Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон.



Звон гремит, гремит над всей землёю,

И звенит взволнованно эфир.

Люди мира, будьте зорче втрое!

Берегите мир!

Оккупированные и разбомблённые прекрасные города России: Брест, Киев, Харьков, Сталинград, Курск. Высотные здания превращены в пыль. Дороги покрыты минными воронками. Деревьев не осталось совсем.

 

 

Но особую страницу в истории нашей страны занимает Ленинград. Девятьсот дней продолжалась изнурительная, жестокая блокада. Ленинградцы держались, как могли, но запасы пищи и воды иссякали. Три года осады – и всё же город выстоял.

 

Слушай, Ленинград,

Я тебе пою

Задушевную песню мою…

На защиту Родины поднимались новые ряды её освободителей, новые ряды её сынов.

Гимном к этому порыву звучала музыка Александрова на стихи первой песни войны…

 

Вставай страна огромная!

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Не забыть всем последующим поколениям, что сделали для нас отцы и деды в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 гг.

 

Гуманизм и неприятие войны в произведениях советских писателей.

3.1. Сашка у Кондратьева – воплощение лучших человеческих качеств.

 

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

 

Эти строки Давида Самойлова можно назвать ключом к человеческой и писательской судьбе В. Кондратьева.

Как глубоко запало пережитое тогда... Это только в первые дни мира казалось, как поется в песне Окуджавы: “С войной покончили мы счеты...” Не кончили, и сейчас уже ясно, что до конца своих дней не рассчитаемся. Случаются дни, когда снова подступает она вплотную, и некуда от нее деваться. Так было и у Вячеслава Кондратьева, это и толкнуло его к перу. Только страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили голову в затяжных, стоивших нам больших жертв боях под Ржевом, - только такая неостывающая, ни с чем не считающаяся вера могла питать это упорство в написании рассказов и повестей о тяжелых днях.

Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Повесть эта, составившая имя Вячеславу Кондратьеву, и сейчас, когда перед нами уже целый том его прозы, несомненно, лучшая из всего, что он написал.

К.Симонов говорил в предисловии к “Сашке”: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдат”.

В данном произведении развёрнута психологическая картина фронтовых будней под Ржевом. С осени 1941 года по март 1943 года здесь велись ожесточённые бои с группой немецких армий “Центр”. Памятью этих изнуряющих, затяжных боёв подсказано А.Твардовскому одно из самых горьких военных стихотворений “Я убит под Ржевом …”

 

 

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев наконец?

…Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.

От “я” рассказ переходит к солдатскому “мы”:

…Что недаром боролись

Мы за родину-мать,

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Двадцатилетний Сашка воюет под Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко прошёл дорогами войны, чем отличился, мы так и не узнали. В грязи, в холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ним мечтал или надеялся дожить до победы, Сашка по совести решает поставленные перед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испытаний возмужавшим и духовно окрепшим.

Вот он добывает валенки для ротного; раненый возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; ведет санитаров к солдату; берет в плен немца и отказывается его расстреливать; встречается с Зиной;  выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон. Он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытание властью над другими людьми.

Эта нехитрая фабула повести дала возможность автору показать удивительный характер советского солдата и создать произведение глубокого идейно-художественного содержания. Автору удалось нарисовать обаятельный образ человека, воплотившего лучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определенность героя проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к нему доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Об этом свидетельствует эпизод пленения немца. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает, размышляет.

Представим, что война пощадила и Сашку, и того тяжело раненного солдата из “папаш”, которого герой, сам раненый, перевязал и к которому, добравшись до санвзвода, привел санитаров. Стал бы вспоминать этот случай Сашка? Скорее всего, нет, для него в нём нет ничего особенного, он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая ему никакого значения. Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. Что из того, что он не знает о Сашке ничего, даже имени. Сам поступок раскрыл ему в Сашке самое главное. И если бы их знакомство продолжилось, оно бы не  так уж много добавило к тому, что он узнал о Сашке в те считанные минуты, когда свалил его осколок снаряда, и лежал он в роще, истекая кровью.

Один из главных эпизодов повести – отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты…” В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Перед русским парнем был не фашист, а несчастный человек – орудие нацистской машины.

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен. Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. “Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании”. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и “церкву разрушенную”, и “синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо” и думает: “коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”

В простом русском солдате воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критических ситуациях, выносливость, трудолюбие, гуманизм и глубочайшая вера в победу. Поэтому эта повесть читается с гордостью за нашу молодежь, за нашу страну.

 

3.2. У войны не женское лицо.

А. Алексиевич.

Зенитчицы кричали

И стреляли...

И падали

И поднимались снова,

Впервые защищая наяву

И честь свою

(в буквальном смысле слова!),

И Родину,

И маму,

И Москву.

Роберт Рождественский

Женщина на войне – что может быть противоречивее этого? Сущность войны несовместима с человеческой природой, тем более женской.

Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, т.к. никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.

Война – это смерть, потери, боль, страх – это всё, что так несочетаемо с женским созидательным, а не разрушительным началом.

Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины, как в повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”.

Трагическая ситуация, когда молодые девушки, ещё толком не пожившие, не успевшие войти во взрослую жизнь, берут в маленькие, хрупкие руки тяжёлые винтовки и идут защищать свою честь, честь своих матерей, своей общей матери – Родины.

Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. А для этого необходимо выполнить свой долг – уничтожить врага.

Пять девушек во главе со старшиной Васковым идут оста­новить диверсантов и уходят в бессмертие.

Писателю удалось создать правдивое и в высшей степени эмоцио­нальное произведение. Его герои не знают, что им го­товит судьба, они молоды, полны отваги и решимости. Но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до помощи. Поэтому и торо­пилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине. Соня Гурвич, умная и талант­ливая девушка, читавшая нараспев Блока, напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радова­лась, что ее взяли на ответственное задание. А потом не выдержала напряжения, не справи­лась с собственным страхом.

Старшина Васков, возгла­вивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Но у Риты Осяниной и Женьки Комельковой “свой счет к войне имеется”. Они пришли мстить за родных, за раз­битую и искалеченную жизнь.

Писатель подробно, описывает картину боя и гибели всех девушек. Но  хорошо обученные и вооруженные фаши­сты не выполнили задание, потому что “пять девочек, всего пять”, как в отчаянии выкри­кивал Васков, встали на их пути.

Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях войны. А женщина – хранительница очага, продолжительница рода. Она является символом жизни, тепла и уюта. Как женственна рыжая Комелькова с волшебными зелеными глазами. А Лиза Бричкина? Она символизирует дом, очаг, создана для семейной жизни, но этому не суждено сбыться... Каждая из этих девушек “могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряжи человечества, перерезанной ножом”. В этом заключается трагизм повести.

Бесчеловечность войны в её противоестественности подчеркивается образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие нити жизней. “Положил ведь я вас, всех пятерых положил...”. Васильев “убивает” девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Да, женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. “А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы”. Теплота и любовь, скрытые в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.02 с.)