Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.................................................................................................... 3

Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике.................................. 4

1.1. Афины в 8-7 вв. до н.э............................................................................... 4

1.2. Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла......... 8

1.3. Греческий полис как социально-политический организм..................... 10

Глава 2. Афинская демократия................................................................. 12

2.1. Народное собрание в Афинах................................................................ 14

2.2. Совет 500 и Ареопаг.............................................................................. 16

2.3. Выборные должностные лица............................................................... 17

Глава 3. Социальная структура греческого общества      (на примере Афин) 21

Глава 4. Афинская морская держава........................................................ 26

4.1. Первый афинский морской союз............................................................ 26

Глава 5. Упадок Греции и подчинение ее Македонией в 4 веке до н.э. 27

5.1. Войны между греческими городами-государствами........................... 27

5.2. Разорение крестьян и ремесленников.................................................... 27

5.3. Обострение классовой борьбы.............................................................. 28

5.4. Усиление Македонии.............................................................................. 29

5.5. Установление власти Македонии над Грецией.................................... 29

Заключение........................................................................................... 30

Список используемой литературы....................................... 32

 


Введение

 

История Древней Греции, а в частности Афинского государства, является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. Данная тема интересна тем, что история Афинского государства изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова в долине Аттики.

За период истории афинского государства граждане Афин создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

 


Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике

 

Афины в 8-7 вв. до н.э.

 

Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом. В древнейший период Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.

Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце 2 тысячелетия до н.э. Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале 1 тысячелетия до н.э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.

В 9-8 вв. до н.э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство.

Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Населению Аттики не хватало своего хлеба. Зато в долинах росли оливковые деревья, а на склонах холмов – виноград. В 8-7 вв. до н.э. в Аттике развивались виноделие и добыча оливкового масла.

В Аттике стало быстро развиваться гончарное производство. Другие ремесленники перерабатывали шерсть, ковали у пылающих горнов оружие, делали украшения из золота и серебра. На юге полуострова афиняне разрабатывали месторождения серебра. В 7 в. до н.э. в Афинах начали чеканить серебряную монету, получившую впоследствии распространение по всей Греции.

Город Афины быстро рос. В центре Афин располагалась рыночная площадь – агора. Жители равнины привозили сюда вино и оливковое масло, горцы пригоняли скот, ремесленники приносили свои изделия.

Вблизи Афин были бухты, удобные для стоянки судов. Здесь грузили на корабли ремесленные изделия и амфоры с вином и маслом. Все это отправляли для продажи в области Греции и в заморские страны. С кораблей разгружали хлеб, соль, соленую рыбу, выводили на берег рабов, привезенных в Афины для продажи. Все это способствовало развитию торговли и мореплавания.

Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т.е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины – покровительницы города – стал общеаттическим культом. В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств.

Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения – земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. В политической сфере басилей – племенной вождь – уступает место коллегии должностных лиц – архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, который пополнялся из отслуживших свой срок архонтов. И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовой знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносило удар по традиционным органам родового строя.

В 8-7 вв. до н.э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать – эвпатриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью. Основная масса сородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и Ареопаг пополнялись из той же среды. По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного права и использовала этот обычай в своих интересах.

Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации, с другой – показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.

Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство ряд новых законов, которые отражали социально-экономическую ситуацию того времени. Так по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания – смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.

Законодательство Драконта было крупной победой тех социальных сил, которые представляли новые общественные отношения, были заинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовых граждан – объекта жестокой эксплуатации эвпатридов.

Однако положение основной массы афинян продолжало оставаться тяжелым – ведь основа общественного богатства – земля, решающие рычаги экономической жизни находились в руках эвпатридов. Это вызвало острое недовольство афинского гражданства.

В отличие от аристократов, господствовавших в Аттике, остальные свободные афиняне назывались демосом.

Большинство демоса составляли крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики. В 8-7 вв. до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских. Но весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристократам.

Социальные противоречия в Афинах в конце 7 в. до н.э. достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э). В 594 г. до н.э. правителем Афин был избран Солон; ему было поручено примирить демос и аристократов. Он был известен как смелый воин, поэт и оратор. Пользуясь поддержкой народного собрания афинян, Солон произвел реформы в управлении государством и в положении демоса.

 

Народное собрание в Афинах

 

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором – рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С.. Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 – 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 – 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

 

Совет 500 и Ареопаг

 

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Света 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего, готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений, бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалованье в размере 5-6 оболов, т.е. в два раза больше, чем за посещение Н.С..

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг – один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к 9-8 вв. до н.э., к совету родовых владык.

Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось "хорошее воспитание", что подразумевало аристократическое происхождение). Вожди афинской демократии не осмелились уничтожить Ареопаг, но умело приспособили его к выполнению таких государственных функций, которые стояли вне полномочий избираемых магистратов. Ареопаг в 5-4 вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

 

Выборные должностные лица

 

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в 5 в. до н.э. и Второго Афинского морского союза в 4 в. до н. э). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к 8 в. до н.э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха – командиры конницы, 10 филархов – командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью.10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб. Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.

Это был многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. Так как повторное переизбрание исключалось, то практически каждый гражданин мог быть избран.

