Городская жизнь на белорусских землях в середине XIII - первой половине XVII В. Магдебургское право. Городское ремесло. Цехи. Внутренняя и внешняя торговля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городская жизнь на белорусских землях в середине XIII - первой половине XVII В. Магдебургское право. Городское ремесло. Цехи. Внутренняя и внешняя торговля.



Города. В ХІІІ-XVI вв. происходит не очень быстрый, но заметный рост городов. Увеличиваются их размеры и численность населения. Расширились по площади Витебск, Слуцк, Минск, Новогрудок, Гродно, Брест. Особенно быстро развивался Полоцк – крупнейший торговый город Великого Княжества Литовского. Здесь, на левом берегу Западной Двины, образовались три новых посада, заселенных ремесленниками, купцами и прочим людом.

 Городское население росло главным образом за счет крестьян, искавших в городских посадах лучшей доли. Особенно привлекали города тех людей, которые владели ремесленными навыками. Наиболее значительные города становились важными центрами ремесла и торговли. Ремесло развивалось и в некоторых мелких населенных пунктах, которые ранее были крепостями, замками, хозяйственными дворами. Такое наблюдалось в Орше, Быхове, Бобруйске, Лиде, Молодечно. Около замков образовывались новые посады с улицами, которые сходились к замковым стенам.

Развитие торговли сдерживало господство натурального хозяйства. Приобретало ремесленные изделия только ограниченное число покупателей. Поэтому большинство ремесленников не продавали товары, а изготавливали их на заказ или обслуживали феодалов.

  Для возведения средневековых замков требовалось много строительных материалов: кирпича, кафеля, черепицы для покрытия крыш. С конца ХІІІ в. в обиход входит крупноразмерный кирпич, производимый белорусскими мастерами. Из такого кирпича были возведены Каменецкая башня, Лидский и Гродненский замки, строения в Полоцке, Новогрудке. Применение кирпича большого размера ускоряло темпы строительства. В начале XІV в. на территории Беларуси при строительстве печей начинают использоваться так называемые горшкоподобные изразцы, которые помогали лучше сберечь тепло.

Население городов XV–XVI вв. на территории Беларуси начинается новый этап в развитии городов. После Грюнвальдской битвы ВКЛ налаживает более тесные связи с другими европейскими странами, в том числе экономические. Развиваются торговые связи. В западноевропейских странах возрастает спрос на зерно, лес, лен и другую сельскохозяйственную продукцию, традиционно выращиваемую на белорусских землях. Поэтому для белорусских феодалов заграничная торговля становится весьма выгодной.

Расширяются связи с рынком и крестьянских хозяйств. Все это приводит к росту количества рынков – торгов, где крестьяне и феодалы могли продать свою продукцию. На месте этих торгов в XV в. начинают возникать новые города.

Население новых городов могло формироваться за счет крестьян близлежащих деревень. Но чаще владельцы города были заинтересованы в переселении в новый город ремесленников и торговцев. Для этого по другим городам ВКЛ и даже за границу ездили специальные люди, приглашавшие сюда хороших специалистов. Чтобы привлечь их, владельцы города временно могли освободить новых жителей от податей. Такое освобождение от податей получило название «слободы».

Большинство населения города составляли так называемые «черные люди». Это были ремесленники разных специальностей, а также мелкие и средние торговцы. Жители новых городов долгое время не теряли связи с сельским хозяйством. Коренных жителей городов, которые не были зависимы от феодалов, называли мещанами, это значит жители «места» –города.

Привилегированными жителями города были бояре и богатые купцы. Бояре владели домами и дворами в городе, землями и лесами за городом. Богатые купцы вели торговлю с другими городами. Вместе с боярами купцы участвовали в управлении городом. Особое положение среди городского населения занимало духовенство (епископы, священники, монахи). Они составляли влиятельную группу городского общества.

Города и местечки. До XV в. центром крупного белорусского города являлся укрепленный детинец. Тут жил князь и его администрация.

