Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможный сценарий пространственного хода урбанизации ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Географическая логика в развитии урбанизации, в территориальном распределении различных форм и систем расселения, в формировании опорного каркаса, в конечном счете, должна возобладать. Урбанизация сопряжена с саморазвитием городов и их систем, она естественным образом учитывает ограничения, которые определены природой. Попытаемся предложить достаточно реалистичный, обоснованный с географических позиций сценарий пространственного развития урбанизации. Решающая роль в социально-экономическом развитии страны в переходный период принадлежит крупным центрам, располагающим лучшими стартовыми возможностями по сравнению с другими городами. Это успешно демонстрирует Москва. В то же время увеличившийся отрыв Москвы от других центров чреват нарастанием напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти впереди, но и вести за собой, не позволяя ведомым сильно отставать. Санкт-Петербург, в соответствии с российской традицией, должен быть не просто «вторым городом» России, а второй ее столицей. В XX веке Петербург проявил удивительную живучесть, дважды поднимаясь «с колен». По культурно-историческому потенциалу Петербург не уступает Москве. Соизмеримы также научнотехнический и образовательный потенциалы обоих городов. Петербург как промышленный и проектно-конструкторский центр лидирует в ряде отраслей производства, сосредоточивает многие головные предприятия. Он является традиционно шефом Севера. Проектные и научно-исследовательские институты Петербуга обслуживают обширные районы Севера и Востока России. Его никак нельзя назвать просто областным городом или столицей Северо-Запада страны. Сфера его влияния намного шире. «Россия явилась с двумя столицами. Ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима», - писал В.Г. Белинский в 1848 г. 7. Великий критик был одним из первых, кто не противопоставлял эти два города, а обратил внимание на то, что они дополняют друг друга и со временем могут образовать вместе «прекрасное и гармоничное целое». Следующую ступень иерархии составляют региональные центры и субцентры. Отказ от излишне централизованной административной системы, развитие разных форм собственности, ослабление ведомственности и другие проявления и следствия демократизации поднимают значение регионов и их центров. Еще больше возрастет роль сибирской столицы Новосибирска. Целесообразно ускоренное по сравнению с другими региональными центрами развитие городов-лидеров Дальнего Востока. Региональные лидеры сформируют сердцевину опорного каркаса, своего рода суперкаркасрасселения. Заметную роль в качестве точек роста сыграют города-научные и научно-производственные центры. Их в России примерно 70-80. Они являются важным дополнением городов-лидеров, располагаясь в большинстве случаев поблизости от них. Богатый опыт разработок высоких технологий позволяет им работать на мировом уровне. В соответствии с географической логикой развития территориальной структуры хозяйства и расселения, с настойчиво повторяющимися, начиная с дореволюционного времени, предложениями сооружения новых железнодорожных магистралей, не только целесообразным, но и необходимым нужно признать формирование новых осей развития. В западной части России эти оси явятся продолжением транспортных общеевропейских коридоров, которые в недалеком будущем определят транспортный каркас Европы.
Идея создания второй широтной железнодорожной магистрали, Севсиба, была высказана почти столетие назад8. БАМ, о целесообразности которой до сих пор не утихают споры, представляет собой восточный участок этой магистрали. В XX веке получили развитие центры, наметившие собой будущую трассу Севсиба: Сургут, Нижневартовск, Стрежевой, Лесосибирск, Кодинск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Тында, Комсомольск-на-Амуре. Давно говорится о целесообразности строительства магистрали на Якутск и Анадырь. Проект подобной Северо-Восточной магистрали несколько иной трассы предлагался еще в начале века зарубежными предпринимателями9. В реанимации Северного Морского Пути заинтересованы и европейские (особенно скандинавские) страны, и страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна, прежде всего, Япония. Наличие у России мощных атомных ледоколов позволяет расширить срок навигации. Предлагается использовать подводные танкеры. Возможно применить для этого списываемые атомные подводные лодки. Путь из Северной Европы в Японию сокращается по сравнению с путем через Суэцкий канал вдвое. Этот «путь изваряг в японцы» мог бы давать России немалые валютные доходы. Надо полагать, что продолжится формирование и последовательное усиление контактных зон, призванных рационализировать взаимодействие районов России между собой и включение страны в мирохозяйственные связи. Роль контактной полосы на подступах к Северу возрастет по мере продвижения за ресурсами дальше на север (уже сейчас начаты работы по освоению месторождений материкового шельфа северных морей). В меньшей мере, чем было в недавнем прошлом, следует создавать ресурсные города в местах, чрезвычайно трудных для жизни не аборигенов. Базовые производства и виды деятельности, обеспечивающие освоение ресурсных районов Крайнего Севера, переработку поступающего из них сырья, целесообразно сосредоточить в зоне контакта, которая явится новым широтным поясом Сибири и Дальнего Востока, имеющим продолжение и в Европейской части страны. Вопросы создания нового широтного пояса обстоятельно прорабатываются сибирскими экономистами и географами.
