Некоторые аспекты самосохранительной активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые аспекты самосохранительной активности



Изучалась активность респондентов в разных сферах, касающихся здоровья: своевременность обращения за медицинской помощью, стрессоустойчивость, употребление психоактивных веществ (табака, алкоголя), питание, занятия физической культурой. Данные о поведении соотносились с показателями ценности для респондентов здоровья, с их мнением о важности различных факторов для его сохранения, оценкой своего образа жизни и состояния здоровья, а также с намерениями что-то предпринять для него.

 

Исследование показало, что 46,5% мужчин и 42,9% женщин обращаются за медицинской помощью только в случае тяжелой болезни, 33,7% и 42,9% – когда плохо себя чувствуют в течение нескольких дней. Малейшее недомогание служит поводом для обращения к медикам для 3,6% мужчин и 4,5% женщин. Никогда не обращаются к врачам 8,7% мужчин и 2,3% женщин, 7,5% и 7,4% идут к ним, когда нужен бюллетень. Таким образом, более 40% опрошенных приходят к специалистам, когда заболевание может быть запущенным.

 

Среди женщин немного больше доля проявляющих внимание к профилактике заболеваний. С целью профилактического осмотра или консультации обращаются к врачам 30,9% женщин и 17,9% мужчин, витамины в зимне-весенний период времени принимают 56,2% женщин и 40,6% мужчин. Однако женщины в большей степени подвержены стрессу. Они чаще испытывают негативные эмоции: ежедневно – 5,1% женщин и 3,2% мужчин; часто – 30,8% женщин и 16,3% мужчин; редко – 60,3% и 77,6%; никогда не испытывают – 3,8% и 2,8%. Женщины острее переживают неприятности. Как правило, не реагируют на них 2,7% женщин и 8,7% мужчин; немного огорчаются – 16,5% женщин и 39,6% мужчин; расстраиваются – 59,9% и 42,3%; сильно переживают – 20,9% и 9,4%. Доказано, что частые негативные эмоции и стресс являются факторами риска для здоровья.

 

Общеизвестно, что неумеренное употребление алкоголя наносит ущерб здоровью. Как отмечалось выше, в исследовании изучалось употребление спиртного. Вопросы, касающиеся курения и питания были рассмотрены в исследовании более детально. Наиболее распространенный алкогольный напиток – пиво. Этот и крепкие алкогольные напитки чаще пьют мужчины. За предшествовавший опросу месяц не пили пиво и другие слабоалкогольные напитки 35,3% женщин и 20,4% мужчин (употребляли их не реже двух-трех раз в неделю 8,3% женщин и 27,0% мужчин), не пили крепкие алкогольные напитки 65,3% женщин и 30,7% мужчин (пили их не реже двух-трех раз в неделю 1,4% женщин и 9,1% мужчин). Можно предположить, что многие респонденты не считают пиво алкогольным напитком (50,4% женщин и 57,0% мужчин, указавших, что не употребляют алкоголь, пили пиво в предшествовавший опросу месяц).

 

Употребление пива или других слабоалкогольных напитков в большей степени распространено среди мужчин в возрастной группе до 25 лет. Доли женщин, употреблявших эти напитки за последний перед опросом месяц, по разным возрастным группам существенно не различаются. Однако молодые женщины пьют их чаще. Употребление таких напитков не реже 2–3 раз в неделю в возрастной группе до 25 лет отметили 19,0%, в группе 25–29 лет – 6,0%, 30–34 года – 5,4%, 35–39 лет – 2,6%, 40 лет и старше 7,2%.

 

Для женщин характернее употребление вина. В течение месяца перед опросом не пили его 42,5% женщин и 53,4% мужчин, пили не реже раза в неделю 7,4% женщин и 14,9% мужчин.

 

Банальностью стало утверждение, что курение опасно для здоровья. Тем не менее, курят треть женщин и две трети мужчин, регулярно – 17,1% и 58,1% соответственно. Никогда не пробовали курить четверть опрошенных женщин и 5,5% мужчин.