 Средневековый Новогрудк  
 Около стен детинца размещался рынок, сюда стекались все или наиболее значительные улицы города. Основная часть горожан – ремесленники и торговцы – проживала в неукрепленном посаде. Время от времени часть детинца также могла обноситься укреплениями и превращалась в так называемый «окольный город». На месте бывшего детинца и окольного города нередко строились новые, большие по размерам, укрепленные центры – замки.

В XV в. наблюдаются изменения в планировке городов. Центром города становится не замок, расположенный на месте бывшего детинца, а торговая площадь с ратушей, вокруг которой образовывались новые посады. Основные улицы города являлись продолжением дорог, которые связывали город с округой.

В XV – первой половине XVI в. на белорусских землях возникают небольшие поселения городского типа – местечки. В местечки превращались большие села и деревни, например Мотоль, Дивин, Станьково и др. Некоторые местечки возникали рядом с замками, дворами феодалов или даже на новом месте. Сначала количество ремесленников в местечках было небольшим. Их главной задачей было обеспечение деятельности торгов, где крестьяне близлежащих деревень могли продать свою продукцию.

Таким образом, в XV–XVI вв. на территории Беларуси количество городов, учитывая местечки, значительно увеличилось.

Магдебургское право. Власти ВКЛ и феодалы были заинтересованы в развитии городов. Чтобы привлечь сюда новых жителей, в том числе хороших специалистов из-за границы, они давали городам привилеи. Наиболее желаемым для любого города был привилей на самоуправление.

Памятник Магдебургскому праву в Минске
Самыми значительными городами в XIV–XV вв. на территории Беларуси были Брест, Полоцк, Гродно, Минск, Каменец, Волковыск, Но-вогрудок, Слоним. Именно эти города первыми получили право на самоуправление. На белорусских землях наиболее широко было распространено самоуправление по образцу немецкого города Магдебурга. Оно называлось магдебургским правом.

Согласно магдебургскому праву, горожане освобождались от феодальной зависимости и повинностей. Им гарантировалось свободное занятие ремеслом, торговлей, земледелием. Горожанам разрешалось выбирать свой орган городской власти – магистрат, иметь герб, суд, создавать объединения ремесленников.

Магистрат состоял из двух частей – лавы и рады. Лава, возглавляемая войтом, состояла из лавников – заседателей. Она судила мещан по уголовным делам. Рада, во главе которой стояли бурмистры (один, но чаще два), занималась судом по гражданским делам, взиманием податей, благоустройством города, руководила ремесленниками и торговцами. Члены рады – райцы, или радцы, выбирались мещанами из наиболее уважаемых жителей города.

Первым из городов Великого княжества Литовского право на самоуправление получил город Вильно в 1387 г.

Грамоту на магдебургское право жаловали городам верховная власть ВКЛ или владелец города. Для магистрата и других органов самоуправления в городах возводились отдельные строения – ратуши. В ратуше находились канцелярия, городское казначейство, или казна, архив; грамоты с правами, дававшимися городу. Опираясь на магдебургское право, горожане вели активную борьбу с произволом феодалов.

Историческая роль средневековых городов. Возникновение и развитие городов сыграло важную роль в истории. Их появление – результат отделения ремесла от сельского хозяйства.

Вместе с тем города становились центрами просвещения, искусства, науки. После принятия христианства в городах развернулось строительство церквей, соборов, монастырей. Некоторые города стали резиденциями епископов. В них появились крупные кафедральные соборы, духовные образовательные учреждения. Так города превратились в религиозные центры.

В средние века города имели укрепления, а значит, они во время войн становились важными оборонительными пунктами. После введения в государстве административно-территориального деления города становились центрами воеводств, поветов, волостей.

Возрастание значения ремесленных занятий. В XIV–XV вв. в жизни белорусских городов возрастает значение ремесла. Еще ранее в городах трудились кузнецы, ювелиры, гончары, сапожники, столяры, кожевенники. О дальнейшем развитии ремесленного производства свидетельствует выделение в самостоятельные более узких специальностей. Так, из профессии кузнецов выделились слесари, оружейники, мечники и т. д. Среди сапожников выделились мастера по пошиву различных видов обуви, среди кожевенников – специалисты по изготовлению различных сортов кожи. Увеличивалось количество профессий и в отдельных городах.

