Характеристика внутренней политики: важнейшие государственные решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика внутренней политики: важнейшие государственные решения



Изучение данного параграфа позволит понять какую политику проводил царь Александр третий в годы своего правления.

Цареубийство Александра второгопроизошло 1 марта 1881 года. Но это не привело к началу революции как планировали народовольцы. Однако этот факт поменял расстановку сил наверху. Позиции Лорис-Меликова, который не смог предотвратить убийство императора, достаточно ослабли. В то же время ослабли позиции и либерально настроенных сановников.

Александр третий опирался на мнение консервативных представителей власти. Он резко осуждал действия Лорис-Меликова. Так же он отверг "конституционный" план министра внутренних дел.

В апреле 1881 года опубликовали манифест. Суть данного манифеста заключалась в достаточно хорошей охране самодержавной власти. Лорис-Меликову было предложено уйти в отставку.

После событий первого марта у народовольцев не было возможностей бороться с властями. Силы этого движения были исчерпаны. Организаторы цареубийства были казнены. Этот факт практически обезглавил все сопротивление "Народной воли".

Власти начали наступление. И в результате к 1886 году все остатки данной организации были окончательно разгромлены.

Характер внутренней политики Александра третьего определили драматические события 1 марта 1881 года. Террор, который происходил в рядах народовластия, показал, что либеральные реформы, которые проводил его отец, были не эффективные для стабилизации в стране.

Но император, не смотря на это продолжал придерживаться достаточно консервативных убеждений.

В окружении царя входили лица, которые были не довольны реформами Александра второго.

Александр третий отличался от своих предшественников тем, что он не хотел ориентироваться на западные образцы правления и строения общества, как например это делал его прадед Петр первый. Он любил только русские национальные традиции, и он не чуждался отдельными элементами воззрений славянофилов.

Но новый курс в политики царя вырисовался не сразу. После того как в отставку ушел Лорис-Меликова на его пост министра внутренних дел поставили Игнатова Н.П. Управленческий аппарат после деятельности Деятельность "Народной воли" выявил необходимость во всемерном укреплении репрессивного аппарата.

Александр третий 14 августа 1881 г. утвердил "Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия". В соответствии с этим положением различные местности для стабильности в обществе и охраны, могли быть объявлены на "исключительном положении". У этого положения было две степени: усиленная охрана и чрезвычайная охрана.

В данном случае у администрации открывались большие полномочия. В эти полномочия входили:

право на закрытие промышленного и торгового промышленного заведения;

арест различных вредных лиц и т.д.

Временное положение, которые было 14 августа 1881 г. просуществовало в полной силе до Февральской революции.

Игнатов, который был очень близок к славянофилам, пытался на практике реализовать некоторые их идеи. Он предложил императору созвать Земский собор для того что бы обсудить различные проблемы которые присутствовали в местном самоуправление.

Данный сбор должен был сформировать комиссию, которая должна была рассматривать по решению императора определенные е законопроекты до их внесения в Государственный совет. По сути предложения сделанные Игнатовым могли мало чем, отличаться от "конституции" Лорис-Меликова. Именно поэтому против замысла министра внутренних дел достаточно решительно выступили консервативно настроенные сановники. После этого царь отверг план министра и в мае 1882 г. Игнатов был уволен в отставку.

С уходом Н.П. Игнатова с поста министра внутренних дел (его преемником был назначен Д.А. Толстой), политический курс нового царствования обрел, наконец, достаточно четкие контуры.

Реформа наследия, которая началась в 1860 году и закончилась в 1870 году, под собой имела основную программу по самобытному развитию России. Эта реформа называлась теорией "народного самодержавия". Основу этой теорией составила мысль о единении царя с простым народом.

Одним из творцов нового курса стал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, сблизившийся с Александром III еще в бытность того наследником (Победоносцев преподавал будущему монарху законоведение). Достаточно образованный и умный деятель, Победоносцев противился любым проблескам либерализма в правительственной политике.

Новый курс в политики проходил под инициативой М.Н. Каткова. Он был талантливым публицистом. Под его редакцией выпускалась газета "Московские ведомости". В свою очередь он не был политиком с занимаемой должностью в правительстве, но своей деятельность оказывал большое влияние на политику самодержавия.

Начавшаяся при Александре III ревизия того, что было сделано при его отце, осуществлялась в самых разных направлениях. В 1882 г. царь утвердил Временные правила о печати, призванные усилить административный контроль за содержанием периодических изданий.

