 

Бюрократия и государственная служба

Коррупция в России

Виды коррупции

 

Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной или хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Коррупцию можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды:

·   Коррупция в сфере государственного управления;

·   Парламентская коррупция;

·   Коррупция на предприятиях.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую:

первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т. п.);

вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т. п.).

Часто заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает действия взяткодателя - это называют «вертикальной» коррупцией, она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

Другая классификация позволяет выделить административную коррупцию, деловую и коррупцию, связанную с «пленением» или захватом государства.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

«Пленением государства» как разновидности коррупции в мировой практике считается действие отдельных лиц, групп или фирм, как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу. Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить влияние на формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти, выпуск необходимых нормативных актов, неправомерное распоряжение средствами Центрального банка, незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц, «продажу» частным предпринимателям парламентских голосов и др.

Как видно из приведенных классификаций, формы осуществления коррупции разнообразны и с каждым поколением чиновников коррупционные связи лишь разрастаются, становятся глубже и прочнее.

 

Меры по борьбе с коррупцией

 

Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы нашей страны, необходимо проводить антикоррупционные реформы - комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Решать задачи организации отправления властных и управленческих функций, более адекватной потребностям общества в данный период развития.

Борьба с коррупцией требует комплексного системного подхода. Поскольку наибольшую тревогу вызывает коррупция органов государственной и местной власти, оказывающая разрушительное влияние на общественную нравственность, и перерождение бюрократических государственных институтов в полукриминальные «сообщества», в которых публично-правовые отношения подменяются лично-корыстными, необходимо антикоррупционное воспитание и образование государственных служащих. Оно может быть системой, включающей специальные дисциплины и технологии. В частности, необходимо введение института поручительства и присяги, выработка морального кодекса чиновника и т. д.

Необходимо провести ревизию действующего законодательства с целью внесения в него норм, противодействующих коррупции; ввести постоянную практику экспертизы проектов и уже принятых законов и подзаконных актов на коррупциогенность.

Для эффективной борьбы с коррупцией наряду с другими средствами борьбы необходим комплекс мероприятий правопросветительского характера, чтобы изменить отношение людей к праву, а также создать оптимальные правовые механизмы осуществления прав личности, их защиты и гарантий со стороны государства по соблюдению правовой формы.

Доступ к информации - важнейший антикоррупционный фактор. В систему действий по снижению коррупциогенных факторов должны быть включены открытие доступа к вакансиям во властных структурах для всех желающих и гласность условий конкурса, ротация кадров, развитие самоуправления и другие меры, способные обеспечить не только контроль, но и участие во власти представителей гражданского общества. Велика роль СМИ, несмотря на все трудности их функционирования в условиях авторитарных режимов.

Необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля выполнения ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере.

Еще одним важным элементом устойчивого функционирования организационно-управленческого механизма борьбы с коррупцией является антикоррупционный контроль. Оценивая данный механизм как систему взаимодействия субъектов антикоррупционной борьбы, контроль также можно представить системой:

. Социально-правовой контроль - один из самых эффективных способов борьбы с коррупцией, создающий условия, препятствующие её появлению и развитию. Например, «некая мафия» может воздействовать на отдельное лицо или правоохранительный орган, препятствующий её деятельности, но повлиять на парламент, принимающий закон в области государственного управления, очень сложно.

. Важное значение имеет контроль за властными структурами и бизнесом и их взаимоотношениями. Считается нормальным, когда бизнес в законодательном порядке отделен от правительственных и государственных структур во избежание «конфликта интересов».

Таким образом, интересы бизнеса и исполнительной структуры должны строиться только в определенных законом рамках, Это означает исключение фактов протекции (лоббизма) со стороны чиновников, которые, получив деньги от зарубежных фирм, проталкивали их интересы. К сожалению, никто в правительстве не отслеживает, в ведении какой иностранной фирмы, получившей поддержку, находится наш чиновник.

. Важное направление реализации составляющей контроля в функционировании организационно-управленческого механизма борьбы с коррупцией - создание надежного и действенного общественного контроля за чиновничьим произволом.

