Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь



 

В 2003 г. правительством страны одобрена Концепция развития здравоохранения на 2003-2007 гг., которая определила стратегию дальнейшего развития здравоохранения республики. Важнейшими задачами концепции развития здравоохранения являются: приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, максимальная приближенность и доступность медицинской помощи сельскому населению на всех уровнях ее оказания, повышение качества оказания медицинской помощи сельскому населению. В ходе реализации Концепции принят комплекс мер, направленных на совершенствование медицинской и медико-социальной помощи сельскому населению. Так, число врачебных амбулаторий в 2002-2007 г.г. возросло с 451 до 614. в амбулатории с дневными стационарами реорганизуются отделенные участковые больницы.

Сеть лечебных организаций оказывающих помощь сельскому населению представлена в таблице.


 

Таблица 2

Сеть лечебных организаций в сельской местности по областям Республики Беларусь

Наименование области

Число больничных организаций в сельской местности, всего

Из них

 

 

Число коек в них

Участковых больниц

Число коек в них

Больниц сестринского ухода

Число коек в них

  2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007
Брестская 51 51 1700 1700 39 38 1370 1350 12 13 330 350
Витебская 58 56 1398 1360 35 32 9800 830 23 24 498 530
Гомельская 34 34 925 935 16 16 530 525 18 18 395 410
Гродненская 37 37 895 905 23 21 575 550 14 16 320 355
Минская 64 62 1759 1724 45 44 1345 1330 19 18 414 394
Могилевская 36 35 806 756 24 25 571 566 12 10 235 190
Итого 280 275 7483 7380 182 176 5291 5151 98 99 2192 2229

 

Наименование области

Число амбулаторно-поликлинических организаций, всего

Из них

 

 

Амбулатории входящие в состав больниц сестринского ухода

Самостоятель-ные врачебные амбулатории

Амбулатории врача общей практики

ФАПы

Амбулатории, входящие в состав участковых больниц

  2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007
Брестская 564 561 6 7 45 42 70 76 405 399 38 37
Витебская 546 544 19 20 36 34 36 41 420 417 35 32
Гомельская 565 565 7 7 16 12 77 84 449 446 16 16
Гродненская 474 450 - 1 22 25 66 66 363 337 23 21
Минская 667 658 - 1 50 55 101 96 471 462 45 44
Могилевская 477 474 1 1 64 80 21 3 367 365 24 25
Итого 3293 3252 33 37 233 248 371 366 2475 2426 181 175

 

С 2002 г. по 2007 г. произошло сокращение коечного фонда сельских участковых больниц почти в 2 раза. Так в 2002 г. в 346 сельских участковых больницах коечный фонд составлял 9990 коек, в 2007 г. в 176 больницах - 5151 коек. Наряду с этим увеличился коечный фонд больниц сестринского ухода. Если в 2002 г. в Республике Беларусь была 1 больница сестринского ухода на 15 коек, то уже в 2007 г. - 99 больниц на 2229 коек.

В течение последних трех лет сельские участковые больницы реорганизовались не только в больницы сестринского ухода, но и в сельские врачебные амбулатории (амбулатории врача общей практики).

Врачебные амбулатории поэтапно преобразовываются в амбулатории врачебной практики с подготовкой для работы в них врачей, которые владеют навыками универсальной многопрофильной медицинской помощи. В настоящее время самостоятельных амбулаторий такого профиля 366, или 59,5% от их общего количества. Внедрение общей врачебной практики является одним из основных направлений улучшения качества медицинского обслуживания сельского населения.

Организация больниц сестринского ухода связана с процессом старения населения, наиболее выраженным с сельской местности. При создании больниц сестринского ухода сохраняются врачебные амбулатории и, кроме того, часть коек в этих больницах сохраняется для лечения больных. Анализ демографической ситуации и обеспеченности больничным коечным фондом в районах республики показывает, что в качестве норматива для планирования сети больниц сестринского ухода может быть принят уровень обеспеченности койками сестринского ухода, равный 1 койке на 1000 населения.

За последние годы значительно улучшилась укомплектованность врачебными кадрами участковых больниц и амбулаторий. В 2002 г. она составляла 87,7%, в 2003 г. - 88,6%, в 2004 г. - 91,3%, в 2005 г. - 92,9%, в 2006 г. - 93,9%, в 2007 г. - 94,1.

Укомплектованность сельских врачебных амбулаторий врача общей практики в 2002 г. составляла 81,7%, в 2003 г. - 81,8%, 2004 г. - 85,7%, в 2006 г. - 92,7%, 2007 г. - 93,4%.

