Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции сущности государства
Государство - очень сложное и многоаспектное социальное образование. Оно может быть рассмотрено и как географическое, и как социальное явление. В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определенную территорию, и населенную ее гражданами. В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми и осуществляющей определенную деятельность в сфере общественных отношений. Как социальная организация государство может быть рассмотрено в трех аспектах: ) как порождение всего общества и его органическая часть; ) как орудие определенного класса, слоя населения или клана (семьи); ) как самостоятельная организация, наделенная определенными правами и обязанностями. Как известно, сферой политической жизни являются отношения между классами, слоями населения, нациями, религиями, центром и регионами, государством и обществом, между государствами в международных отношениях. Государство, прежде всего, решает эти политические вопросы, чего другие социальные организации делать не вправе. Находясь в сфере политических отношений, государство выступает от имени всего общества и должно действовать в его интересах. Первоначально, как уже отмечалось выше, государство являлось организацией господствующего класса, слоя, клана, и его политика отвечала их интересам. Политические права и интересы других слоев и классов общества во многом ограничивались. В некоторых государствах такая политическая направленность в деятельности государства сохранилась и до настоящего времени. Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым влияет на весь ход общественной жизни страны. К примеру, законодательно закрепив равенство наций и религий, государство тем самым обеспечивает равенство граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. В этом заключается сущность государства и его основная отличительная черта от всех других социальных организаций, действующих в обществе. Наряду с этой чертой, выражающей его сущность, государство обладает и другими, свойственными только ему, признаками. . Государство представляет собой определенную систему органов, особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату
В современных демократических странах государственный аппарат состоит из трех видов органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти виды органов образуют структуру государства как организации политической власти. . Государство объединяет население, проживающее на определенной территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Другие социальные организации объединяют людей по иным основаниям, а именно: нации - по этнической принадлежности; партии - по идейным убеждениям; религии - по принадлежности к определенной концессии; профсоюзные организации - по роду деятельности, союзы рыболовов; охотников - по интересам и т.д. . Государство устанавливает и взимает налоги с физических и юридических лиц, т.е. изымает у них часть их доходов или заработной платы. Взыскание налогов производится принудительно и безвозмездно. Данный признак свойственен только государству. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, решения различных социальных вопросов - выплаты пенсий, поддержания культуры, образования, медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ в общегосударственном масштабе. . Государство в отличие от других социальных организаций обладает суверенитетом, т.е. независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. Государство в лице его соответствующих органов по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции. . Государство издает законы и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательное значение для населения и юридических лиц. Кроме того, государство имеет право законно принуждать юридические и физические лица к исполнению политических правовых актов, а в случае правонарушений - привлекать виновных к ответственности и применять наказание. . Суверенное государство имеет собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа в различного рода имущественных сделках внутри страны и по договоренности с другими странами - в международных сделках. Государство самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает ее стабильность и охраняет, т.е. не допускает выпуск фальшивых денег, а виновных в подделке денежных знаков привлекает к ответственности. Другие социальные формирования такими полномочиями не обладают.
