Семинар 2. Белорусские земли в составе вкл (хііі-хvі вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2. Белорусские земли в составе вкл (хііі-хvі вв. )



Семинар 2. Белорусские земли в составе ВКЛ (ХІІІ-ХVІ вв.)

1. (11). Социально-экономические и политические предпосылки образования Великого Княжества Литовского. Новогрудское княжество. Миндовг. Борьба с крестоносцами.

2. (12). Центролизаторская политика и усиление власти великих князей литовских в XIV в. Рост территории ВКЛ. Гедемин. Ольгерд.

3. (13). Династическая борьба в Великом Княжестве Литовском во второй половине XIV в. Кревская уния. Ягайло. Кейстут. Витовт.

4. (14). Государственный строй и управление в ВКЛ ХІІІ – первой половине XVI в. Рада и сейм. Высшие государственные и местные должности в ВКЛ. Законодательство. Литовские статуты.

5. (15). Армия и военное дело в ВКЛ. "Великая война" и Грюнвальдская битва. Результаты и значение Грюнвальдской битвы. Соперничество с Московским государством.

6. (16). Внутри и внешнеполитическое положение ВКЛ (1430-1569 гг.). Гражданская война 30-х гг. XV в. Ослабление великокняжеской власти. Набеги татар. Войны с Московским государством.

7. (17). Сельское хозяйство ВКЛ в середине XIII - первой половине XVII в. Землевладение и землепользование. Становление фольварко-барщинной системы хозяйствования. "Волочная помера" 1557 г. Этапы закрепощения крестьян.

8. (18). Городская жизнь на белорусских землях в середине XIII - первой половине XVII в. Магдебургское право. Городское ремесло. Цехи. Внутренняя и внешняя торговля.

9. (19). Церковь и религия на белорусских землях в конце ХV - первой половине XVI в. Религиозная толерантность. Особенности развития духовной культуры. Архитектура. Искусство. Литература. Ренессанс. Николай Гусовский. Франциск Скорина.

10. (20). Формирование белорусского этноса и его территории в ХIV - ХV вв. Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности). Происхождение названия «Белая Русь».

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО. НОВОГРУДСКОЕ КНЯЖЕСТВО. МИНДОВГ. БОРЬБА С КРЕСТОНОСЦАМИ.

Причины и особенности образования нового государства. В середине ХІІІ в. в Восточной Европе образовалось новое государство, нахождение в котором стало важным этапом в истории белорусских земель. Каковы же были причины его образования? Во-первых, это соседство в бассейне р. Неман восточнославянских и балтских племен. Контакты между этими племенами существовали издавна, но в ХІІ–ХІІІ вв. они стали особенно тесными.

Славяне и балты находились на различных уровнях развития. Славянские земли были более развитыми. Здесь существовали богатые города с развитым ремеслом, давние традиции государственной организации. Всего этого не было у балтов – предков современных литовцев и латышей. В ХІІ–ХІІІ вв. они лишь вступили в стадию распада родового строя и формирования государственности. Это привело к росту военной активности балтов. В результате сложились условия для более тесного союза, в котором белорусские княжества хотели использовать в своих целях военную силу балтов, а балты – получить доступ к экономическим и политическим выгодам, которые имелись у белорусских княжеств. Уже в начале ХІІІ в. полочане вместе с ливами, латгалами и литовцами противостояли агрессии рыцарей Ордена меченосцев. 

В середине ХІІІ в. над белорусскими землями нависла новая страшная угроза. В результате монголо-татарского нашествия большинство земель Руси было захвачено. Целиком была нарушена система политических отношений, существовавшая до этого. Для сохранения независимости белорусские земли были вынуждены искать новых союзников. Балтам также угрожали враги – рыцари-крестоносцы, которые подчинили себе племена латгалов, куршей и пруссов. В таких условиях сближение славянского и балтского населения позволяло объединиться для борьбы как с монголо-татарами, так и с крестоносцами.