 

В возрастной группе до 25 лет доля курящих женщин особенно велика - 43,7% (причем 22,5% курят регулярно, 16,3% – бросили курить). В других возрастных группах эта доля меньше. Например, среди женщин 40 лет и старше курят 25,8% (8,9% регулярно), 10,5% бросили курить. Большая доля курящих в самой младшей группе объясняется успешным продвижением на наш рынок табачной продукции и формированием моды на курение в молодежной среде. Среди мужчин статистически значимых различий по опыту курения в разных возрастных группах нет.

 

Оценка крепкого здоровья и долгой жизни примерно одинакова у курящих и некурящих респондентов. В то же время эти две группы различаются по оценке важности для здоровья отказа от курения (различия статистически значимы по Т-критерию). Некурящие респонденты оценивают значение этого фактора существенно выше, чем курящие. Никогда не курившие женщины поставили ему в среднем 4,60 балла, пробовавшие курить один или несколько раз – 4,67 баллов, бросившие курить – 4,39, курящие иногда – 4,03, курящие регулярно – 3,73; у мужчин распределение этих оценок соответственно 4,73, 4,72, 4,69, 4,02, 3,59. Таким образом, у потребителей табака недостаточно критическое отношение к его пагубному влиянию на здоровье, хотя они считают свой образ жизни менее здоровым, чем некурящие. Среди курящих свой образ жизни назвали здоровым 15,9%, не совсем здоровым – 55,0%, нездоровым – 29,2%. Среди некурящих соотношение этих ответов почти обратное: считают свой образ жизни здоровым 47,5%, не вполне здоровым – 44,7%, далеким от здорового – 7,8%. Сознание курильщиков противоречиво. Лишь для небольшой их части курение совместимо с понятием здорового образа жизни. Большинство отдают себе отчет, что ведут нездоровый образ жизни, но в то же время занижают степень негативного влияния курения на свой организм.

 

Молодые люди начинают курить под влиянием норм поведения в молодежной среде, одновременно выстраивается психологическая защита, основанная на занижении риска последствий курения для здоровья. При этом ценность здоровья остается высокой.

 

Доля курящих меньше среди имеющих высшее образование: 17,1% у женщин и 43,2% у мужчин. Среди имеющих полное среднее образование этот показатель составляет соответственно 32,2% и 78,0%, а среди имеющих среднее профессиональное образование – 35,6% и 75,8%. Различия по уровню образования статистически значимы. Подобные различия имеют место во всех возрастных группах. В то же время оценки значимости здоровья у респондентов с разным уровнем образования не имеют статистически значимых различий.

 

Регулярно курящие женщины оценивают состояние своего здоровья ниже, чем некурящие (различия статистически значимы). Среди женщин, которые никогда не курили, состояние своего здоровья считают хорошим и очень хорошим 32,5%, плохим и очень плохим – 8,3%. Среди курящих регулярно эти показатели составили соответственно 17,3% и 19,8% (различия статистически значимы). У мужчин такой закономерности не обнаружено.

 

Наиболее действенны адресные кампании по борьбе с курением. Для этой цели полезны данные о тех, кто хотел бы бросить курить (хотя наличие установки не означает, что она будет реализована) и не хочет этого делать. Намерения отказаться от курения зависят от пола и возраста курящих. Не собираются отказываться от этой вредной привычки 24,8% курящих женщин, 40,4% курящих мужчин. Среди мужчин-курильщиков в возрасте старше 35 лет существенно выше доля тех, кто не намерен бросить курить (в возрастной группе до 25 лет таких 28,9%, в группе 25–29 лет – 30,8%, 30–34 года – 35,4%, 35–39 лет – 44,8%, 40 лет и старше – 49,6%). Различия статистически значимы.

