Названия содержательных модулей и тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Названия содержательных модулей и тем



ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра политологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-методической

и учебной работе

______________________Е.И. Скафа

“___”__________________201__ г.

МП

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«История зарубежных политических учений»

Направление подготовки 41.03.04 «Политология»  
Профиль подготовки:  
Образовательный уровень выпускника: бакалавр  
Форма обучения: очная, заочная.  

 

Донецк 2016


УТВЕРЖДАЮ:

Декан исторического факультета

________________Черкашин К.В.

“20” декабря 2016 г.

 

Программа учебной дисциплины «История зарубежных политических учений» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 41.03.04 «Политология» 

и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «30» октября 2015 г. № 750» (с изменениями и дополнениями).

 

Разработчик:

канд. ист. наук, доцент                                                            ___________Посредников Д.В.

 

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры политологии. Протокол № 4 от " 10 " ноября 2016 г.

 

И.о. заведующего кафедрой                                                ____________Анастасов А.И.

 

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией исторического факультета. Протокол № 4 от “20” декабря 2016 г.

 

Председатель учебно-методической

комиссии факультета                                                           _____________Мясников О.Г.

 


1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе:

курс «История зарубежных политических учений» является базовой частью профессионального блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 41.03.04 «Политология». Дисциплина реализуется на Историческом факультете ДонНУ кафедрой Политологии. Базируется на дисциплинах: «История», «Всемирная история». Является основой для изучения дисциплин: «История отечественных политических учений», «Введение в политическую теорию».

 

 

Нормативные ссылки

3. Структура дисциплины (модуля)

 

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения на базе

заочная форма

обучения на базе

ОСО СПО (сокращ.) ОСО СПО (сокращ) ВПО (сокращ)
Образовательный уровень:

бакалавр

Направление подготовки (специальность)

41.03.04 Политология

Профиль

 

Количество содержательных модулей (тем)

4

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы

базовой

Формы контроля

1, 2, 3 мк; 1 зчт; 2 экз., 3 экз.

 

 

Показатели

очная форма обучения на базе

заочная форма

обучения на базе

ОСО СПО (сокращ.) ОСО СПО (сокращ.) ВПО (сокращ.)
Количество зачетных единиц (кредитов) 12   8    
Количество часов 432   288    
Год подготовки 1, 2   1, 2    
Семестр 1, 2, 3   1, 2, 3    
Количество часов          
- лекционных 104   20    
- практических, семинарских 104   18    
- лабораторных          
- самостоятельной работы 224   264    
в т.ч. индивидуальное задание          
Недельное количество часов, т.ч. 8        
аудиторных 4        

ОСО – общее среднее образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

1-в соответствии с ОП (образовательной программой)

 

 

4. Описание дисциплины

Цель и задачи

Цель: формирование теоретического мышления и гражданского правосознания студента.

Задачи определяются необходимостью показать преемственность и выявить закономерности развития политико-правовой мысли, познакомить студента с содержанием и историей наиболее влиятельных зарубежных теоретических концепций государства и политики.

 

 

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

а) общекультурных (ОК): ОК-1; ОК-2; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7;

б) общепрофессиональных (ОПК): ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-8; ОПК-9; ОПК-10;

в) профессиональных (ПК): ПК-2.

 

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать: историю, проблематику и современной состояние науки «История зарубежных политических учений». Знать основные политические теории, рассматривая их как форму исследования политики;

уметь: проследить развитие политических учений и уметь их сопоставлять. Корректно использовать термины, исторический и компаративный методы. Изучение политических теорий осуществляется не только по учебнику, но и на основе работы с конкретными произведениями соответствующих мыслителей;

владеть: навыками исследовательской работы в истории политической мысли; культурой мышления, отвечающей традициям мировой политической мысли; методологией анализа современных политологических доктрин и подходов с учетом истории политических учений.

 

 

5.  Содержание дисциплины и форм ы организации учебного процесса

Порядковый номер и тема

Краткое содержание темы

Содержательный модуль 1

 

Тема 1. Предмет истории зарубежных политических учений

Зарождение политической жизни в истории человеческой цивилизации. Источники политического и философского мышления. Роль мифа в объяснении места человека в мире, обосновании государственности и становлении политической мысли. История политических учений в системе политических наук и политологического образования. Периодизация. Методологические проблемы и методы науки и учебной дисциплины.  