Литовские племена в Верхнем Понеманье. В начале средневековья балты были основным населением Понеманья. Постепенно балтские племена начали объединяться в союзы. В ХІІІ в. на балтских землях, не захваченных крестоносцами, уже выделялись две большие области – Аукштайтия и Жемайтия. Жемайты населяли Нижнее Понеманье около Балтийского моря. Аукштайты проживали в Среднем и Верхнем Понеманье, в том числе и на территории современной Гродненской области. Один из районов Аукштайтии – Литва – стал центром объединения балтских племен. Затем под Литвой стали понимать всю Аукштайтию и даже Жемайтию. Вскоре же Верхнее и Среднее Понеманье стали ядром образования балто-славянского государства – Великого Княжества Литовского.

Славянская колонизация Верхнего Понеманья. Заселение и освоение белорусских земель славянами произошло в течение конца V–XIII в. Такой процесс в исторической науке называется колонизацией. Славянская колонизация белорусских земель происходила как мирным, так и военным путем, однако в любом случае она приводила к сближению славян с местным балтским населением. Там, где славяне появились несколько раньше, местное население славянизировалось – заимствовало язык, культуру и традиции славян. Славянская колонизация Верхнего Понеманья проходила медленнее. Здесь она осуществлялась с различных направлений, однако преимущественно с юга и востока – с земель дреговичей, волынян и кривичей. В итоге Верхнее Понеманье в ХІІ–ХІІІ вв. было зоной проживания смешанного славяно-балтского населения.

Возникновение восточнославянских городов в Верхнем Понеманье. Славянская колонизация сопровождалась основанием городов. Летописи сообщают о существовании в Понеманье не менее шести древних городов. Города служили опорными пунктами славян, местом сбора дани, размещения отрядов дружинников. Постепенно здесь развивалось ремесленное производство, налаживались экономические связи с округой, что способствовало экономическому и культурному сближению славянского и балтского населения. Развитие ремесел содействовало созданию в городах торгово-ремесленных посадов. Они располагались около укрепленных центров городов – детинцев, где находились князь с дружиной и другая феодальная знать.

Самыми древними городами Понеманья являются Новогрудок (летописные названия Новогородок, Новгородок, Новогород и др.), Волковыск, Гродно (Городно). Они возникли в конце X–XI в. Немного позже был основан Слоним. Небольшими городами были Турийск (Щучинский район), Здитов (Березовский район).

Древний Новогрудок
Удельные княжества. Долгое время города Верхнего Понеманья находились под властью киевских, а потом галицко-волынских князей. В ХІІ–ХІІІ вв. они являлись центрами удельных княжеств, где правили свои князья. Одним из наиболее больших княжеств Понеманья было Гродненское княжество. Оно упоминается в ХІІ в., когда князем здесь был Всеволод.

Центром одного из довольно значительных в то время княжеств в Понеманье являлся Новогрудок. Не исключено, что Новогрудское княжество, как и Гродненское, существовало уже в ХІІ в. В ХІІІ в. оно становится наиболее влиятельным в регионе.

В середине XIII в. центром удельного княжества был также Волковыск. Его жители были достаточно богатыми людьми, о чем свидетельствуют находки в городе дорогих вещей. Волковыское княжество по своим размерам было небольшим.

Таким образом, в Верхнем Понеманье в XII – первой половине XIII в. существовали Гродненское, Новогрудское, Волковысское княжества. Они являлись развитыми центрами государственности, которые предшествовали формированию Великого Княжества Литовского и сыграли определенную роль в становлении нового балто-славянского государства.

Первые сведения о Литве. Впервые в письменных источниках Литва упоминается в 1009 г. До ХІІІ в. у литовцев не было городов и письменности, но уже имелось деление на знать и простой народ, существовало неразвитое рабство. На некоторое время Литва попала в зависимость от Руси, однако в ХІІ в. литовцы сами начинают совершать набеги на некоторые русские земли. В начале ХІІІ в. Литва уже выступает как значительная военная сила, которая угрожает Руси и Польше, успешно противостоит агрессии крестоносцев. В 1236 г. литовцами было нанесено сокрушительное поражение рыцарям Ордена меченосцев. После этого Орден уже не мог самостоятельно существовать и был присоединен к более сильному Тевтонскому ордену, который незадолго до этого появился в Северной Польше и подчинил себе земли балтского племени пруссов. С 1235 г. летописи сообщают о Миндовге, который смог подчинить себе других литовских правителей и стал великим князем.

