Анализ демографической ситуации Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ демографической ситуации Республики Беларусь



Содержание

 

Введение

. Анализ демографической ситуации Республики Беларусь

. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь

. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому населению

. Основные мероприятия по повышению доступности врачебной помощи сельским жителям и принятие мер по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи в сельской местности

Заключение

Литература

 


 

Введение

 

Обеспеченность демографической ситуацией в Республике Беларусь на протяжении почти всей второй половины 20-го века - сочетание двух разнонаправленных процессов: пророст общей численности населения при одновременном снижении численности сельских жителей. В 1950 г. общая численность населения республики составила 7745,1 тысяч человек, численность сельских жителей в этот период - 6072,3 тыс. (78,4% в структуре населения) на начало 1993 года численность жителей республики увеличилась до 10356,5 тыс., из них 3306,8 тысяч человек (31,9%) проживали в сельской местности.

В середины 1990-х гг. направленность этих процессов стала одинаковой. К 2008 году численность населения республики снизилась до 9689,8 тыс. человек. Параллельно продолжалась убыль сельского населения - численность жителей села, проживающих в 118 районах республики, составила 2561,7 тыс. Доля сельских жителей республики снизилась до 26,6%, в коэффициент депопуляции сельского населения в 2007 г. составил 2,23 (в 2006 г. - 2,47). Для сравнения: коэффициент депопуляции всего населения Республики Беларусь - 1,28 (2007 г.) и 1,43 (2006 г.).

Таким образом, депопуляция сельского населения остается одной из важнейших проблем. Следовательно, совершенствование системы организации оказания медицинской помощи сельскому населению весьма актуальна.


 

Заболеваемость сельского населения по данным общественности в ЛПУ

Ведущими причинами обращений сельского населения является: болезни органов дыхания - 30-35%, системы кровообращения - 20-30%Э, органов пищеварения - 10-20%, новообразований - 5-8% на тыс. населения. Закономерно, что обращаемость по отдельным заболеваниям значительно варьирует в зависимости от демографической характеристики, региональных особенностей (Чернобыль). Анализ этого вида заболеваемости является основной (на всех этапах) для:

. подготовки медицинских карт;

. решение вопросов обеспечения медицинской техникой, расходными материалами и медикаментами;

. построения сети и структуры ПМСП

Заболеваемость сельского населения по данным медицинских профилактических осмотров:

По данным разных авторов при медицинских осмотрах населения выявляются:

. Болезни нервной системы и органов чувств - 25-30%

. Органов дыхания - 25-30%

. Сердечно-сосудистой системы - 6-12%

. Органов пищеварения - 6-12%

Анализ этого вида заболеваемости является основой, кроме вышеперечисленных, для:

1. Прогнозирования структуры заболеваемости;

2. Планирование санпросвет работы;

. Проведения мероприятий, совместно с администрацией и органами местного самоуправления, по оздоровлению условий труда, реабилитации, санаторно-курортного лечения и оздоровления.


Сельская врачебная амбулатория (СВА)

Сельская врачебная амбулатория является наиболее рациональной формой организации амбулаторной помощи сельскому населению. Большое значение имеет укрепление материально-технической базы, оснащение медицинским оборудованием и инструментарием, укомплектование врачебными кадрами организаций первого этапа. Приближение и совершенствование ПМСП жителям села предусматривается не только за счет укрепления и развития сети врачебных амбулаторий, но и путем открытия кабинетов приема врачей общей практики (на базе ФАПов).

Универсальная подготовка врача общей практики позволяет, во-первых, значительно уменьшить направление к врачам-специалистам (хирург, невролог, дерматолог, отоларинголог, офтальмолог), особенно при проведении профилактических осмотров, а также при выявлении и лечении наиболее распространенных форм патологии, не требующих высокотехнологических лечебно-диагностических мероприятий.