Тема 2. Становление политической мысли в странах древнего Ближнего Востока

Роль мифа в объяснении места человека в мире, обосновании государственности и становлении политической мысли. Религиозно-мифологические основы происхождения власти, государственности и правопорядка в древнем Египте, Вавилоне и Иране.  

Тема 3. Становление политической мысли в древней Индии и Китае

Развитие социально-политической мысли в русле религий Древней Индии: брахманизме, индуизме и буддизме. Законы Ману. Школа локаяты. Развитие политической мысли в Древнем Китае: учение Лао-цзы (даосизм), учение Конфуция, Мо-Цзы, Шан Яна и легистов.  

Тема 4. Становление политико-философской мысли в древней Греции

Этическая и политико-правовая интерпретация мифов в поэмах Гомера и Гесиода. Творчество «семи мудрецов». Пифагор и Гераклит и их обоснование идеалов правления умственной и нравственной аристократии. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли. Соотношение естественного права и законов полиса в учениях Демокрита и софистов. Морально-разумный идеал государства и законности в учении Сократа.  

Тема 5. Политико-философское учение Платона

Политическая философия Платона: основные понятия и вехи развития. Анализ форм государственного правления в «Государстве» Платона. Платон об институтах и законах идеального государства. Диалоги «Политик» и «Законы» Платона: специфика политического искусства и формы государственного правления.  

Тема 6. Политико-философское учение Аристотеля

«Этика» Аристотеля. Аристотелевская теория государства: предварительная критика и отправные понятия. Аристотелевская теория форм государственного правления. Аристотель о воспитании и обучении граждан. Аристотель об условиях устойчивости политических порядков. Типология государственных переворотов.  

Тема 7. Политико-философская мысль в период Эллинизма

Этика и философско-политические взгляды Эпикура в работах: «Правило», «О природе». Три периода в развитии стоицизма. Политико-правовые взгляды стоиков. Полибий «История в 40 книгах». Смешанная форма правления.

Тема 8. Политико-философская мысль в древнем Риме

Общая характеристика древнеримской политико-правовой мысли. Учение Цицерона о государстве. Политико-правовые взгляды римских стоиков: Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Политико-правовые взгляды раннего христианства. Политические взгляды Аврелия Августина.  

Содержательный модуль 2

 
Тема 9. Политико-философская мысль в Византии

«Второй Рим». Евсевий, Юстиниан, Агапит: обоготворение власти императора. Автократия. Полис. Утверждение независимости и целостности властей – светской и церковной. Идея переноса суверенитета и полномочий народа императору.

Идея симфонии между церковной и светской властями и договорное происхождение государства и права.

 
Тема 10. Политические учения арабского Востока

Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли. Халифат как ключевая категория мусульманской политико-правовой теории. Проблемы государства и политики в Аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Рушда. Государственное учение Аль-Маварди. Политическое учение Ибн Хальдуна.

 
Тема 11. Политические учения в Западной Европе в эпоху Средневековья

Специфика политической мысли в Западной Европе в Средние века. Учение Фомы Аквинского о Церкви и государстве. Политическое учение Марсилия Падуанского. Социально-политические идеи средневековых ересей.

 
Тема 12. Политические учения периода Возрождения

Сущность Возрождения. Наука о политике М. Макиавелли. Ж. Мелье. «Опыты» М. Монтеня.

 
Тема 13. Политические учения периода Реформации

Исторические особенности эпохи Реформации. М.Лютер. Ж.Кальвин. Т.Мюнцер.

Учение Ж. Бодена о государственном суверенитете. «Шесть книг о республике».

Европейский социализм XVI–XVII вв.: «Утопия» Т. Мора. «Город Солнца» Т. Кампанеллы.

 
Тема 14. Политические учения в Голландии в XVII в.

