Становление и развитие семейно-брачных отношений в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие семейно-брачных отношений в России



РЕФЕРАТ

По социологии семьи

на тему:

Становление и развитие семейно-брачных отношений в России

 

 

 

2005 г.


Содержание

Введение

1. Семейное право до периода правления Петра 1

2. Типы семьи в период 17-20 вв

3. Современная российская семья

Заключение

Используемая литература


Введение

Знание истории семейных отношений

интересно и важно для понимания

эволюции российского общества и

государства.

Б. Миронов[1]

 

Демографическое неблагополучие последнего времени часто связывается с негативными явлениями в развитии российской семьи. Действительно, как число разводов, так и их частота остаются сравнительно высокими, увеличивается доля внебрачных рождений. Значительное число браков, особенно среди молодежи, составляют так называемые «консенсуальные», то есть незарегистрированные, браки.

Озабоченность проблемами развития российской семьи часто основывается на противопоставлении ее современного состояния некоторому идеализированному образу семьи прошлого. Считается, что в начале века, семья в России была крепкой, разводов практически не было, уровень рождаемости оставался высоким, в семьях было много детей. В настоящее же время семья стала непрочной; растет число одиноких матерей; супруги рожать детей не хотят: хорошо еще, если в семье один ребенок, многие же семьи остаются вообще бездетными.

Для аргументации такого подхода характерна почти полная внеисторичность подхода к развитию семьи, игнорирование реальных изменений в условиях ее существования и развития, происходивших в России.

На сегодняшний момент известно, что изменения в формировании, развитии и стабильности семей в России и их демографическом поведении порождены не кризисными явлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат демографических изменений, происходивших в стране на протяжении долгих лет.

Сегодня в России семья такая, какой она стала, точнее – какой ее сделало развитие общества. Поэтому ностальгия по традиционной семье бессмысленна: семья уже не может стать другой, возврат к прошлому невозможен. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы.

 


Типы семьи в период с 17-20 вв.

Появление буржуазной семьи

До середины XIX века семьи мещан и ремесленников были очень похожи на крестьянские, но не во всем. В России женщинам дозволялось помогать мужьям-ремесленникам, поэтому жены были вовлечены в производство, хотя и домашняя работа традиционно лежала на них. В городе представители разных сословий жили вперемежку, поэтому контроль за ними со стороны сословных обществ был меньше. Мещане и ремесленники сравнительно свободно передвигались в пределах и вне пределов города, работали каждый на своем рабочем месте; их средства производства находились в их собственности, а не принадлежали обществам и цехам. Благодаря этому эти слои сравнительно далеко продвинулись по пути освобождения семейной жизни от опеки общества.

Купеческие, или предпринимательские, семьи до конца XVIII века мало отличалась от мещанских. В XIX веке различия стали увеличиваться. У богатых купцов 1-й и 2-й гильдий семьи становились малыми и приобрели автономию от общества. Гильдии и купеческие общества после отмены в 1775 году круговой поруки слабо влияли на купцов. Так семейная жизнь постепенно отделялась от производства. Купчихи помогали мужьям, но все-таки в основном занимались домом и детьми. Дети подключались к бизнесу позже, чем у мещан и крестьян. Домочадцы имели личные помещения, вели индивидуальную жизнь, много времени проводили вне дома. Отношения между ними становились более уважительными и гуманными, семейная жизнь превращалась в закрытую от посторонних сферу, в которой находилось больше места интимности. Так постепенно складывался новый тип семьи, который принято называть буржуазным. Возраст вступления в брак у мужчин был выше, а у женщин ниже, чем у мещан и крестьян, разница в возрасте супругов часто была большой. Люди, несвязанные браком, встречались среди купечества достаточно часто.

Дворянская семья в XVIII — первой половине XIX века в некоторых отношениях была похожа на буржуазную малую семью: разделение деловой и частной жизни, освобождение жен и детей от производственного труда, более интимный характер отношений между супругами, поздние браки у мужчин и ранние у женщин. Но кое в чем дворянская семья напоминала крестьянскую. Дом часто включал родственников, приживалок, нянь, слуг, гувернеров, которые не отделялись резко от семьи, а иногда прямо включались в нее. Патриархально-авторитарный характер семейных отношений являлся нормой. Сами семейные отношения являлись делом не только личным, но и общественным. Потому и зависимость от мнения дворянского общества была высокой.

В пореформенное время в семьях всех сословий наметились изменения. Происходило сжатие семьи до супружеской пары с детьми. Даже у крестьян большая семья осталась идеалом старшего поколения, а молодые отдавали предпочтение малой семье: она давала им больше свободы и инициативы. Обнаружились попытки ограничить рождаемость, робкие у крестьян, более результативные у рабочих и мещан; у состоятельных дворян и обеспеченной интеллигенции можно говорить о начале планирования числа детей. В снижении рождаемости проявился примечательный факт — роль родильной машины перестала удовлетворять даже крестьянок. Семейные отношения становились гуманнее, голоса женщин и детей звучали громче и требовательнее, и даже крестьяне были вынуждены с ними считаться. Появилась новая пословица: «В старые годы бывало — мужья жен бивали; а ныне живет, что жена мужа бьет». Возраст вступления в брак повышался, больше появлялось людей, избегавших брака.