Во-вторых, работа врача общей практики позволяет перераспределять объемы медицинской помощи по оказанию неотложной помощи. В дневное время неотложная помощь оказывается преимущественно врачом общей практики, в ночное - как врачом общей практики, так и бригадами скорой медицинской помощи (в зависимости от транспортной доступности).

В-третьих, приближение врачебной помощи к сельскому населению позволяет своевременно проводить необходимый объем диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с действующими протоколами, что в ряде случаев снижает потребность в обращении на более высокие технологические уровни оказания медицинской помощи, в том числе - потребность в госпитализации. Этому способствует и лечение пациентов в условиях дневных стационаров при СУБ, СВА, АОВП.

Врач общей практики в подавляющем большинстве случаев самостоятельно оказывает многопрофильную медицинскую помощь с проведением экспертизы временной нетрудоспособности по заболеваниям в профильных дисциплинах (оториноларингологии, хирургии, неврологии, офтальмологии, эндокринологии, дерматологии).

Отмечено, что потребность в консультациях профильных специалистов уменьшается также за счет самостоятельного проведения врачами общей практики комплексных медицинских осмотров с заполнением в большинстве случаев одним врачом документации при оформлении ребенка в школу, детские дошкольные учреждения, абитуриентов в ВУЗы. ВОП привлекает специалистов только в случае обнаружения патологии или для более широкого оказания медицинской помощи по профильным дисциплинам в сложных случаях. Снижение потребности в консультациях профильных специалистов по формальному поводу (проведение медосмотров, выписка рецептов, диагностики рутинной патологии и др.) значимо снижает нагрузку на профильных специалистов, высвобождает их для оказания медицинской помощи при более сложной патологии.

Создание института общеврачебной и семейной практики может логически соединить нынешние автономно существующие в первичном звене здравоохранения четыре системы (службы): поликлиническую взрослую и педиатрическую, акушерско-гинекологическую и социальную. С экономической точки зрения, очевидно, выгоднее иметь единую систему ПМСП. ВОП может оказывать многопрофильную медицинскую помощь до 80-90% сельских тружеников.

Наблюдающиеся негативные демографические процессы и рост заболеваемости сельского населения диктуют необходимость доступности для сельских жителей первичной врачебной помощи. С этой целью поэтапное преобразование фельдшерско-акушерских пунктов в филиалы врачебных амбулаторий. Прием врачом больных в них целесообразно организовать в дни приезда по заранее разработанному графику. Это позволит приблизить врачебную помощь к населению; повысить качество и результативность медицинской помощи; активизировать профилактическую работу; оптимально использовать финансовые ресурсы за счет сокращения необоснованных госпитализацией и вызовов скорой помощи, снижения количества консультаций врачей различных специальностей.

В целях создания условий для приоритетного социально-экономического развития села, повышения эффективности работы агропромышленного комплекса Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150 утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Программой ставится задача улучшить состояние здоровья сельского населения за счет доступности и повышения качества медицинской помощи. По результатам реализации программных мероприятий планируется создать амбулатории общей врачебной практики с радиусом обслуживания населения 10-15 километров.

Одним из государственных заказчиков данной Программы является Министерство здравоохранения. В свою очередь, им разработана и утверждена Коллегией Минздрава 27 марта 2005 г. Отраслевая программа по выполнению заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в которой намечены конкретные мероприятия по разделу «Здравоохранение» - оптимизация структуры организаций здравоохранения в сельской местности; оснащение врачебных амбулаторий и центральных районных больниц медицинским оборудованием; оснащение автотранспортом организаций здравоохранения, расположенных на селе; проведение капитальных ремонтов в сельских организациях здравоохранения.

Результаты реализации раздела «Здравоохранение» Государственной программы возрождения и развития села обеспечат: усиление роли первичной медико-санитарной помощи; повышение доступности и качества врачебной медицинской помощи сельским жителям; улучшение медико-демографических показателей (уменьшение общей смертности, снижение инвалидности, повышение рождаемости); улучшение качества и повышение продолжительности жизни граждан.

