Тема 1. Общие представления о живом организме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общие представления о живом организме



Анатомия и физиология

Домашних животных

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности 111701 «Кинология»

 

 

Иркутск 2010

 

 

Составила Шпомер Наталья Анатольевна, преподаватель ветеринарных дисциплин.

 

 

                                 

Рецензенты: Базарова Ирина Георгиевна, председатель цикловой комиссии ветеринарных дисциплин, преподаватель Иркутского аграрного техникума.

                       

 

 

Общие методические указания

Содержание дисциплины «Анатомия и физиология домашних животных» основывается на знаниях, полученных по биологии, зоологии и служит теоретической базой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин по                    специальности 110801 «Кинология».                                                         При изучении дисциплины необходимо посещение установочных занятий, консультаций в межсессионный период и занятий в период экзаменационной сессии. Самостоятельное изучение дисциплины имеет важное значение для углубления знаний студентов.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:                                                                                    - об основных законах биологического развития и адаптации организма;                                                                                                          - об общих закономерностях строения и развития органов животного в процессе фило- и онтогенеза;                                                               - о сущности и значении обмена веществ и энергии, об основных физиологических процессах в организме животного;

знать:                                                                                                    - строение, функции, механизмы работы основных тканей, органов, систем органов собаки;                                                                              - топографию внутренних органов, кровеносных сосудов, мышц, желез собаки;

уметь:                                                                                                  - давать анатомические и физиологическое описание строения и функционирования того или иного органа;                                           - исследовать пульс, измерять температуру тела, прослушивать тоны сердца животного;                                                                                        - наблюдать за рефлекторной реакцией у собак, за приемом корма и воды.

Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Кол-во часов ЛЗ ПЗ Всего Сам-но Максим-ое кол-во часов
1 2 3 4 5 6 7
Введение 2     2   2
Тема 1 Общие представление о живом организме 6 4   10 2 12
Тема 2. Строение опорно-двигательной системы 6   2 8 4 12
Тема 3 Физиология возбудимых тканей 8 2   10 2 12
Тема 4 Строение и функции нервной системы 6 2   8 4 12
Тема 5 Система органов внутренней секреции 4     4 3 7
Тема 6 Эндокринная регуляция органов и их            систем 6 2   8 2 10
Тема 7 Внутренние жидкости организма, их состав и функции 4 2   6 4 10
Тема 8 Анатомическое строение транспортных систем; кровеносная и лимфатическая система 6   2 8 4 12
Тема 9 Физиология кровообращения 4 2   6 4 10
Тема 10 Система органов дыхания 6 2   8 2 10
Тема 11 Физиология дыхания 4 2   6 4 10
Тема 12 Пищеварительная система 6   2 8 2 10
Тема 13 Физиология пищеварения 6 4   10 4 14
Тема 14 Система органов выделения 4 2   6 4 10
Тема 15 Физиология выделительных процессов 4 2   6 2 8
Тема 16 Система органов кожного покрова 4 2   6 2 8
Тема 17 Физиология кожи 4 2   6 2 8
Тема 18 Обмен веществ и энергии в организме животных 6 2   8 2 10
Тема 19 Терморегуляция 4     4 2 6
Тема 20 Строение систем органов размножения 8 2   10 2 12
Тема 21 Физиология размножения 12     12 2 14
Тема 22 Физиология лактации 8     8 2 10
Всего по дисциплине: 128 34 6 168 61 229

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен иметь представление: о месте и роли знаний по учебной дисциплине в профессионально деятельности техника;

знать: цели и задачи дисциплины                                         Учебная дисциплина «Анатомия и физиология домашних животных», ее задачи и связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятие о физиологии как науке о механизмах функционирования органов и их систем. Объекты и методы анатомических и физиологических исследований.                                                                               Гистология как наука о тканях. Понятие о фило- и онтогенезе. Законы биологической адаптации. Краткий очерк истории анатомии и физиологии.   

Тема 1. Общие представления о живом организме

Содержание темы:                                                                                                                           

Клетка – элементарная единица живого. Строение животной клетки. Химический состав клетки. Основные положения клеточной теории. Деление клетки. Жизнедеятельность клеток. Роль ДНК в передаче наследственной информации.

Ткань – совокупность взаимосвязанных между собой клеток и их производных.

Зародышевые листки. Классификация тканей.

Эпителиальная ткань, мышечная ткань, нервная ткань, опорно-трофические ткани (кровь, лимфа, соединительные ткани); строение и свойства.

   

Тема 17. Физиология кожи.

