Глава 2. Афинская демократия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Афинская демократия.



 

По своему политическому устройству, структуре государственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, а отражало существенные различия в социально-экономических в отношениях, сложившихся внутри этих полисов.

Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4 в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений между классами, социальными группами, в том числе и между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующих античную общину. Кроме граждан в античном обществе находились многочисленные рабы, которые составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина.

Достижением греческой политической мысли и полисного миро – воззрения была выработка понятия "гражданин".

Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание. Это воспитание проводилось под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании. Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т.е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту и отечественных богов, на защиту и покровительство афинских законов.

Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

 

Народное собрание в Афинах

 

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором – рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С.. Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 – 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 – 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

 

Совет 500 и Ареопаг

 

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Света 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего, готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений, бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалованье в размере 5-6 оболов, т.е. в два раза больше, чем за посещение Н.С..

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг – один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к 9-8 вв. до н.э., к совету родовых владык.

Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось "хорошее воспитание", что подразумевало аристократическое происхождение). Вожди афинской демократии не осмелились уничтожить Ареопаг, но умело приспособили его к выполнению таких государственных функций, которые стояли вне полномочий избираемых магистратов. Ареопаг в 5-4 вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

 

Выборные должностные лица

 

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в 5 в. до н.э. и Второго Афинского морского союза в 4 в. до н. э). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к 8 в. до н.э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха – командиры конницы, 10 филархов – командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью.10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб. Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.

Это был многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. Так как повторное переизбрание исключалось, то практически каждый гражданин мог быть избран.

 

Суд присяжных – гелилея

 

Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (100 человек считались запасными). Гелиея была высшим судебным органом Афин.

Избираться в гелилею можно было по несколько раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел. Архонт, стратег председательствовал на заседании палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и защитников. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу, смертной казни и изгнанию.

На гелилею была возложена задача по охране афинской демократии. Афинскую конституцию охраняли с помощью разбирательства, называемого жалобы на противопоказание. Также еще одной мерой охраны строя была строгая отчетность всех афинских должностных лиц.

В целом же афинская демократия в 5-4 вв. до н.э. была хорошо развитой системой, которая решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.


Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин)

 

Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая система социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

Афинское общество классической эпохи делилось на три класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Характеристика классического рабства.

Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял из людей негреческого происхождения.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).

Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина.

Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить оброк в пользу своего господина.

Правда, рабов на оброке было немного, так как они по-прежнему находились в полной власти господина.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имели возможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.

Господствующий класс.

Господствующий класс в Афинах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов.

Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии. Они слабо заинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полиса.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованные в быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутри этой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н.С. и избирались на должности.

Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную обстановку в Афинах 5-4 вв. до н.э.

Положение свободных мелких производителей.

Афинское общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители – земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, городской люд. Это был самый многочисленный класс. В Афинах 5-4 вв. до н.э. в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона (также сюда входило большинство метеков).

Рабский труд у мелких производителей использовался только в качестве дополнительной рабочей силы.

Социальная группа мелких свободных землевладельцев является одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической активности зависели крепость полисных институтов. Мелких землевладельцев обычно называют крестьянами. Земледелец был лично свободным, т.е. независимым от других лиц или государства, собственником земельного участка, обеспечивающего его прожиточный минимум. Земледелец не платил налогов с земли. Он был тесно связан с рынком.

По законам Афин собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении.

В состав свободных мелких производителей входили также городские жители, живущие трудом собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане – ремесленники и торговцы – принимали активное участие в политической жизни города. Их имущественное положение, было весьма неустойчивым, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки граждан. В Афинах, прежде всего, предусматривалось выведение потерявших связь с землей и живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту предоставляли земельный участок.

Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой.

Положение ремесленников и торговцев-метеков было более тяжелым, чем ремесленников граждан. Они были исключены из политической жизни полиса, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с человека, который в Афинах назывался метейкион и, достигал 12 драхм в год. Большая часть свободных жителей, не имеющих гражданских прав, принадлежала именно к этой категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной группе (Афинах общее число метеков достигало 15-20% от общего числа населения).

Прослойка деклассированных элементов.

Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на положение свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами. Труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в 4 в. до н.э. как удел рабов, как дело недостойное свободного человека. Начинает создаваться новый социальный строй, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Н.С..

В целом социальная структура афинских полисов 5-4 вв. до н.э. была довольно сложной и расчлененной: противоречия между основными классами осложнялись острыми внутриклассовыми столкновениями. Общественные взаимоотношения афинском государстве представляли собой клубок противоречий разного порядка, причем в отдельные исторические периоды, в зависимости от конкретных условий, выходила на первый план то одна, то другая группа противоречий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельной аристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальными кругами внутри демократической группировки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.033 с.)