Ранние буржуазные революции, становление буржуазных отношений и развитие политической мысли. Секуляризация в духовной сфере, разработка новых – рациональных и светских – представлений о политике, государстве и праве. Концепции естественного состояния, естественных прав общественного договора и народного суверенитета; дискуссионные моменты данных концепций; конкретно-политические выводы из данных концепций.

Политико-правовые воззрения Г. Гроция. Самосохранение как первоочередная задача человека. Причина возникновения государства. Соотношение понятий «право», «закон» и «сила». Представления Г. Гроция о правовых основах международных отношений и о войне.

Политическое и правовое учение Б. Спинозы. Закон самосохранения как верховный закон природы. Причины возникновения и функции государства. Общественный договор. Проблема подчинения человека верховной власти и закону. Неотчуждаемые права человека и их истоки. Представления Б. Спинозы о наилучшем государственном устройстве.

 
Тема 15. Политические учения в Англии в XVII в.

Политическое и правовое учение Т. Гоббса. Естественные права. Право самосохранения. Естественное состояние как «война всех против всех». «Мирный» общественный договор и его условия. Возникновение и функции государства. Обоснование Т. Гоббсом абсолютизма. Проблема сопротивления народа воле монарха. Трактовка понятий «свобода» и «собственность».

Политические концепции английской революции середины XVII века. Столкновение социальных и политических интересов в ходе революции и её религиозная форма. Спектр социально-политических сил, участвовавших в революции. Роль парламента в революции. Трансформация политического режима в Англии в результате революции: формирование конституционной монархии, практика разделения властей. Развитие политической мысли времён революции и его связь с развитием буржуазных отношений. Значение английской революции середины XVII века.

Роялистские представления о богоустановленности власти.

Индепенденты, их положение в спектре социально-политических сил в период революции и политические воззрения.

Дж. Мильтон, его представления о естественном праве и народном суверенитете.

Г. Айртон. Общественный договор и право собственности. «Гражданское общество» как совокупность собственников. Представления о наилучшим политическом режиме.

Дж. Лильберн и левеллеры, их положение в спектре социально-политических сил в период революции. Естественные права, равенство по гражданскому состоянию, народный суверенитет. Политический идеал левеллеров: демократическая республика, подконтрольность власти народу и способы её обеспечения. Отношение левеллеров к принципу частной собственности и программе социальных преобразований диггеров.

Дж. Уинстенли и диггеры, их положение в спектре социально-политических сил в период революции. Естественное право самосохранения и свобода землепользования. Идеальный общественно-политический строй древности и его разрушение в результате норманнского завоевания. Социальная программа Дж. Уинстенли. Представление Дж. Уинстенли о наилучшем политическом устройстве.

Политико-правовое учение Дж. Локка. Политическая теория Локка как обоснование достижений английской революции – конституционной монархии и буржуазных отношений. Общественный договор и передача части прав государству. Три основных «прирождённых права» личности и их трактовка. Соотношение понятий «права», «обязанности» и «собственность». Теория разделения властей. Дж. Локк как предшественник либерализма.

 

Содержательный модуль 3

 
Тема 1. Политические учения европейского Просвещения

Идеалы и принципы Просвещения и их влияние на развитие европейской политико-правовой мысли. Политические и правовые учения во Франции XVIII в.

Ф. Вольтер и значение его взглядов для развития политической и правовой мысли. Ш.Л. Монтескьё. Естественное состояние и общественный договор. Географическо-климатический фактор развития общества и государства. Три формы правлении: деспотия монархия и республика. Соответствующие им принципы правления. Соотношение понятий «свобода» и «равенство». Достоинства монархической формы правления. Учение о разделении властей.

Ж.-Ж. Руссо и воздействие его учения на политическую мысль. Естественное состояние как «Золотой век». Частная собственность как причина разнонаправленности человеческих интересов, разделения общества и окончания «Золотого века». Общественный договор. Возникновение государства. Истинное назначение государства. Формирование деспотии и усиление разделения народа. Теория народного суверенитета. Свобода и права человека. Подчинение индивидуальной воли всеобщей воле как способ преодоления негативных последствий выхода из естественного состояния.

 
Тема 2. Политические концепции французской революции конца XVIII в.  