Студент должен

знать:

- назначение покровов собаки;

- значение эпидермиса для защиты тела от механических повреждений;

- основные гигиенические мероприятия;

уметь:

- объяснять роль и защитные функции кожи;

- объяснять роль потовых и сальных желез;

- объяснять процесс заживления ран.

Особенности кожного покрова собаки. Значение шерстного покрова и сальных желез. Назначение линьки. Типы линьки.

Тактильные, болевые и температурные рецепторы, их роль. Эпидермис, его свойства. Процессы восстановления нарушений целостности кожного покрова. Заживление ран. Гигиена кожи.

 

Тема 19. Терморегуляция.

   Студент должен

знать:

- понятие теплообмена и его сущность в организме;

- химическую и физическую терморегуляцию и их механизмы;

уметь:

- измерять температуру тела собаки;

- обосновывать соотношение теплопродукции и теплоотдачи;

- применять приемы повышения теплообразования при охлаждении организма собаки.

     Теплообмен в организме. Виды подачи тепла организмом. Химическая и физическая терморегуляция. Механизмы, обеспечивающие повышение теплообразования при охлаждении организма. Теплорегуляция при высокой температуре окружающей среды.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Учебным планом по дисциплине «Анатомия и физиология домашних животных» предусмотрена одна контрольная работа. Задания для контрольной работы составлены по 90-вариантной системе. В каждом варианте пять теоретических вопросов.

Рекомендуемая литература

Основная

 

1. Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994.

2. Васильев А.М., Зеленский Н.В.Анатомия собаки. – С. Пб.: Право и управление, 1997.

3. Елисеев А.М., Сафронов Н.А., Бойко В.И.Анатомия и физиология

сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1991.

4. Ильин Н.Генетика и разведение собак. – М.: 1992

5. Котан А.Б.Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М.: Высш. шк., 1988.

6. Михальская А. Собака. Атлас редких пород. – М.: КиТ, 1994.

7. Блохин Г.И., Гладких М.Ю. Кинология. Учебное пособие для вузов М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2001. – 432с.

 

Дополнительная

 

1. Варлаков В.С., Михальская А.К., Пояркова А.Д.О собаке: Альманах. – М.: Ташкент: Улей, 1991.

2. Коваленко Е.Е.Размножение собак. – СПБ.: Путь, 1993.

3. Спаринская З.С.Общий экстерьер собак. – СПБ.: Путь, 1993.

4. Энциклопедия собаководства. – М.: Терра,1998.     

ТАБЛИЦА  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ВАРИАНТАМ

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1,15 30,63,80 2,16 31,6481 3,17 31,6591 4,18 66,7597 5,34 58,7387 6,45 59,72 93 7,19 46,67 74 8,20 35,6068 9,21 36,47 69 10,22 37,48 70
1 2,11 49,61 76 3,12 38,71 88 4,13 25,57 90 5,26 50,77 89 6,27 40,5178 7,52 79,82 69 8,29 56,62 80 9,12  53,83 87 10,63 84,86 89 11,28 44,85 90
2 3,16 31,64 81 4,17 32,65 82 5,18 33,66 83 6,19, 34,67 84 7,20 35,68 85 8,21 36,69 86 9,22 37,70 87 10,23 38,71 88 11,24 39,72 89 12,25 40,73 90
3 4,13 27,3753 5,26 38,54 69 6,27 39,55 70 7,28 40,56 71 8,29 41,57 72 9,30 42,58 73 10,31 43,59 74  11,32 44,60 75 12,33 45,61 76 13,34 46,62 77
4 5,14 25,6376 6,15 26,64 77 7,16 27,65 78 8,17 28,66 79 9,25 40,61 90 10,26 41,62 89 11,27 42,63 88  12,28 43,64 87  13,29  44,65  86 14,30 45,66 86
5 6,15 31,46 85 7,16 32,47 84 8,17 33,48 83 9,18 34,49 82 10,19 35,50 81 11,25 40,59 80 12,26 41,60 79 13,27 42,61 78 14,28 43,62 77 15,29 44,63 76
6 7,16 35,50 75 8,17 36,51 74 9,18 37,52 73 10,19 38,53 72 11,20 39,54 71 12,21 40,55 70  13,22 41,56 69 14,23 42,57 68 15,24 43,58 67 16,25 44,59 66
7 8,21 40,61 90 9,22 41,62 89 10,23 42,63 88 11,24 43,64 87 12,25 44,65 86 13,26 45,66 85 14,27 46,67 84 15,28  47,68 83 16,29 48,69 82 17,30 49,70 81
8 9,31 50,71 80 10,30 43,5172 11,31 44,52 73 12,32 45,53 74 13,33 46,54 75 14,34 47,55 76 15,35 48,56 77 16,36 49,57 78 17,37 50,58 79 18,38 51,59 80
9 10, 23 37,45 60 11,25 39,46 61 12,26 31,47 62 13,29 33,48 63 14,31 35,50 64 15,33 45,60 75 16,34 46,62 77 17,35 49,64 78 18,36 50,67 80 19,38 52,69 83

 

Контрольные вопросы

1. Понятие о науке «Анатомия и физиология животных», ее значение в изучении других наук.