На 1.01.2008 г. не укомплектованы врачами 36 врачебных амбулаторий, из них по 11 в Витебской и Могилевской областях, 8 в Минской, 5 в Брестской, 1 в Гомельской.

Таблица 3

Штатные и занятые врачебные должности, укомплектованность, коэффициент совместительства по лечебно профилактическим организациям сельское местности (участковые больницы, больницы сестринского ухода, врачебные амбулатории)

Наименование области

Врачебные должности

Укомплектованность штатных должностей, %

Коэффициент своместительства

 

Штатные

Занятые

Физические лица

 

 

  2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007
Брестская 457 457 427 433 313 316 93,4 94,7 1,36 1,4
Витебская 300 292 285 282 197 201 95,0 96,6 1,45 1,4
Гомельская 263 280 235 242 171 170 89,4 86,4 1,37 1,4
Гродненская 277 284 270 277 222 227 97,5 97,5 1,22 1,2
Минская 627 619 571 564 420 408 91,1 91,1 1,36 1,4
Могилевская 183 183 171 172 121 129 93,4 94,0 1,41 1,3
ИТОГО 2107 2115 1959 1970 1444 1451 93,0 93,1 1,36 1,4

 

Анализируя состояние здоровья населения, необходимо отметить, что если заболеваемость активным туберкулезом всех форм в целом по Республике Беларусь в 2007 г. составила 50,2 на 100 тыс. населения, то у жителей села этот показатель составил 70,1 на 100 тыс. населения (2006 г. - 70,4 на 100 тыс. населения), что по сравнению с городским населением выше в 1,6 раза. Смертность населения от туберкулеза всех органов также выше у сельских жителей, чем у городских, и составляет 14,5 на 100 тыс. населения (городские жители - 7,4 на 100 тыс. населения).

Заболеваемость онкологической патологией также у сельских жителей выше, чем у городских, и составляет 433,1 на 100 тыс. населения (городские жители - 390,5 на 100 тыс. населения). Смертность от новообразований также традиционно выше у сельских жителей, чем у городских, и составляет 222,7 на 100 тыс. населения (городские жители - 171,0 на 100 тыс. населения).

Важнейшей составляющей здоровья нации является психическое и духовное развитие. Значительный материальный и нравственный ущерб обществу причиняют пьянство, алкоголизм, наркомания. Если в целом по Республике Беларусь зарегистрировано заболеваний алкоголизмом и алкогольными психозами 328,0 случаев на 100 тыс. населения, то только у жителей села первичная заболеваемость составила 412,1 на 100 тыс. населения.

Особую тревогу вызывает смертность людей в состоянии алкогольного опьянения. При общей численности сельских жителей в Республике Беларусь 2581,7 тысяч человек, или 26,6% от всего населения, из 3912 человек, умерших в состоянии алкогольного опьянения, жители села составили 1681 человек, или 43,0%.

Медицинское обеспечение сельского населения характеризуется ограниченной доступностью врачебной помощи, а также низкой эффективностью медико-социальных и профилактических мероприятий. Основными ухудшения медицинского обслуживания на селе являются:

· Ограниченное финансирование;

·   Устаревшие организационные формы обеспечения медицинской помощью;

·   Слабая материально-техническая база;

·   Необеспеченность кадрами, транспортом, средствами связи;

·   Недостаток и высокая стоимость лекарств;

·   Нарушение преемственности на разных этапах медицинской помощи.

Задача сближения уровней оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению, до настоящего времени остается актуальной.

Основными факторами, способствующими сохранению различий в медицинском обслуживании городского и сельского населения, являются:

· Особенности расселения населения, при котором малое количество обслуживаемого населения проживает на достаточно большое территории;

·   Особенности сельскохозяйственного труда (сезонность, низкий уровень механизации, высокий удельный вес ручного труда, нередко значительная удаленность места жительства от места работы и прочее);

·   Отток молодежи и лиц трудоспособного возраста в городскую местность;

·   Отсутствие у населения возможности полной реализации права выбора медицинского учреждения в связи с удаленностью крупных учреждений здравоохранения от места жительства;

·   Постарение населения в сельской местности;

·   Более низкий жизненный уровень в сельской местности;

·   Социально-экономические и бытовые трудности.

Генеральной целью реформирования системы организации медицинской помощи сельскому населению является сохранение и развитие государственной системы здравоохранения, обеспечение социальной справедливости в области охраны здоровья, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, а также повышение ее эффективности.

В современных условиях необходимо считать приоритетными следующие направления по охране здоровья сельского населения, по которым общество несет наибольшие и нередко неоправданные потери: временную нетрудоспособность, инвалидизацию, преждевременную смертность в различных социальных и возрастно-половых группах.