Сельская врачебная амбулатория является первичным звеном в системе социально-гигиенического, лечебно-профилактического, и санитарно-противоэпидемического обеспечения сельского населения.

Организует и оказывает первую врачебную и доврачебную помощь медицинскую помощь. амбулаторный поликлинический сельский беларусь

Задачи СВА это задачи СВУ. Штатная структура зависит от количества обслуживаемого населения. Обычно 1 врач-терапевт на 1900 взрослого населения, 1 врач-педиатр на 800 детей. Стоматолог - 1 должность на 1,5 должности врача. Должности могут быть объединенными для нескольких СВА или СУБ (тогда работа по графику).

Структура значительно меняется в зависимости от региона, транспортной доступности. Обычно рекомендуемые норматива:

. 30- минутная пешеходная доступность к доврачебной медпомощи;

. 15-минутная транспортная доступность к первой врачебной помощи;

. 35-минутная транспортная доступность к высококвалифицированной (специализированной) медицинской помощи.

В видах медицинской помощи в условиях СВА и на дому внезапные заболевания составляют 70%, травмы - 10%, обострение хронических - 20%.

Отдельно следует остановиться на особенностях некоторых видах медицинской помощи сельскому населению

Скорая медицинская помощь в сельской местности.

На уровне ФАП, СУБ, СВА оказывается медицинским персоналом этих учреждений в любое время суток.

В рамках реализации государственной программы МЗ РБ по развитию службы скорой медицинской помощи укреплена материально-техническая база станций скорой медицинской помощи.

Важнейшими вопросами в организации скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению являются:

) наличие графика и порядка оказания этого вида медицинской помощи во всех сельских ЛПУ;

) наличие укладок, сумок и их необходимое оснащение;

) наличие алгоритмов оказания скорой медицинской помощи во всех ЛПУ и, прежде всего, в диспетчерской службе СМП. Фиксация поступления вызовов и принятых мер;

) должная преемственность (на принципе обратной связи) между службой СМП, амбулаторно-поликлинической службой, диспетчерскими службами хозяйств и предприятий;

) подготовка населения по оказанию само- и взаимопомощи, повышению санитарной грамотности населения;

) разработка и наличие побудительных мотивов для участия в этом виде помощи всех медработников, в т.ч. среднего медперсонала;

) подготовка медицинского персонала по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи;

) приоритет лекарственного и материально-технического обеспечения этого вида медицинской помощи.

Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому населению

 

Одной из структурных единиц здравоохранения республики Беларусь является Учреждение здравоохранения Республики Беларусь «Свислочская центральная районная больница», которая осуществляет своею деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Амбулаторно-поликлиническая служба представлена:

центральная районная поликлиника;

6 амбулаторий врача общей практики;

15 ФАПов.

Кроме 6 самостоятельных сельских врачебных участков, в районе организованы так называемое приписные врачебные участки, жители которых получают первую врачебную помощь непосредственно в центральной районной поликлинике.

Целью Учреждения является достижение эффективного и качественного медицинского обслуживания населения района, улучшение материально-технического оснащения лечебно-профилактических учреждений района в порядке целевого и эффективного использования финансовых бюджетных средств и их экономии.

Основным направлением Учреждения является совершенствование системы здравоохранения и развитие ПМСП, которая включает перераспределение финансовых средств со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую.

Укомплектованность (на 1.01.2008 г.) организацией здравоохранения района врачами составляет 82,3%, средним медицинским персоналом - 87,5%. Прослеживается тенденция старения кадров. 8% медицинских работников пенсионного возраста, из них 12 врачей (17,9%).Важнейшим условием дееспособности любой отрасли является стабильность кадров. Необходимо отметить определенные трудности закрепления в районе молодых специалистов. Так из 13 врачей прибывших в район за последние 10 лет по распределению, закрепились в ЦРБ только (38,0%). Основная причина - отсутствие жилья. Должна существовать действенная государственная система льготного кредитования молодым специалистам для приобретения жилья, которая позволила бы закрепить кадры в сельской местности.