 

Суд присяжных – гелилея

 

Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (100 человек считались запасными). Гелиея была высшим судебным органом Афин.

Избираться в гелилею можно было по несколько раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел. Архонт, стратег председательствовал на заседании палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и защитников. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу, смертной казни и изгнанию.

На гелилею была возложена задача по охране афинской демократии. Афинскую конституцию охраняли с помощью разбирательства, называемого жалобы на противопоказание. Также еще одной мерой охраны строя была строгая отчетность всех афинских должностных лиц.

В целом же афинская демократия в 5-4 вв. до н.э. была хорошо развитой системой, которая решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.


Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин)

 

Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая система социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

Афинское общество классической эпохи делилось на три класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Характеристика классического рабства.

Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял из людей негреческого происхождения.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).

Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина.

Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить оброк в пользу своего господина.

Правда, рабов на оброке было немного, так как они по-прежнему находились в полной власти господина.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имели возможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.

Господствующий класс.

Господствующий класс в Афинах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов.

Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии. Они слабо заинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полиса.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованные в быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутри этой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н.С. и избирались на должности.

Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную обстановку в Афинах 5-4 вв. до н.э.

Положение свободных мелких производителей.

Афинское общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители – земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, городской люд. Это был самый многочисленный класс. В Афинах 5-4 вв. до н.э. в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона (также сюда входило большинство метеков).

Рабский труд у мелких производителей использовался только в качестве дополнительной рабочей силы.

Социальная группа мелких свободных землевладельцев является одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической активности зависели крепость полисных институтов. Мелких землевладельцев обычно называют крестьянами. Земледелец был лично свободным, т.е. независимым от других лиц или государства, собственником земельного участка, обеспечивающего его прожиточный минимум. Земледелец не платил налогов с земли. Он был тесно связан с рынком.

По законам Афин собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении.

В состав свободных мелких производителей входили также городские жители, живущие трудом собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане – ремесленники и торговцы – принимали активное участие в политической жизни города. Их имущественное положение, было весьма неустойчивым, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки граждан. В Афинах, прежде всего, предусматривалось выведение потерявших связь с землей и живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту предоставляли земельный участок.

Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой.

Положение ремесленников и торговцев-метеков было более тяжелым, чем ремесленников граждан. Они были исключены из политической жизни полиса, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с человека, который в Афинах назывался метейкион и, достигал 12 драхм в год. Большая часть свободных жителей, не имеющих гражданских прав, принадлежала именно к этой категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной группе (Афинах общее число метеков достигало 15-20% от общего числа населения).

Прослойка деклассированных элементов.

Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на положение свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами. Труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в 4 в. до н.э. как удел рабов, как дело недостойное свободного человека. Начинает создаваться новый социальный строй, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Н.С..

В целом социальная структура афинских полисов 5-4 вв. до н.э. была довольно сложной и расчлененной: противоречия между основными классами осложнялись острыми внутриклассовыми столкновениями. Общественные взаимоотношения афинском государстве представляли собой клубок противоречий разного порядка, причем в отдельные исторические периоды, в зависимости от конкретных условий, выходила на первый план то одна, то другая группа противоречий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельной аристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальными кругами внутри демократической группировки.


Обострение классовой борьбы

 

Большой остроты достигли в 4 в. до н.э. противоречия внутри полисного коллектива, вызванные имущественным и социальным расслоением в среде граждан.

В Афинах удалось сгладить остроту социального недовольства. В целях ослабления напряженности проводилась политика материальной поддержки беднейших граждан: была введена плата за посещение Н.С., за участие в судах гелилеи. Также был установлен жесткий контроль за хлебным рынком. На богатых граждан были наложены литургии. Все это давало некоторые результаты.

Гражданская община, полисный коллектив в Афинах сохранял свою замкнутость и не желал ее нарушать. Естественно, это увеличивало общую социальную напряженность.

Однако предложенные проекты реформирования и оздоровления пораженных кризисом греческих полисов оказались утопическими, невыполнимыми в исторической обстановке 4 в. до н.э. Кризис греческого полиса продолжал углубляться.


Усиление Македонии

 

Македония была расположена на Балканском полуострове, к северо-востоку от Греции. Большинство населения Македонии составляли крестьяне. Господствовали в ней аристократы, почти не признававшие власти македонских царей.

В середине 4 в. до н.э. царю Филиппу 2 удалось укрепить свою власть в Македонии. Образовалась Македонская монархия.

Филипп 2 организовал сильное войско. Он начал захватывать один за другим ослабевшие греческие города. Часть греческих рабовладельцев охотно признавала его власть. Своим богатством они дорожили больше, чем независимостью родины. Нередко Филипп 2 подкупал некоторых горожан, и те открывали ему крепостные ворота.

 

Заключение

 

Изучение истории афинского государства с начала его зарождения до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность проследить общие закономерности его развития как органической части истории древнего мира. Вместе с тем оно позволяет выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих Афины как неповторимую историческую реальность.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в 3 областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства; установлением демократической республики (демократии); создании замечательной культуры.

Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только городского люда, но включал также и сельское население, т.е. становился местом жительства большей части населения полиса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.09 с.)