Нормативное регулирование ауд. деят. в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование ауд. деят. в России



 В настоящее время система нормативное регулирование ауд. деят. в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры ауд. деят. в РФ в соответствии с требованиями ФЗ «Об ауд. деят.». В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита.

Первый уровень – Закон об ауд. деят., принятой Гос. Думой 13.07.01. закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке б.у. и фин. отч. П, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил о. виды, сформировал требования к инд. Аудиторам и ауд. фирмам, их права и обязанности, а также права и обязанности ауд. лиц. В законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов. Закон дал понятие ауд. тайны, как обеспечение сохранности полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов ауд. деят., их обяз. Характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов, определил порядок гос. регулирования аудита в стране – образование упол. фед. органа по регулированию ауд. деят. (ФОГРАД) и Совета по аудиту при нем.

К документам второго уровня относятся также распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, разъяснения Комиссии по ауд. деят. при Президенте РФ, такие как:

ü Постановление Правительства РФ от 6.02.02 №80 «О вопросах гос. регулирования ауд. деят. в РФ»;

ü Постановление Правительства РФ от 29.03.02 №190 «О лицензировании ауд. деят.»;

ü  Приказ Минфина РФ от 27.10.99 №69 «Порядок предоставления отчета ауд. фирмами, имеющим лицензии на осуществление ауд.деят.».

Третий уровень системы нормативного регулирования ауд. деят. представлен Федеральными стандартами ауд. деят. Стандарты содержат основные правила проведения аудита и составления ауд. заключения.

Четвертый уровень – методики ауд. деят., регламентирующие порядок проведения ауд. проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам н/о, финансов и по спец. ауд. заданиям. К этому же уровню относятся внут. стандарты, устанавливаемые прф.ауд. объединениями для своих членов. В наст. Время такие стандарты пока не разработаны.

Пятый уровень – документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов ауд. деят.(внутрифирменные стандарты). Базируются внутрифирменные стандартына зак. и норм. актах, м/н и отеч. стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверж. внутрифирменных стандартов», подписанный рук. П.

Органы, регулирующие ауд.деят.

Уполномоченный Федеральный орган – это структура, призванная осуществлять гос. регулирование ауд.деят. Постановлением Правительства РФ от 6.02.04 №80 установлено, что во исполнения ФЗ «Об ауд. деят.» упол.фед. органом исполнительной власти определяется Минфином России.

Основные функции органа по гос. рег. ауд. деят.: издание в пределах своей компетентности нормативных правовых актов, рег. ауд.деят., организация разработки и предоставление на утверждение Прав-ву РФ фед. правил ауд. деят., организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование А.Д., аккредитация проф. ауд. объединений, ведение гос. реестров аттестованных аудиторов и ауд. фирм.

Минфин РФ возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент организации А.Д., который          выполняет след. функции: разрабатывает и организует реализацию единой гос. политики в области аудита, обеспечивает формирование зак., норм. и мет. базы А.Д. в РФ, организует и реализует системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов, формирует перечень учебно-мет. центров, осуществляет лицензирование А.Д.

В целях учета мнения проф. участников рынка А.Д., при Минфине РФ создается Совет по А.Д., который выполняет след. функции: принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении о. док-тов А.Д. и проектов решений упол. фед. органа, разрабатывает фед. правила А.Д., рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных проф. ауд. объединений и вносит на рассмотрение упол. фед. органом.

Представительство аккредитованных проф. ауд. объединений в совете по А.Д. должно составлять не менее 51 % общего состава совета.

В состав совета по А.Д. должны входит представители гос. органов, ЦБ РФ и пользователи ауд. услуг.

Организация А.Д. в РФ.

  Аудитор – это квалифицированный специалист, аттестованный на право ауд. деят. в порядке, установленном законодательством.

Аттестация на право осущ-ния А.Д. – проверка квалификации физ. лиц, желающих заниматься А.Д. Аттестацию проводит Совет по А.Д. при Фед. органе гос. рег. А.Д.

Критерии допуска к аттестации:

1. высшее экон. либо юр. образование;

2. стаж работы не менее 3-х из пяти лет в качестве бухгалтера, экономиста, ревизора, преподавателя по экон. профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься опр. деят-тью в сфере финансово-хоз. отношений.

Аттестация предусматривает три этапа сдачи квал. экзамена: тесты, задачи и устный ответ.

О результат квал. экзамена сообщается в течении 3-х дней после их проведения. За проведение квал. экзамена изымается плата, размер которой уст-ся Прав-вом РФ. Квал. аттестат выдается без ограничения срока действия.