В 1884 г. пересмотру подвергся Университетский устав 1863 г. Новый Устав значительно урезал автономию университетов. Так же, по Новому Уставу ректоров и деканов теперь назначало Министерство народного просвещения, а по Уставу 1863 г. они избирались преподавателями. Постоянным объектом для нападок со стороны консервативных кругов служили созданные при Александре II органы местного самоуправления, прежде всего - земские учреждения. Их деятельность имела массу недостатков, но руководство больше всего беспокоила перспектива превращения органов самоуправления в опорные пункты оппозиции. В 1890 г. Александром III было утверждено новое положение о земских учреждениях. Исходя из этого акта, представительство дворян в земствах становилось еще больше. Крестьяне теперь могли избирать только кандидатов в гласные уездных земских собраний. Гласных назначал губернатор. Положение 1890 г. также усиливало административный надзор за работой земских учреждений.

В 1892 г. было издано новое Городовое положение. Доля горожан, которые могли принимать участие в выборах гласных городских дум, значительна сократилась. Если по закону 1870 г. избирательные права получило в среднем по городам 5,3% жителей, то по закону 1892 г. - 1%. Администрация, таким образом, приобрела более широкие возможности для вмешательства в деятельность органов городского самоуправления. Правительственные акты, изданные при Александре III, внесли существенные изменения в судебные уставы 1864 г. К примеру, было ограничено применение принципа гласности, судопроизводства, повысился имущественный и образовательный ценз присяжных заседателей и т.п. Но существенный пересмотр судебной реформы 1864 г. так и не произошел.

В целях укрепления экономических позиций дворянства в 1885 г. был учрежден Дворянский банк. Ему вменялось в обязанность оказывать поддержку помещичьему землевладению. В 1889 г. царь утвердил Положение о земских начальниках. Земские начальники, назначавшиеся губернаторами из среды местного дворянства, должны были осуществлять надзор за деятельностью органов крестьянского самоуправления. Благодаря институту земских начальников дворяне, утратившие при отмене крепостного права власть над крестьянами, получили возможность оказывать заметное воздействие на жизнь сельского "мира".

Политика самодержавия в отношении крестьянства в царствование Александра III характеризовалась стремлением укрепить подтачивавшиеся развитием капитализма патриархальные структуры, общинный уклад. Закон от 18 мая 1886 г. ставил преграды семейным разделам, в которых власти видели "великое зло, ведущее к обеднению сельского населения". В целях предотвращения обезземеливания крестьян в 1893 г. был издан закон "О неотчуждаемости крестьянских надельных земель". Некоторому облегчению положения сельского населения способствовали такие меры, как перевод временнообязанных крестьян на выкуп (с 1 января 1883 г.) и понижение выкупных платежей, отмена подушной подати. В 1883 г. по инициативе Александра III был основан Крестьянский банк, призванный содействовать расширению крестьянского землевладения.

Быстрое развитие отечественной промышленности в пореформенную эпоху, сопровождавшееся увеличением численности рабочего класса, ставило на повестку дня так называемый рабочий вопрос.

Император был обеспокоен конфликтами рабочих и предпринимателей, и охотно брал на себя в таких случаях роль миротворца, стремился, не сильно ущемлять интересы буржуазного слоя, но и старался удовлетворить ультиматумы противоположной стороны.

Можно сказать, что политика Александра III в рабочем вопросе носила попечительный характер. Так, в 1883 г. был издан закон об ограничении труда малолетних, в 1885 г. - о "запрещении ночного труда женщин и детей".3 июня 1886 г. император подписал закон об определении условий найма и порядке расторжения договоров с предпринимателями, в тексте которого в той или иной мере нашли отражение отдельные требования, выдвинутые участниками вспыхнувшей в 1885 г. Морозовской стачки.

Важной составной частью внутренней политики самодержавия в царствование Александра III являлась линия на всемерное вовлечение окраинных территорий в единую общеимперскую систему. В этой связи ограничениям подвергалась автономия Великого княжества Финляндского, ликвидировались последние остатки польской государственности.

Стремясь в принципе законсервировать традиционные общественные структуры, не допустить их разрушения, Александр III, однако, продолжал политику поощрения промышленного роста, что способствовало, в конечном счете, дальнейшему развитию России по капиталистическому пути.

В данном параграфе была изучена характеристика внутренней политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.01 с.)