Некоторые ремесленники городов специализировались на выполнении отдельных работ и изготовлении конкретной продукции. Так, в Гродно широко были распространены профессии, связанные со строительством, в Витебске и Полоцке – с обслуживанием портов, в Могилеве и Слуцке – с обработкой металлов и кож.

В XV–XVI вв. существовали ремесленники, которые изготавливали вещи для продажи на рынке. Вместе с тем были ремесленники, которые работали в основном на заказ или обслуживали нужды дворов феодалов – каретники, печники, возницы, пушкари, зодчие, маляры и т. д.

Печать виленского цеха хирургов 1522 г.
В ремесленных мастерских работали в основном хозяин и члены его семьи. С XV в. в отдельных городах начинают появляться ремесленные объединения – цеха. В цеха входили мастера одной или нескольких близких специальностей. Мастера имели помощников – подмастерий, или челядников, а также учеников. Для того чтобы стать мастером, ученик должен был пройти нелегкий путь обучения, стать подмастерьем, поработать некоторое время у мастера и доказать свое мастерство, изготовив образцовый предмет – «штуку». Цеха возглавлялись цехмистрами, которые выбирались из среды мастеров. Цеха регулировали ремесленное производство в городе, не допускали на рынок нецеховых мастеров – «портачей», следили за качеством выпускаемой продукции.

Торговля. Неизменным спутником ремесла являлась торговля. С развитием городов она постепенно изменила свою форму: был осуществлен переход от обычного обмена к продаже. Белорусские города вели как внутреннюю, так и внешнюю торговлю.

Выгодное географическое положение Великого Княжества Литовского позволяло ему активно торговать с разными странами. Поддерживались торговые связи с Польшей, Чехией, Венгрией, украинскими землями, Московским государством.

В странах Центральной и Западной Европы белорусские купцы покупали такие ремесленные товары, как разные металлы и металлические изделия, ткани, украшения, вина, соль, экзотические продукты – фрукты, приправы. Взамен вывозились древесина и изделия из нее, зерно, воск, мех, лен, пенька и др.

Из Украины на белорусские земли завозились восточные товары – шелк, турецкие ковры и т. д. В Московском государстве закупались меха ценных зверей и кожи. Часть этих товаров перепродавалась в страны Западной Европы. В русские же города белорусские купцы продавали свои и западноевропейские товары – ткани, металлические и кожаные изделия, бумагу, приправы.

На белорусских землях в XV–XVI вв. существовала довольно густая сеть сухопутных дорог. Однако наиболее активная торговля велась по крупным рекам – Днепру, Западной Двине, Неману и его притокам, Западному Бугу, Припяти. Летом для торговли по рекам использовали плоты, лодки и корабли. Водная торговля имела такое большое значение, что корабль был даже отражен на гербе Полоцка. Зимой реки замерзали, и по льду можно было быстро и удобно двигаться на санях.

По Западной Двине жители белорусских земель торговали с Ригой, по Западному Бугу – с польскими городами в устье Вислы. Однако самой выгодной считалась торговля по Неману и его притокам – Вилии и Неманской Березине. Эти реки связывали белорусские земли с Пруссией, где цены на продукты сельского хозяйства были выше, а промышленные товары, которые приобретали белорусские купцы, более разнообразны.

Расширялась торговля между городом и деревней. Возрастала потребность сельских жителей, особенно феодалов, в изделиях городских ремесленников, а городов, население которых увеличивалось, – в продуктах сельского хозяйства. Расширению торговых связей между городом и  деревней способствовало также введение чинша в XV в. В результате крестьяне-чиншевики, даже если они могли обойтись без ремесленных товаров, вынуждены были продавать свою продукцию, чтобы выплатить чинш своему феодалу.

Городская торговля велась в нескольких формах. Каждый день покупатели могли приобретать товары в лавках, где торговцы и ремесленники продавали свои изделия, а иногда и приобретенные у крестьян продукты. Один или несколько раз в неделю проводились торги, куда крестьяне окрестных деревень привозили свои товары. Кроме того, большинство белорусских городов и местечек имели ярмарки, проводившиеся один или несколько раз в год. На ярмарки съезжались купцы из далеких краев и из-за границы. Некоторые ярмарки приобретали общегосударственное значение.