Политические воззрения жирондистов. Положение жирондистов в спектре социально-политических сил в период революции.Социально-политическая программа жирондистов как выражение политико-правовых представлений эпохи капитализма. Представления жирондистов о желательном административно-политическом устройстве страны и их дискуссия с якобинцами по этому вопросу.

Политические воззрения якобинцев. Якобинский этап революции. Значение якобинского этапа. Влияние идей Ж.-Ж. Руссо на якобинцев. Якобинская социально-политическая программа и требования народных низов. Чрезвычайный характер мероприятий якобинцев. Различие между политическими идеалами и политической практикой якобинцев. Революционная диктатура и террор.

М. Робеспьер о естественных правах, народном суверенитете. Руссоисткие представления о подчинении частного интереса общему. Обоснование чрезвычайных мер революционного правительства и революционных действий народных масс. Принцип «цель оправдывает средства».

Л.А. Сен-Жюст. Естественное и политическое состояние. Политические идеал: минимизация государственного насилия, дебюрократизация, «установления» как внутриобщественные регуляторы, верховенство закона, прав и свобод, неприкосновенность собственности. Террор и диктатура как средства разрушения старого общества и государства.

Ж.П. Марат. Естественное состояние. Деградация государственного строя к деспотии под воздействием деятельности «порочных» правителей. Представления о народном вожде, диктатуре и терроре как инструментах реализации общего блага.

Якобинизм как радикальная революционная идеология и политическая концепция революционного государства. Влияние якобинизма на радикальных мыслителей XIX в.

 
Тема 3. Политические учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–ХХ вв.

Специфика американского Просвещения. Б. Франклин. Т. Пейн (представления о народе как источнике власти, регулярное перезаключение общественного договора). Т. Джефферсон (теория общественного договора, неотчуждаемые права личности, демократическая республика, разделение властей). Дж. Адамс. Г. Гамильтон (разделение граждан на имущее «меньшинство» и неимущее «большинство», защита «меньшинства» и его собственности как задача государства), Дж. Мэдисон.

Идейно-политическая борьба вокруг административно-политического устройства США: федералисты и антифедералисты.

 
Тема 4. Политические учения классиков немецкой философии в к. XVIII – нач. XIX в.

И. Кант – основоположник либерализма в Германии. Проблема и сущность власти, государства и права. Структура власти. Формы государственного устройства также принципы их классификации. Диалектика свободы и необходимости в учении Социально-политическая проблематика у Г.-В.Ф. Гегеля. Государство и его сущность. «Политическая государство» и «гражданское общество». Личность и народы в историческом процессе. И.Г. Фихте. Сущность социальной утопии в учении о государстве, власти, праве.

 
Тема 5. Реакционные и консервативные политические учения в к. XVIII–нач. XIX в.

Э. Бёрк. Критика революционного пути развития. Критика индивидуализма и веры в разум. Практика как критерий истинности. Традиция – квинтеэссенция практического опыта поколений. Оправдание социальной иерархии. Критика эгалитаризма.

Жозеф де Местр, Луи де Бональд. Ультрароялистский вариант консерватизма. Революция как сатанинский заговор.

 
Тема 6. Английский либерализм XIX в.

И. Бентам. Утилитаризм. Человек – разумный эгоист. Стремление к счастью и индивидуальной выгоде как главный мотив человеческой деятельности. Свобода как предпосылка максимизации индивидуальной выгоды. Примат частных интересов над общественными. Доктрина минимального государства: «Государство – ночной сторож».

Дж. С. Милль. Развитие утилитаризма. Принципы гармонизации частных и общественного интересов. Концепция представительного правления.

 
Тема 7. Французский либерализм XIX в.

А. де Токвиль. Осмысление в Европе американского опыта демократии. Проблема баланса свободы и равенства.

 
Тема 8. Немецкий либерализм XIX в.

В. фон Гумбольдт «Опыт установления границ деятельности государства». Гуманистический индивидуализм, человек в соотношении с государством.

Л. Штейн «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней», «Учение об управлении», «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии». Вопрос об индивиде, его правах и собственности.