  Возвышение Новогрудского княжества. Одновременно с ростом военной активности Литвы происходило экономическое возвышение Новогрудского княжества. Это был край довольно высокого уровня развития сельского хозяйства, ремесла и торговли. В ХІІ–ХІІІ вв. в Новогрудке развернулось активное строительство. Было возведено много домов, некоторые двухэтажные, с застекленными окнами, даже украшенные фресками. Торговыми путями в Новогрудок попадало дорогое оружие и ценная стеклянная посуда – кружки, флаконы, расписанные золотом и эмалью. Они изготавливались в Византии и подвластных ей странах.

Новогрудская земля являлась одним из наиболее спокойных регионов на землях Руси. Благодаря ее географическому положению, крестоносцы и монголо-татары долгое время даже не достигали ее территории. Городская знать была заинтересована в сохранении мира и покоя, которые были гарантией благополучия Новогрудка.

Особенностью Новогрудской и других белорусских земель являлось долговременное сосуществование балтов и славян. Уровень экономического развития белорусских городов был выше, чем литовских земель. Местные купцы и ремесленники видели в Литве не конкурента, а союзника в борьбе с иноземными завоевателями. Поэтому они спокойно воспринимали укрепление в белорусских городах власти литовских князей, а иногда и сами приглашали их на княжение.

Коронация Миндовга в Новогрудке. В середине ХІІІ в. князь Миндовг распространил свою власть не только на всю Литву, но и на Белорусское Понеманье с городами Новогрудок, Волковыск и Слоним. Это фактически стало началом образования Великого Княжества Литовского. Но укрепление власти Миндовга вызвало недовольство других литовских князей, которые подняли против него мятеж. К мятежникам присоединились крестоносцы и галицко-волынские князья. Крестоносцев особенно привлекала Жемайтия, которая находилась между прусскими и ливонскими землями Тевтонского ордена. Получив ее, крестоносцы соединили бы свои земли в единое целое. Галицко-волынские же князья претендовали на Новогрудскую землю.

Однако Миндовг смог разрушить небезопасный союз и для этого предпринял следующие шаги. Он принял католичество, а в 1253 г. короновался в Новогрудке королевской короной, которую прислал ему папа римский. Титул христианского монарха поднял международный престиж Миндовга и позволил ему на равных разговаривать с другими европейскими правителями.

Коронация Миндовга  
Чтобы исключить из союза крестоносцев, Миндовг временно отдал им часть Жемайтии. Новогру-док вместе с Волковыском и Сло-нимом Миндовг передал сыну га-лицко-волынского князя Роману Даниловичу на правах вассальной зависимости. Чтобы еще больше укрепить мир с галицко-волынским князем, Миндовг отдал свою дочь замуж за его второго сына – Шварна. После этого он смог расправиться с мятежными литовскими князьями и снова вернуть себе Новогрудок, который стал первым политическим центром Великого Княжества Литовского. Галицко-волынские князья пытались ослабить власть Миндовга с помощью монголо-татар, однако их поход в земли Литвы и Белорусского Понеманья успеха не принес.

Борьба с крестоносцами. Население Жемайтии не хотело покориться крестоносцам. В 1260 г. силы жемайтов наголову разбили крестоносцев в битве около озера Дурбе. После этого против Тевтонского ордена поднялись
 
 подчиненные им племена пруссов. Крестоносцам на протяжении почти 20 лет довелось вновь восстанавливать свою власть в Прибалтике.

В 1261 г. Миндовг разорвал соглашение с крестоносцами, отрекся от католичества и вступил в союз против крестоносцев с новгородским князем Александром Невским, а также князьями Полоцка и Витебска. Однако против Миндовга был организован новый заговор, и в 1263 г. он был убит. Во главе государства стал один из заговорщиков – жемайтский князь Тренята.

