Возможный сценарий пространственного хода урбанизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможный сценарий пространственного хода урбанизации



 

Географическая логика в развитии урбанизации, в территориальном распределении различных форм и систем расселения, в формировании опорного каркаса, в конечном счете, должна возобладать. Урбанизация сопряжена с саморазвитием городов и их систем, она естественным образом учитывает ограничения, которые определены природой. Попытаемся предложить достаточно реалистичный, обоснованный с географических позиций сценарий пространственного развития урбанизации.

Решающая роль в социально-экономическом развитии страны в переходный период принадлежит крупным центрам, располагающим лучшими стартовыми возможностями по сравнению с другими городами. Это успешно демонстрирует Москва. В то же время увеличившийся отрыв Москвы от других центров чреват нарастанием напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти впереди, но и вести за собой, не позволяя ведомым сильно отставать. Санкт-Петербург, в соответствии с российской традицией, должен быть не просто «вторым городом» России, а второй ее столицей. В XX веке Петербург проявил удивительную живучесть, дважды поднимаясь «с колен». По культурно-историческому потенциалу Петербург не уступает Москве. Соизмеримы также научнотехнический и образовательный потенциалы обоих городов. Петербург как промышленный и проектно-конструкторский центр лидирует в ряде отраслей производства, сосредоточивает многие головные предприятия. Он является традиционно шефом Севера. Проектные и научно-исследовательские институты Петербуга обслуживают обширные районы Севера и Востока России. Его никак нельзя назвать просто областным городом или столицей Северо-Запада страны. Сфера его влияния намного шире. «Россия явилась с двумя столицами. Ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима», - писал В.Г. Белинский в 1848 г. 7. Великий критик был одним из первых, кто не противопоставлял эти два города, а обратил внимание на то, что они дополняют друг друга и со временем могут образовать вместе «прекрасное и гармоничное целое».

Следующую ступень иерархии составляют региональные центры и субцентры. Отказ от излишне централизованной административной системы, развитие разных форм собственности, ослабление ведомственности и другие проявления и следствия демократизации поднимают значение регионов и их центров. Еще больше возрастет роль сибирской столицы Новосибирска. Целесообразно ускоренное по сравнению с другими региональными центрами развитие городов-лидеров Дальнего Востока. Региональные лидеры сформируют сердцевину опорного каркаса, своего рода суперкаркасрасселения. Заметную роль в качестве точек роста сыграют города-научные и научно-производственные центры. Их в России примерно 70-80. Они являются важным дополнением городов-лидеров, располагаясь в большинстве случаев поблизости от них. Богатый опыт разработок высоких технологий позволяет им работать на мировом уровне. В соответствии с географической логикой развития территориальной структуры хозяйства и расселения, с настойчиво повторяющимися, начиная с дореволюционного времени, предложениями сооружения новых железнодорожных магистралей, не только целесообразным, но и необходимым нужно признать формирование новых осей развития. В западной части России эти оси явятся продолжением транспортных общеевропейских коридоров, которые в недалеком будущем определят транспортный каркас Европы.

Идея создания второй широтной железнодорожной магистрали, Севсиба, была высказана почти столетие назад8. БАМ, о целесообразности которой до сих пор не утихают споры, представляет собой восточный участок этой магистрали. В XX веке получили развитие центры, наметившие собой будущую трассу Севсиба: Сургут, Нижневартовск, Стрежевой, Лесосибирск, Кодинск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Тында, Комсомольск-на-Амуре. Давно говорится о целесообразности строительства магистрали на Якутск и Анадырь. Проект подобной Северо-Восточной магистрали несколько иной трассы предлагался еще в начале века зарубежными предпринимателями9.

