Тема «Российской избирательное право» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Российской избирательное право»



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Тема «Российской избирательное право»

 

Выполнила: студентка 1 курса 38В группы

сокращенного срока обучения

 

Саратов, 2008

 

 

Содержание

Глава 1. История избирательного права России...................................................................................................... 6

1.1 Дореволюционное законодательство о выборах.............................................................................................. 6

1.2 Избирательное право в советской России........................................................................................................... 8

1.3 Современный этап развития избирательного законодательства............................................................... 11

Глава 2. Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и пути реформирования     15

2.1. Понятие и этапы избирательного процесса..................................................................................................... 15

2.2 Российское избирательное законодательство на пути реформирования................................................ 19

Заключение....................................................................................................................................................................... 23

Список используемой литературы............................................................................................................................. 25

Введение

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве действенного и функционирующего института формирования представительных основ народовластия. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, которое сопровождается активным поиском и практическими проверками юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан как избирать, так и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Становится очевидным, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования.

Подтверждение можно найти в международном праве - статья 21 Всеобщей декларации прав человека ООН (от 10 декабря 1948 года) гласит[1]:

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем, равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования.

Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН 1966 г. (статья 25)[2].

Каждый гражданин должен иметь право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов[3]. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы[4]. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, уровень развития страны.

Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.

В Конституции Российской Федерации, в отличие от многих зарубежных, не содержится специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы отражены в статье 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (статья 81), Федерального Собрания (статья 97), Местного самоуправления (статья 130)[5]. Данные конституционные нормы получили свою дальнейшую конкретизацию в федеральном законодательстве.

Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования[6]. Необходимо отметить, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов национального права и входит в составную часть конституционного права.

Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория - это институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения), деятельность субъектов, принципы и правила поведения, устанавливающие их права и обязанности в сфере осуществления прав. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, одну из наиболее значимых его подотраслей и регулирует общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Заключение

Избирательное законодательство остается одной из динамично развивающихся частей системы российского законодательства. Изменения в правовом регулировании выборов во многом предопределены утверждением в России на современном этапе пропорциональной избирательной системы.[33]

Субъекты Российской Федерации ведут активную работу по приведению собственного законодательства в соответствие с действующим федеральным законодательством. Но в тоже время при изменении избирательного законодательства необходимо учитывать, что современное избирательное законодательство субъектов Российской Федерации отражает опыт избирательных кампаний в Российской Федерации и гарантирует возможность защиты избирательных прав граждан и прав иных участников избирательного процесса. Субъекты Российской Федерации на основе правоприменительной практики активно выявляют противоречия в федеральном законодательстве, а также оперативно реагируют на изменения федерального избирательного законодательства посредством приведения в соответствие с ним своих нормативных правовых актов.

Как показывает практика проведения избирательных кампаний, недостаточно урегулированы и разработаны вопросы ответственности за нарушение избирательного законодательства[34]. Необходимо более четкое и конкретное определение «юридического наказания» за каждое избирательное правонарушение.

Необходимо отметить развитие избирательного права как научной правовой отрасли. Так например, вызывает дискуссию ученых понятие и стадии избирательного процесса. В последнее время предпринимаются попытки выделить избирательное в самостоятельную отрасль российского права. Предлагается следующий алгоритм придания избирательному праву статуса самостоятельной отрасли права:

1. обоснование необходимости признания избирательного права отраслью права;

2. построение системы доказательств соответствия избирательного права критериям, выработанным теорией права для отграничения отраслей права от иных правовых образований;

3. пропаганда идеи придания избирательному праву статуса отрасли;

4. в случае принятия указанной идеи большей частью научного сообщества - официальное закрепление нового статуса избирательного права. [35]

Постоянно возрастающее значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право неотъемлемый признак демократического правового государства. Важность этой отрасли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки. Становление системы политической демократии изначально предполагает активное и ответственное участие граждан в формировании и контроле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления.

Список используемой литературы

1. Международные договоры и нормативно-правовые акты:

1. Декларация прав и свобод гражданина, Саратов, 1998.

2. Конституция Российской Федерации. – СПб., 2005

3. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», М., 2007.

4. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», М., 2007.

5. Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» М., 2007.

6. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». М., 2007.

7. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» М., 2007.

8. Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы». Саратов, 2007.

9. Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» Саратов, 2008.

10. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 136/992-5 «Об итогах проведения 12 октября 2008 года в городе Новомосковске Тульской области эксперимента по электронному опросу избирателей»

2. Учебная и специальная научная литература:

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 2003.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2002.С.258.

3. Биктагиров Р. Стадии избирательного процесса: правовая природа и проблемы классификации// Журнал о выборах, 2008, № 3.

4. Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист.-2004. №7.

5. Введение в избирательное право. М.РЦОИТ при ЦИК России, 2003.

6. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»/ Журнал о выборах, специальный выпуск 2005.

7. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова P.P. Избирательный процесс и электорально-правовая культура. М.: НОРМА, 2005.

8. Действующее Международное право в 2 т., том 2, М.: МНИМП, 1997.

9. Избирательное законодательство РФ// Войсковой вестник. 2006. №2.

10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М. Изд-во Норма, 2003.

11. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток. 1999.

12. Колюшин Е. И. «Конституционное право России». М. Изд-во МГУ. 1999.

13. Крупин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного процесса // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Вып. 1. Ярославль, 1999.

14. Мостов В.Д. Предвыборная агитация: понятие, признаки // Журнал российского права. 2006. № 5.

15. Очерки истории выборов и избирательного права. Под ред. Ведняева Ю.А. и Богодаровой Н.А. РЦОИТ при ЦИК России, Фонд «Символ», Калуга. 2002.