 

Важный индикатор самосохранительного поведения – культура питания, в частности, выбор продуктов, учет их качества и пользы для здоровья. Придерживаются диеты очень немногие (5,2% женщин и 2,2% мужчин). Большинство же лишь ограничивают себя в потреблении некоторых продуктов, которые вредны в больших количествах. Такое поведение особенно характерно для женщин (66,9% против 51,3% мужчин). Среди женщин меньше доля тех, кто при потреблении продуктов редко задумывается о том, полезны ли они для здоровья (27,9%, против 46,4% мужчин).

 

Респонденты с высшим образованием чаще ограничивают себя в потреблении продуктов питания, с учетом их полезных свойств. Различия статистически значимы. Особенно заметно влияние образования на избирательность в питании у мужчин: ограничивают потребление некоторых продуктов, ориентируясь на пользу питания, в группе имеющих высшее образование – 61,5%, полное среднее – 45,8%, среднее профессиональное – 49,3%.

 

Для мужчин, которые ограничивают себя в потреблении продуктов, вредных для здоровья в больших количествах, здоровье как ценность оказалась важнее (4,73 баллов), чем для тех, кто редко задумывается о пользе потребляемых продуктов (4,63). (Различия статистически значимы по Т-критерию.) Вероятно, первая категория мужчин чаще организует свое питание, думая о здоровье.

 

Для женщин, ограничивающих себя в потреблении продуктов, вредных в больших количествах, особенно важным оказался такой мотив заботы о здоровье, как стремление "дольше сохранить красоту и привлекательность" (4,58 баллов против 4,43 у тех, кто не задумывается о пользе продуктов и придерживается диеты). Данный мотив более значим для мужчин, соблюдающих диету (4,40), по сравнению с теми, кто лишь ограничивает себя в потреблении некоторых продуктов (4,18) и теми, кто не обращает внимания на пользу употребляемых продуктов (4,11).

 

Между оценкой образа жизни и отношением к питанию есть значимая связь. Редко задумываются о пользе потребляемых продуктов 30,1% тех, кто считает свой образ жизни здоровым (23,9% женщин и 37,5% мужчин), 39,5% – тех, кто назвал его не совсем здоровым (30,5% женщин и 48,7% мужчин) и 48,9% ведущих, по собственному признанию, далекий до здорового образ жизни (38,2% женщин и 56,6% мужчин).

 

Среди мужчин меньше доля часто обращающих внимание на сроки годности покупаемых продуктов, содержащиеся в них небезопасные добавки (консерванты, красители). На сроки годности приобретаемых продуктов часто обращают внимание 71,3% женщин и 49,7% мужчин; редко – соответственно 25,7% и 30,7%; никогда не обращают – 2,9% и 19,6%. Небезопасные добавки в продовольственных товарах часто становятся предметом внимания 37,7% женщин и 23,5% мужчин; редко – соответственно 40,1% и 32,1%; никогда – 22,2% и 44,4%. Таким образом, женщины демонстрируют большую заботу о качестве питания. Этого нельзя сказать о доочистке питьевой воды в домашних условиях. Никогда не пользуются дома водоочистительным фильтром 65,8% женщин и 66,7% мужчин; пользуются им всегда – соответственно 12,6% и 11,8%; часто – 6,2% и 5,3%; иногда – 15,4% и 16,2%. Вместе с тем, практически вся вода из кранов и колодцев нуждается в доочистке, а выбор водоочистительных фильтров достаточно велик.

 

Здоровье оказалось более важной ценностью для респондентов, часто обращающих внимание на сроки годности продуктов. Женщины этой группы оценили значимость для себя здоровья в 4,76 балла, тогда как в группе никогда не обращающих внимания на срок годности – в 4,33; у мужчин эти показатели составили соответственно 4,74 и 4,52 (различия значимы по Т-критерию). И мужчины, и женщины, часто обращающие внимание на сроки годности продуктов, выше оценили значимость правильного питания для здоровья (4,60), чем те, кто внимание обращает редко (4,36) и не обращает никогда (4,14). Различия значимы по Т-критерию.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.028 с.)