Законодательная база аттестационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная база аттестационной деятельности



аттестация государственный служба комиссия

Правовой институт государственной службы является межотраслевым, включает в себя нормы государственного права, но в основном состоит из норм административного права; связан с рядом финансово-правовых правил, с главой Уголовного Кодекса РФ “должностные преступления”, но особенно тесно - с трудовым правом. Институт государственной службы охватывает правовые основы ее организации и особенности социально- правового положения государственных служащих, в том числе аттестационную деятельность кадров государственной службы.

Правовым фундаментом государственной службы, где впервые рассмотрен вопрос о необходимости аттестации государственных служащих, является Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации”, который установил общие положения, регламентирующие оба уровня государственной службы, существующих в России: федеральный и субъектов Федерации. В субъектах Российской Федерации основы аттестационной деятельности государственной службы регламентируют аналогичные законодательные акты.

Законы Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”, “О воинской обязанности и военной службе” являются федеральными актами, определяющими правовой статус отдельных видов государственной службы, в свою очередь также обращают внимание на критерии оценки деятельности отдельных видов государственных служащих.

Особое значение в правовом оснащении аттестационной деятельности государственной службы имеют акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Из этой, самой большой группы источников, наибольший интерес представляют Указ Президента Российской Федерации “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы” от 04 апреля 1992 года, который определил в качестве одной из основных задач борьбы с правонарушениями, проведение аттестации, а также, утвержденные в 1993 году Правительством Российской Федерации “Положение о проведении аттестации руководителей и служащих структурных подразделений центральных органов исполнительной федеральной власти” и “Положение о проведении конкурса при приеме на работу в центральные органы федерально-исполнительной власти”. На территориях субъектов были также приняты законодательные акты, регламентирующие процедуру аттестации государственных служащих.

Во всех вышеуказанных источниках тем или иным способом закрепляется правовое положение аттестационной деятельности государственных служащих. Во все времена правовой статус государственного служащего определялся занимаемой им должностью.

Аттестационная деятельность на федеральном уровне регулируется Федеральным законом “Об основах государственной службы”; Положением об аттестации федеральных государственных служащих.

Федеральный Закон “Об основах государственной службы” устанавливает, что государственный служащий подлежит аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Такая же норма устанавливается и в статье 30 Положения о федеральной государственной службе.

Среди двенадцати принципов государственной службы, содержащихся в статье 5 Федерального закона, к проблемам аттестации можно напрямую отнести четыре:

1 единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

2 профессионализм и компетентность государственных служащих;

3 ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах; (22. С.18).

В соответствии со ст. 24 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ” для определения уровня подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда проводится его аттестация. Такая аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и условия ее проведения определяются Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего, которое утверждено Указом Президента РФ от 9 марта 1996 года (7. Ст.1036).

Пунктом 2 данного Положения определен круг государственных служащих, подлежащих аттестации. К числу аттестуемых отнесены государственные служащие, замещающие в государственных органах младшие, старшие., ведущие, главные и высшие государственные должности. В свою очередь, в п. 7 данного Положения дан исчерпывающий перечень государственных служащих, которые не подлежат аттестации. В частности, запрещено проводить аттестацию следующих государственных служащих:

1) замещающих государственную должность соответствующей группы менее года;

2) достигших предельного возраста, установленного для замещения государственной должности;

3) беременных женщин;

4) находящихся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска);

5) государственных служащих в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки.

По результатам аттестации государственному служащему может быть дана одна из следующих оценок:

1) соответствует замещаемой государственной должности;

2) соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

3) не соответствует замещаемой государственной должности.

В соответствии с п. 15 Положения об аттестации федерального государственного служащего в случае его признания не соответствующим занимаемой должности, он направляется на повышение квалификации или переподготовку. Кроме этого, государственный служащий, получивший неудовлетворительную оценку при аттестации, может быть переведен с его согласия на другую государственную должность. Молодые специалисты и другие выпускники, поступившие на государственную службу после получения высшего или среднего профессионального образования, получившие по истечении года работы отрицательную оценку при проведении их аттестации, могут быть направлены на повышение квалификации или переподготовку, а также переведены на другую государственную должность. Однако для этого требуется получить их согласие.

