С-е синхроническое и диахроническое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С-е синхроническое и диахроническое



Диахроническое С. (его ещё называют историческое) рассматривает процесс словообразования с т.з. его исторического развития/изменений. А синхрония – это такой аспект изучения, когда система и единицы системы рассматриваются как существующие в одно и то же время.

Некоторые понятия называемые в синхр. и диахрон. С-ии. одним и тем же термином. получают разное содержание, например понятие «производность» + «производная основа», «п-щая основа». При Д – выяснение какое с-во исторически образовано от другого, при С – определяем более простую по форме основу слова =) производное слово….

Разграничение С-го и Д подходов имеет большое значение при изучении с-я, т.к. в этом разделе языкознания смешение диахронии и синхронии происходит особенно часто. Это объясняется тем, что слово является такой единицей языка, которая может менять свое значение, не меняя формы. Благодаря этому рвутся связи между словами, когда-то (в прошлые эпохи!) родственными, но сохранившаяся формальная близость нередко мешает увидеть этот разрыв и толкает на то, чтобы объединять слова разошедшиеся, ставшие чужими.

Изучая словообразование, не следует считать родственными пары слов типа дерево и деревня т.к. между этими словами нет живых семантических связей. Ведь очевидно, что деревня не есть 'населенный пункт, в котором растет много деревьев'.

Фортунатов считал, что слово находится в системе и членится только по отношению к другим словам. Слово красненький, например, делится на морфемы, имеет суффикс - еньк, прибавляемый к основе слова красный, а в слове потомство, удовольствие суффикса нет. Таким образом, понятие членимости слова – понятие синхронии. Определяя, членимо ли слово или нет, нужно учитывать два типа живых отношений:

1. Отношения мотивации Добавить исторически произошло от слова бавить. Однако сейчас это слово вышло из употребления, но корень - бав - выделяется согласно отношениям родственности: прибавить, убавить, добавить

2. Отношения родственности.

возможность раскрыть содержание слова через родственное слово): волчица – 'самка волка'.

Необходимо провести линию также между синхронными и диахронными способами словообразования.

Диахронные способы словообразования – это такие способы, при которых в качестве средства выражения словообразовательного значения выступает всё слово целиком, а не отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношений мотивации.

Синхронные способы словообразования – это такие способы, при которых средством выражения словообразовательного значения выступает морфема, аффиксы и основы; между производящим и производным при этом имеют место отношения мотивации, т.е. отношения двух однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Например: удивить – удивл'- эни j -е, книга – книж- н -ый.

3. Вопрос о статусе словообразования в лингвистике

С-е как особый раздел языкознания складывается в 40-50-е гг, благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Уже в те годы начали разрабатываться некоторые важные проблемы общей теории синхронного словообразования: место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.

нет общепринятого решения вопроса о месте словообразования среди других наук→ 3 точки зрения:

1. многие ученые, начиная с Ломоносова, считают, что словообразование относится к грамматике, но включают его туда по разному.

А) жива традиция включать словообразование в состав морфологии (труды Ломоносова, Востокова, Буслаева).

Б) сущ-ет традиция рассматривать словообразование как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом (Щерба, Винокур, Лопатин)

2. Некоторые ученые считают, что словообразование раздел лексикологии (Смирницкий, Шмелев).

3. 50 гг 20 в. Словообразование не входит ни в грамматику, ни в лексикологию, это особый раздел языкознания (Головин, Купрякова, Земская, Сахарный).

Причины разногласий ученых обусловлены структурой русского языка т.к. словообразование тесно связано с лексикологией и морфологией. Отношения между этими уровнями языка носят сложный характер.

Словообразование и морфология:

Задачи словообразования и морфологии пересекаются. В словообразовании исследуется словообразовательная структура, в морфологии формообразующая.

* Он белит потолок

Белит – основа бел, окончание ит: с точки зре6ия морфологии указывается на глагол наст.времени, ед.числа, 1 спряжения; с точки зрения словообразования «белит» имеет неопр.форму «белить».

Белить←белый

Каждая часть речи имеет свою словообразовательную подсистему и свои, характерные только для данной части речи, ресурсы.

* тель, ник, ок (суффиксы для сущ муж рода).

Таким образом, словообразовательные средства – морфемы, связаны с определенными частми речи и имеют определенную грамматическую нагрузку.

Словообразование и лексикология:

В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения слов.

Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение.

Словообразование и синтаксис:

На эту связь ученые обратили внимание недавно: Соболева, Гинзбург.

Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов.

* учить – в предложении является сказуемым

Соответственно от этого глагола образуется:

- имя действия

- имя действующего (учитель)

- имя прямого обстоятельства действия (ученик)

- имя косвенного обстоятельства действия (учебник)

- имя места действия (училище).

Связь между синтаксисом и словообразованием проявляется в связном тексте. Однокоренные слова используются в тексте как средство связи между отдельными синтаксич.единицами.

* Он сидел и молчал. Молчание длилось более часа.

Словообразование и фонетика:

В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и различаться в морфах.

Морф - конкретный представитель одной морфемы в слове.

* холод, охлаждение, охладить (корни «холод», «хлажд», «хлад»)→1 морфема, 3 морфа.

Это изучается в спец.разделе морфонологии..

Словообразование и деривация:

Последние 20 лет вместо «словообразование» употребляют синоним «деривация». Науку о словообразовании называют дериватологией.

Деривация – сам процесс образования языковых единицы любого уровня (морфемы, слога, слова и тд).

Дериватология – наука о процессах образования единиц языка в целом.(слов, словосочетаний, предложений). В таком случае словооразование является разделом деривации.

Разделы словообразования:

1.морфемика – изучает морфемы, их значение

2.раздел структуры рус.слова (об основах)

3.морфонология (рассматривает морфы различ.типа)

4.этимология

Собственно словообразование:

-способы с\о

-типы с\о

- с\о имен собственных

- с\о лексикография

Виды анализа: морфемный (разбор по составу); словообразовательный.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.013 с.)