В ходе реализации Государственной программы развития и возрождения села на 2005-201 гг. произведена реконструкция Новодворской амбулатории, расположенной в агрогородке, ремонт ФАПа в агрогородке д. Незбодичи, благоустройство территории районной поликлиники.

Наряду с терапевтической помощью врачи общей практики оказывают в 40% случаев специализированную (неврологическую, гинекологическую, офтальмологическую, хирургическую, отоларингологическую) помощь, приближая ее к населению, и тем самым на 20-40% снижают нагрузку узких специалистов. Более чем в 50% случаев они самостоятельно оказывают медицинскую помощь.

Ведется работа по обеспечению преемственности амбулаторно-поликлинического звена и службы скорой медицинской помощи. Все вызовы, поступающие во время работы амбулаторий и не требующие экстренной помощи, обслуживаются медработниками амбулаторно-поликлинического звена.

 

Таблица 5

Показатели амбулаторно-поликлинической помощи жителям Свислочского района

Наименование показателя 2003 2004 2005 2006 2007
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену 389 413 413 413 413
- в т.ч. районная поликлиника 250 250 250 250 250
- Порозовская поликлиника 26 50 50 50 50
Фактич. пропускная способность в смену 469,3 400,0 439,0 347 334
Укомплектованность кадрами врачей ЛПУ района в % амбулаторно-поликлинического профиля 88,5 94,2 82,7 91,3 96,8
Укомплектованность средним мед. персоналом в % 96,2 97,3 92,6 96,3 95,5
Укомплектованность ФАПов района средним медицинским персоналом в % 94,0 90,0 83,3 91,5 96,7
Число посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях района: 186100 182870 181409 189922 176334
- в т.ч. по поводу заболеваний 112567 106832 102196 102303 105882
- в т.ч. по поводу профосмотров 73533 76038 79213 87619 70512
Посещений на ФАПы района - в т.ч. на 1 обслуживаемого жителя 34212/4,1 32379/4,0 32677/4,95 32574/5,22 34717/5,72

Таблица 6

Показатель деятельности АВОП УЗ «Свислочская ЦРБ» за 2007 год.

Наименование показателей Единица измерения Норматив на период Порозово АВОП Хоневичи АВОП Н. Двор АВОП Доброволя АВОП Горностаевичи АВОП Вердомичи АВОП
Амбулаторный прием по смежным специальностям % ко всем посещениям 26 25,2 29,8 31,2 11,1 32,8 20,3
Амбулаторная хирургия К-во операций на 1000 нас. 10,0 34,5 13,5 17,4 16,6 7,2 35,7
Уровень госпитализации в дневной стационар при поликлинике Пролечено на 1000 нас. 50,0 20,5 7,4 8,7 19,0 14,5 7,4
Обследование на туберкулез (рентгено-флюорограф) % к подлежащим 95,0 80,0 95,3 99,7 98,5 99,8 94,9
Деятельность стационара на дому к/дней на 1000 жит. 100 100,6 91,8 81,5 60,5 128,8 100,0
Обращения в районную поликлинику На 1000 нас. 300,0 369,9 428,9 483,4 646,5 234,4 734,8
Уровень госпитализации в круглосуточные стационары % к населению 22,0 18,7 23,9 20,6 23,7 19,5 26,7
Охват осм. женщин с цитологическим исследованием % к подлежащим 96,0 99,6 99,5 99,6 100 100 98,6
Число вызовов СМП Вызовов на 1000 нас. 150 255 223 125,5 168,4 454,4 254
Аборты (включая вакуум-аспирации) На 1000 женщин ферт. возраста 48,0            
Показатель состояния иммунизации детей в г год (по дифтерии) % привитых к детям, которым исполнился 1 год 99,0 100 100 100 100 100 100

 

Как один из способов решения ключевых проблем отрасли в условиях дефицита бюджетного финансирования в районе используется программно целевой подход. По проблемам охраны здоровья населения разработаны и утверждены решением исполкома целый ряд программ и долгосрочных комплексных планов в том числе по выполнению Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., Президентской программы «Дети Беларуси», государственной программы возрождения и развитие села на 2005-2010 г.р., государственной программы «Туберкулез», государственной программы по предупреждению инвалидности и др. Осуществляется координация усилий служб, ведомств и исполнительной власти по реализации мероприятий данных программ. Ключевым звеном по их выполнению является укрепление материально-технической базы и переоснащения новейшим технологическим оборудованием структурных подразделений.