Если направленный на переобучение или переподготовку государственный служащий не смог справиться с программой обучения и был отчислен из учебного заведения по причине неуспеваемости, то руководитель государственного органа вправе перевести с его согласия на другую государственную должность. При отказе государственного служащего от другой государственной должности руководитель государственного органа вправе принять решение об его увольнении в соответствии с трудовым законодательством.

При отказе государственного служащего от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую работу, руководитель государственного органа вправе принять решение об его увольнении. Однако при этом должны быть соблюдены все нормы действующего трудового законодательства. Увольнение государственного служащего в рассмотренном случае может последовать по п.2 ст.33 КЗоТ РФ в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Хотя сразу следует сказать, что данное основание для прекращения трудового договора (контракта) с молодым специалистом, а также выпускником высшего или среднего специального учебного заведения, проработавшим в должности государственного служащего менее трех лет не может быть применено. Это объясняется тем, что квалификация данной категории работников подтверждается дипломом об образовании и квалификационной комиссии не предоставлено право признать названных лиц не соответствующими квалификации.

На уровне субъектов Российской Федерации аттестационная деятельность регулируется законами субъектов РФ о государственной службе и иными нормативными актами о порядке и условиях проведения аттестации государственных служащих.

Процессы аттестации, проводимые, проводимые органами власти и управления в регионах, имеют свои особенности, которые можно рассмотреть подробнее на одном из субъектов Федерации. Так, аттестация государственных служащих, замещающих в Администрации Санкт-Петербурга высшие, главные, ведущие должности государственной службы категории «Б» и высшие должности государственной службы категории «В» проводится на основании Закона Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга», в соответствии с положениями и рекомендациями, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года N 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего», в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих Санкт-Петербурга замещаемым должностям государственной службы Санкт-Петербурга, а также решения вопроса о присвоении им первых или очередных гражданских званий Санкт-Петербурга и квалификационных разрядов до принятия соответствующего федерального закона издан приказ губернатора Санкт-Петербурга от 28 сентября 2000 г. N 286-к, который определяет порядок проведения аттестации, государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга (далее - аттестация) силами аттестационных комиссий структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга и утверждает Положение о проведении аттестации государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга.

Аттестация государственных служащих в Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга, отраслевых и территориальных органах Администрации Санкт-Петербурга (далее - структурные подразделения Администрации Санкт-Петербурга) проводится на основании приказа губернатора Санкт-Петербурга, в строгом соответствии с законом в целях определения уровня профессиональной подготовки государственных служащих и их соответствия замещаемым должностям государственной службы Санкт-Петербурга для решения вопроса о присвоении им гражданских званий и (или) квалификационных разрядов и призвана способствовать совершенствованию работы с кадрами в структурных подразделениях Администрации Санкт-Петербурга.

Аттестации подлежат государственные служащие, замещающие в структурных подразделениях Администрации Санкт-Петербурга высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности в соответствии с перечнями должностей государственной службы Санкт-Петербурга категории «К» и «В» согласно Закона. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Сроки проведения очередной аттестации государственных служащих в структурных подразделениях Администрации Санкт-Петербурга устанавливаются губернатором Санкт-Петербурга.

Аттестация государственных служащих, замещающих в структурных подразделениях Администрации Санкт-Петербурга главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы категории «В», проводится на основании приказа руководителя структурного подразделения Администрации Санкт-Петербурга, изданного в соответствии с приказом губернатора Санкт-Петербурга, соответствующими аттестационными комиссиями.

Например, на основании Приказа губернатора Санкт-Петербурга от 28 апреля 2001 г. №136-ра «О проведении аттестации государственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» Территориальным управлением Калининского административного района г. Санкт-Петербурга 11.05.2001г. был издан приказ №227-ГК «Об аттестации государственных служащих территориального управления Калининского административного района», утверждающий состав аттестационной комиссии, сроки и порядок проведения аттестации, списки государственных служащих, подлежащих аттестации.