Борьба за укрепление государства. Положение молодого, только что возникшего государства было нелегким. Внешняя опасность усложнялась «домашней борьбой». В этих условиях решительность проявил сын Миндовга Войшелк. Опираясь на пинских князей, он подчинил себе сначала Новогрудок, а затем при поддержке новогрудчан Литву и расправился с убийцами отца.

Вскоре Войшелк ушел в монастырь, передав власть в государстве своему шурину Шварну. После смерти Шварна в 1270 г. управление государством перешло в руки Тройденя.

Князья, правившие после Миндовга, смогли распространить свою власть на все Верхнее Понеманье. В конце XIII в. великим князем стал Витень. Ему удалось достигнуть единства нового государства.

Появилась надежда, что оно выживет и сохранится. Так оно и произошло. Великокняжеская власть, переданная Витенем в наследство своему брату Гедимину, была достаточно крепкой. Значительная часть белорусских земель находилась уже в составе Великого Княжества Литовского.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Причины и особенности образования нового государства

2. Литовские племена в Верхнем Понеманье. Славянская колонизация Верхнего Понеманья.

3. Возникновение восточнославянских городов в Верхнем Понеманье. Удельные княжества.

4.  Первые сведения о Литве. Возвышение Новогрудского княжества.

5. Коронация Миндовга в Новогрудке.

6. Борьба с крестоносцами. Борьба за укрепление государства. 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Пути включения белорусских и иных земель в состав Великого Княжества Литовского.

2. Княжение Гедимина.

3. Ольгерд и Кейстут.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Борьба Ягайло за великое княжение.

2. Причины сближения ВКЛ и Польши.

3. Кревская уния.

4. Итоги Кревской унии.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Возрастание опасности со стороны крестоносцев.

2. Подготовка к решительному отпору крестоносцам.

3. Грюнвальдская битва.

4. Итоги и историческое значение битвы.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Противоречия между группировками феодалов в ВКЛ.

2. Борьба между Свидригайло и Сигизмундом.

3. Решающая битва под Вилькомиром.Итоги войны гражданской войны.

4. Утрата ВКЛ первенства в «собирании русских земель».

5. Отношения ВКЛ с Великим Княжеством Московским.

6. Оборона от набегов крымских татар.

7. (17) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ВКЛ В СЕРЕДИНЕ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ. СТАНОВЛЕНИЕ ФОЛЬВАРКО-БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. "ВОЛОЧНАЯ ПОМЕРА" 1557 Г. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН.

Занятия сельских жителей в середине XIIIпервой половине XVII в. Большую часть населения белорусских земель составлял и крестьяне. Они занимались земледелием, животноводством и промыслами. Вспомогательную роль играли бортничество, охота и рыболовство. Крестьяне выращивали рожь, овес, ячмень, просо, гречиху и другие
 
культуры. Для обработки земли они использовали деревянную соху, изредка легкий плуг, деревянную плетеную борону. Урожайность оставалась низкой, а крестьянское хозяйство во многом сохраняло натуральный характер.

Хозяйство отдельной семьи, в которое входили пахотные земли, сенокосы, жилые и хозяйственные постройки, в то время называлось дымом. В нем насчитывалось от 5 до 9 человек, из которых от трех до семи были трудоспособными. Дымы образовывали громаду (общину). Она несла общую ответственность за исполнение крестьянских повинностей, регулировала крестьянское землепользование перед феодалом. Члены громады на своем собрании выбирали сельского войта. Он смотрел за работой крестьян, был посредником между феодалом и громадой, распределял повинности, отвозил хозяину дань, отвечал за соблюдение порядка, состояние мостов и дорог.

Крестьяне зависели от землевладельцев-феодалов, поскольку только шляхта могла владеть землей в Княжестве. Также землей владели государство, великий князь, духовенство и церковь. Крестьяне за пользование наделом должны были отдать феодалу или натуральный оброк, или денежный оброк, или отработать барщину.

Волочная помера. Во второй половине XVI – первой половине XVII в. сельское хозяйство белорусско-литовских земель переживало подъем. Он был вызван расширением обмена товарами между городом и деревней, увеличением количества городского населения, ростом спроса на зерно как на внутреннем рынке, так и в Западной Европе.

