Тема 6. Учет основных средств и долгосрочных инвестиций в Основные средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Учет основных средств и долгосрочных инвестиций в Основные средства



Для осуществления уставной деятельности на балансе ЗАО «Магнит» имеются: здания, транспорт, магазины, оборудование, детский сад, лагерь, клуб, мастерские, дом быта, спортивный зал и оборудование в нем и т.д.

На протяжении длительного периода использования, основные средства поступают в организацию и передаются в эксплуатацию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, в результате которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются внутри организации, выбывают из нее, вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования реализуются, передаются безвозмездно и т.п.

Основные средства любого ЗАО «Магнит» разнообразны по составу и назначению. С целью систематизации и учета необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства продукции, работ, услуг. Типовая классификация основных средств РФ по их видам установлена Госкомстатом РФ.

В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятель­ности основные средства подразделяются на промышленно-производствен­ные, другие производственные, непроизводственные и жилищные.

К основным средствам промышленно-производственного назначения на ЗАО «Магнит» относятся: цеха со 2 по 14, СКТБ, объект производственного назначения, прачечная. Основные средства непроизводственного и другого производственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но обслуживают культурно-бытовые нужды работников ЗАО «Магнит», к ним относятся: столовая, участок озеленения, детский сад, лагерь, клуб, дом быта, здрав пункт, спортивный зал и турбаза).

Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.

Первоначальная стоимость складывается к моменту вступления объекта в эксплуатацию. По первоначальной стоимости объект учитывается в течении периода нахождения в организации в составе основных средств на синтетическом счете 01 «Основные средства».

Восстановительную стоимость объекты основных средств получают в момент их переоценки, объявленной решением Правительства РФ. В результате переоценки, объявленной Правительством РФ (как уже говорилось ранее), первоначальная стоимость заменяется восстановительной с отражением на счете 01 «Основные средства».

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта и суммой начисленного износа по нему. Таким образом, рассчитывается показатель статьи актива баланса «Основные средства».

Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств, каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный
объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или
комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями,
выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный
инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все
время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации.
Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом
предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением
основных средств.

Обособленные элементы по сложным инвентарным объектам, т. е. вклю­чающим те или иные приспособления, которые составляют вместе с ним одно целое, как правило, обозначаются тем же номером, что и на основном объекте.

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учет­ной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в дей­ствие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное по­ступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая ру­ководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности (приложение №14, №15). Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют оди­наковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Так на ОАО «ЗПС» был составлен акт о приемке-передаче токарно-винторезного станка (приложение №14) и ХОН (приложение №15).

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска за­водом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, при­своенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию ЗАО «Магнит». К акту прилагают техническую документацию, от­носящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).

Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), а сдача его в монтаж — актом о приемке-передаче оборудова­ния в монтаж (ф. ОС-15) (приложение №16). На ЗАО «Магнит» был составлен акт о приемке-передаче оборудования в монтаж на токарно-винторезный станок модель 1А62 (б/у) (приложение №16). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (Ф.ОС-16).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств после чего техническую до­кументацию передают в технический или другой отделы ЗАО «Магнит».

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах — для сдающей и принимающей основные средства организации.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта,
производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом
приемки-сдачи                     отремонтированных, реконструированных и
модернизированных объектов (ф. № ОС-3). В акте указывают изменение в
технической характеристике и первоначальной стоимости объекта,
вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник
цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и
представитель цеха (ЗАО «Магнит»), производящего реконструкцию и
модернизацию, и сдают его в бухгалтерию ЗАО «Магнит», которая
производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету
основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию
осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух
экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют на­кладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2). Она должна содержась фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получа­теля; основание для перемещения основных средств; название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела)-сдатчика. Первый экземпляр пере­дают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспорт­ных, оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4), а списа­нием грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а). ЗАО «Магнит» выписало акт на списание автотранспортных средств 7 января 2002 года. Был списан авто кран К-162 по причине изношенности и морального устарения. Некоторые детали крана были оприходованы на склад, а остальные сдали в металлолом.

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое со­стояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных, полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, пре­вышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки

Основным регистром аналитического учета основных средств являются ин­вентарные карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Оборотная сторона ин­вентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характери­стики. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, место­нахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Впо­следствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ре­монта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.

В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основ­ных средств (ф. № ОС-11). Записи в книге производят по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения.

Инвентарные карточки (книги) заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передают за­тем под расписку в соответствующий отдел ЗАО «Магнит».

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежа­щих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих сче­тах:

      01 «Основные средства» (активный);

     02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд), оформляется следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 01 «Основные средства»;

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Основные средства, приобретенные за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счета 01 «Ос­новные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При реализации основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисле­ния амортизации, если иное не установлено Положением.

Амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления аммортизации.

Определение срока полезного использования.объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или не установлении в централизо­ванном порядке производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожи­даемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, и т.д.

В течение срока полезного использования объекта основных средств на­числение амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, и основных средств, переведенных по решению руководителя ор­ганизации на консервацию на срок более 3 месяцев.

По объектам основных средств, полученных по договору дарения и без­возмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полез­ного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объ­екта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчис­ленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объ­екта.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (ра­бот, услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из нату­рального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотно­шения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагае­мого объема продукции (работ, услуг) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ос­новных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого спо­соба начисления в размере 1/12 от годовой суммы.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бух­галтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объ­екта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекраще­нием права собственности или иного вещного права.

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следую­щего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

При решении вопроса о введении ускоренной амортизации следует иметь в виду, что начисленная сумма износа влияет на величину себестоимости про­дукции, на прибыль и на сумму льгот по налогу на прибыль по капитальным вложениям.

Расчет сумм амортизации организации производят ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы. К сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.

Для учета основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация ос­новных средств». К этому счету могут быть открыты два субсчета:

02-1 «Амортизация собственных основных средств»;

02-2 «Амортизация имущества, сданного в лизинг».

Начисленную сумму по собственным и долгосрочно арендуемым основ­ным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов из­держек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомога­тельные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяй­ственные расходы» и других счетов) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по ви­дам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Накопление и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражается. В составе выручки от реализации продукции (работ, ус­луг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет или другие счета ЗАО «Магнит» и списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капи­тальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществ­ляться хозяйственным способом, т. е. силами самой организации, или подряд­ным способом (силами сторонних организаций).

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведо­мость дефектов. В ней указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в по­статейном разрезе.

Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают на­ряды-заказы. Первый экземпляр наряда-заказа передается цеху-производителю ремонта, второй — в бухгалтерию для ведения аналитического учета по дан­ному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сро­ками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряда-заказа вы­писываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.

Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли.

могут относить прямо на счета издержек производства и обращения (счет 20 «Основные производства» и др.) с Фактические расходы, связанные с прове­дением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 «Ма­териалы, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.). На счетах издер­жек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут от­ражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, рас­ходы на оплату труда и др.).

Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ, особенно в организациях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать суб­счет «Ремонтный фонд» по пассивному счету 82 «Резервный капитал».

   Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плано­вой сметы затрат на все виды ремонта.

Отчисления в ремонтный фонд оформляются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (и других счетов производственных затрат);

Кредит счета 82 «Резервный капитал».

При образовании ремонтного фонда операции по учету ремонта основ­ных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как пра­вило, предварительно на активном синтетическом счете 23 «Вспомогатель­ные производства». По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списы­вают за счет ремонтного фонда. Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье «Незавершенное произ­водство».

Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответст­вующих материальных счетов (10 и 01) и кредиту счета 23 «Вспомогатель­ные производства».

Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта
оформляется              актом приемки-сдачи отремонтированных,
реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). По
поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о
произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит
основанием для списания фактической себестоимости капитального
ремонта.

Списание фактической себестоимости ремонта, осуществленного хозяй­ственным способом с использованием счета 23, оформляют следующей про­водкой:

Дебет счета 82 «Резервный капитал»;

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, органи­зация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капиталь­ного ремонта оформляется актом приемки-сдачи (ф. № ОС-3). Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимо­сти их фактического объема. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых оформляется сле­дующей записью:

Дебет счета 82 «Резервный капитал», субсчет «Ремонтный фонд»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным спосо­бом, могут быть списаны с кредита счета 60 в дебет счетов издержек произ­водства и обращения.

Оплата счетов подрядчиков производится с расчетного или другого счета и оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 51 «Расчетный счет» или других счетов. По окончании от­четного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на из­держки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.

В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке ремонт­ного фонда на величину недостатка составляют либо дополнительную про­водку по начислениям в ремонтный фонд, либо списывают указанную вели­чину на издержки производства или обращения.

Сальдо по субсчету «Ремонтный фонд» счета 82 «Резервный капитал», как правило, должно соответствовать затратам по неза­конченному ремонту сложных объектов.

Ремонт и содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой прибыли организации или фондов специального назначения (счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток).Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают в дебет счета 84 с кредита материальных денежных и расчетных счетов(10,70,69,60,76 и др.)

Учет амортизации основных средств ведется за каждый месяц в книгах аналитического учета основных средств и журнале-ордере №13 по счетам 01 и 02.. Журнал-ордер №13 за февраль 2004 года в соответствии с амортизацией основных средств за февраль 2004года.

                                



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.039 с.)