Лицензирование А.Д. осуществляется Минфином РФ. Лицензия выдается на срок 5 лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензии утверждается Минфином РФ.

Для получения лицензии необходимо выполнение след. условий и требований:

наличие у аудитора или ауд. фирмы соответствующих профилю ауд. проверки типов квал. аттестатов аудитора;

наличие в штате ауд. фирмы не менее 5 аудиторов, имеющих квал. аттестат аудитора;

осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и др.

Выдача лицензии ауд.фирме, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении след. лицензионных требований и условий: ауд. фрма не может иметь форму ОАО, уставный капитал должен составлять не менее 100-кратного установленного зак-вом МРОТ.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необ. док-ми.

Сведения о выдаче лицензий аудиторам и ауд. фирмам, включенным а единый гос. реестр, публикуются в центр. печати и местных органах.

Права и обязанности аудитора определены ст.5 ФЗ «Об А.Д.» и ауд. стандартом «Права и обязанности ауд. организаций и проверяемых лиц». Согласно данным документам аудитор вправе:

самостоятельно определять формы и методы проведения ауд. проверки,

проверять в полном объеме документацию, связанную с ФХД ауд. лица, а также факт. наличия любого имущества, учтенного в документации,

получать разъяснения у должностных лиц в устной и пис. Форме в ходе проведения аудита,

получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования ауд. доказательств,

требовать от гос. органов, по поручению которых проводится ауд. проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости – также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей,

не предоставлять рабочую документацию аудита экон. субъектам, в отношении которых проводился аудит,

требовать от проверяемого эк.субъекта устранения выявленных нарушений в б.у. и составлении отчетности,

получать вознаграждение за оказанные услуги,

образовывать союзы, ассоциации и т.п.

 При проведении аудита ауд. фирмы обязаны:

осуществлять ауд.проверку в соответствии с зак-вом РФ;

предоставлять ауд. лицу необходимую инф-цию о требованиях зак-ва РФ, касающихся проведения ауд. проверки, а также о норм. аутах РФ, на которых основываются замечания и выводы ауд. организации или аудитора,

обеспечить сохранность док-тов, получаемых и составляемых в ходе проверки,

не разглашать их содержание без согласия ауд. лица и др.

Аудитор несет граж., админ. и моральную ответственность за:

1. нарушение условий договора,

2. разглашение коммерческой тайны (лишение лицензии),

3. причиненный вред заказчику в результате некачественного проведения аудита (500 -800 МРОТ),

4. составления заведомо ложного заключения(700-1000 МРОТ либо лишение лицензии).

При проведении аудита проверяемое лицо в праве:

1. получать от ауд. орг. инф-цию о зак. и норм. актах РФ, на которых основываются выводы ауд.орг.,

2. получить от ауд. орг. ауд. заключение в срок, определенный договором на оказание ауд. услуг и др.

Обязанности ауд.лиц:

1. заключить договоры на проведение обяз. аудита с ауд. орг. в сроки, установленные зак-вом РФ,

2. создавать ауд. орг. условия для своевременного и полного проведения аудита, предоставить необ. док-цию и инф-цию, необходимую для осущ-ния аудита,

3. не предпринимать каких-либо действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита,

4. оперативно устранять выявленные аудитрами в ходе аудита нарушения правил ведения б.у. и сост. отч.,

5. своевременно оплачивать услуги аудитора.

 

Проф. этика аудита.

Этика-это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или проф. организации. Российская палата аудиторов разработала кодекс проф. этики аудиторов с целью поддержания высоких моральных качеств и проф. ответственности в сообществе специалистов. Кодекс был утвержден 4.12.96 и содержит след. нормы проф. поведения:

1. соблюдение общепринятых моральных норм и принципов,

2. соблюдение общест. интересов. Независимый аудитор должен при исполнении проф. обязанностей учитывать не только клиента, но и других пользователей б.отч.

3. объективность. Аудиторы должны быть уверены в отсутствии предвзятости, зависимых обстоятельств во взаимоотношениях с клиентом при составлении ауд. заключения,

4. внимательность.

5. независимость. независимость аудитора – отсутствие какой-либо фин. или имущ. заинтересованности аудитора на проверяемой фирме, аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является, не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами его связывают родст. Отношения,

6. проф. компетентность.

7. конфиденциальность.

8.оплата ауд. услуг. Зависит от сложности, качества, опыта, квал-ции и ответ-ти аудитора, объема услуг. Не должен зависеть от достижения какого-то опред. результата.

Соблюдение этических норм проф. поведения является обязанностью каждого сотрудника ауд. фирмы или инд. аудитора.