Феодалам стало выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию не только внутри страны, но и вывозить ее за границу. Чтобы получить больше зерна, некоторые землевладельцы еще в конце XV в. начали создавать фольварки.

Фольварк представлял собой двор феодала с жилыми и хозяйственными постройками и землей, на которой зависимые крестьяне отрабатывали барщину. Продукция, полученная с фольварочной земли, шла на продажу и приносила значительную прибыль ее владельцу. Такая система ведения хозяйства феодалом называется фольварочно-барщинной.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август  
Великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август целью увеличения доходов государственной казны решил организовать фольварки в государственных владениях. Тем самым он начат первую известную на белорусских землях аграрную реформу.

Примером для Сигизмунда II Августа стала его мать — королева Бона Сфорца (жена Сигизмунда 1 Старого). Еще в 1530-е гг. в Пинском и Клецком староствах она начала организовывать фольварки, что имело положительные результаты.

Аграрная реформа проводилась на основании документа «Устава на волоки», принятого 1 апреля 1557 г. Отсюда и название реформы – волочная помера. «Устава» состояла из 49 статей, где определялись правила измерения земли, обязанности сельской администрации, крестьянские повинности, порядок организации фольварков и др. Великий князь приказал: «Фольварки хотим имети, чтобы повсюду были созданы. при каждом замке и дворе нашем».

Фольварок
Для создания фольварков первоначально провели обмер земли. После этого ее разделили на волоки. Одна волока составляла надел в 21,36 гектара, или 30 моргов (9000 прутов). При этом учитывали качество земли. Она могла быть хорошей, средней, плохой и очень плохой. Если землю относили к плохой, то размеры волоки могли быть увеличены до 46 моргов. Самые лучшие земли отводились под фольварки с тем расчетом, чтобы на одну фольвароч-ную волоку приходилось семь крестьянских волок.

Как правило, крестьянский двор получал в пользование половину волоки: в XVI–XVIII вв. на одно крестьянское хозяйство приходился надел в 10,7 гектара. Если количество трудоспособных в дыме было большим, то давали целую волоку.

Реформа предусматривала упорядочение налогов и повинностей, выполнявшихся крестьянами за возможность пользоваться землей. Раньше налоги собирались с дыма. При этом не учитывалось количество земли, закрепленной за ним. Теперь единицей налогообложения стала волока, что привело к увеличению средств в государственной казне.

 Аграрная реформа первоначально охватила государственные земли. Но в Подвинье она не проводилась, поскольку там шли военные действия Ливонской войны. На востоке Беларуси, в Поднепровье, фольварочно-бар-щинная система не получила распространения из-за особых природных условий – малоурожайной почвы. Да и населения было меньше, чем на западе белорусских земель. Поэтому большинство крестьян платили чинш и выполняли натуральную подать.

Постепенно частные землевладельцы-шляхтичи стали вводить волочную померу в своих владениях. Они готовили собственные документы, предусматривавшие создание фольварков и введение барщины как основной повинности зависимых крестьян. Осуществление реформы требовало значительных средств.

В результате реформы увеличилась прибыльность феодальных имений. Но при этом усилилась эксплуатация зависимых крестьян. Они были прикреплены к полученным волокам. Произошло слияние «похожих» и «непохожих» крестьян в единый класс крепостных крестьян.

Деревенские жители стали оказывать сопротивление аграрной реформе. Крестьяне отказывались принимать волоки даже в начале XVII в. В частности, король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза в 1611 г. приказал в отношении крестьян Бобруйской волости: «А бунтовщиков, которые волочной по-мере для прибылей нашей казны и чему-нибудь другому сопротивлялись и дали повод для непослушания, те же наши ревизоры должны наказывать».

Оформление крепостного права. Постепенно складывалось крепостное право –  форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.

Начало юридического оформления крепостного права связано с привилеем Казимира IV Ягеллончика 1447 г. В нем великий князь запрещал принимать беглых крестьян из частных владений в государственные имения и наоборот. Феодалы получили право вершить суд над зависимым населением.