В целях компенсации утрат портов, расположенных в бывших союзных республиках-соседях России, понадобятся порты на российских участках балтийского и черноморского побережий. Запроектированы и уже сооружаются порты в Усть-Луге, Приморске, в бухте Батарейной на побережье Финского залива. Предполагается, наряду с расширением нашего главного на южных морях порта Новороссийска, построить порты на Азовском море - к западу от Таганрога и на Таманском полуострове. К существующим портам в Южном Приморье добавится порт в устье реки Туманной. Несомненно, сформируется мощный портово-промышленный комплекс в районе Советская Гавань-Ванино. Еще одним типом контактных зон является новое российское приграничье на рубежах со странами Балтии, с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. Эти районы до недавних пор находились «во глубине России», как правило, экономически слабы и требуют улучшения инфраструктурного оснащения и более развитой сети городов, что позволит им стать поясом интеграции. Во всех обозначенных структурах роль точек роста, очагов развития играют города-лидеры. Одним из обязательных условий выполнения городами своей ответственной миссии является осознание значения городов в жизни общества, в социально-экономическом и культурном развитии страны.
Заключение
Из итогов развития урбанизации в России за последние десятилетия вытекают многие её задачи на ближайшее будущее. Урбанизация в России сходна с мировой, которую отличает первоочередное развитие больших городов, формирование агломераций и развитие реурбанизационных способов расселения. Особой стадией оказалась советская урбанизация, характеризовавшаяся планово-административным способом решения вопросов «быть или не быть городу», «людности» и образцов застройки. С этим трендом связаны специфические особенности постсоветских городов, резко отличающие их от исторически сложившихся городов и общемирового процесса урбанизации.
На протяжении всей истории России урбанизации являлась причиной и составляющей частью развития. Тенденции и процессы существовавшие в градообразовании до 1917 г. изменились в сторону последней по порядку составляющей, индустриализации. Именно с её целью основывались новые города и преобразовывались в города сельские поселения разного типа. Таким образом, урбанизация как важный показатель развития подтверждает целесообразность изменения - от фронтального крупномасштабного движения на восток и север, тщательно продуманному освоению сравнительно немногих районов восточнее Урала. Основное внимание необходимо уделять в ближайшие годы дальнейшему развитию урбанизированных старопромышленных районов европейской и азиатской частей России, потенциал которых ещё очень далёк от исчерпания. Российская урбанизация вернулась к прежним условиям естественного постепенного развития.
Список литературы 1. Перцик Е.Н. География городов. География мировой урбанизации. - М.: «Международные отношения». - 1999. - 375 с. 2. Симагин Ю.А. Территориальная организации населения. Учебное пособие для вузов. - 3-е изд., испр. и доп./ Под общей ред. В.Г. Глушковой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 244 с. . Экономическая и социальная география России. /Под ред. А.Т. Хрущева. М.: 2001. - 672 с. . Лаппо Г.М. География городов / Г.М. Лаппо. - М.: Владос, 1997. . Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для студентов / Ю.Л. Пивоваров. - М.: Владос, 1999.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.282 с.) |