 В XV–XVI вв. большое значение в хозяйственной деятельности городов, особенно небольших, имело содержание корчем. Они предоставляли проезжим торговцам и просто путешественникам ночлег, тут можно было поесть и выпить, отремонтировать телегу или подковать лошадь. До конца XVI в. содержание корчем являлось одним из основных занятий жителей большинства белорусских местечек.

 

 

  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1.  Города Беларуси ХІІІ-XVI вв.

2. Население городов XV–XVI вв. на территории Беларуси.

3. Города и местечки XV–XVI вв.

4. Магдебургское право.

5. Возрастание значения ремесленных занятий. В XIV–XV вв. в жизни белорусских городов.

6. Торговля.

 

ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОНЦЕ ХV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА. РЕНЕССАНС. НИКОЛАЙ ГУСОВСКИЙ. ФРАНЦИСК СКОРИНА.

"Крещение Литвы» Ян Матейко  
Политика государства в отношении церкви. После заключения в 1385 г. Кревской унии религиозная политика руководства Великого Княжества Литовского в отношении церкви изменилась. До этого в ВКЛ существовала только одна христианская конфессия – православие, которой придерживалось население белорусских, украинских и русских земель государства. Великие князья литовские до 1385 г. были в основном язычниками, но они не нарушали религиозных прав православного населения, ибо это могло помешать им в «собирании русских земель». Более того, они предпринимали активные шаги в создании собственной православной митрополии с центром в Новогрудке.

Однако по условиям Кревской унии языческое население ВКЛ должно  было принять крещение по католическому обряду. Уже в 1387 г. феодалы, принявшие католичество, получили привилегии, которых не было у язычников и православных. Браки между католиками и православными запрещались. Для того, чтобы выйти замуж за католика, невеста должна была вначале перейти в католичество. Еще большие права получили католики согласно условиям Городельской унии 1413 г. С этого времени только они могли занимать высшие должности в государстве.

В результате православное население оказалось в неравном с католиками положении. Такая политика руководства ВКЛ обостряла обстановку в государстве, придавала внутренним конфликтам религиозную окраску. В 1432 и 1434 гг. во время гражданской войны власти были вынуждены уравнять православных и католиков в большинстве прав, однако положение о занятии высших государственных должностей только католиками формально действовало до 1563 г.

В XV в. в Европе стали разрабатываться планы воссоединения христианской церкви, расколотой с XI в. на две части – католичество и православие. Планы церковной унии встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Этому благоприятствовал многонациональный состав населения ВКЛ и желание Витовта, не теряя связи с католической Европой, расширить свое влияние на всю православную Русь. Успех церковной унии позволил бы сгладить противоречия между православным и католическим населением ВКЛ и превратил бы его в сильнейший христианский форпост на востоке Европы. Позже идею церковной унии поддержал великий князь Свидригайло.

В 1439 г. уния между католической и православной церквями была заключена на церковном соборе во Флоренции. Однако в ВКЛ его решения не получили широкой поддержки. Руководители католической церкви не хотели делиться с православной церковью правами и привилегиями, в то время как православное население

ВКЛ твердо придерживалось вековых традиций. Не поддержал унию и новый великий князь литовский Казимир Ягайлович. Захват Константинополя турками в 1453 г. сделал вопрос об унии еще менее актуальным. Но попытки осуществить Флорентийскую унию в ВКЛ предпринимались и позднее, например на рубеже XV и XVI вв. великим князем Александром.

Положение православной церкви. В конце XIV – первой половине XVI в. на белорусских землях Создание организационной структуры католической церкви в ВКЛ началось вскоре после заключения Кревской унии. В 1387 г. было создано Виленское епископство, а костелу определялось обеспечение в виде земель, доходов и повинностей с подданого населения.

Уже во времена Витовта активно строились католические храмы, около 1/3 которых было заложено на белорусских землях. В основном костелы возводились на западных и северо-западных окраинах Беларуси, где проживало много литовцев. В дальнейшем расширение владений католической церкви на территории Беларуси происходило еще более быстрыми темпами.

