Медиа-политический дискурс и его характерные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медиа-политический дискурс и его характерные особенности



 

Институциональные дискурсы привлекают к себе внимание лингвистов возможностью исследовать языковую личность как носителя соответствующей культуры. Одним из типов институционального дискурса является политический дискурс.

Под политическим дискурсом мы понимаем «связный, вербально выраженный текст (устный или письменный) в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, взятый в событийном политическом аспекте, представляющее собой политическое действие, участвующий во взаимодействии политических деятелей и отражающий механизм их политического сознания» [21, с.264]. Рассматривая данное определение политического дискурса в качестве рабочего, мы сохраняем понимание данного феномена как более сложного структурного образования: «Политический дискурс представляет собой знаковое образование, имеющее два измерения - реальное и виртуальное, при этом в реальном измерении он понимается как текст в конкретной ситуации политического общения, а его виртуальное измерение включает вербальные и невербальные знаки, ориентированные на обслуживание сферы политической коммуникации, тезаурус прецедентных высказываний, а также модели типичных речевых действий и представление о типичных жанрах общения в данной сфере» [50, с. 32].

Неоднородность политического дискурса отмечается в научных исследованиях и приводит к попыткам классификации и типизации различных дискурсных реализаций: «Политический дискурс - это совокупность политических дискурсий социума: дискурса власти, контрдискурсии, публичной риторики, закрепляющих сложную систему общественных отношений либо дестабилизирующих ее» [12, с. 23]. Как отмечает Н.А. Герасименко: «Языковым материалом для анализа политического дискурса является естественноязыковой дискурс, представляющие собой материалы средств массовой информации, специальную литературу, результаты речедеятельности политических деятелей, зафиксированные в виде докладов, выступлений или в другой форме» [12, с. 22].

Политический дискурс состоит из нескольких разновидностей дискурса: профессионально-политического; внутриполитического; медиа-политического; политико-агитационного и политико-бытового. Объектом нашего исследования является медиа-политический дискурс, параметрами которого являются:

адресант - профессиональный носитель политического языка, коллективный; адресат - непрофессиональный носитель политического языка, групповой или массовый;

ситуация - официальная;

характер связи - опосредованная.

Границы медиа-политического дискурса определяются материальным носителем (средством массовой информации) и тематической спецификой (вопросы внутренней и внешней политики). Мы определяем содержание текстов, представленных в медиа-политическом дискурсе как собственно политическое, но понимаем, что взаимодействие экономических проблем, вопросов культуры с политической сферой неизбежно. Диалог между властью и массами идет через посредника - средство массовой информации (СМИ), что обусловливает взаимопроникновение сфер журналистики и политики. СМИ определяются следующим образом:

посредник между системой «Политика» и системой «Человек»;

средство формирования политической культуры, так как длительное, постоянное восприятие информации способно конструировать и реконструировать систему политических представлений;

средство манипулирования сознанием, так как сформированная система политических представлений под воздействием коммуникативных стратегий определяет принятие политических решений и осуществление политических действий.

Политический дискурс является сегодня мощным властным ресурсом, посредством которого государственные и общественные институты осуществляют самопрезентацию, конструируют и продвигают в выгодном для них свете те или иные образы окружающей нас действительности.

Политический дискурс представляет собой многоаспектное и многоплановое явление. Его отличительным признаком является огромное разнообразие жанров, среди которых особенно популярны новостная заметка, аналитическая статья, интервью и репортаж. Но все же главная черта политического дискурса средств массовой информации заключается в том, что отправитель сообщения (журналист) в данном случае является лишь посредником между реальными политическими деятелями и событиями и получателем сообщения (читателем). Поскольку население дистанцировано от правительства и не может непосредственно наблюдать процесс принятия решений, касающихся общественной жизни, журналисты становятся «рассказчиками» о политике и политиках и, соответственно, формируют общественное мнение. Таким образом, средства массовой информации становятся практически единственным средством общения политиков и масс, коммуникация которых носит опосредованный характер.

Любое понимание политической культуры предполагает на современном этапе развития общества решающую роль средств массовой информации в ее формировании.

Как отмечают Г.О. Винокур, Д.Ю. Гатин, В.Г. Костомаров, ГЛ. Солганик и др., публицистические тексты тяготеют к двум взаимоисключающим полюсам - стандартности и экспрессивности. Стандартизация публицистической речи обусловлена, с одной стороны, массовостью и безличностью адресата, с другой стороны - временными ограничениями при создании медиатекстов. В медиа-политическом дискурсе быстро закрепляются и становятся стандартными оценочные слова и сочетания различного типа: paramilitary(военизированный), go-go (динамичный, современный) и др.

Таким образом, политический дискурс не монолитен и существует множество жанров внутри данного вида дискурса, которых объединяют, в первую очередь, общность тематики, целей и установок отправителя сообщения. Политический медиа-дискурс занимает особое место в жанровой классификации политического дискурса, поскольку отличается масштабным охватом аудитории и своим воздействующим потенциалом. Именно благодаря данному виду дискурса осуществляется ежедневное общение политиков с массами и формируется общественное мнение. К стратегическим особенностям политического дискурса в целом и дискурса средств массовой информации в частности относятся «власть языка» и специфическая сюжетно-ролевая структура. Интертекстуальность и временной фактор отличают политический дискурс средств массовой информации от других жанров внутри политического дискурса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.004 с.)