 

Литература

 

1. Материалы V съезда организаторов здравоохранения. Минск - 2006. Постоялко Л.А., Цыбин А.К., Малахова И.В., Гранович А.А. «Оптимизация медицинского обеспечения сельского населения Республики Беларусь в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села». с. 3-8

. Ю.П. Лисицын. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранение. М., 1987

. Э.А. Вальчук. «Особенности медико-санитарного обслуживания на селе». Медицина (Минск). - 2002. - №1

. А.А. Донисевич, М.В. Щавелева. «Сельское население Республики Беларусь: динамика численности, некоторые особенности организации первичной медико-санитарной помощи». Вопросы организации и информатизации здравоохранения (Минск). - 2008. - №3

. Л.Г. Розенфельд, М.Г. Москвичева. «Проблемные вопросы организации медицинской помощи сельскому населению». Проблемы управления здравоохранением (Москва). - 2008. - №4

. В.И. Жарко. «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2007 году и основных направлениях деятельности на 2008 год». Вопросы организации и информацизации здравоохранения (Минск). - 2008. - №1

. Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы от 31.08.2006 №1116 (утверждена Советом Министров)

. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы от 25.03.2005 №150 (утверждена Указом Президента Республики Беларусь)

. Здравоохранение в сельской местности Республики Беларусь. Официальный статистический сборник. - 2007 год. - Минск - 2008

. Э.А. Вольчук. «Роль и место первого этапа медицинской помощи в медико-санитарном обслуживании сельского населения» с. 32-34

Э.А. Вольчук. «Основные направления совершенствования первичной медико-санитарной помощи на селе». с. 26-28.

С.Ф. Михалюк. «О роли ФАП в первичной медико-социальной помощи на селе» с. 84-85.

. С.Ф. Михалюк. «особенности организации медицинского обслуживания сельского населения». 2005 г. (Лекция).

. Ю.П. Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. - М. - 2008.

. Лекции курса Бел МАПО. «Организация здравоохранения».

. Г.Я. Хулик, Е.А. Воронко, Е.З. Русович. «Общая врачебная практика в Республике Беларусь». Медицина (Минск). - 2008. - №3

Содержание

 

Введение

. Анализ демографической ситуации Республики Беларусь

. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь

. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому населению

. Основные мероприятия по повышению доступности врачебной помощи сельским жителям и принятие мер по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи в сельской местности

Заключение

Литература

 


 

Введение

 

Обеспеченность демографической ситуацией в Республике Беларусь на протяжении почти всей второй половины 20-го века - сочетание двух разнонаправленных процессов: пророст общей численности населения при одновременном снижении численности сельских жителей. В 1950 г. общая численность населения республики составила 7745,1 тысяч человек, численность сельских жителей в этот период - 6072,3 тыс. (78,4% в структуре населения) на начало 1993 года численность жителей республики увеличилась до 10356,5 тыс., из них 3306,8 тысяч человек (31,9%) проживали в сельской местности.

В середины 1990-х гг. направленность этих процессов стала одинаковой. К 2008 году численность населения республики снизилась до 9689,8 тыс. человек. Параллельно продолжалась убыль сельского населения - численность жителей села, проживающих в 118 районах республики, составила 2561,7 тыс. Доля сельских жителей республики снизилась до 26,6%, в коэффициент депопуляции сельского населения в 2007 г. составил 2,23 (в 2006 г. - 2,47). Для сравнения: коэффициент депопуляции всего населения Республики Беларусь - 1,28 (2007 г.) и 1,43 (2006 г.).