Еще при Гедимине (1316–1341 гг.) на белорусских землях была разрешена деятельность католических монахов. В XV в. активную деятельность здесь развернули представители орденов францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, августинцев.

Религиозная толерантность в ВКЛ. В первой половине XVI в. религиозная ситуация в ВКЛ стала меняться. Представители православной знати все чаще допускались к высшим государственным должностям, что нарушало условия Городельской унии 1413 г. Это должно было успокоить православное население, повысить его доверие к центральной власти. Дальнейшее ослабление позиций католической церкви было связано с проникновением в ВКЛ протестантских идей.

К середине XVI в. в ВКЛ установилась относительная религиозная толерантность, или веротерпимость. В 1563 г. был принят привилей, согласно которому феодалы католической и православной конфессий уравнивались в правах.

Основные художественные стили. В XIV—XV вв. в развитии культуры на белорусских землях произошли значительные изменения. Постепенно терялись традиции полоцкой и гродненской архитектурных школ, декоративно-прикладного искусства древнерусского времени. Наряду с традиционной культурой, сформированной на византийской основе, на белорусских землях начинают проявляться элементы западноевропейских художественных стилей.

Романский стиль, господствовавший в Западной Европе с X по XII в., не получил в XIV–XV вв. на территории Беларуси широкого распространения. Отдельные его черты проявлялись только в единичных памятниках архитектуры и скульптуры. Зато значительно большее влияние на развитие белорусского искусства оказал готический стиль, возникший в Европе в XII в. Для готического стиля, проявившегося прежде всего в архитектуре, были характерны остроконечные, вытянутые вверх очертания, большие окна со стрельчатыми арками, крестообразные, звездчатые или сотовидные своды, которые создавали неповторимый узор на потолке. Все это создавало впечатление легкости строения, его стремления вверх, к Богу, что было особенно важно при возведении церквей и костелов. Значительное внимание уделялось скульптурному оформлению зданий, использованию витражей – окон с рисунками из цветного стекла.

На белорусских землях первые строения в готическом стиле начали возводиться в конце XIII в. В XIV–XV вв. готика стала господствующим стилем и в скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Ломаные, вычурные формы готического стиля придавали человеческим фигурам и даже просто декоративным узорам чрезвычайную выразительность. Этот стиль оказал сильное влияние даже на написание букв. «Готические» вкусы проявлялись также в изготовлении вооружения, доспехов, в светской моде. Проявления готики продолжались на белорусских землях очень долго и встречались даже в XVII в.

Оборонительное и культовое зодчество. До середины XV в. самыми мощными в Великом княжестве Литовском были замки, принадлежавшие великому князю. В дальнейшем активно начинают строиться замки магнатов. Самым известным магнатским замком на территории Беларуси является Мирский замок, возведенный в начале XVI в.

Замковой архитектуре были присущи простота и суровость. Наибольшее внимание обращалось на мощь стен и башен, которые должны были противостоять любому врагу. Замки строились в местах, неудобных для жилья, но удобных для обороны — на пригорках, среди болот, на островах озер. Многие замки окружались рвами. Некоторые состояли из двух частей – Нижнего и еще более мощного Верхнего замка (Полоцк, Витебск).

Постоянная военная угроза наложила отпечаток и на культовое строительство. В XIV–XV вв. здесь также закрепляется готический стиль. Для белорусской готики при возведении храмов были свойственны большая сдержанность и суровость в сравнении с западноевропейской, а также использование кирпича, а не камня. Главной же особенностью архитектуры готических храмов на территории Беларуси являлись треугольные остроконечные фасады, иногда с побеленными нишами. Стены укреплялись специальными подпорами – контрфорсами, что создавало впечатление величия и монументальности. Арки и ниши в белорусских готических храмовых строениях иногда делали не стрельчатыми, а округлыми, что придавало им сходство с романским стилем. До наших дней сохранились готические костелы в деревнях Вселюбь, Ишкольдь, Гнезно и др.

