Правовое регулирование оказания наркологической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование оказания наркологической помощи



 

Российская Федерация является правовым государством, в котором "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в строго установленных случаях. К таким случаям, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ относит необходимость защиты, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Оказание наркологической помощи больным наркоманией регламентируется Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (глава VII «Наркологическая помощь больным наркоманией и их социальная реабилитация», статьи 54-57).

Порядок оказания наркологической помощи населению Российской Федерации регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 апреля 2010г. № 225ан "Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации" и производиться в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Для диагностики и лечения больных наркоманией применяются методы, не запрещенные законодательством Российской Федерации. А также, лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации, 25 ноября 2013 года подписан Федеральный закон № 313-ФЗ, которым внесены поправки в ряд законов. Так, в законе о наркотических средствах и психотропных веществах закреплены понятия "лечение больных наркоманией", "реабилитация больных наркоманией", "профилактические мероприятия", "побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации". Уголовный кодекс РФ Федеральным законом дополнен статьёй 72.1., в соответствии с которой при назначении наказания, не связанного с лишением свободы, лицу, признанному больным наркоманией, суду предоставляется полномочие возложить на осужденного обязанность пройти соответствующее лечение и медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Это возможно, когда лицу, признанному больным наркоманией, назначается основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность, обязательных или исправительных работ либо ограничения свободы. Контроль за исполнением этого решения возлагается на уголовно-исполнительные инспекции.

Что касается административного судопроизводства, то при назначении наказания (за совершение правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах) лицам, больным наркоманией, либо потребляющим наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на них следующие обязанности:

·   прохождение диагностики;

·   профилактические мероприятия;

·   лечение от наркомании;

·   медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

В этом случае исполнение обязанности контролирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерацией.

Кроме того, введена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, а также медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с употреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2013 года № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011г. № 713» расширен перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, которым предоставляется государственная поддержка. В него включены организации, занимающиеся комплексной реабилитацией и ресоциализацией лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Это решение позволит увеличить количество реабилитационных центров, финансируемых из бюджета, с вовлечением в них на реабилитацию наркозависимых граждан.

Так же, стоит отметить то, что « Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг » осуществляется по ГОСТу Р 52143-2003, а «Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг» по ГОСТу Р 54990-2012. Министерством здравоохранения Российской Федерации, был подготовлен Приказ от 22 октября 2003 г. №500 Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (z50.3)", что позволяло осуществить развитие системы стандартизации в здравоохранении РФ и управления качеством медицинской помощи.

ФСКН России готовит государственную программу "Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ". Главная ее задача состоит в увеличении числа включенных в эффективные программы реабилитации.

 


Заключение

Наркологическая служба Российской Федерации находится в состоянии системного кризиса, выход из которого требует системных решений. Первоочередной задачей должно стать обсуждение проблем наркологии с участием всех заинтересованных сторон, в том числе пациентов, страдающих наркотической зависимостью, и их родственников. Результатом такого обсуждения должен стать новый Закон о наркологической помощи в Российской Федерации.

На пути к полноценному лечению наркотической зависимости стоят устаревшие методы и технологии, используемые в наркодиспансерах России. Внедрение эффективных технологий лечения и реабилитации препятствуют отсутствие спроса с руководителей наркологической службы за результаты ее деятельности, а также независимого научного анализа экономической эффективности наркологии.

При выборе и внедрении технологий и методов лечения и реабилитации наркотической зависимости необходимо учитывать общепризнанный позитивный опыт. Проблемы лечения наркотической зависимости должны решаться с точки зрения медицинской науки, вне политического и конъюнктурного контекста.

Задачи, которые стоят перед государственной наркологической службой, должны быть адекватны особенностям наркотической зависимости как хронического заболевания с возможными, чаще неизбежными рецидивами. Наркологическое лечение должно ориентироваться на потребности пациентов, которые включают как отказ от употребления наркотиков, так и улучшение жизни.

В отношении несовершеннолетних, прежде всего, необходимо развивать ювенальные технологии, включающие специализацию суда и судебных процедур, специализацию судебного решения, включая широкое использование судебных определений и постановлений, которые во всем мире доказали свою высокую эффективность. В отношении остального населения - это обязательное создание службы пробации, которая должна охватить, в том числе наркопотребителей, которые находятся в конфликте с законом. Безусловно, подлежит обсуждению создание «наркосудов» и самое широкое внедрение, и развитие технологий «лечение вместо наказания».

Права пациентов, страдающих наркотической зависимостью, должны неукоснительно соблюдаться.

Для успешного решения проблемы наркомании необходим комплексный подход, включая лечение и реабилитацию наркозависимых, минимизацию последствий наркозависимости и улучшению качества жизни.

 


Список литературы

Нормативные акты:

.   Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12.12. 1993г.// «Российская газета» от 25.12.1993

.   Указ президиума верховного совета СССР от 25 апреля 1974 г. N 5928-VIII «Об усилении борьбы с наркоманией» (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 08.09.1982 N 7880-X, от 15.10.1982 N 8085-X, от 22.06.1987 N 7226-XI, от 02.07.1991 N 2282-1)

.   Министерство образования российской федерации Приказ от 28 февраля 2000 г. n 619 о концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=339719.

.   Резолюция GA Res 62/176, декабрь 2007.г

.   Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями и дополнениями, в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

// http://fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4033/4034/index.shtml

.   «Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики», принята резолюцией S-20/3 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 года. / http://silovik.net/showthread.php?t=7608

.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 апреля 2010г. №225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации. // http://www.rg.ru/2010/05/14/narko-dok.html.

.   Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020года» // http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.

.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012г. N 202-р «План мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 годы)».

.   Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

.   Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 года № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011г. № 713».

12. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. N323‑ФЗ (в ред. 28.12.2013) / Опубликовано 23 ноября 2011г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5639 <http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/11/23.html>.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-фз "Об обращении лекарственных средств". Опубликовано: 14 апреля 2010г. в Российской газете № 5157 от 14 апреля 2010 г

.   Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ, опубликовано 27 ноября 2013г. в Российской газете: Федеральный выпуск №6243, вступает в силу 24 мая 2014г.

.   Приказ Минздрава РФ «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)»» от 22.10.2003г. N 500.

.   Директор Института наркологического здоровья нации Общественной палаты РФ Олег Зыков.

.   Министерство Здравоохранения Российской Федерации, Приказ 18 марта 1997 г. N 76 «О наркологических реабилитационных центрах» //

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=314218

.   Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. № ФЗ -195. (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // http://fss.ru/ru/legal_information/124/130/17444.shtml

.   Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012г. N 929н г. Москва «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология»/ Российская газета: Спецвыпуск №6066 от 25 апреля 2013г.

Специальная литература

.   Автономов Д.А., Савицкий А.Г., Сошников С.С.//«Наркология. Критерии эффективности» - 2012г.

.   Брюн Е. А. Основы организации наркологической помощи//«Наркология» - 2010г.

.   Зыков О.В.//«Реабилитационные программы» - 2012г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.014 с.)