2. Строение животной клетки. Химический состав клетки.

3. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша.

4. Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их строение и роль в организме.

5. Мышечные и нервные ткани. Виды, строение.

6. Понятие об органах, аппаратах и системах органов.

7. Опорно-трофические ткани, их строение, роль в организме.

8. Строение кости как органа, её химический состав и свойства. Типы костей.

9. Строение черепа и костей ее составляющих. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа.

10. Строение осевого и периферического скелета.

11. Строение грудной клетки и костей ее составляющих.

12. Скелет конечностей. Строение скелета поясов и свободных конечностей.

13. Строение суставов и их типы. Виды движения в суставах.

14. Строение и развитие мышцы как органа. Типы мышц по форме и действию.

15. Мышцы головы и шеи.

16. Мышцы туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок.

17. Мышцы конечностей. Принцип действия. Мышцы, соединяющие плечевой пояс с туловищем. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев.

18. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев тазовой конечности.

19.  Общая характеристика нервной системы.

20. Строение спинного мозга.

21. Строение головного мозга.

22. Типы высшей нервной деятельности.

23. Условные и безусловные рефлексы.

24. Строение центральной нервной системы.

25. Строение периферической нервной системы.

26. Строение вегетативной нервной системы.

27. Строение органа слуха и равновесия.

28. Строение органа зрения.

29. Строение органа обоняния.

30. Строение органа осязания.

31. Функции центральной нервной системы.

32. Функции периферической нервной системы.

33. Железы внутренней секреции, строение и свойства.

34. Классификация гормонов.

35. Биологическое значение гипофиза.

36. Биологическое значение щитовидной железы.

37. Биологическое значение гормонов семенников и яичников.

38. Количество и состав крови.

39. Строение и типы сосудов.

40. Топография и строение сердца.

41. Функции крови.

42. Малый и большой круги кровообращения.

43. Кроветворные органы, строение и функции.

44. Значение крово- и лимфообращения для жизнедеятельности организма.

45. Лимфообразование. Лимфоотток.

46. Сердечный цикл, его фазы.

47. Свойства сердечной мышцы.

48. Клапанный аппарат сердца. Проводящая система.

49. Общая характеристика дыхательной системы.

50. Строение носовой полости.

51. Строение трахеи, гортани.

52. Строение и топография легких.

53. Физиология дыхания. Дыхательный цикл.

54. Общая характеристика пищеварительной системы.

55. Строение органов ротовой полости. Строение зубов. Формула зубов. Строение и топография слюнных желез.

56. Строение глотки, пищевода. Строение и топография желудка.

57. Строение и топография печени. Строение и топография поджелудочной железы.

58. Строение и положение тонкого и толстого отделов кишечника.

59. Пищеварение в верхнем отделе пищеварительной системы.

60. Пищеварение в желудке.

61. Пищеварение в тонком отделе кишечника.

62. Пищеварение в толстом отделе кишечника.

63. Функции печени и ее значение в жизнедеятельности организма.

64. Общая характеристика выделительной системы.

65. Строение почек, их топография.

66. Строение и топография мочеточников, мочевого пузыря.

67. Физиология образования мочи.

68. Понятие о ферментах. Механизм действия.

69. Кожа ее строение и производные.

70. Строение и типы волос. Линька.

71. Строение молочных желез. Состав молока и молозива.

72. Функции кожи.

73. Белковый обмен веществ в организме животного.

74. Жировой обмен веществ в организме животного.

75. Водно-солевой обмен веществ в организме животного.

76. Витамины, их значение в организме.

77. Процессы терморегуляции в организме животного.

78. Строение и топография яичников.

79. Строение и топография семенников.

80. Строение половых органов самца.

81. Строение половых органов самки.

82. Физиология самки. 

83. Половая и физиологическая зрелость.

84. Физиология размножения самца.

85. Половые рефлексы.

86. Беременность. Сроки беременности.

87. Плацентарный барьер.