Троицкий костёл (1472 г.) (в д. Ишкольдь Барановичский район)
Первоначально готика на территории Беларуси была связана с возведением католических костелов. Однако вскоре она распространилась и в православном зодчестве. На рубеже XV–XVI вв. на белорусских землях распространился специфический тип церкви, в котором соединялись черты готики, традиционного византийско-русского стиля и элементы оборонительного характера. По сегодняшний день возвышаются церкви оборонительного типа в Сынковичах и Маломожейкове. Их внешний вид определяют островерхие треугольные готические фронтоны и оборонительные башни по углам. Такие церкви были не единственными на территории Беларуси. Даже Софийский собор в Полоцке, возможно, был перестроен на рубеже XV и XVI вв. в подобном стиле.

Живопись и скульптура. В XIV–XV вв. дальнейшее развитие получило изобразительное искусство. По-прежнему большое значение имела иконопись, развивавшаяся на основе византийско-русских традиций. Большое признание получили белорусские мастера фресок. До сегодняшнего дня сохранились их росписи в ряде польских и белорусских храмов.

Самыми известными являются фрески замковой часовни в Люблине начала XV в., в том числе портрет Ягайло, в Витебске – портреты Ольгерда и его жены Ульяны, в Трокском замке – Витовта.

Сильное влияние византийской традиции сохранялось в книжной миниатюре, однако и тут она вынуждена была немного отступить под натиском новых культурных веяний. Весьма характерной в этом смысле является Радзивилловская летопись, переписанная на восточных землях Великого княжества Литовского в конце XV в. Летопись содержит 617 цветных миниатюр, на которых изображены различные стороны жизни средневекового общества – битвы, народные восстания, труд и отдых, праздники, бытовые сценки и т. д. В этих миниатюрах художники пытались выдержать византийско-русские каноны. Однако в них проступают и реалии XV в. – западноевропейское рыцарское вооружение, геральдика, присущие готическому искусству изображения мифологических зверей – грифонов, единорогов и т. д.

Новым явлением в искусстве на белорусских землях в XIV–XV вв. стала скульптура.

Ее развитие в этот период было связано с культовым зодчеством, прежде всего католическим, потому что православная церковь отдавала предпочтение иконам. Самым ранним скульптурным изображением на территории Беларуси является распятие XIV в. из д. Голубичи Витебской области, выполненное в романском стиле. В XV–XVI вв. распространяется готическая скульптура. Самым популярным сюжетом этого времени была юная Дева Мария с младенцем на руках. Встречаются также изображения святых. Скульптурные изображения XV–XVI вв. отличались прежде всего  своей величественностью, что подчеркивалось монументальностью поз и ломаными складками одежды. Вместе с тем в отдельных готических скульптурах XVI в. стали прослеживаться и новые черты, присущие искусству Возрождения — интерес к внутреннему миру человека, его самобытности, более свободные позы и т. д. (Скульптура «Святой Григорий» и др.).

Литература. Развитию белорусской литературы в XIV–XV вв. благоприятствовало то, что старобелорусский язык имел в Великом княжестве Литовском статус официального языка государства. Сначала основу литературы составляли, как и ранее, произведения религиозного характера — богослужебные книги, Библия, в том числе евангелия (сочинения, повествующие о «земной» жизни Иисуса Xриста), а также жития (жизнеописания святых), поучения и др.

Они переписывались обычно монахами в монастырях на церковнославянском языке. Выдающимися образцами подобной литературы являются Лавришевское, Мстижское и другие евангелия. В XV в. появились и первые переводы религиозной литературы на старобелорусский язык.

В XV в. были созданы выдающиеся летописные произведения. Это «Летописец великих князей литовских» (1420-е гг.) и Белорусско-литовская летопись (1446 г.). В них последовательно отстаивалась политика верховной власти ВКЛ по укреплению государства, восхвалялась борьба великого князя с непокорными феодалами.

