Основные принципы аттестационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы аттестационной деятельности



 

Содержание и сущность аттестационной деятельности невозможно полно раскрыть без определения основных ее принципов. Эти принципы вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. К таким основополагающим принципам можно отнести следующие Внепартийность аттестации определяется как отсутствие одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей государственным служащим. В соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных государственных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном государственном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.

1) Принцип всеобщности аттестации означает, что она проводится во всех государственных органах. Аттестации подлежат все лица, замещающие государственные должности государственной службы в соответствии с действующим законодательством.

2) Принцип гласности заключатся в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, открытостью обсуждения профессиональных, личностных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и подготовить предложения и замечания по улучшению работы конкретного государственного органа или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

3) Коллективность оценки. Суть этого принципа состоит в следующем:

1 процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, личностных, нравственных качеств государственного служащего осуществляется группой авторитетных специалистов, т.е. аттестационной комиссией;

2 коллективность оценки предполагает проведение продуктивного обмена мнениями о сильных и слабых сторонах аттестуемого служащего.

Гласность, коллективность оценки и учет общественного мнения при проведении аттестации должны создавать условия для реализации важного требования об ориентации служащего государственного органа не на собственные, а на общественные интересы (13. С.167).

1) Периодичность (систематичность) аттестации. Этот принцип означает, что она проводится постоянно через определенные промежутки времени. От действия принципа периодичности аттестации во многом зависит ее эффект как организационно-правового явления в структуре системы работы с персоналом. Этот принцип должен обеспечивать надлежащий уровень исполнения служащими своих должностных обязанностей вне зависимости от внешних факторов, перемен, политических условий;

2) Принцип объективности оценки выражается в том, что профессиональные, личностные и деловые качества служащих рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т.е. такими, какими они являются в действительности. Объективность оценки должна проявляться еще и в том, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности каждого служащего. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие предубеждений относительно делового поведения служащего.

На практике принцип объективности аттестации напрямую связывается с составом аттестационных комиссий. Реализация принципа объективности в полной мере возможна только при условии, что оценивать профессиональные качества аттестуемого будет человек, являющийся специалистом в области управления, а также в вопросах, связанных со спецификой практической деятельности государственного служащего, проходящего аттестацию. Однако законодатель не уточняет квалификационные требования к членам аттестационных комиссий, что позволяет при их комплектовании руководствоваться зачастую корпоративными критериями.

6) Принцип комплексности оценки должен гарантировать всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Этот принцип является базисным принципом аттестации государственных служащих. Комплексность оценки означает также, что оценивается деятельность государственного служащего по трем направлениям:

1 оценка результатов деятельности служащих;

2 оценка процесса управленческого труда, исполнения должностных обязанностей;

3 оценка личностных качеств государственного служащего;

Одним из важных моментов аттестации государственного служащего является проблема выделения и оценки профессионально важных качеств. Они вытекают из особенностей личности, характера, поведения людей, работающих в системе государственной службы.

Основными личностными факторами, определяющими квалификационные качества государственного служащего, являются:

4 качество знаний государственных служащих и их структура, что проявляется через образование: соотношение разных отраслей знания, глубину и системность их освоения, способность применить для оценки проблемной ситуации;

5 навыки и умения использовать знания для выполнения служебных функций или профессионализм и компетентность;

6 личные качества, способствующие исполнению служебных функций: ценностные ориентации, моральные свойства, состояние здоровья, нравственные качества.

Образование, как один из критериев, учитываемых при аттестации, призвано: давать знания, соотнеся их с реальной практикой; развивать профессионализм государственных служащих, направленный на решение широкого круга задач государственной политики; нацелено на формирование внутренней потребности государственного служащего к саморазвитию, непрерывному повышению своих знаний.

Таким образом, одной из главных задач аттестации является выявление образовательного уровня государственных служащих и необходимости в дополнительном обучении некоторых аттестовавшихся.

Немаловажным критерием, выявляемым при аттестации, являются профессионализм и компетентность государственного служащего. То есть кроме необходимого профессионального образования, опыта работы, государственный служащий должен быть компетентным во вверенной ему сфере управленческой деятельности, владеть знаниями в области теории и практики управления.

Компетентность государственного служащего представляет собой: соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей; умение работника практически действовать и достигать требуемых результатов (17 С.47). Компетентность обеспечивается базовым образованием, опытом работы, различными формами краткосрочной учебы. Большое значение имеет мировоззрение государственного служащего, его образ мышления и поведенческого стереотипа, общая культура, ценностные ориентации. Выявить и объективно оценить данные качества личности позволяют проводимые аттестации государственных служащих. Так как если личность не обладает собственной системой позитивных ценностей, ее опасно пускать “во власть”, ибо во власти все негативное проявляется в полную силу.

Следовательно, немаловажным критерием при аттестации государственного служащего являются нравственно-этические качества: недостаточная компетентность и низкий профессионализм порой дополняются негативными нравственными и этическими установками личности (22 С.38).

Служение общественному долгу, честность, принципиальность, ответственность за свои слова и действия - эти и другие нравственные качества имеют особое значение для государственных служащих и являются ведущим критерием в определении и оценке их профессиональной пригодности к работе. Поэтому, при разработке оценочных критериев при аттестации государственных служащих необходимо больше внимания уделить именно этому направлению.

Принцип комплексности реализуется через выбор наиболее эффективной аттестационной технологии, позволяющей объективно оценивать профессионально значимые качества личности аттестуемого.

1) Степень реализации всех других принципов, а также правовая значимость аттестации определяется принципом действенности аттестации - обязательным принятием по результатам аттестации организационно-правовых мер, присвоением квалификационного разряда (классного чина), а в необходимых случаях - мер ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с персоналом государственной службы, если по ее результатам не - будут организовываться стимулирующие мероприятия.

Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии есть залог достижения всех целей аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации является достижение соответствия государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления.

Таким образом, согласно указанных выше принципов, можно выделить основные функции аттестационной деятельности:

2) Диагностическая - изучает особенности построения системы государственного органа применительно к осуществлению служебной деятельности государственными служащими;

3) Прогностическая - прогнозирует модель социального и профессионального поведения государственного служащего;

4) Правозащитная - использование законов и подзаконных правовых актов для осуществления контроля качества выполнения должностных обязанностей государственными служащими государственных органов;

5) Организационная - способствует развитию и регламентирует организацию системы государственных органов, учреждений и организаций социальной сферы;

6) Предупредительно - профессиональная - предупреждает и способствует преодолению негативных явлений;

7) Психологическая - консультирует и корректирует межличностные отношения в целевых группах.(21.С.90).

Итак, рассмотрев основополагающие принципы и функции аттестационной деятельности, можно сделать следующие выводы:

1 Организация и проведение аттестации основывается на нескольких основополагающих принципах, а именно: принцип внепартийности, всеобщности, гласности, коллективности оценки, периодичности (систематичности), объективности, комплексности, действенности. Соблюдение этих принципов позволяет максимально эффективно использовать аттестацию в управлении персоналом государственных служб.

2 Аттестация кадров государственных служб имеет несколько основных функций: диагностическую, прогностическую, правозащитную, организационную, психологическую, а также предупредительно- профессиональную. Наличие этих функций показывает комплексность аттестации как особого вида оценки кадров государственных служб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.017 с.)