Классификация систем бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация систем бухгалтерского учета



 

Системы учета различаются по их организационному строению, составу и количеству объектов и субъектов, видам и силе взаимосвязей между объектами и субъектами, уровню семантической совместимости учетной информации, сферам действия, характеру взаимодействия с внешней средой. Система учетной информации в настоящее время сложилась и на международном уровне – разработаны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Современные исследователи в области бухгалтерского учета выделяют различные классификации учетных систем. Наибольшее распространение получили следующие пять классификаций:

v британская, американская, континентально-европейская;

v британская, франко – испано - португальская,  германо - нидерланская, американская;

v британская, латиноамериканская, континентально-европейская, американская;

v англо-американская, континентально-европейская, южноамериканская, смешанной экономики (страны Восточной Европы и государства бывшего Советского Союза).

v Англо-американская, европейская, голландская, латиноамериканская, исламская, постсоциалистическая, МСФО.

v Становление внешней управляющей информации в англоязычных странах представляет наибольший интерес, по следующим причинам:

v именно эти страны, используя внешнюю информацию, добились значительных экономических успехов;

v прообразом внешней управляющей информации на международном уровне является именно англо-американская внешняя управляющая информация;

v реформирование учета в нашей стране осуществляется с ориентацией на международную внешнюю управляющую информацию.

Реестра основополагающих принципов, принятых всеми странами, всеми бухгалтерами не существует. В разных научных и практических источниках мы можем встретить совокупность примерно одних и тех же принципов, однако вариации присутствуют всегда: двойственность, денежный измеритель, юридическая самостоятельность предприятия по отношению к своему собственнику, непрерывность, себестоимость (историческая стоимость), консерватизм, значимость (существенность), начисление (отражение реализации на момент перехода права собственности), соответствия.

В дальнейшем ряд факторов обусловил переход от основополагающих принципов и общих рекомендаций по практике учета и составления отчетности к разработке и использованию концептуальной основы финансовых отчетов, ведению стандартов и законодательных норм, регулирующих деятельность корпорации. К таким факторам относятся:

v усложнение экономических процессов;

v стремительное развитие рынков капитала;

v необходимость упорядочения информационного отображения экономических явлений для целей прогнозирования, антикризисного регулирования;

v увеличения числа экономических субъектов;

v перманентное возникновение новых экономических операций, широкое распространение финансовых инструментов и соответственно возможные ограничения на применение некоторых основополагающих принципов, их недостаточность;

v социальные изменения и т.п.

Концептуальные основы учета и финансовой отчетности – более подвижная категория по сравнению с общепринятыми принципами учета: если принципы могут оставаться неизменными в течении многих десятилетий, то в концептуальные основы могут вноситься коррективы. Концептуальные основы достаточно тонко отражают особенности социально-экономических, юридических, политических и исторических условий, присуще той или иной стране; охватывают многие вопросы, связанные с учетом и отчетностью.

Возможна разработка стандартов и без составления концептуальных основ, однако в этом случае труднее достичь последовательность и системность в самих стандартах, установление допустимых границ, оценочных суждений, эффективности предоставления данных, а следовательно, и доверия пользователей к информации финансовой отчетности, ее большей сопоставимости. Кроме того, разработка собственных концептуальных основ связана с рядом проблем, среди которых обычно отмечают:

v потребность значительных средств и времени на ее составление;

v возможность возникновения несогласованности между действующими правилами и концепцией.

Помимо этого, иногда указывается на возможное препятствие развитию новых учетных идей, снижение гибкости бухгалтерского учета и процесса установления стандартов, а также на вероятность того, что концептуальные основы принесут выгоды только некоторым группам пользователей (в концептуальных основах довольно трудно учесть интересы всех групп потребителей информации финансовой отчетности). Концептуальные основы могут восприниматься так же, как путь для повышения статуса профессиональных бухгалтерских организаций, бухгалтерского учета, процесса установления стандартов.

Преимущества, которые предоставляют концептуальные основы столь значительны, что их разработку в большинстве стран рассматривают как приоритетную задачу. Разработка концептуальных основ позволяет:

v сделать внешнюю управляющую информацию более однозначной, то, в свою очередь, будет способствовать большей сопоставимости информации финансовой отчетности;

v при появлении новых условий, новых операций, новых объектов учета составить отчетность, не дожидаясь принятия соответствующего стандарта;

v учесть в обобщенном виде для целей учета экономические, социальные особенности страны;

v дать толчок дальнейшему развитию бухгалтерского учета, поскольку этот процесс сопровождается борьбой мнений, сопоставлением различных позиций.

Любой вариант подразумевает определенную организационно-правовую форму внешней управляющей информации. Для выделения различных форм, прежде всего, следует принять во внимание степень вмешательства государства в учетные процессы. Все элементы внешней управляющей информации или их часть могут устанавливаться:

v во-первых, государством единолично (поскольку, возможна ситуация, когда принципы учета будут определены и провозглашены государственными органами);

v во-вторых, совместно с заинтересованными организациями – профессиональными бухгалтерскими организациями, фондовой биржей, комиссией по ценным бумагам, аудиторской палатой и т.д.;

v в-третьих, профессиональными бухгалтерскими организациями (институтами) при взаимодействии с другими негосударственными организациями (в различных комбинациях).

В первом случае управляющая информация может не включать в себя ни концептуальные основы, ни стандарты, а включать только совокупность государственных законодательных и нормативных документов.

В третьем случае может наблюдаться участие государства в виде правительства в организации, занимающейся подготовкой концептуальных документов и стандартов. На уровне государства могут быть приняты законы, обязывающие компании представлять отчетность в соответствии с национальными учетными стандартами или национальными концептуальными основами (при этом в качестве национальных могут быть приняты и МСФО).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.015 с.)