Ключевыми направлениями развития медико-санитарной помощи на селе являются:

· Сохранение и приумножение единой государственной системы здравоохранения.

·   Улучшение состояния здоровья населения путем повышения уровня жизни сельских жителей и улучшения условий окружающей среды.

·   Обеспечение межотраслевого решения проблем здравоохранения с учетом влияния факторов, определяющих здоровье населения (окружающая среда, условия труда и быта, питание, образ жизни и уровень медицинской помощи), объединение усилий всех ведомств в решении проблем выживания сельского населения и укрепления его здоровья.

·   Улучшение работы механизмов эффективного распределения ресурсов путем поддержки приоритетных направлений в деятельности сельских учреждений здравоохранения и, прежде всего, введения института врача общей практики повсеместно в сельской местности.

·   Оптимизация кадровой политики на селе и разработка программ социального развития и защищенности работников здравоохранения.

·   Совершенствование медико-санитарного законодательства с целью закрепления медицинских работников на селе, восстановление и обеспечение минимума льгот (бесплатное жилье, отопление и освещение, стажевые льготы, повышение квалификации и др.).

·   Введение сдельной оплаты труда, разработка перечня услуг врача общей практики, установление зависимости оплаты от числа обслуживаемого населения и объема предоставленных услуг.

·   Строгое соблюдение медико-организационных принципов формирования сети учреждений на селе с учетом потребности населения в медицинской помощи и перспектив медико-демографической и медико-организационной ситуации.

·   Совершенствование структуры и функций сельских лечебно-профилактических учреждений.

·   Устранение дисбаланса между квалифицированной медицинской помощью и специализированными службами, переориентация приоритетов и финансирования в сторону поддержки первичной амбулаторно-поликлинической помощи.

·   Разработка строгой системы взаимодействия врачей общей практики с районными и областными учреждениями, обеспечение преемственности в работе сельской участковой сети и специализированных служб.

·   Разработка первичной учетно-отчетной документации, экспертиза ее целесообразности и возобновление сбора и анализа статистической информации о деятельности сельских учреждений здравоохранения на уровне управления здравоохранением областей и республики, запрещение сбора отчетов по неутвержденным формам.

·   Создание учреждений медико-социальной помощи (с реабилитационным уклоном) для пожилых, инвалидов и престарелых лиц в участковых, районных и центральных больницах с совместным финансированием указанных коек здравоохранением и службами социальной защиты.

·   Более широкое привлечение внебюджетных источников финансирования и материальных ресурсов для создания в сельских ЛПУ условий, соответствующих решению стоящими перед ними задач по сохранению и укреплению здоровья населения.

·   Расширение медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

·   Совершенствование оценок деятельности учреждений здравоохранения на селе на всех этапах ее организации по конечному результату - здоровью пациентов - и по критерию соотношения затрат на охрану здоровья и полученных результатов.

·   Внедрение в практику всех учреждений здравоохранения республики ежегодного общественного обсуждения доклада о здоровье сельского населения на основе мониторинга здоровья, об основных проблемах и достижениях за прошедший год с выводами, предложениями и контролем за их выполнением (ответственные докладчики - кураторы здравоохранения в исполкомах всех уровней).

·   Придание системе здравоохранения статуса основной системы устанавливающей соответствующие требования к другим отраслям народного хозяйства по критерию влияния их на здоровье населения и обеспечение благоприятной среды проживания.

В течение ряда лет отмечается отрицательный «прирост» населения с превышением смертности над рождаемостью. Возрастная структура населения изменилась в сторону старения. Общество находится в стадии демографической старости - доля лиц старше 60 лет составляет 19,0% (на селе - 31%, в городах - 14%). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ниже, чем в экономически развитых странах: у мужчин на 8-13 лет, у женщин - на 5-8 лет. Растет число заболеваний, не носящих наибольший экономический ущерб государству: сердечно-сосудистой системы, новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений. Отмечается хронизация патологии и высокий уровень инвалидности. Увеличивается заболеваемость социально опасными болезнями, алкоголизация населения и распространение наркомании, ухудшается психическое здоровье. Среди населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, увеличивается заболеваемость по всем классам болезней.

