Коммерческий кредит и его связь с банковским кредитом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческий кредит и его связь с банковским кредитом



Коммерческий кредит характеризует кредитную сделку между двумя предприятиями — продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком). Предприятие-поставщик предоставляет отсрочку платежа за свой товар (услуги), предприятие-покупатель передает кредитору вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа.

При коммерческом кредите участники кредитных отношений регулируют свои хозяйственные отношения и создают платежные сред-

ства в виде векселей, оформленных письменных обязательств должника кредитору (или приказов кредитора должнику) уплатить указанную сумму в определенный срок. Векселя могут быть использованы повторно для платежей, минуя банк, путем передачи их из рук в руки вместо денег. Коммерческий кредит относится к числу недостаточно изученных сфер хозяйственной деятельности. Иногда под коммерческим понимается кредит, предоставленный коммерческими банками, или кредит на коммерческие цели. Коммерческий кредит предполагает взаимосвязь торговой и кредитной сделок. Окончание торговой (коммерческой) операции здесь совпадает с началом кредитной сделки, которая в свою очередь будет завершена при погашении предприятием-заемщиком задолженности по ссуде. Особенностью коммерческого кредита является то, что сделка ссуды не является главной целью. Она лишь сопутствует сделке купли-продажи, способствуя быстрейшей реализации товаров. Кредитная сделка оформляется поставщиком и покупателем во время заключения торговой сделки.

Коммерческий кредит — это товарная форма кредита, выражающая отношения по поводу перераспределения материальных фондов между предприятиями. Денежные формы кредита предполагают наличие временно свободных денежных ресурсов и их перераспределение на возвратной основе. При коммерческом кредите в кредитную сделку включаются только ресурсы поставщика. Это не обязательно временно высвобождающиеся материальные ресурсы в процессе кругооборота и оборота фонда. Это то, что еще участвует в этом процессе и может быть направлено покупателю по производственным связям. Здесь ресурсы поставщика еще находятся в форме материальных фондов на одной из стадий их кругооборота в виде готового продукта (товара). При банковском кредите уже произошло высвобождение временно свободных ресурсов в денежной форме и осуществлена их аккумуляция на счетах в банке. Следовательно, при коммерческом кредите объектом сделки является товар, при банковском — ссудный фонд.

Для предприятия-поставщика кредитная сделка переплетается с моментом продажи продукции, оказания услуг. Она не только ускоряет реализацию, но и приносит дополнительный доход в форме процента, включаемого в стоимость проданных товаров или оказанных услуг. Заемщику по ряду причин выгоднее прибегнуть к товарной

форме кредита, чем получить денежный кредит (например, банковский) для

немедленной оплаты материальных ценностей. Потребность заемщика в коммерческом кредите обусловлена его желанием получить право собственности на потребительскую стоимость ценностей, на их использование в процессе производства, для продажи населению и т. д., в то время как платеж в погашение ссуды он может совершить позднее. В момент покупки товаров у заемщика отпадает необходимость в авансировании денег в очередной кругооборот фондов; достигается временная экономия денежных средств для расчетов с поставщиками. Завершение у покупателя кругооборота фондов, высвобождение стоимости в денежной форме позволят ему погасить коммерческий кредит, как правило, в денежной форме.

При банковском кредите один из участников кредитной сделки — заемщик — выступает в качестве производителя или посредника. Границы коммерческого кредита зависят, с одной стороны, от способности кредитора предоставлять ссуду в товарной форме (наличие у него массы товарных ресурсов); достаточности денежных средств для авансирования в очередной кругооборот фондов; возможностей получения в банке ссуды под векселя, а с другой — от уровня кредитоспособности заемщика.

В операциях, связанных с коммерческим кредитом, возникают риски. Главный риск несет поставщик товаров, поскольку для него эта сделка означает иммобилизацию средств: риск при изменении цены на товар, при несоблюдении получателем сроков оплаты и при банкротстве покупателя.

Конкретный срок коммерческого кредита зависит от вида товаров, стоимости сделки, финансового состояния покупателя и поставщика, стоимости кредита, наличия долгосрочных связей между поставщиками и покупателями, качества товара, предлагаемого разными поставщиками. Но независимо от того, что продается на условиях отсрочки платежа — средства или предметы труда — коммерческий кредит имеет краткосрочный характер.