Сегодня реформа правоохранительной системы, нацеленная на повышение уровня открытости, предполагает также снятие с чиновников неоправданных привилегий, которыми они пользуются в силу своего служебного положения. Другой важный аспект - разработка эффективной системы, позволяющей подавать жалобы, как в рамках каждого отдельного учреждения, так и в масштабах всего общества.

. Для утверждения и поддержки эффективности системы общенациональной борьбы с коррупцией посредством контроля как неотъемлемого элемента работоспособности организационно-управленческого механизма антикоррупционной деятельности необходим контроль за контролерами.

Во-первых, чрезвычайно важен пример руководителей страны и высокопоставленных чиновников.

Во-вторых, целью любой системы некоррупционного поведения является построение системы сдержек и противовесов при согласованности основополагающих принципов (обычно закрепленных в конституции или в своде основных законов государства). В результате получается самодостаточный «магический круг», где осуществляется контроль за деятельностью тех людей, чей должностной статус предопределяет опасность злоупотребления служебным положением, причем этот контроль осуществляется либо самими этими людьми, либо кем-то еще.


 

Заключение

 

На этапах зарождения бюрократии как таковой на него возлагались большие надежды по структурированию и интенсификации работы любых организаций. Многочисленные исследования немецкого ученого Макса Вебера не только укрепили эти надежды, но и значительно развили их на целое столетие вперед. Бюрократия насаждалась повсеместно, её аппарат разбухал и укреплялся во всем мире долгие годы. Но с течением времени бюрократическое управление стало давать сбои. Её чрезмерная волокита и формализм перестали решать задачи в соответствии с требованиями современного информационного общества: быстро. Сегодня бюрократия - главная помеха на пути цивилизованной жизни. В нашей стране она выделяется как «угроза номер один».

итог становлению и развитию государственной службы в царской России, можно сказать, что этот временной отрезок (XVI- начало XX вв.) является периодом активного становления бюрократического аппарата на территории всей империи. Находясь в противоречии между необходимостью роста числа чиновников для эффективного управления Россией и отсутствием средств на их содержание, монархи были вынуждены выбрать стратегию умеренного балансирования. Таким образом, сменившим в результате революции власть, в наследство большевикам достается весьма эффективная, даже не смотря на неполноценные размеры, система государственной службы, которая ими же впоследствии будет уничтожена.

Исторически для России было характерно засилье колоссального бюрократического аппарата. «Естественной» для государства была роль насилия и детальнейшей канцелярской регламентации всей жизни.

На любом историческом этапе бюрократия стремилась сохранить полученную в распоряжение собственность как свою, наследственную и присвоить ее. Характерно, что в России ценностная доминанта - упование на государство - сочетается с отчуждением от него. Государство, власть - это всегда «они», а не «мы». Такая установка предполагает восприятие государства в качестве внешней силы, не зависящей от индивидуума, что естественно в условиях отсутствия демократических традиций. Подобная двойственность отношения гражданина к господствующему над ним государству глубоко въелась в ядро российского самосознания и проявляется в ценностных ориентациях, в социально-психологических характеристиках, в мотивационном комплексе.

Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных убеждений.

Исходя из этого, коррупция, в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны.

Разнообразие форм осуществления коррупции и рост коррупционных связей заставляет государство выработать ряд мер по её противодействию.

То есть выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результата многолетней постройки бюрократической системы управления государством. Подобная взаимосвязь бюрократии и коррупции кроется в системе отношений между государственным чиновником и отдельными членами общества. Коммуникация в их отношениях становится горизонтально однонаправленной, что приводит к диктату со стороны госслужащих. Самый простой и быстрый способ избежать этого диктата - прибегнуть к коррупции (передать денежные средства, предоставить услуги чиновникам и т.п.). Отсюда следует характер взаимосвязи бюрократии и коррупции.

А также выявление возможных мер по борьбе с коррумпированностью государственного аппарата. Насколько разнообразны формы коррупции и взяточничества, настолько многообразны и методы их предупреждения. Установление уголовной ответственности за коррупцию, взяточничество и иные должностные преступления - это меры уголовно-правового характера, которые могут быть задействованы лишь при определенных условиях.