В реанимации Северного Морского Пути заинтересованы и европейские (особенно скандинавские) страны, и страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна, прежде всего, Япония. Наличие у России мощных атомных ледоколов позволяет расширить срок навигации. Предлагается использовать подводные танкеры. Возможно применить для этого списываемые атомные подводные лодки. Путь из Северной Европы в Японию сокращается по сравнению с путем через Суэцкий канал вдвое. Этот «путь изваряг в японцы» мог бы давать России немалые валютные доходы. Надо полагать, что продолжится формирование и последовательное усиление контактных зон, призванных рационализировать взаимодействие районов России между собой и включение страны в мирохозяйственные связи. Роль контактной полосы на подступах к Северу возрастет по мере продвижения за ресурсами дальше на север (уже сейчас начаты работы по освоению месторождений материкового шельфа северных морей). В меньшей мере, чем было в недавнем прошлом, следует создавать ресурсные города в местах, чрезвычайно трудных для жизни не аборигенов. Базовые производства и виды деятельности, обеспечивающие освоение ресурсных районов Крайнего Севера, переработку поступающего из них сырья, целесообразно сосредоточить в зоне контакта, которая явится новым широтным поясом Сибири и Дальнего Востока, имеющим продолжение и в Европейской части страны. Вопросы создания нового широтного пояса обстоятельно прорабатываются сибирскими экономистами и географами.

В целях компенсации утрат портов, расположенных в бывших союзных республиках-соседях России, понадобятся порты на российских участках балтийского и черноморского побережий. Запроектированы и уже сооружаются порты в Усть-Луге, Приморске, в бухте Батарейной на побережье Финского залива. Предполагается, наряду с расширением нашего главного на южных морях порта Новороссийска, построить порты на Азовском море - к западу от Таганрога и на Таманском полуострове. К существующим портам в Южном Приморье добавится порт в устье реки Туманной. Несомненно, сформируется мощный портово-промышленный комплекс в районе Советская Гавань-Ванино.

Еще одним типом контактных зон является новое российское приграничье на рубежах со странами Балтии, с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. Эти районы до недавних пор находились «во глубине России», как правило, экономически слабы и требуют улучшения инфраструктурного оснащения и более развитой сети городов, что позволит им стать поясом интеграции.

Во всех обозначенных структурах роль точек роста, очагов развития играют города-лидеры. Одним из обязательных условий выполнения городами своей ответственной миссии является осознание значения городов в жизни общества, в социально-экономическом и культурном развитии страны.

 


Заключение

 

Из итогов развития урбанизации в России за последние десятилетия вытекают многие её задачи на ближайшее будущее. Урбанизация в России сходна с мировой, которую отличает первоочередное развитие больших городов, формирование агломераций и развитие реурбанизационных способов расселения.

Особой стадией оказалась советская урбанизация, характеризовавшаяся планово-административным способом решения вопросов «быть или не быть городу», «людности» и образцов застройки. С этим трендом связаны специфические особенности постсоветских городов, резко отличающие их от исторически сложившихся городов и общемирового процесса урбанизации.

На протяжении всей истории России урбанизации являлась причиной и составляющей частью развития. Тенденции и процессы существовавшие в градообразовании до 1917 г. изменились в сторону последней по порядку составляющей, индустриализации. Именно с её целью основывались новые города и преобразовывались в города сельские поселения разного типа.

Таким образом, урбанизация как важный показатель развития подтверждает целесообразность изменения - от фронтального крупномасштабного движения на восток и север, тщательно продуманному освоению сравнительно немногих районов восточнее Урала. Основное внимание необходимо уделять в ближайшие годы дальнейшему развитию урбанизированных старопромышленных районов европейской и азиатской частей России, потенциал которых ещё очень далёк от исчерпания. Российская урбанизация вернулась к прежним условиям естественного постепенного развития.

 

 


Список литературы

1. Перцик Е.Н. География городов. География мировой урбанизации. - М.: «Международные отношения». - 1999. - 375 с.

2. Симагин Ю.А. Территориальная организации населения. Учебное пособие для вузов. - 3-е изд., испр. и доп./ Под общей ред. В.Г. Глушковой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 244 с.

.   Экономическая и социальная география России. /Под ред. А.Т. Хрущева. М.: 2001. - 672 с.

.   Лаппо Г.М. География городов / Г.М. Лаппо. - М.: Владос, 1997.

.   Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для студентов / Ю.Л. Пивоваров. - М.: Владос, 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.282 с.)