Прямое банковское кредитование поставщика расширит его способность к предоставлению коммерческого кредита и, наоборот, банковские ссуды,

выдаваемые покупателям, сокращают их потребность в коммерческом кредите. Косвенное кредитование может осуществляться при коммерческом кредите в двух вариантах: учета (покупки) векселей и выдачи ссуд под залог векселей. Чем шире учетные и залоговые операции банка, тем в большей мере банковский кредит способствует развитию коммерческого кредита: поставщики охотно предоставляют отсрочку платежа своим клиентам, зная, что они смогут без труда учесть вексель и получить ссуду под него. Развитие коммерческого кредита влияет на банковский кредит следующим образом: сокращается потребность в ресурсах, так как не все векселя учитываются в банках и не в полной сумме; уменьшается банковский риск в связи с уменьшением количества клиентуры; совершенствуется техника банковского кредитования в связи с необходимостью выдачи нетрадиционных ссуд по учету векселей, их залогу.

Регулирование практики коммерческого кредита банковским осуществляется в процессе акцепта, учета и переучета векселей, а также принятия их в залог при выдаче банковской ссуды.

Коммерческий кредит может снизить эффективность банковских кредитных отношений, поскольку предприятие-покупатель может получить возможность отсрочки платежа за полученные товары у поставщика. При этом если банки ужесточат режим учета векселей, то это будет сопровождаться сокращением срока коммерческого кредита, но не отказом от него.

58. Потребительский кредит и его виды

По сути своей - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.)

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди. Во Франции около 1/4 всего потребительского кредита предоставляется банками и 3/4 - специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа.

1.Кредит с разовым погашением. Сюда относятся текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов они покупают товары и, по истечении установленного срока, единовременно погашают свою задолженность. Потребительский кредит с разовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений).

2.Кредит с рассрочкой платежа, основная часть потребительского кредита (в США - 3/4 всей его суммы) составляют кредиты с рассрочкой платежа.

Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота.

1.2 Роль потребительского кредита в экономике

Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся. Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:
1.Обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли.
2.Стимулирует эффективность труда.
3.Расширяет рынок сбыта товаров.
4.Ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли.
5.Является мощным орудием централизации капитала.
6.Ускоряет процесс накопления и концентрации капитала.
7.Обеспечивает сокращение издержек обращения:
а/ Связанных с обращением денег.
б/ Связанных с обращением товаров.

Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается: 1.Развитием системы безналичных расчётов. На основе развития кредитов и банков создаются возможности производства платежей без участия наличных денег путём перевода денежных средств со счёта должника на счёт кредитора.
2.Увеличением скорости обращения денег.

С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.

По мере того, как с развитием капитализма развивается кредит и банки, металлические деньги всё больше замещаются кредитными деньгами, обеспечивая всему классу капиталистов огромную экономию на издержках обращения денег. Начиная с первой мировой войны, в большинстве капиталистических стран, а с периода мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г. во всех странах металлические деньги перестали выполнять функции средств обращения и платежа. С этого времени металлические деньги внутри страны полностью заменены кредитными деньгами и кредитными операциями.

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей. Но, как говорится в одной пословице: 'Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу'. И ведь действительно, потребительский кредит может оказаться 'долговой ямой' так как, лишаясь заработка в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, может возникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность. Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров посредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своё рабочее место. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. В итоге, нужно сказать, что потребительский кредит является очень сильным фактором подъёма народного благосостояния.

Но, как говорится, не бывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что 'потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов'.
1.3 Норма процента и факторы, её определяющие

Некоторые люди считают, что покупка товаров в кредит - это вынужденная мера, но для торговых фирм и банков предоставление таких кредитов - весьма выгодная операция, так как она расширяет рынок сбыта товаров и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов по ссудам. Многие экономисты и банкиры объясняют этот высокий уровень по потребительским ссудам большим моральным риском и высокими издержками, связанными с изучением платёжеспособности такого рода заёмщиков. Хотя оба эти фактора действительно влияют на уровень процента, главная причина высокого его уровня кроется в использование банками их монопольного положения в качестве кредиторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.01 с.)