Затем Статут ВКЛ 1529 г. ввел «земскую давность». В соответствии с ней «похожий» крестьянин, проживший на земле феодала более 10 лет, становился «непохожим» – то есть крепостным. Статут 1566 г. дополнил «земскую давность» 10-летним поиском беглых крестьян, а в Статуте 1588 г. этот срок был увеличен до 20 лет.

Уход от феодала «похожих» крестьян был возможен при выполнении ими ряда условий. Требовалось, чтобы крестьянин заплатил землевладельцу за выход, выплатил долги, вернул феодалу полученное имущество, чтобы феодал сам дал разрешение на его уход. В Статуте 1588 г. отмечалось, что крестьянин может уйти от феодала либо отработав льготные годы, либо заплатив землевладельцу по 6 грошей за каждую льготную неделю. Это были большие деньги, и крестьяне физически не могли их собрать. Уход осуществлялся в разные сроки, зависевшие от определенного региона и местного соглашения феодалов. Например, в Подвинье это происходило весной.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите занятия сельских жителей в середине XIII – первой половине XVII в.

2. Охарактеризуйте волочную померу.

3. Оформление крепостного права.

ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОНЦЕ ХV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА. РЕНЕССАНС. НИКОЛАЙ ГУСОВСКИЙ. ФРАНЦИСК СКОРИНА.

"Крещение Литвы» Ян Матейко  
Политика государства в отношении церкви. После заключения в 1385 г. Кревской унии религиозная политика руководства Великого Княжества Литовского в отношении церкви изменилась. До этого в ВКЛ существовала только одна христианская конфессия – православие, которой придерживалось население белорусских, украинских и русских земель государства. Великие князья литовские до 1385 г. были в основном язычниками, но они не нарушали религиозных прав православного населения, ибо это могло помешать им в «собирании русских земель». Более того, они предпринимали активные шаги в создании собственной православной митрополии с центром в Новогрудке.

Однако по условиям Кревской унии языческое население ВКЛ должно  было принять крещение по католическому обряду. Уже в 1387 г. феодалы, принявшие католичество, получили привилегии, которых не было у язычников и православных. Браки между католиками и православными запрещались. Для того, чтобы выйти замуж за католика, невеста должна была вначале перейти в католичество. Еще большие права получили католики согласно условиям Городельской унии 1413 г. С этого времени только они могли занимать высшие должности в государстве.

В результате православное население оказалось в неравном с католиками положении. Такая политика руководства ВКЛ обостряла обстановку в государстве, придавала внутренним конфликтам религиозную окраску. В 1432 и 1434 гг. во время гражданской войны власти были вынуждены уравнять православных и католиков в большинстве прав, однако положение о занятии высших государственных должностей только католиками формально действовало до 1563 г.

В XV в. в Европе стали разрабатываться планы воссоединения христианской церкви, расколотой с XI в. на две части – католичество и православие. Планы церковной унии встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Этому благоприятствовал многонациональный состав населения ВКЛ и желание Витовта, не теряя связи с католической Европой, расширить свое влияние на всю православную Русь. Успех церковной унии позволил бы сгладить противоречия между православным и католическим населением ВКЛ и превратил бы его в сильнейший христианский форпост на востоке Европы. Позже идею церковной унии поддержал великий князь Свидригайло.

В 1439 г. уния между католической и православной церквями была заключена на церковном соборе во Флоренции. Однако в ВКЛ его решения не получили широкой поддержки. Руководители католической церкви не хотели делиться с православной церковью правами и привилегиями, в то время как православное население

ВКЛ твердо придерживалось вековых традиций. Не поддержал унию и новый великий князь литовский Казимир Ягайлович. Захват Константинополя турками в 1453 г. сделал вопрос об унии еще менее актуальным. Но попытки осуществить Флорентийскую унию в ВКЛ предпринимались и позднее, например на рубеже XV и XVI вв. великим князем Александром.

Положение православной церкви. В конце XIV – первой половине XVI в. на белорусских землях Создание организационной структуры католической церкви в ВКЛ началось вскоре после заключения Кревской унии. В 1387 г. было создано Виленское епископство, а костелу определялось обеспечение в виде земель, доходов и повинностей с подданого населения.