Этапы подготовки проведения аттестации государственных служащих Санкт-Петербурга совпадают с этапами, предусмотренными Указом президента РФ от 9 марта 1996 года №353, порядок же формирования аттестационных комиссий, регламентация их деятельности расписаны более тщательно.

В состав аттестационных комиссий должны включаться руководитель структурных подразделений и высококвалифицированные специалисты структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, в том числе работники кадровых, юридических служб, представители профсоюзной организации. К работе аттестационных комиссий рекомендовано привлекать независимых экспертов.

По результатам аттестации помимо предусмотренных на федеральном уровне оценок и рекомендаций государственный служащий в Санкт-Петербурге может получить представление о присвоении внеочередного нового гражданского звания и (или) квалификационного разряда, а также рекомендацию «не присваивать первое или очередное гражданское звание и (или) квалификационный разряд. По результатам аттестации принимается предусмотренное Положением или действующим законодательством одно из решений. Вопросы (споры), возникающие при проведении аттестации, рассматриваются Губернатором Санкт-Петербурга или в суде. Следовательно, аттестуемый может выбрать способ защиты своего права.

Однако, исходя из принципа объективности оценки, необходимо поставить вопрос о порядке аттестации самих членов аттестационных комиссий. В настоящее время, в соответствии с законодательством, члены аттестационных комиссий фактически аттестуют друг друга. В этой ситуации на практике невозможно устранить фактор субъективности и корпоративные интересы.

Аттестация государственных служащих как правовой институт содержит нормы, регулирующие отношения в прохождении государственной службы. В настоящее время порядок прохождения и продвижения по службе регламентируется многочисленными специальными нормативными актами. Как правило, в каждом конкретном случае он осуществляется исходя из результатов оценки деловых, личных, нравственных качеств работника, учета эффективности его деятельности, результатов исполнения должностных обязанностей. Чтобы обеспечить справедливое продвижение работников по службе, необходимо создать и закрепить в правовых нормах научно обоснованный механизм движения государственных служащих. В таком механизме аттестация является одним из основных элементов.

Правовое регулирование прохождения государственной службы должно быть направлено на совершенствование работы всего аппарата государственных органов. Правовые нормы, регламентирующие деятельность по оценке служащих, являются фактором эффективного воздействия на процесс движения работников по службе. Правовые нормы, регламентирующие аттестационную деятельность, устанавливают определенный порядок деятельности органов, направленный на организацию и проведение оценки служащих. Внутренняя связанность и обособленность норм, регламентирующих аттестационно-должностные отношения в процессе прохождения служащими государственной службы, образуют своего рода нормативный блок, свидетельствующий о наличии правового института аттестации. Цель которого:

А) определить уровень профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы;

Б) решение вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда;

В) повышение эффективности управления (понимаемого в широком смысле).

Таким образом, правовая база аттестации государственных служащих включает в себя материальные нормы, устанавливающие статусные аттестационно-правовые положения (необходимость подготовки аттестационной характеристики, сроки проведения аттестации, виды аттестационных оценок) и процессуальные нормы, регулирующие саму процедуру аттестации. Аттестационные нормы устанавливают порядок возникновения, прохождения и прекращения аттестационно-должностных отношений и служат для определения:

1 цели и задачи проведения аттестации;

2 круга лиц, подлежащих аттестации;

3 сроков ее проведения;

4 состава аттестационных комиссий;

5 порядка проведения аттестации;

6 принятия решений по результатам аттестации и разработки мероприятий по совершенствованию процедуры аттестации и улучшению деятельности государственных органов (их структурных подразделений).

Вывод. Правовая база - важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Но, несмотря на целостный вид законодательного пакета, регулирующего аттестационную деятельность, в будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.023 с.)