функция государство социальное назначение 7. Государство имеет свою государственную символику: герб, гимн и флаг, а также столицу, которые являются его собственными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества. Символы государства закреплены законодательно, в отличие от символов других социальных организаций, которые регулируются их внутренними, неправовыми актами. Итак, основываясь на этих семи признаках, можно сделать вывод, что государство - это особая организация публичной политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, действующая в интересах господствующей группы, слоя, клана, либо большинства населения, обладающая суверенитетом, издающая законы, устанавливающая и взимающая налоги, имеющая свою валюту, гражданство и символику. Рассмотрим вторую систему признаков государства, основанную на понимании государства как организации власти, посредством которой обеспечивается подчинение одной части общества другой. Существенными признаками такого государства являются: публичная власть, не совпадающая с обществом и сосредоточенная в специальном аппарате управления - принуждения; государство характеризуется не как общение свободных людей, стремящихся к общему благу, а как организованное чиновничество, обеспечивающее интересы господствующего в данном обществе класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата); территориальная организация населения, заменяющая до-государственные формы его организации; налоги и сборы, необходимые для содержания государственного аппарата. Эти признаки государства подробно анализировались в советской научной литературе. В ряде исследований и учебников к ним добавлялись и другие, такие как государственный суверенитет, право - как признак государства. Таково понимание государства трактовке Ф. Энгельса: признаки государства рассматривалась им как фундаментальная основа теории государства. В результате ряд важнейших проблем остался не только серьезно не исследованным, но и не поставленным в качестве объекта исследования. К числу таких проблем относится, в частности, проблема легитимности и ответственности власти. Идея об объективной обусловленности отмирания, ликвидации государства во всех его разновидностях в этих условиях основывалась на преодолении факторов, обусловивших происхождение государства. С этим было связано понимание государства как политической организации экономически господствующего класса. Одним из существенных свойств государства в этом понимании явилось то, что его власть стала по преимуществу организационной, т.е. властью организации, не совпадающей с человеческим сообществом. Один из аспектов марксистской политической теории - стремление иметь точное знание о политике. Достаточно вспомнить, какое первостепенное значение уделялось в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина детальному анализу социальных интересов, социальной структуре общества, служившему главной основой для принятия политических решений. Другое дело - использование этого знания. Оно может стать как основой для поиска гражданского мира, вариантов гармонизации социальных интересов, создания механизмов их согласования, так и для ведения политической борьбы, достижения в ней перевеса, подавления и уничтожения своих политических противников.
В XIX в. в научной литературе прочно утвердился взгляд, в соответствии с которым власть, население и территория признавались в качестве важнейших признаков государства. При этом подчеркивалось внутреннее единство данных признаков, которое и выступало как главное в определении государства. Нельзя, однако, не видеть и того, что перечисленные признаки носят слишком общий характер, могут быть отнесены и к другим социальным институтам, не являющимся государством. Без этих признаков государство действительно не может существовать. Но не все, без чего не может существовать государство, является его признаками (атмосферный воздух, вода и т.п.). Например, власть может быть и негосударственной, население может существовать и не будучи организованным в государство. Территория как сфера общения людей существовала всегда. Для государства характерен способ организации населения и власти, который в отличие от других социальных организаций в государстве является территориальным. Можно выделить третью систему признаков государства, к которым можно отнести. Наличие гражданства как политико-юридической основы государства. Общение свободных людей (все члены общества), интересы которых публично признаны в качестве их прав, свобод, обязанностей и определяют внутреннее устройство, смысл и содержание деятельности государства. Публичная власть - признак государства, означающий организационную оформленность и персонифицированность этой власти, позволяющую ей выступать единственным официальным представителем всего общества. Это означает, что не любая организация власти правомерна называться государством, а лишь та, которая носит публичный характер в указанном выше смысле. Территориальная организация населения. Этот признак государства отражает факт установленности пространственных пределов осуществления власти, размещение по территории государства аппарата власти (центральные и местные органы власти и управления).
Государственный суверенитет - признак государства, характеризующий его взаимодействие с иными организациями в обществе (политическими, социальными, экономическими, религиозными и т.д.), а также с другими государствами в международных отношениях. Легитимность власти. На основе проведенного краткого анализа основных признаков государства, с учетом его общественных целей и социального назначения можно сформулировать следующее определение понятия о государстве. Государство есть политико-территориальная организация общества его публичной, суверенной и легитимной власти, обеспечивающая безопасность, содействующая развитию свободы и благосостояния как общества в целом, так и его составных частей. Глава 2. Содержание и виды функций государства
2.1 Понятие, содержание, признаки функций государства
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает". Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала. Функции государства не постоянный набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства. Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать, прежде всего на следующие. . Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. . По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. . Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. . Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства. Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.175.73 (0.031 с.) |