Уже во времена Витовта активно строились католические храмы, около 1/3 которых было заложено на белорусских землях. В основном костелы возводились на западных и северо-западных окраинах Беларуси, где проживало много литовцев. В дальнейшем расширение владений католической церкви на территории Беларуси происходило еще более быстрыми темпами.

Еще при Гедимине (1316–1341 гг.) на белорусских землях была разрешена деятельность католических монахов. В XV в. активную деятельность здесь развернули представители орденов францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, августинцев.

Религиозная толерантность в ВКЛ. В первой половине XVI в. религиозная ситуация в ВКЛ стала меняться. Представители православной знати все чаще допускались к высшим государственным должностям, что нарушало условия Городельской унии 1413 г. Это должно было успокоить православное население, повысить его доверие к центральной власти. Дальнейшее ослабление позиций католической церкви было связано с проникновением в ВКЛ протестантских идей.

К середине XVI в. в ВКЛ установилась относительная религиозная толерантность, или веротерпимость. В 1563 г. был принят привилей, согласно которому феодалы католической и православной конфессий уравнивались в правах.

Основные художественные стили. В XIV—XV вв. в развитии культуры на белорусских землях произошли значительные изменения. Постепенно терялись традиции полоцкой и гродненской архитектурных школ, декоративно-прикладного искусства древнерусского времени. Наряду с традиционной культурой, сформированной на византийской основе, на белорусских землях начинают проявляться элементы западноевропейских художественных стилей.

Романский стиль, господствовавший в Западной Европе с X по XII в., не получил в XIV–XV вв. на территории Беларуси широкого распространения. Отдельные его черты проявлялись только в единичных памятниках архитектуры и скульптуры. Зато значительно большее влияние на развитие белорусского искусства оказал готический стиль, возникший в Европе в XII в. Для готического стиля, проявившегося прежде всего в архитектуре, были характерны остроконечные, вытянутые вверх очертания, большие окна со стрельчатыми арками, крестообразные, звездчатые или сотовидные своды, которые создавали неповторимый узор на потолке. Все это создавало впечатление легкости строения, его стремления вверх, к Богу, что было особенно важно при возведении церквей и костелов. Значительное внимание уделялось скульптурному оформлению зданий, использованию витражей – окон с рисунками из цветного стекла.

На белорусских землях первые строения в готическом стиле начали возводиться в конце XIII в. В XIV–XV вв. готика стала господствующим стилем и в скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Ломаные, вычурные формы готического стиля придавали человеческим фигурам и даже просто декоративным узорам чрезвычайную выразительность. Этот стиль оказал сильное влияние даже на написание букв. «Готические» вкусы проявлялись также в изготовлении вооружения, доспехов, в светской моде. Проявления готики продолжались на белорусских землях очень долго и встречались даже в XVII в.

Оборонительное и культовое зодчество. До середины XV в. самыми мощными в Великом княжестве Литовском были замки, принадлежавшие великому князю. В дальнейшем активно начинают строиться замки магнатов. Самым известным магнатским замком на территории Беларуси является Мирский замок, возведенный в начале XVI в.

Замковой архитектуре были присущи простота и суровость. Наибольшее внимание обращалось на мощь стен и башен, которые должны были противостоять любому врагу. Замки строились в местах, неудобных для жилья, но удобных для обороны — на пригорках, среди болот, на островах озер. Многие замки окружались рвами. Некоторые состояли из двух частей – Нижнего и еще более мощного Верхнего замка (Полоцк, Витебск).

Постоянная военная угроза наложила отпечаток и на культовое строительство. В XIV–XV вв. здесь также закрепляется готический стиль. Для белорусской готики при возведении храмов были свойственны большая сдержанность и суровость в сравнении с западноевропейской, а также использование кирпича, а не камня. Главной же особенностью архитектуры готических храмов на территории Беларуси являлись треугольные остроконечные фасады, иногда с побеленными нишами. Стены укреплялись специальными подпорами – контрфорсами, что создавало впечатление величия и монументальности. Арки и ниши в белорусских готических храмовых строениях иногда делали не стрельчатыми, а округлыми, что придавало им сходство с романским стилем. До наших дней сохранились готические костелы в деревнях Вселюбь, Ишкольдь, Гнезно и др.

