Ауд. проверка формирования финансовых результатов и распределения прибыли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ауд. проверка формирования финансовых результатов и распределения прибыли.



Источниками информации для проверки операций по формированию финансовых результатов и распределению прибыли являются: учредитель­ные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряже­ния, отчеты кассира с приложенными первичными документами (при­ходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенны­ми первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по сче­там 50, 51, 68, 76. 84, 90, 91, 96, 99 и др., Главная книга, "Бухгалтерский баланс" (ф. № I). "Отчет о прибылях и убытках" (ф. № 2), расчеты (дек­ларации) по отдельным налогам. Положение об учетной политике пред­приятия и др.

В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

- проанализировать правильность учета операционных, внереализаци­онных и чрезвычайных доходов и расходов;

- выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

Результаты проверки правильности определения прибыли (убытка) от продаж в значительной степени зависят от качества проведения кон­трольных процедур на предыдущих этапах контроля себестоимости произ­веденной и реализованной продукции. Аудиторы осуществляют арифмети­ческий контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90 "Продажи". Используя метод прослеживания, они обобщают результаты ранее выполненных расчетов влияния выявленных отклонений на следующие показатели "Отчета о при­былях и убытках" (ф. № 2): "Выручка (нетто) от продажи товаров, продук­ции, работ, услуг", "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", "Валовая прибыль", "Коммерческие расходы", "Управленческие рас­ходы" и "Прибыль (убыток) от продаж". В заключении проверяется пра­вильность отражения на счетах бухгалтерского учета показателя "Прибыль (убыток) от продаж". В процессе решения второй задачи аудиторы изучают операции, в ре­зультате которых формируются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Обобщая результаты расчета влияния выявленных отклонений на показатели "Отчета о прибылях и убытках" (ф. № 2) по операциям, связанным с выбытием основных средств, нема­териальных активов и другого имущества, аудиторы корректируют пока­затели: прочие операционные доходы и прочие операционные расходы. Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих доходов и расходов, аудиторам необходимо изучить различные докумен­ты, удостоверяющие факт их возникновения и величину. Так, затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не дав­шее продукции должны подтверждаться: договором купли-продажи, по­ставки продукции: счетами, платежными поручениями; накладными. актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями, протоколами о расторжении договора и др. Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий должны быть подтверждены следующими докумен­тами: актом, удостоверяющим такое событие и подписанным руководителем предприятия, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и др.); расчетом бухгалтерии (сметой) понесенных убытков; заклю­чением эксперта о возможности восстановления испорченного имущества; решением суда об установлении виновного лица и присуждении ему убыт­ков; платежными поручениями на суммы возмещения убытков и др. Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности может производиться на основании: договора купли-продажи, договора поставки Продукции; банковских документов, подтверждающих перечисление денежных средств поставщику; счетов-фактур, накладных на отгруженную покупателям продукцию. Обоснованность создания резерва сомнительных долгов должна под­тверждаться: договором купли-продажи, договором поставки продукции; накладными на отгрузку продукции, актами сдачи-приемки выполнен­ных работ; актом инвентаризации дебиторской задолженности; актами сверки расчетов между дебитором и кредитором; решением арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом; выпиской из Рос­сийского государственного реестра юридических лиц о ликвидации пред­приятия-дебитора; решением суда об отказе в иске к дебитору; справкой органов МВД о невозможности розыска дебитора. Суммы штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение ус­ловий хозяйственных договоров устанавливаются на основании: решения суда, договора купли-продажи, договора поставки продукции, письмен­ного подтверждения добровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежных поручений. Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов вы­ясняются по данным решений суда, платежных поручений. Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций). Прибыли (убытки) по операциям прошлых лет. выявленные в отчет­ном году. должны быть подтверждены: договором купли-продажи. дого­вором поставки продукции; счетами, платежными поручениями; наклад­ными, актами приемки-передачи, письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актами документальной проверки налоговыми органами. Суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц по валютным операциям устанавливаются по данным: валютного контракта (договора); платежных поручении и банковских выписок по валютным счетам; грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов и др. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, ди­виденды (проценты) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам (в том числе государственным) проверяются по данным извещений, ави­зо предприятий-эмитентов, выписок по счету "депо". Своевременность включения в состав доходов поступлений от сдачи имущества в аренду, процентов по предоставленным займам выясняется по данным соответ­ствующих договоров о размерах и сроках таких платежей. Аудиторам необходимо также проследить, не было ли в отчетном периоде случаев необоснованного включения в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими орга­нами, процентов по полученным займам; убытков от безвозмездной передачи имущества и т. п., в то время как такие затраты должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Проверка правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии, должна опираться на сведения, полученные аудиторами при изучении положений учредитель­ных документов, решений собраний учредителей (собственников), учет­ной политики. В этих документах должны быть раскрыты источники, порядок формирования и использования таких фондов и резервов. При этом должны неукоснительно соблюдаться требования нормативных ак­тов, регулирующих налогообложение деятельности предприятий. Создание резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам должно быть предусмотрено учетной политикой. Средства таких резервов отражаются на счетах соответственно 59 "Резер­вы под обесценение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по со­мнительным долгам". В ходе проверки аудиторы должны убедиться, что указанные резервы созданы на предприятии за счет средств валовой при­были, но при этом сумма резерва под обесценение вложений в ценные бумаги не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Резерв под обесцене­ние вложений в ценные бумаги используется для покрытия разницы ме­жду балансовой стоимостью ценных бумаг и их курсовой (биржевой) стоимостью, если в конце года курсовая стоимость ценных бумаг оказа­лась ниже балансовой. При этом в балансе предприятия ценные бумаги будут отражены по наименьшей из двух оценок. Если обесценение не произошло (курсовая стоимость ценных бумаг осталась выше балансо­вой), то созданный ранее резерв восстанавливается в составе прибыли (убытка) до налогообложения. В следующем году суммы сомнительных долгов, под которые созда­вался резерв в отчетном году, списываются за счет этого резерва в уста­новленные сроки. Неиспользованная часть резерва (по задолженности, которая была погашена "сомнительным" дебитором) в конце года при­соединяется к н/о прибыли. Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибы­ли, Остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных докумен­тах, учетной политике. Аудиторы проверяют правильность формирования нераспределенной прибыли, обоснованность расходования средств нераспределенной при­были первичными документами, положениями и утвержденными смета­ми. Кроме того, устанавливается правильность отражения указанных операций на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (см. приложение 37). Аудиторы должны подтвердить, что в текущем году распределялась только прибыль, полученная в предыдущих отчетных го­дах. Авансовое использование прибыли текущего отчетного года является прямым нарушением имущественных интересов акционеров (собствен­ников) предприятия. В процессе проверки операций по формированию и использованию средств резервных фондов (резервов), учтенных на счете 82 "Резервный капитал", аудиторы выясняют состав источников их создания (за счет чистой прибыли на сумму не менее 15% от величины уставного капита­ла) и направления расходования (покрытие убытков и др.). Устанавлива­ется правильность документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета этих операций. В заключении аудиторы должны установить правильность применяе­мых схем корреспонденции счетов по учету формирования финансовых результатов и распределения прибыли (см. приложение 37). Обоснован­ность сделанных в учетных регистрах записей по каждому из проверяе­мых счетов аудиторы выясняют путем анализа (прослеживания) первич­ных документов, послуживших основанием для совершения хозяйствен­ных операций. Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения аудиторы регист­рируют в рабочих документах и определяют их количест­венное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, кото­рые выявляются в ходе проверки формирования финансовых результатов и распределения прибыли, являются следующие:

- включение в состав внереализационных расходов сумм штрафов, на­лагаемых налоговыми и другими контролирующими органами;

- неправомерное использование прибыли отчетного года;

- неверная корреспонденция счетов при отражении внереализационных доходов и расходов;

- неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84.

28. Проверка соответствия б.о. требованиям действующего законодательства.

Нормативные документы: ПБУ 1/98, 4/99 «Б.О. п.», 12/2000 «Информация по сегментам», приказ №67 н от 22.07.2003 «О формах б.о. П.», методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной б.о.

Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает:

• баланс предприятия (ф. № 1);

• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

• отчет об изменениях капитала (ф. № 3);

• отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

• приложение к балансу предприятия (ф. № 5);

• пояснительную записку к годовому отчету;

• другие формы, которые могут быть введены соответствующими нормативными документами.

При проверке отчетности аудитор руководствуется: 1) инструкциями по заполнению форм отчетности; 2) формой учета; 3) данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.

Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6). Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора). К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. К основным средствам как совокупности материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. Основные средства и н.а отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. На предприятиях и в организациях преимущественно применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПК может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально. При использовании журнально-ордерной формы отчетность заполняется на основании главной книги, журналов-ордеров и ведо­мостей (карточек) аналитического учета (по некоторым счетам). Если применяется мемориально-ордерная форма учета, то отчетность заполняется на основании оборотно-сальдового баланса и мемориальных ордеров, когда имеет место форма журнал-главная, отчетность заполняется по данным оборотной ведомости по счетам. Автоматизированная форма позволяет получить все необходи­мые формы непосредственно на ПК после ввода и проверки всей информации за отчетный период.

Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, необхо­димо проверить данные, полученные при проведении инвентариза­ции соответствующих статей баланса: незавершенного производст­ва, товаров и материальных ценностей, основных средств, денеж­ных средств, расчетов. Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной ин­вентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, вы­явленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправ­лены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представ­ления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финан­совыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством фи­нансов Российской Федерации. При проверке годовой отчетности аудитор проверяет также и квартальную отчетность. Здесь следует помнить, что состав и со­держание квартальной отчетности может отличаться от состава и содержания годовой отчетности и поэтому аудитору в процессе работы следует пользоваться инструкциями по заполнению форм годовой и квартальной отчетности. На основании Постановления Правительства РФ от 21 апреля 1995 г. № 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817) организации, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от м организационно-правовых форм, представляют годовую и квар­тальную бухгалтерскую отчетность территориальным органам госу­дарственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации, Кроме того, аудиторская организация может осуществлять про­верку статистических форм отчетности, утверждаемых Госкомста­том РФ. Для внебюджетных социальных фондов установлены расчетные ведомости, представляемые экономическими субъектами ежеквар­тально территориальным органам внебюджетных социальных фондов по месту регистрации экономического субъекта на основе нормативных документов, утверждаемых соответствующими фондами,

Помимо проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности эко­номического субъекта на соответствие действующим законодатель­ным и нормативным документам по составу и формам, рассмот­ренным выше, аудитору следует для подтверждения достоверности отчетности проследить правильность составления всех форм отчет­ности, справок, расчетов, приложений и пояснительной записки к отчетности. Проверка годовой и квартальной отчетности проводится в соот­ветствии с порядком заполнения квартальной, а также годовой от­четности, утверждаемой Министерством финансов Российской Фе­дерации. Проверка должна проводиться по двум направлениям. 1. Проверка взаимоувязки показателей отчетности между собой по всем формам отчетности. 2. Проверка правильности заполнения форм отчетности на основании Главной книги и других регистров бухгалтерского учета.

Проверка по первому направлению осуществляется на основе специальных разработочных таблиц взаимоувязки показателей отчетности, например, взаимосвязь показателей между ф. № 1 «Баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и т.д., на основе нормативных документов, утверждаемых Минфином РФ. Проверка по второму направлению осуществляется по каждой форме бухгалтерской отчетности раздельно путем сопоставления сказателей из соответствующей формы отчетности с остатками и оборотами по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета. Результаты проверки соответствия показателей форм отчетности регистрам бухгалтерского учета отражаются аудитором в своей рабочей документации.

Типичными ошибками являются:

1. несоответствие отдельных положений у. политики П. требованиям дейст. норм. актам;

2. использование форм и методов оценки объектов непредусмотренных у. политикой;

3. применение различных методов оценки объектов у. в промежуточной и годовой отч.;

4. не раскрытие а отч. существенной инф-ции о ХФД П. за отчетный период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.022 с.)