Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование опорного каркаса расселения
Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы. Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород. Однако магистраль не во всех случаях проявляет себя в качестве оси развития, вдоль которой складывается мощная полоса расселения. Так, например, не сложилась она вдоль магистрали Москва - Санкт-Петербург, соединяющей крупнейшие в России центры - столицу и вице-столицу и первой по времени постройки в нашей стране. Интересно, что русский писатель, автор фантастических новелл В.Ф. Одоевский в первой половине прошлого века предсказывал, правда в далекой перспективе, соединение Москвы и Санкт-Петербурга в единый город. Сравнительно недавно с идеей формирования «линеарного города» Москваленинград выступил Д.С. Лихачев. Сейчас внимание к межстоличному региону и прежде всего к «коридору» Москва - Санкт-Петербург вновь возросло в связи с проектом сооружения высокоскоростной магистрали между этими центрами. Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствовать социально-экономическому развитию межстоличного пространства, уже с давних времен испытывающего экономический застой и отток населения. Предполагается, что приток населения будет обеспечиваться путем расселения вынужденных переселенцев и демобилизованных офицеров (с членами их семей) частей, выведенных из стран Европы. Существующая и активно работающая магистраль, принадлежащая к числу технически наиболее совершенных в России, имела все же, в основном, транзитное значение и пересекаемую ею территорию к себе не подключила. Поэтому уверенно прогнозировать и на этот раз социально-экономический подъем местности и формирование своего рода мегалополиса Москва - Санкт-Петербург трудно.
Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. По выражению В.П. Семенова-Тян-Шанского возрастает прочность государственной территории. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие ее огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России. Рассмотрение особенностей размещения городов в пределах регионов России показывает, что они не схватывают равномерно территорию. Города стремятся сблизиться, образуя, тем самым, ареал интенсивного взаимодействия - наиболее экономически акивную часть территории. Тем самым достигается снижение затрат времени и средств на осуществление взаимодействий, что можно назвать экономией расстояний. В перспективе, когда будет осуществлено строительство системы высокоскоростных магистралей (а такова тенденция развития транспортных сетей), возможно формирование суперкаркаса, в который войдут главные центры регионов и основные коммуникационные узлы страны. В градостроительной практике произошло признание идей опорного каркаса, которые до тех пор имели хождение лишь в научной среде. Теперь идея признается как конструктивная и практически важная и в органах управления. В результате рассмотрения Генеральной схемы расселения на территории России Экспертный совет при правительстве Российской Федерации в своем решении отметил важность формирования опорного каркаса расселения. Его роль в новой геополитической ситуации России возрастает.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.003 с.) |