88. Физиология родов собак.

89. Лактация. Процесс молокообразования.

90.  Понятие об этологии.

 

 

.

 

Анатомия и физиология

Домашних животных

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности 111701 «Кинология»

 

 

Иркутск 2010

 

 

Составила Шпомер Наталья Анатольевна, преподаватель ветеринарных дисциплин.

 

 

                                 

Рецензенты: Базарова Ирина Георгиевна, председатель цикловой комиссии ветеринарных дисциплин, преподаватель Иркутского аграрного техникума.

                       

 

 

Общие методические указания

Содержание дисциплины «Анатомия и физиология домашних животных» основывается на знаниях, полученных по биологии, зоологии и служит теоретической базой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин по                    специальности 110801 «Кинология».                                                         При изучении дисциплины необходимо посещение установочных занятий, консультаций в межсессионный период и занятий в период экзаменационной сессии. Самостоятельное изучение дисциплины имеет важное значение для углубления знаний студентов.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:                                                                                    - об основных законах биологического развития и адаптации организма;                                                                                                          - об общих закономерностях строения и развития органов животного в процессе фило- и онтогенеза;                                                               - о сущности и значении обмена веществ и энергии, об основных физиологических процессах в организме животного;

знать:                                                                                                    - строение, функции, механизмы работы основных тканей, органов, систем органов собаки;                                                                              - топографию внутренних органов, кровеносных сосудов, мышц, желез собаки;

уметь:                                                                                                  - давать анатомические и физиологическое описание строения и функционирования того или иного органа;                                           - исследовать пульс, измерять температуру тела, прослушивать тоны сердца животного;                                                                                        - наблюдать за рефлекторной реакцией у собак, за приемом корма и воды.

Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Кол-во часов ЛЗ ПЗ Всего Сам-но Максим-ое кол-во часов
1 2 3 4 5 6 7
Введение 2     2   2
Тема 1 Общие представление о живом организме 6 4   10 2 12
Тема 2. Строение опорно-двигательной системы 6   2 8 4 12
Тема 3 Физиология возбудимых тканей 8 2   10 2 12
Тема 4 Строение и функции нервной системы 6 2   8 4 12
Тема 5 Система органов внутренней секреции 4     4 3 7
Тема 6 Эндокринная регуляция органов и их            систем 6 2   8 2 10
Тема 7 Внутренние жидкости организма, их состав и функции 4 2   6 4 10
Тема 8 Анатомическое строение транспортных систем; кровеносная и лимфатическая система 6   2 8 4 12
Тема 9 Физиология кровообращения 4 2   6 4 10
Тема 10 Система органов дыхания 6 2   8 2 10
Тема 11 Физиология дыхания 4 2   6 4 10
Тема 12 Пищеварительная система 6   2 8 2 10
Тема 13 Физиология пищеварения 6 4   10 4 14
Тема 14 Система органов выделения 4 2   6 4 10
Тема 15 Физиология выделительных процессов 4 2   6 2 8
Тема 16 Система органов кожного покрова 4 2   6 2 8
Тема 17 Физиология кожи 4 2   6 2 8
Тема 18 Обмен веществ и энергии в организме животных 6 2   8 2 10
Тема 19 Терморегуляция 4     4 2 6
Тема 20 Строение систем органов размножения 8 2   10 2 12
Тема 21 Физиология размножения 12     12 2 14
Тема 22 Физиология лактации 8     8 2 10
Всего по дисциплине: 128 34 6 168 61 229

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен иметь представление: о месте и роли знаний по учебной дисциплине в профессионально деятельности техника;

знать: цели и задачи дисциплины                                         Учебная дисциплина «Анатомия и физиология домашних животных», ее задачи и связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятие о физиологии как науке о механизмах функционирования органов и их систем. Объекты и методы анатомических и физиологических исследований.                                                                               Гистология как наука о тканях. Понятие о фило- и онтогенезе. Законы биологической адаптации. Краткий очерк истории анатомии и физиологии.   

Тема 1. Общие представления о живом организме

Содержание темы:                                                                                                                           

Клетка – элементарная единица живого. Строение животной клетки. Химический состав клетки. Основные положения клеточной теории. Деление клетки. Жизнедеятельность клеток. Роль ДНК в передаче наследственной информации.

Ткань – совокупность взаимосвязанных между собой клеток и их производных.

Зародышевые листки. Классификация тканей.

Эпителиальная ткань, мышечная ткань, нервная ткань, опорно-трофические ткани (кровь, лимфа, соединительные ткани); строение и свойства.

   



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.09 с.)