 
Тема 9. Утопический социализм

Политическое учение социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Проблема частной собственности, семьи и государства.

 
Тема 10. Позитивистские политические концепции

Общественно-политические концепции позитивистов: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Политический эволюционизм.

 
Тема 11. Анархизм

Анархизм как общественно-политическое течение. Идейные истоки анархизма. Идеологи: М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. Политические задачи: уничтожение государственной власти, создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвержение политической борьбы.

 
Тема 12. Марксизм

К. Маркс и Ф. Энгельс. Исторический материализм. Теория базиса и надстройки. Конфуция смены формаций. Революция как главный способ исторического развития. Производственные силы и производственные отношения. Частная собственность, эксплуатация и классовая борьба в условиях капитализма. Происхождение государства как машины подавления угнетённых классов. Буржуазное государство – ширма для господства класса капиталистов. Представление о неизбежности социалистической революции. Фазы эволюции социалистического государства. Разрушение буржуазного государства и диктатура пролетариата. «Подлинная социалистическая демократия». Отмирание государства после Мировой революции.

 
Тема 13. Политические концепции западноевропейского социал-реформизма  

«Фабианское общество» как интеллектуальный центр лейборизма – английского социал-реформизма. Социальные реформы как способ избежать революции. «Неизбежная постепенность» реформ. Демократизация. Социализация: частичное ненасильственное обобществление средств производства, развёртывание социальных программ, обеспечение социальной защиты населения, государственное регулирование экономики. Фабианские способы политической борьбы.

Объективные исторические предпосылки ревизионизма. Принципиальные отличия западноевропейской социал-демократии (ревизионизма) от классического марксизма: отрицание действенности в современном обществе тезисов К. Маркса об антагонизме рабочих и буржуазии, об абсолютном обнищании рабочих, о насильственной пролетарской революции, диктатуре пролетариата и экспроприации средств производства.

Э. Бернштейн. Затухание экономического антагонизма между рабочими и капиталистами. Демократическое государство как способ легальной борьбы рабочих за свои экономические права. Признание социализма отдалённой перспективой. Отрицание «катастрофического» (революционного) варианта перехода к социализму.

К. Каутский. Демократия как необходимая составляющая социализма. Установление диктатуры пролетариата в результате волеизъявления масс. Социализм – преемник развитого капитализма. Критика насильственных преждевременных революционных действий.

 
Тема 14. Солидаризм

Необходимость солидарности и стремления к компромиссу, социальному сотрудничеству и духовному доверию среди слоёв, классов, партий, групп интересов. Солидаристские отношения. Христианская демократия.

 
Тема 15. Политические идеи Г. Спенсера и Ф. Ницше

Г. Спенсер «Система синтетической философии». Два типа обществ: военное и промышленное; агрегаты. Роль частной собственности, буржуазных свобод и промышленной конкуренции. «Человек против государства» – против вмешательства государства в общественные отношения.

Ф. Ницше «Греческое государство», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др. Государство, право, законодательство, политика как инструментарий культуры, которая есть проявление борьбы воль. Трактовка истории как борьба воль к власти. История человечества как процесс вырождения жизненных начал, победа слабых и угнетенных над аристократией сильных. Сущность идеи вечного возвращения. Воля к власти как «аффект команды», как специфическое свойство политико-правовых явлений.

 

Содержательный модуль 4

 
Тема 1. Теории элит и теории толп

Теория элит В. Парето; концепции политического класса Г. Моска и заинтересованных групп А. Бентли.

Г. Ле Бон. Атрибуты толпы. Роль толпы в современном политическом процессе. Вождь и толпа. Принципы и приёмы манипуляции толпами. С. Московичи Психология политической активности масс. Вождь и массы.

 
Тема 2. Теории бюрократии и технократии

Упорядочивающая роль бюрократии М. Вебер. Концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.)

 
Тема 3. Географический детерминизм

Немецкая геополитика: Р. Челлен, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер. Понятия: зависимости и связи политики государства с его географическим положением; границы, «жизненного пространства», государства «Моря» и «Суши». Англо-американская геополитика: А. Мэхэн; Х.Д. Макиндер: «Географическая ось истории», «Демократические идеалы и реальность».