Ренессанс, что по-французски означает Возрождение, составляет в культурной и духовной жизни Европы целую эпоху. Он начался в Италии в XIV в., а затем его веяния распространились по всей Европе. В начале XVI в. они достигли белорусских земель. Ренессанс затронул не только культуру. Он проявился также в повышении интереса к человеку, его внешней и внутренней красоте (гуманизм), в поиске путей совершенствования общества, религиозно-духовного обновления, в повышенном внимании к природе и истории. С Ренессансом связывается и возрастание национального самосознания. На смену аскетизму приходит стремление к светским развлечениям и в то же время внутреннему самосовершенствованию.

Боны Сфорца
Новые веяния в культуре ВКЛ распространились вначале при дворе великих князей, затем магнатов, а оттуда — среди шляхты и богатых мещан, перенимавших привычки знати. Уже двор великого князя Александра был в этом смысле блестящим, однако особенно усилилось дыхание Ренессанса во времена Сигизмунда I Старого и его сына Сигизмунда II Августа. Сюда стекались заграничные музыканты, художники, архитекторы, в том числе

 выходцы из Италии. Этому в некоторой мере благоприятствовало и итальянское происхождение жены Жигимонта I Старого Боны Сфорца. При великокняжеском и магнатских дворах организовывались пиры с танцами и пением, маскарады, рыцарские турниры. Даже такое привычное занятие, как охота, стало обставляться с пышной театральностью: во время охоты на зубра иногда возводились специальные трибуны, с которых зрители наблюдали за расправой над зверем. Скромность в питании сменилась употреблением все более утонченных и изысканных блюд. Излишняя помпезность и богатство проявлялись и в костюмах магнатов, соперничавших между собой, перенимая модные веяния то с Запада, то с Востока.

Матерь Божья Одигитрия. Первая половина XVI в. Белорусская школа  
Чтобы получить признание, человек эпохи Возрождения стремился к славе, своей личной, своего рода и своей Отчизны. Отсюда проистекал повышенный интерес к прошлому своего рода, народа и даже сословия. Шляхта выводила свое происхождение то от древних римлян, то от сарматов, когда-то будто бы населявших эти земли. Согласно новым представлениям, человек не только должен был достигнуть прижизненной славы, но и передать ее потомкам. Чтобы оставить о себе хорошую память, богатые люди стали заниматься меценатством, возводить за свой счет новые храмы, выделять деньги на развитие искусства.

 В первой половине XVI в. распространяется традиция написания роскошных портретов крупных феодалов, показывавших их в величественных позах, в богатых костюмах или рыцарских доспехах. Со временем стали создаваться целые портретные галереи магнатских родов. Появляется и такой новый вид изобразительного искусства, как гравюра.

Элементы Ренессанса стали проявляться также в скульптуре и архитектуре. При застройке городов Несвижа, Старого Быхова, Слуцка прослеживается стремление архитекторов к созданию «идеального» города. На смену суровым замкам приходят дворцово-замковые комплексы, соединяющие черты готики и Ренессанса. В культовом зодчестве ренессансные черты более всего проявились при строительстве протестантских храмов. Воздействие Ренессанса стало ощущаться даже в иконописи. На иконах белорусских иконописцев начинают отражаться детали повседневной жизни, каноничность образов сменяется показом человеческих чувств.

Литература. Николай Гусовский. Благодаря Ренессансу культурная жизнь в ВКЛ, в том числе и на белорусских землях, перестала быть изолированной от культуры других европейских народов. Об этом свидетельствует большое количество литературных произведений, переведенных на старобелорусский язык. Развивалась собственная белорусская литература. Важное место в литературе ВКЛ первой половины XVI в. занимают ренессансные стихотворные произведения, написанные на латинском языке. Основоположником этого жанра стал Микола Гусовский. В 1523 г. вышла его поэма «Песнь о зубре». Автор воспевает белорусскую природу, славное прошлое ВКЛ времен Витовта, считает его образцом для современников. Одновременно он осуждает войны между христианскими народами, призывает их объединиться перед турецкой угрозой.

Дальнейшее развитие получило белорусско-литовское летописание. Лучшими его произведениями стали созданные в первой половине XVI в. «Хроника Великого Княжества Литовского и Жемайтского» и «Хроника Быховца». Им был присущ в целом средневековый характер, но с очевидными ренессансными чертами (мифологизация и популяризация прошлого, патриотические настроения, публицистическая направленность).