Однако экономическая ситуация в отрасли остается сложной. Доля расходов на здравоохранение в ВВП не превышает 4,5%, что обеспечивает потребности лишь в пределах 70-80%. Финансовых средств недостает, в течение года они поступают неритмично, имеется постоянная задолженность лечебно-профилактических учреждений за коммунальные услуги, питание, энергоресурсы, медикаменты. Уточнение бюджета здравоохранения республики в течение года, в связи с ростом цен на товары и услуги, производится несвоевременно, как правило, в конце годи и в размерах, не позволяющих обеспечить стабильную работу отрасли. Поддерживающий характер финансирования дезорганизует деятельность развернутой сети медицинских учреждений, развитие и модернизацию материально-технической базы.

В приспособленных помещениях находится примерно 45% амбулаторно-поликлинических учреждений. Около половины амбулаторно-поликлинических учреждений не соответствуют санитарно-техническим нормам.

Важной проблемой является наличие диспропорций в распределении ресурсов здравоохранения по территориям и по основным направлениям организации медицинской помощи - больничной и амбулаторно-поликлинической. Диспропорции связаны со сложившимся порядком финансирования учреждений по сетевым показателям, различиями социальной инфраструктуры города и села. Около двух третей объема финансирования отрасли приходится на стационарную медицинскую помощь.

Лишь 20% занятых врачебных должностей приходится на уровень первичной медицинской помощи. Прирост врачей происходит только в стационарном и специализированном поликлиническом секторах здравоохранения.

Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению.

Основные принципы здравоохранения:

· Государственный характер;

·   Плановость;

·   Бесплатность;

·   Общедоступность;

·   Профилактическая направленность;

·   Связь с наукой;

·   Участие общественности в охране здоровья.

Главной задачей сельского здравоохранения является полное удовлетворение потребностей жителей села во всех видах медицинской помощи.

Главной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является этапность ее оказания. Сущность принципа этапности заключается в том, что на каждом из последующих этапов больным оказывается соответствующая медицинская помощь, которая им не могла быть обеспечена на предыдущем этапе.

Классическая схема организации медицинской помощи сельскому населению представлена тремя этапами:

1 этап. Сельский врачебный участок: Участковая больница, в состав которой входят стационар, амбулатория, дневной стационар, фельдшерско-акушерские пункты, аптечный пункт. Врачебная амбулатория в своем составе имеет те же подразделения за исключением стационара.

2 этап. Центральная районная больница в составе стационара для взрослых и детей, специализированных отделений, консультативной поликлиники, организационно методического кабинета.

В тесном контакте с центральной районной больницей работает районный центр гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ), районная аптека.

3 этап. Областная, республиканская больница, в состав которой стационар со специализированными отделениями, консультативная поликлиника и организационно-методический отдел; отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи;

· Областные специализированные учреждения (онкодиспансер, противотуберкулезный диспансер, станция переливания крови и др.);

·   Областной цент гигиены и эпидемиологии;

·   Клиники медицинских и научно-исследовательских институтов находящиеся в областном центре;

·   Областное аптечное управление.

1. Особенности работы сельского населения:

1. Сезонность работ (влияет на обращаемость за медицинской помощью: 45% - зима, 25% - весна, 10% - лето, 20% - осень).

. влияние метеорологических (погодных) факторов (работа на открытом воздухе).

. Частая смена рабочих операций.

. Ведение работы на значительных расстояниях.

. Особенности физической нагрузки.

. Особенности механизации сельского труда.

. Пыль, шум, вибрация.

. Особый временной режим работы (от зари до зари, доярки).

2. Особенности среды обитания:

1. Контакт с биологическими объектами (животными, насекомыми).

. Влияние экологических факторов (химикаты, удобрения, нитраты, и т.д.).

. Особенности питания.

. санитарно-гигиенические проблемы (водоснабжение, соблюдение личной гигиены и т.д.).

. Сезонные витаминные дисбалансы.

. Проблемы транспортной доступности, специфика расселения, связи в т.ч. и медицинской помощи.

3. Особенности демографической характеристики сельского населения:

1. Дети и подростки до 18 лет - 5-30%

. Средний возраст (18-60) - 4-20%

. Пожилой и старческий (60 и более) - 50-80%

4. Состав семьи:

1. Семьи в составе 1 человека - 5-20%

. Семьи 2 человека - 15-40%

. Семьи 3 человека - 15-30%

. Семьи 4 человека и более - 5-10%

5. Состояние здоровья сельского населения определяется:

1. демографической характеристикой;

. социально-бытовыми условиями;

. условиями труда;

. региональными особенностями (эндемический зоб, аутоиммунные тиреоидиты, аллергозы, бронхолегочная патология, инфекционные и паразитарные заболевания).

. выборочные, или скрининговые исследования;

. Регистры заболеваний;

. Прочие источники (в т.ч. и не связанные со здравоохранением).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.103 с.)