Дворянство и интеллигенция культивировали идеалы буржуазной семьи. Вот ее классические черты: отделение деловой жизни от частной, освобождение жен и детей от обязательного труда; распределение ролей: мужчина — кормилец, жена — возлюбленная и мать. Семья закрыта от посторонних и автономна от общества. Личность становится более индивидуальной, отношения между супругами и детьми носят более интимный характер, важное место занимает эмоционально-эротическая сфера. Дом делится на семью и чужих семье лиц (если таковые в доме проживают). Семья полностью освобождается от производственной функции и выступает исключительно как потребляющая единица. Дом обретает значение убежища, в котором можно укрыться от суровой конкуренции и хозяйственных забот, расслабиться и психологически реабилитироваться. В общем, «мой дом — моя крепость».

Заключение

 

Старая патриархальная семья, которую некоторые поклонники старины призывают возродить, была одним (конечно, не единственным) из важных источников авторитаризма в России на всех уровнях — от семейного до государственного. По мере гуманизации и демократизации отношений в семье происходили изменения отношений в обществе и государстве, и наоборот — по мере демократизации общества и государства происходила демократизация семейных отношений. Зачатки институтов гражданского общества появились в России в конце XVIII века и были ограничены средой дворянства и интеллигенции — тех социальных групп, которые были, во-первых, лично свободны, а во-вторых, не знали большой патриархальной семьи крестьянского типа и воспитывались в семьях, напоминавших демократические. Эти ростки к 1917 году превратились в целую систему, в основном ограниченную средой высшего и среднего класса, где были распространены демократические семьи. Именно эти классы формировали основу гражданского общества — многочисленные общественные организации, общественное мнение и парламент. Под давлением и при участии этих же социальных групп российская государственность прошла путь от петровского абсолютизма начала XVIII века до парламентской монархии в начале XX века.

После 1917 года, когда носители либерально-демократических отношений были уничтожены, высланы, дискредитированы и отстранены от власти, государство стало опираться на рабочих и крестьян, в среде которых преобладали патриархально-авторитарные отношения. В России произошла частичная реставрация старого авторитарного режима. Общественные перемены – критика сталинизма, попытки рыночных реформ, ревизия марксизма, диссидентское движение – начались с конца 1950-х годов, что совпало со временем существенных изменений в семье. Семейная жизнь в советской стране не была свободна от общественного контроля и все же пользовалась большей свободой сравнительно с другими институтами. Благодаря этому во второй половине 20 века именно городская семья стала уникальным местом, где признавались такие ценности, как индивидуальность, свобода, собственность, независимость, право выбора. Человек, воспитанный в такой семье, ощущал потребность в индивидуальной автономии, в открытом обсуждении наболевших проблем, в институтах гражданского общества. Если до сих пор политические и экономические реформы в стране не дошли до своего логического конца, то это в значительной мере потому, что не завершилось становление демократической семьи и демократической личности. Общество не может быть по-настоящему демократическим, если в семье одни ее члены угнетают других, независимо от оттого, кто угнетается - мужчины, женщины, дети или старики. В этом смысле дальнейшая демократизация семьи продвинет демократизацию общества. Но это длительный процесс, нужно время, чтобы он завершился.

Можно констатировать, что семья начала 21 века уже не сможет вернуться к той модели, которая была ей привычна полтора-два десятилетия назад. Модернизация затронула все сферы ее жизнедеятельности, породив широкое многообразие моделей семьи, каждая из которых удовлетворяет потребности определенной части российского общества и, следовательно, имеет право на жизнь.

 


Используемая литература

1. «Развитие социологии в России»/ред. Е.И.Кукушкиной 2004 г.

2. «Историко-социологический анализ семейной политики в России 20 век». М.В. Рабжаева. ж. Социс 2004 г.№ 6.

3. «Государственная семейная политика и ее особенности в России» А.В.Артюхов. ж. Социс 2002 г. № 7.

4. «Семья на пороге 21 века». Ю.А. Гаспарян 1999г.

5. «Модель семьи в условиях трансформации российского общества» Л.В. Карцева ж. Семья в России 1999 г. №1-2.


[1] Б.Миронов, доктор исторических наук.

РЕФЕРАТ

По социологии семьи

на тему:

Становление и развитие семейно-брачных отношений в России

 

 

 

2005 г.


Содержание

Введение

1. Семейное право до периода правления Петра 1

2. Типы семьи в период 17-20 вв

3. Современная российская семья

Заключение

Используемая литература


Введение

Знание истории семейных отношений

интересно и важно для понимания

эволюции российского общества и

государства.

Б. Миронов[1]

 

Демографическое неблагополучие последнего времени часто связывается с негативными явлениями в развитии российской семьи. Действительно, как число разводов, так и их частота остаются сравнительно высокими, увеличивается доля внебрачных рождений. Значительное число браков, особенно среди молодежи, составляют так называемые «консенсуальные», то есть незарегистрированные, браки.

Озабоченность проблемами развития российской семьи часто основывается на противопоставлении ее современного состояния некоторому идеализированному образу семьи прошлого. Считается, что в начале века, семья в России была крепкой, разводов практически не было, уровень рождаемости оставался высоким, в семьях было много детей. В настоящее же время семья стала непрочной; растет число одиноких матерей; супруги рожать детей не хотят: хорошо еще, если в семье один ребенок, многие же семьи остаются вообще бездетными.

Для аргументации такого подхода характерна почти полная внеисторичность подхода к развитию семьи, игнорирование реальных изменений в условиях ее существования и развития, происходивших в России.

На сегодняшний момент известно, что изменения в формировании, развитии и стабильности семей в России и их демографическом поведении порождены не кризисными явлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат демографических изменений, происходивших в стране на протяжении долгих лет.

Сегодня в России семья такая, какой она стала, точнее – какой ее сделало развитие общества. Поэтому ностальгия по традиционной семье бессмысленна: семья уже не может стать другой, возврат к прошлому невозможен. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.03 с.)