Если система коррумпированности достигла критического для общества состояния, то никакой хороший закон не сможет искоренить эти негативные явления, и нормы закона останутся бездейственными. Требуются решительные меры со стороны самого государства в лице правительства, парламента по привлечению к ответственности чиновников, виновных в коррупционной деятельности. Иначе само государство, в частности, его экономическая безопасность, не сможет существовать и нормально функционировать.

Необходима разработка большой программы по подготовке государственных служащих и формированию единой «команды», незапятнанной в криминальных структурах, которая сможет и пресечь развитие коррумпированных сетей в органах власти.

Реализация российскими органами власти и управления предлагаемых мер будет способствовать обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, повышению эффективности функционирования всего механизма борьбы с коррупцией.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1.Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность / В. Д. Андрианов. - М. Волтерс Клувер, 2009.

.Вебер М. Избранные произведения. Перевод П. П. Гайденко / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.

.Кирпичников А.И. Российская коррупция. / А.И. Кирпичников. - М., 2004.

.Нисевич, Ю.А. Номенклатурный апокалипсис / Ю.А. Нисевич. - М., 2003.

.Паркинсон С. Законы Паркинсона. / С. Паркинсон, Изд. "Прогресс", М., 1989.

.Токвиль А. Старый порядок и революция. - Перевод с фр. М. Федоровой. / А. Токвиль. - М.: Московский философский фонд, 1997.

.Ядгаров Я. С. История экономической мысли: Учебник для вузов. / Я. С. Ядгаров, 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.Богданов И. Я., Калини А. П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. / И. Я. Богданов, А. П. Калинин. - М. 2001.

.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1984. Т. 1

.Доунс Э. Жизненный цикл бюрократических структур. М., Изд-во МГУ, 2003

.Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., Дело, 1993

.Агеев О.В., Устинкин С.В. Бюрократия и политика: Учебное пособие. Н. Новгород, 2003:

.http://www.nationalism.org/library/science/sociology/beetham/4beetha.htm

.http://www.spa.msu.ru/spa.php?inform/depspa/technm/GLKupriashin/1_6nov

Введение

бюрократический аппарат иерархия коррупция

Процесс формирования государства начал зарождаться 12 тыс. лет назад и длился шесть-восемь тысячелетий. На различных географических координатах и у разных народов этот процесс не был одновременен и шел разными путями. Известны восточный и западный пути возникновения государств, которые прошли тысячелетнюю историю, прежде чем стать такими, какими они являются в современной модели государственного устройства.

История возникновения современного российского государства неразрывно связана с возникновением Киевской Руси, которая хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX- X вв. на территориях Северной, Центральной и Восточной Европы.

С тех самых пор начинается «точка отсчета» современного российского государства, со всеми его признаками, сущностью, закономерностью и прочими неотъемлемыми характеристиками, период становления которых насчитывает тысячелетнюю историю. Среди таких характеристик в особую группу можно выделить «систему управления» государством. Система управления - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. В нашем случае под звеньями понимается совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. Таким образом, система управления государством предстает перед нами самостоятельной саморегулирующейся машиной, которая позволяет обеспечить стабильное функционирование и взаимодействие всех государственных органов и организаций.

Во все времена одной из самых мощных подобных машин была бюрократия. Будучи интегрированной в российский государственный аппарат управления еще в 18 веке, бюрократия стала значительно расширяться. Но чем больше она «разрасталась», тем в большей степени она превращалась в силу административного застоя, препятствуя эффективности управления государством. Это связано с тем, что принципы бюрократической организации являются более двусмысленными, чем считали её родоначальники, и им сопутствуют существенные «дисфункциональные» эффекты, которые тем более выражены, чем более последовательно применяются эти принципы. Одним из таких разрушительных эффектов стала «коррупция», которая является определенным патологическим проявлением принципа строгого следования установленным правилам и регламентам.

Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются - тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.

Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.05 с.)