Троицкий костёл (1472 г.) (в д. Ишкольдь Барановичский район)
Первоначально готика на территории Беларуси была связана с возведением католических костелов. Однако вскоре она распространилась и в православном зодчестве. На рубеже XV–XVI вв. на белорусских землях распространился специфический тип церкви, в котором соединялись черты готики, традиционного византийско-русского стиля и элементы оборонительного характера. По сегодняшний день возвышаются церкви оборонительного типа в Сынковичах и Маломожейкове. Их внешний вид определяют островерхие треугольные готические фронтоны и оборонительные башни по углам. Такие церкви были не единственными на территории Беларуси. Даже Софийский собор в Полоцке, возможно, был перестроен на рубеже XV и XVI вв. в подобном стиле.

Живопись и скульптура. В XIV–XV вв. дальнейшее развитие получило изобразительное искусство. По-прежнему большое значение имела иконопись, развивавшаяся на основе византийско-русских традиций. Большое признание получили белорусские мастера фресок. До сегодняшнего дня сохранились их росписи в ряде польских и белорусских храмов.

Самыми известными являются фрески замковой часовни в Люблине начала XV в., в том числе портрет Ягайло, в Витебске – портреты Ольгерда и его жены Ульяны, в Трокском замке – Витовта.

Сильное влияние византийской традиции сохранялось в книжной миниатюре, однако и тут она вынуждена была немного отступить под натиском новых культурных веяний. Весьма характерной в этом смысле является Радзивилловская летопись, переписанная на восточных землях Великого княжества Литовского в конце XV в. Летопись содержит 617 цветных миниатюр, на которых изображены различные стороны жизни средневекового общества – битвы, народные восстания, труд и отдых, праздники, бытовые сценки и т. д. В этих миниатюрах художники пытались выдержать византийско-русские каноны. Однако в них проступают и реалии XV в. – западноевропейское рыцарское вооружение, геральдика, присущие готическому искусству изображения мифологических зверей – грифонов, единорогов и т. д.

Новым явлением в искусстве на белорусских землях в XIV–XV вв. стала скульптура.

Ее развитие в этот период было связано с культовым зодчеством, прежде всего католическим, потому что православная церковь отдавала предпочтение иконам. Самым ранним скульптурным изображением на территории Беларуси является распятие XIV в. из д. Голубичи Витебской области, выполненное в романском стиле. В XV–XVI вв. распространяется готическая скульптура. Самым популярным сюжетом этого времени была юная Дева Мария с младенцем на руках. Встречаются также изображения святых. Скульптурные изображения XV–XVI вв. отличались прежде всего  своей величественностью, что подчеркивалось монументальностью поз и ломаными складками одежды. Вместе с тем в отдельных готических скульптурах XVI в. стали прослеживаться и новые черты, присущие искусству Возрождения — интерес к внутреннему миру человека, его самобытности, более свободные позы и т. д. (Скульптура «Святой Григорий» и др.).

Литература. Развитию белорусской литературы в XIV–XV вв. благоприятствовало то, что старобелорусский язык имел в Великом княжестве Литовском статус официального языка государства. Сначала основу литературы составляли, как и ранее, произведения религиозного характера — богослужебные книги, Библия, в том числе евангелия (сочинения, повествующие о «земной» жизни Иисуса Xриста), а также жития (жизнеописания святых), поучения и др.

Они переписывались обычно монахами в монастырях на церковнославянском языке. Выдающимися образцами подобной литературы являются Лавришевское, Мстижское и другие евангелия. В XV в. появились и первые переводы религиозной литературы на старобелорусский язык.

В XV в. были созданы выдающиеся летописные произведения. Это «Летописец великих князей литовских» (1420-е гг.) и Белорусско-литовская летопись (1446 г.). В них последовательно отстаивалась политика верховной власти ВКЛ по укреплению государства, восхвалялась борьба великого князя с непокорными феодалами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.087 с.)