В каждой ауд. орг. д/б создана система контроля качества работы для того чтобы проводимые ею ауд. проверки полностью соответствовали норм. док-м, рег-щим А.Д. Система контроля качества должна включать соблюдение сотрудниками требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и проф. этики укомплектованности ауд.орг. проф. сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, поручение ауд. задания сотрудникам, ква-ция которых соответствует особенностям задания.

  Профессиональная этика аудитора

Этический кодекс. Профессиональный кодекс этики и поведения аудиторских организаций (аудиторов)был принят Международной федерацией бухгалтеров в 1996 году и пересмотрен в 1998 году. В нем определены моральные и нравственные ценности, а также обязательные к исполнению этические нормы поведения аудиторов. Целью Кодекса является: установление основных принципов, которые должны соблюдаться аудиторами; формулировка правил поведения аудиторов; изложение порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям этических норм.

Обязанности аудиторов. В своей деятельности аудиторы должны: постоянно обеспечивать высокое качество услуг и потребности общества в полноценной и достоверной информации; достигать профессионализма и бытьвысококвалифицированными специалистами в своей области; завоевывать доверие аудируемых лиц, чтобы последние были уверены, что соблюдение этики аудитора не позволит совершить ему недостойных поступков.

Для того чтобы выполнять свои обязанности аудитору необходимо соблюдать следующие основные этические принципы.

Независимость. Аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах аудируемого лица, которая зачастую несовместима с принципами честности и объективности. Обстоятельствами, которые могут вызвать сомнения в независимости аудитора, являются: финансовая взаимосвязь с клиентами и их делами; работа аудитора на руководящей должности в аудируемой организации; личные и семейные отношения; действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и клиентом; имущественная или финансовая зависимость аудитора от клиента (например, совместное участие в инвестициях в другие организации).

Объективность и внимательность. Аудитор должен быть справедливым, честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора при выполнении своих обязанностей. Он должен внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать требования утвержденных аудиторских стандартов, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Профессиональная компетентность. Аудитор должен предоставлять услуги с необходимой тщательностью и старательностью, обладать необходимым объемом знаний и навыков, постоянно обновлять свои знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, не должен вводить в заблуждение аудируемого лица относительно опыта и знаний, которыми он в действительности не обладает.

Соблюдение аудиторами общепринятых моральныхнорми принципов. Аудитор должен соблюдать правила и нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных и нравственных, а также правовых норм во всех их проявлениях.

Отношения между аудиторами. Отношения между аудиторамидолжны быть доброжелательными, между ними не должно возникать необоснованной критики и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии. Отношения с другими аудиторами, привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.

Отношения сотрудников с аудиторской организацией. Отношения сотрудников с аудиторской организацией должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.

Аудиторская тайна. Аудиторы должны соблюдать конфиденциальность информации, полученной ими при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения аудитора с клиентом, за исключением случаев когда это прямо предусмотрено российским законодательством, либо когда имеется письменное разрешение клиента с учетом интересов всех сторон, которых эта информация может затронуть.

Разрешение разногласий с клиентом. При разногласии с клиентом (любым физическим или юридическим лицом, получающим профессиональные услуги от данной профессиональной организации) аудитор должен: попытаться понять позицию клиента и найти возможность пойти ему навстречу, оставаясь при этом в пределах этических норм; обсудить проблемы со своим руководством, коллегами или с вышестоящей инстанцией аудируемого лица; сделать запросы с целью получения разъяснений или рекомендаций в общественные организации, например, в некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров» (ИПБ).

Плата за профессиональные услуги. Плата за профессиональные услуги аудиторов должна выплачиваться в соответствии с качеством и объемом предоставленных услуг. Она может зависеть от степени ответственности, квалификации, сложности оказываемых услуг и опыта. Аудитор должен заранее обговорить с аудируемым лицом и письменно закрепить порядок и условия платы за свои услуги, но он не обязан заранее объявлять о расценках за свои услуги.

Публичная информация и реклама профессиональных услуг. Публичная информация о профессиональных организациях и реклама профессиональных услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специфических изданиях аудиторов, адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей, собственников и других сотрудников профессиональных организаций. Реклама и иные способы продвижения профессиональных услуг должны быть направлены на информирование потенциальных клиентов объективным образом. В рекламе не допускается: вводить в заблуждение и приводить к возникновению ошибочных ожиданий потенциальных клиентов в отношении возможных результатов профессиональных услуг; указывать на непременную возможность повлиять на решения судебных, государственных или иных официальных органов; представлять самовосхваляющие утверждения, не основанные на фактах, которые можно легко проверить; делать необоснованные сравнения с другими профессиональными организациями в свою пользу; приводить рекомендательные заявления других клиентов и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.039 с.)