Жизненный путь Франциска Скорины. Среди деятелей белорусского Возрождения особо выделяется фигура Франциска Скорины. Он стал не только первым восточнославянским и белорусским первопечатником, но был еще и просветителем-гуманистом, что нашло отражение в его книгах.

Франциск Скорина родился около 1490 г. в Полоцке, в купеческой семь  е. Его отец торговал кожей и другими товарами. Он, видимо, был человеком довольно образованным, поэтому смог дать своему сыну первоначальное образование дома. Затем молодой Франциск усовершенствовал знания в одной из школ Вильно или родного Полоцка, а в 1504 г. поступил в Краковский университет. Через два года он закончил университет и вскоре получил диплом доктора философии.

Уже тогда проявились необычайные способности Франциска Скорины, что открывало перед ним широкие перспективы. Некоторое время он был секретарем короля Дании, однако жажда знаний привела его в 1512 г. в прославленный Падуанский университет в Италии, где Скорина блестяще защитил диплом доктора медицинских наук. Вероятно, уже тогда Скорину заинтересовало книгопечатание, которое единственное давало в то время возможность сделать знания достоянием широкого круга людей.

Местом своей книгоиздательской деятельности Франциск Скорина избрал Прагу, бывшую тогда значительным культурным центром Европы. В Праге в 1517–1519 гг. Скориной было издано 23 книги. Около 1520 г. Скорина переехал в столицу ВКЛ – Вильно. Здесь, в отличие от Праги, он имел свою типографию. В 1522 г. Скорина издал «Малую подорожную книжицу», состоящую из 23 частей, а в 1525 г. – «Апостол».

Взгляды и издательская деятельность Скорины. Скорина стремился сделать Библию не только более доступной, более дешевой, чем рукописные книги, но и напечатать ее на понятном народу языке. Для этого он переводил канонические тексты, вводил в них элементы живого разговорного языка.

Однако Скорина не ограничивался только издательской и переводческой деятельностью. В своих изданиях он выступает и как автор предисловий и сказаний, похожих на проповеди, поучения. Чтобы сделать библейские сюжеты более понятными простому читателю, Скорина в доступной форме комментировал их, давал толкования и сведения о временах, которые описывал. Он использует приемы стихосложения, размещает собственные гимны.

Но главная ценность предисловий, сказаний, а также послесловий для нас в том, что в них прослеживается внутренний мир Скорины, для которого была характерна гуманистическая направленность, присущая Ренессансу. Скорина выступает как горячий патриот, активный сторонник духовного и общественного единства народа, христианских и общечеловеческих ценностей.

Библия с изображением Франциска Скорины.
В изданиях Скорины прослеживается также глубокое уважение к светским наукам, интерес к достижениям античности, приверженность идее справедливых и совершенных законов, основанных на естественном праве. Идеалом Франциска Скорины была справедливая и сильная монархия, которая бы поддерживала христианскую справедливость, руководствовалась в своих действиях законами, жила в мире и согласии с соседями, содействовала развитию хозяйства и духовной культуры подданных. Примеры идеального общества Скорина искал в прошлом, причем его внимание привлекали не только библейские персонажи, но и деятели греческой и римской античной истории.

 В своих изданиях текстов Библии Скорина размещал сведения по светским наукам. Так, в «Малой подорожной книжице» имеются сведения по астрономии, календари, даются белорусские названия месяцев года, представлены знаки Зодиака. Скорина считал, что по «Псалтыри» можно было научиться музыке, по книгам Моисеевым – арифметике, по книге Иисуса Навина – геометрии и астрономии.

Издания Скорины уникальны и с точки зрения оформления. Они с полным правом могут считаться шедевром книжного дела. Они имеют удобные размеры, украшены высокохудожественными гравюрами, орнаментом, даже шрифт выделяется совершенством. Иллюстрации изданий Скорины не только украшают текст, но и помогают лучше понять содержание. Считается, что в оформлении книг и подготовке гравюр принимал участие сам Скорина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.071 с.)