Подведомственность дел о защите трудовых прав судам общей юрисдикции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведомственность дел о защите трудовых прав судам общей юрисдикции.



Понятие и значение подведомственности индивидуальных трудовых споров

Подведомственность индивидуальных трудовых споров – это круг категорий индивидуальных трудовых споров, рассматривать и разрешать которые уполномочен тот или иной юрисдикционный орган.

Именно по совокупности категорий индивидуальных трудовых споров, которые тот или иной юрисдикционный орган вправе рассматривать, можно проводить разграничение подведомственности юрисдикционных органов. Решение соответствующего юрисдикционного органа по индивидуальному трудовому спору будет иметь юридическую силу только в том случае, когда оно вынесено по подведомственному ему делу (например, решение комиссии по трудовым спорам по делу об оплате за работу в сверхурочное время или решение суда по иску о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула).

При определении подведомственности каждого индивидуального трудового спора следует сначала выяснить, какой разновидности спор, затем выявить его характер и далее установить, из какого правоотношения сферы трудового права он вытекает.

Соотношение подведомственности трудового спора и компетенции юрисдикционного органа, рассматривающего трудовой спор

Подведомственность трудовых споров и компетенция юрисдикционного органа, рассматривающего трудовой спор, – это два тесно связанных понятия, но не идентичных по своему характеру и содержанию.

Компетенция юрисдикционного органа представляет собой юридическую сферу деятельности, обусловленную его задачами и функциями в области трудовых споров. Компетенция включает в себя как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и полномочие рассматривать споры с соблюдением процессуального порядка и выносить решение по спору. Подведомственность споров затрагивает только первое из указанных правомочий, т.е. полномочие по принятию к рассмотрению подведомственного данному органу спора. Таким образом, понятие компетенции шире по своему содержанию, чем такая категория, как подведомственность. Юрисдикционный орган, принимая дело к производству, обязан выяснить основной вопрос – вопрос о подведомственности трудового дела. Таким образом, подведомственность можно квалифицировать как необходимую предпосылку права на предъявление требования.

Итак, подведомственность – признак, внешний показатель компетенции юрисдикционного органа по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров. Иными словами, это правовое закрепление круга вопросов, составляющих предмет индивидуального трудового спора, для рассмотрения которого установлены процедура и органы, способные наиболее эффективно разрешить возникший спор по существу. Следовательно, понятие подведомственности индивидуальных трудовых споров в трудовом праве употребляется как предметная компетенция органов специализированной трудовой юстиции.

По подведомственности все индивидуальные трудовые споры условно можно классифицировать на следующие группы:

а) рассматриваемые в общем порядке, предусматривающем две стадии: - досудебная стадия (первоначальное рассмотрение заявления субъекта трудового спора в комиссии по трудовым спорам с вынесением в установленном законом порядке решения); - судебная стадия (передача индивидуального трудового спора на рассмотрение в суд общей юрисдикции в связи с обжалованием решения КТС заинтересованной стороной);

б) рассматриваемые непосредственно в судебном порядке (использование норм трудового и гражданского процессуального законодательства);

в) рассматриваемые в особом порядке, предусмотренном ТК РФ и иными федеральными законами для отдельных категорий работников.

 

Индивидуальные трудовые споры, подведомственные комиссии по трудовым спорам

В общем порядке КТС рассматривает только споры, возникающие из трудовых правоотношений (и то не все). Это, к примеру, споры, связанные с применением определенных трудовым договором условий труда.

Статья 385 ТК РФ посвящена компетенции КТС. В соответствии с ч. 1 ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением случаев, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Она является досудебным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Комиссия по трудовым спорам разрешает следующие категории индивидуальных трудовых споров:

1) о признании недействительными условий, составляющих содержание трудового договора;

2) о рабочем времени и времени отдыха;

3) об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и в ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;

4) о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;

5) о законности применения работодателем дисциплинарных взысканий (замечаний, выговоров);

6) о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

7) о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка;

8) о предоставлении льгот и преимуществ работнику, когда обязанность работодателя предусмотрена трудовым законодательством, иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, коллективным или трудовым договором;

9) о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы;

10) другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социально-партнерского соглашения, коллективного договора, трудового договора и не отнесены ТК РФ к непосредственной компетенции суда.

Комиссии по трудовым спорам неподведомственны трудовые споры по следующим вопросам:

- установление норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок;

- исчисление трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или другим нормативным правовым актом установлен иной порядок их рассмотрения;

- установление или изменение условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов).

Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых отнесено к компетенции других юрисдикционных органов, например суда.

Индивидуальные трудовые споры, подведомственные суду

Новое трудовое законодательство отказалось от императивной (условной) подведомственности судам большинства индивидуальных трудовых споров. В ТК РФ комиссия по трудовым спорам больше не именуется законодателем "первичным" органом по рассмотрению споров работников. Кодекс не исключает возможности обращения работника по любому спору непосредственно в суд, минуя комиссию по трудовым спорам: согласно ст. 391 ТК РФ, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Поэтому можно говорить об альтернативной подведомственности судам всех без исключения индивидуальных трудовых споров, отнесенных к компетенции КТС. В связи с этим нельзя согласиться с отдельными авторами, которые выделяют общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, когда КТС "является обязательной первичной инстанцией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда"*(32).

Суждение о том, что в настоящее время имеет место альтернативная подведомственность судом всех индивидуальных трудовых споров, отнесенных к компетенции КТС, убедительно подтверждает п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в котором было указано следующее. Учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, Трудовой кодекс РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, рассматриваемых непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением – в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Индивидуальные трудовые споры, подведомственные непосредственно суду

Непосредственно в судах (минуя КТС) рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям (ст. 391 ТК РФ):

а) работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

б) работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

в) лиц, которым отказано в приеме на работу;

г) лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

д) лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

 

Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов при рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров

Границы подведомственности индивидуальных трудовых споров судам общей юрисдикции установлены ГПК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по вопросам, возникающим из трудовых правоотношений, рассматривают и разрешают суды.

Как следует из ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Несмотря на то, что арбитражные суды не разрешают индивидуальные трудовые споры, они "в своей деятельности защищают при этом прямо или косвенно и права субъектов трудовых отношений, в том числе работников"*(33). Возникающие при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов трудности удается преодолевать путем разъяснений, содержащихся в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Так, в связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с рассмотрением дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ, Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения. Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и их обществ", дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе.

Вопросы подведомственности трудовых споров затрагиваются также в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Так, в соответствии с п. 3 данного постановления судам общей юрисдикции подведомственны дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Кроме того, внимание судов обращено на то, что ст. 33 АПК РФ относит к подведомственности арбитражных судов дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ за исключением трудовых споров. Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица – юридические или физические – являются участниками правоотношений, из которых возник спор. Исходя из этого, такие дела не могут рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции. В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 оговаривается, что дела по трудовым спорам между акционером – физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции. Пленум Верховного Суда РФ подчеркнул, что вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК РФ, содержащей понятие индивидуального трудового спора.

Согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ дело, по которому предъявлено несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции при условии, что разделение таких требований невозможно. Если разделение требований возможно, то судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. По вопросу принятия гражданского дела к производству суд обязан в определении изложить мотивы своего решения о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.017 с.)