 
Тема 4. Политическая теория большевизма: ленинизм, троцкизм, сталинизм, маоизм

Политическая теория большевизма (В.И. Ленин «Государство и революция», Л.Д. Троцкий: теория «перманентной революции»). Теория создания партии особого типа. Интерпретации учения К. Маркса о государстве и социалистической революции. Сталинизм. Идея построения социализма в одной стране. Усиление классовой борьбы по мере построения социализма.

Исторические условия и причины возникновения маоизма. Маоизм и марксизм-ленинизм. Военно-казарменный коммунизм. «Большой скачок» и «культурная революция». Партийно-бюрократическая система. Идейное наследие маоизма.

 
Тема 5. Политическая идеология фашизма и национал-социализма

Политические идеи итальянского фашизма. Теоретико-идеологические отличия немецкого нацизма от итальянского фашизма.

Нацизм. Исторические условия и причины возникновения нацизма. Идейные истоки политической доктрины немецкого нацизма: расовая теория, геополитика, концепция «жизненного пространства», социал-дарвинизм, теория элит. Нацизм и ницшеанство. Нацизм и правый консерватизм. «Майн Кампф» А. Гитлера, «Миф XX века» А. Розенберга. Арийская раса и вырождающиеся расы, антисемитизм, раса господ. Нацистские проекты будущего мироустройства. Принцип фюрерства. Сакрализация нацистской власти и «миссии» фюрера. Унификация политической жизни. Доктрина несвязанности нацистского партийно-государственного аппарата правом и законностью. Технологии установления тотального контроля нацистского государства над обществом: нацистская пропаганда и информационная монополия, массовые и ритуальные действия, репрессивный аппарат, навязывание соучастия в преступных деяниях.

 
Тема 6. Политические идеи К. Шмитта

К. Шмитт «Понятие политического», «Политическая теология». Фигура суверена и чрезвычайное положение. Критика либерализма. Принятие решение и диктатура. Дихотомия «друг–враг». Институциональный подход, структура церкви и немецкая действительность.

 
Тема 7. Концепции демократии

А.Турэн: демократия как свободный выбор правления. Ги Эрмэ: демократия как возможность для управляемых выбирать и смещать мирным путем и через регулярные промежутки времени управляющих. Две модели демократии А. Лиджфарта: мажоритарная и консенсуальная. Ценностные теории демократии. Либеральная теория демократии. Теория прямой (или идентитарной) демократии. Теория социалистической демократии. Концепция партиципаторной демократии: К. Пейтман, К. Макферсон, Дж. Циммерман, Н. Боббио, П. Бахрах, Б. Барбер. Плюралистические теории демократии: М. Вебер, Й. Шумпетер Д. Трумэн, С. Липсет, Р. Даль, В.О. Ки, К. Фон Бойме и др. Р. Даль, Ч. Линдбл «полиархия». «Плюралистическая демократия» Э. Хейвуд, Г. Ласки. Элитарная теория Т. Дай и Л. Зиглер. Э. Даунс экономическая теория демократии. А. Лейпхарт консоциальная (сообщественная) демократия.

 
Тема 8. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия

Становление теории «государства благоденствия» либерал-демократами рассматривалась как «государство социальных услуг»; социал-демократами – как ступень к демократическому социализму; идеологами средних классов – как теория государства благоденствия. К.Г. Мюрдаль «За пределы государства благоденствия». Д. Белл «Конец идеологии».

Изучение проблем компенсаторной и распределительной справедливости (Дж. Роулс), прав граждан на равную долю социального благоден­ствия (Р. Дворкин) и др.

 
Тема 9. Теория демократического социализма

Идейные истоки: Э. Бернштейн, К. Каутский, Гильфердинг, Вандервельде, Л. Блюм «В человеческом масштабе», Г. Ласки «Размышления о революции нашего времени», К. Реннер «Новый мир и социализм». Конституции (Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г.). Декларация «Цели и задачи демократического социализма», Годесбергская программа. Резолюция ИНК «Демократия и социализм». Согласование интересов буржуазии и пролетариата.