Таким образом, депопуляция сельского населения остается одной из важнейших проблем. Следовательно, совершенствование системы организации оказания медицинской помощи сельскому населению весьма актуальна.


 

Анализ демографической ситуации Республики Беларусь

 

К основным принципам государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения относится обеспечение допустимости медицинского обслуживания.

На доступность медицинской помощи для сельского населения влияет целый ряд специфических факторов:

· Демографическая ситуация: депопуляция сельского населения, в том числе значительное его постарение, ведущее к увеличению доли лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалидов, которые в определенной мере теряют способность самостоятельно обращаться за медицинской помощью в лечебно-профилактические организации;

·   Более низкая по сравнению с городской местностью обеспеченность врачебным и сестринским персоналом;

·   Характер расселения в сельской местности (малая плотность населения, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность друг от друга), сложившаяся социальная инфраструктура и пр.

При этом в настоящее время существуют различны, иногда противоположные, мнения относительно действующей организационной модели сельского здравоохранения. Рядом автором она признается несовершеннолетней: недостаточная мощность организаций здравоохранения села рассматривается как значительное препятствие к улучшению оказания медицинской помощи сельским жителям. В это же время некоторые авторы характеризуют процессы уменьшения численности участковых больниц и самостоятельных врачебных амбулаторий как деструктивные, поскольку, по их мнению, это свидетельствует о снижении доступности.

При анализе и оценке сложившейся системы организации медицинского обеспечения сельского населения, планирование дальнейшего его развития в обязательном порядке должны учитываться динамики численности сельского населения и характер его расселения, оказывающие существенное влияние на доступность, качество оказываемой медицинской помощи.

Из данных демографической ситуации Республики Беларусь видно, что численность населения нашей страны уменьшилось с 9896,6 тыс. человек в 2002 г. до 9689,8 тыс. в 2006 г., т.е. на 208,8 тыс. человек. Одновременно снижается численность сельского населения. Так в 2002 г. на территории Рспублики Беларусь проживало 2862, 2 тыс. сельских жителей, в 2007 г. - 2581,7 тыс. человек, т.е. произошло уменьшение с 2002 г. на 280, 5 тыс.

 

Таблица 1

Численность сельского населения Республики Беларусь по областям на начало 2005, 2006, 2007, 2008 гг. (тыс.)

Наименование области На 1.01.205 г. На 1.01.2006 г. На 1.01.2007 г. На 1.01.2008 г.
Брестская 539,0 530,1 521,8 504,4
Витебская 387,6 378,7 368,3 359,4
Гомельская 441,4 433,4 425,5 414,9
Гродненская 389,3 378,9 368,5 359,8
Минская 678,9 671,4 665,1 659,9
Могилевская 308,0 299,0 290,5 283,3
Республика Беларусь 2744,2 2691,5 2639,7 2581,7

 

Из 103 626 детей, рожденных в 2007 г., сельских детей было 26489 человек, или 25,6% от всех рожденных. Рождаемость в Республике Беларусь составила 9,9 на 1000 населения, в сельской местности - 101 на 1000 населения.

Смертность населения в сельской местности превосходит смертность городского населения в 2,2 раза. В 2007 г. смертность населения Республики Беларусь составила 1370,8 на 100 тыс. населения, смертность городского населения - 1043,8 на 100 тыс. населения, село - 2259,0 на 100 тыс. населения.

Младенческая смертность в Республике Беларусь составила 5,2 на 1000 родившихся, в сельской местности - 7,4.

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении. В республике Беларусь у сельских жителей этот показатель значительно ниже, чем у городского населения, и составляет 66,4 года, в то время как у городских - 71,75 лет. Мужчины, проживающие в сельской местности, также на 6 лет живут меньше городских и их ОПЖ составляет 60,31 лет. Женщины, проживающие в сельской местности, живут на 4 года меньше, чем городские.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.074 с.)