Современный этап развития избирательного законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный этап развития избирательного законодательства



Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов - согласно Указу Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (от 21 сентября 1993 года).

События 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем).

Таким образом, после принятия Конституции РФ на референдуме в 1993 году избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов и для государства, и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.

Вступление в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (от 10 декабря 1994 года) определило основные направления развития избирательного законодательства России на ближайшие годы и открыло путь к принятию федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы, Президента, а также законов субъектов РФ о выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти. Мы не будем останавливаться отдельно на каждом законе, а отметим наиболее позитивные стороны развития избирательного законодательства периода 1993-1999 годов. Начало означенного периода не повлекло серьезных изменений по сравнению с предыдущим этапом. Стоит отметить лишь отмену сбора подписей, а также сохранение одномандатных избирательных округов в субъектах Российской Федерации. Однако, уже с 1995 года, избирательное законодательство начинает динамично развиваться. Появилось новое определение избирательных объединений, впервые схема избирательных округов утверждена в федеральном законе, усложнялась процедура выдвижения кандидата. Также сильно усложнилась процедура выдвижения кандидата на пост Президента. Это произошло в свете принятия 17 мая 1995 года федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Установлены жесткие рамки ведения предвыборной агитации. Также значительное влияние было уделено финансированию выборов. [15]

Избирательные компании 1995-1996 годов выявили ряд недостатков законодательства, в соответствии с чем 20 марта 1996 года была создана Рабочая группа по подготовке проектов законодательных актов по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации. Результат - принятие новых федеральных избирательных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи граждан в референдуме Российской Федерации» (от 30 сентября 1997 года), «О выборах депутатов Государственной Думы» (от 2 июня 1999 года), «О выборах Президента Российской Федерации» (от 1 декабря 1999 года).

Федеральные выборы 1999-2000 гг. проходили по обновленной правовой системе их результаты показали эффективность законодательного регулирования федеральных избирательных компаний. Вместе с тем они выявили ряд проблем в сфере агитации и финансирования выборов.

Была создана Рабочая группа для подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о выборах. Результатом работы стал доклад «О совершенствовании законодательства о выборах», который был заслушан участниками парламентских слушаний в Государственной Думе 16 октября 2000 года. Изменения избирательного законодательства предусматривались по следующим основаниям: учет избирателей, обеспечение прав избирателей; выдвижение кандидатов, список кандидатов партий; предвыборная агитация; финансирование выборов; ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Концептуальные положения доклада рабочей группы были реализованы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (от 12 июня 2002 года).

В настоящее время федеральное избирательное право представлено следующими законодательными актами:

1. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[16];

2. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»[17];

3. Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[18];

4. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».[19]

5. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[20]

Кроме того, значительную часть избирательного права России, в силу ее федеративного устройства, составляет избирательное законодательство субъектов РФ. В частности, в Саратовской области действуют следующие избирательные законы:

1. Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы)[21];

2. Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»[22].

В указанных нормативных документах закрепляются наиболее важные права и свободы, которые свойственны всем наиболее демократически развитым государствам мира. По сравнению с двумя предыдущими этапами избирательное право приобрело наибольшую значимость, как для государства, так и для его народа.

Таким образом можно сказать, что история развития избирательного права России носит в целом позитивный характер, о чем свидетельствует то, что с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляет собой систему правовых норм и как подотрасль конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет собой реальную субъективную возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.017 с.)