 
Тема 10. «Франкфуртская школа» и «новая левая»

«Франкфуртская школа»: критика позитивизма и «поправки» к классическому марксизму. Тезис об односторонности экономического детерминизма. Культура как предмет исследования критической школы. Разграничение «технократического мышления» и «разума». «Технократическое мышление» и рационализация господства. «Разум» как инструмент реализации «высших ценностей». Критика «техницизма». Массовая культура, культурная индустрия и контроль над индивидом. Ситуация тотального обмана. «Одномерный человек». Освобождение человека посредством критического самоанализа и выявления источников своих представлений о мире.

Ю. Хабермас и постмодернистский стиль исследования «информационного общества». Неразрывность субъективного знания и объективных интересов. Три типа знания и соответствующих интересов. Целерациональное действие (работа) и коммуникативное действие (взаимодействие). Коммуникативное действие как отличительная особенность человека. «Искажение коммуникации» в современном обществе и государстве. Коммунизм и неискажённая коммуникация. «Терапевтическая критика» как прояснение самовосприятия. Представления Ю. Хабермаса о дискурсе как о свободной от подавления коммуникации. Консенсусная истина как продукт дискурса. Условия возникновения консенсуса.

Г. Маркузе. Анализ психологии личности в современном обществе и государстве. Критика некоторых положений учения З. Фрейда. Приоритет Эроса над Танатосом в условиях ослабления внешних «репрессий». Базовые и избыточные репрессии. Критика буржуазного общества и тоталитаризма как инструментов избыточных репрессий и унификации индивида, порождающих конфликт внутри личности. Возможность избавления от избыточных репрессий как разрыв с нормами «старого общества». «Великий отказ» как способ «перевоспитания» человека. Маргиналы как революционный элемент в современном обществе.

Т. Адорно, Э. Фромм. Неомарксизм в новых исторических условиях. Соотношение инноваций и классического марксистского наследия в неомарксизме. Критика и анализ перспектив современного западного общества и государства. Модификация неомарксизма под влиянием современных теорий психологии, социологии и концепции «информационного общества». Неомарксисты и «реальный социализм» в СССР.

А. Грамши. «Возрождение человеческого измерения» в марксистской теории. Отрицание «экономизма». Значение «надстроечных» факторов в классовой борьбе. Концепция гегемонии. Экономическое и культурно-идеологическое доминирование господствующего класса. Система образования и средства массовой информации как инструменты господства. Усиление роли государства как аппарата политической и культурной гегемонии. Роль интеллектуалов в политической и классовой борьбе.

 
Тема 11. Мир-системный анализ и критика Запада

Мир-системный анализ И. Валлерстайна «мир-система», «центр»–«периферия» – «полупериферия».

Политические взгляды Н. Хомски, П. Бьюккенена.

 
Тема 12. Концепции постиндустриализма

Период первой «волны технократизма»: К. Гэлбрейт, Д. Белл, З. Бжезинский, У. Ростоу техницизм, абсолютизация роли науки и техники, оптимизм в отношении перспектив решения западным обществом проблемы материального достатка («общество изобилия») и преодоления социально-политических противоречий. Глобальные проблемы в докладах Римского клуба: экологическая, демографическая, исчерпания природных ресурсов, углубления социального, экономического, культурного разрыва между богатыми и бедными странами, угрозы третьей мировой войны и др. Период второй «волны технократизма»: Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Несбит, Е. Масуд, Р. Арон 3-й этап НТР, развитие экологических проектов и решений. Концепции постиндустриального и информационного общества.

 
Тема 13. Концепции неолиберализма и неоконсерватизма

Идейные истоки неолиберализма и неоконсерватизма.

М. Тетчер и тетчеризм: сокращение расходов на социальные программы, снижение налогов, приватизация, антирабочая политика. Р. Рейган и рейганомика: сокращение расходов на социальную сферу, децентрализация социальных программ, отказ от контроля над ценами, снижение налогов, борьба с профсоюзами, льготный кредит для открытия бизнеса, приватизация госпредприятий. Неоконсерватизм и неолиберализм – разница в методах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.09 с.)