16. Постников А.В. Избирательное право России. М., 2001.

17. Семенова Л. Некоторые проблемы оптимизации избирательного законодательства// Журнал о выборах, 2008, № 3.

18. Становление российского парламентаризма начала XX в. Под ред. Селунской Н.Б. М., 1996.

19. Стратегический ресурс демократического государства// Парламентская газета, 21-27 ноября 2008 года, № 73 (2325)

20. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. Сост. д-р юрид. наук Ю.Л.Шульженко. М.: Юристъ, 1997.

21. Хорошева А. Место избирательного права в системе российского права // Журнал о выборах, 2008, № 4.

22. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998.


[1]         Декларация прав и свобод гражданина, Саратов, 1998, с.12

[2]         Действующее Международное право в 2 т., том 2, М.: МНИМП, 1997 год. 

[3]         Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2002.С.258.

[4]         Постников А.В. Избирательное право России. М., 2001. С.94.

[5]         Конституция Российской Федерации. СПб., 2005

[6]         Избирательное законодательство РФ// Войсковой вестник. 2006. №2. С.17

[7]         Колюшин Е. И. «Конституционное право России». М. Изд-во. МГУ. 1999. С. 143.

[8]         Очерки истории выборов и избирательного права.Под ред. Ведняева Ю.А. и Богодаровой Н.А. РЦОИТ при ЦИК России. Фонд «Символ», Калуга. 2002. С. 537.

[9]         Становление российского парламентаризма начала XX в. Под ред. Селунской Н.Б. М., 1996. С.11

[10]        Очерки истории выборов и избирательного права.Под ред. Ведняева Ю.А. и Богодаровой Н.А. РЦОИТ при ЦИК России. Фонд «Символ», Калуга. 2002. С. 541.

[11]        Мостов В.Д. Предвыборная агитация: понятие, признаки // Журнал российского права. 2006. № 5. С.45

[12]        Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. Сост. д-р юрид. наук Ю.Л.Шульженко. – М.: Юристъ, 1997. С.714.

[13]        Алексеев С.С. Теория права. М., 2003. С. 158.

[14]        Введение в избирательное право. М.РЦОИТ при ЦИК России, 2003. С. 11

[15]        Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.Изд-во Норма, 2003. С. 75

[16]        Российская газета. №106. 15.06.2002.

[17]        Российская газета. №6. 16.01.2003.

[18]        Российская газета. №108. 24.05.2005.

[19]        Российская газета. №133. 14.07.2001.

[20]        Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

[21]        Саратовская областная газета. 13.07.2007 №54

[22]        Неделя области. №82. 2.11.2005

[23]        Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова P.P. Избирательный процесс и электорально-правовая культура. М.: НОРМА, 2005. С. 95.

[24]        Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998. № 2. С. 33-34

[25]        Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток. 1999. С. 315-316

[26]        Крупин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного процесса // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Вып. 1. Ярославль, 1999. С. 75.

[27]        Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С. 261.

[28]        Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 2003. С. 297

[29]        Биктагиров Р. Стадии избирательного процесса: правовая природа и проблемы классификации// Журнал о выборах, 2008, № 3. С. 13

[30]        Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»/ Журнал о выборах, специальный выпуск 2005, с. 6

 

[31]        Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 136/992-5 «Об итогах проведения 12 октября 2008 года в городе Новомосковске Тульской области эксперимента по электронному опросу избирателей».

 

[32]        Стратегический ресурс демократического государства// Парламентская газета, 21-27 ноября 2008 года, № 73 (2325).

 

[33]        Семенова Л. Некоторые проблемы оптимизации избирательного законодательства// Журнал о выборах, 2008, № 3. С. 19

[34]        Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист.-2004. - №7.

[35]        Хорошева А. Место избирательного права в системе российского права // Журнал о выборах, 2008, № 4. С. 16

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Тема «Российской избирательное право»

 

Выполнила: студентка 1 курса 38В группы

сокращенного срока обучения

 

Саратов, 2008

 

 

Содержание

Глава 1. История избирательного права России...................................................................................................... 6

1.1 Дореволюционное законодательство о выборах.............................................................................................. 6

1.2 Избирательное право в советской России........................................................................................................... 8

1.3 Современный этап развития избирательного законодательства............................................................... 11

Глава 2. Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и пути реформирования     15

2.1. Понятие и этапы избирательного процесса..................................................................................................... 15

2.2 Российское избирательное законодательство на пути реформирования................................................ 19

Заключение....................................................................................................................................................................... 23

Список используемой литературы............................................................................................................................. 25

Введение

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве действенного и функционирующего института формирования представительных основ народовластия. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, которое сопровождается активным поиском и практическими проверками юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан как избирать, так и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Становится очевидным, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования.

Подтверждение можно найти в международном праве - статья 21 Всеобщей декларации прав человека ООН (от 10 декабря 1948 года) гласит[1]:

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем, равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования.

Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН 1966 г. (статья 25)[2].

Каждый гражданин должен иметь право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов[3]. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы[4]. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, уровень развития страны.

Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.

В Конституции Российской Федерации, в отличие от многих зарубежных, не содержится специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы отражены в статье 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (статья 81), Федерального Собрания (статья 97), Местного самоуправления (статья 130)[5]. Данные конституционные нормы получили свою дальнейшую конкретизацию в федеральном законодательстве.

Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования[6]. Необходимо отметить, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов национального права и входит в составную часть конституционного права.

Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория - это институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения), деятельность субъектов, принципы и правила поведения, устанавливающие их права и обязанности в сфере осуществления прав. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, одну из наиболее значимых его подотраслей и регулирует общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.074 с.)