Основные черты гражданского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты гражданского права



 

Большевики, как свидетельствует история, выбрали ошибочный форсированный способ обобществления средств производства. Государственная собственность создавалась путём массовой экспроприации частной собственности, национализации земли, банков, фабрик, заводов, транспорта, т.е. в первую очередь основ народного хозяйства. Этот процесс осуществлялся на основании отдельных декретов центральных и местных органов власти. Поскольку в рядах рабочего класса в то время не было кадров, подготовленных к управлению приятиями., большевистский план овладения промышленностью предусматривал введение на первом этапе рабочего контроля для борьбы с капиталистами, контроля за их деятельностью и подготовкой пролетарских управленческих кадров. Деятельность этого органа регламентировалось Положением о рабочем контроле. В случае опоры со стороны

предпринимателей последние изгонялись, а предпринимательства экспропреировались. Такая акция, как правило,, производила предпринималось к экономическому праху.

Национализация формально требовала санкции высших органов государственной власти и управления. Поэтому в постановлениях местных органах власти экспроприации чаще формировались как "реквизиция", "секвестр". Так, завод "Герлях и Пульст" в Харькове фактически стал государственной собственностью ещё в ноябре 1917 года. В декабре он был "реквизированный" Харьковским военно-революционным комитетом, а в январе 1918 года его фактическую национализацию утвердила Харьковская Рада, ЦРФЗК, а впоследствии - народное секретарство труда и районая РНГ. Подобных случаев проявления местной "пролетарской инициативы"в деле национализации, а потом и санкционирование ее Радами и ревкомами было много. Наблюдался правовой нигилизм народных масс и управляющей партии, даже распространялась идея о необходимости гражданского права при социализме.

Отдельные предпринимательства украинской промышленности, главным образом Донбаса, было национализировано декретами Совнаргоспа РСФРР ещё до создания УССР, одновременно с национализацией некоторых больших предприятий Петрограда, Москвы, Урала. В ноябре и декабре 1917 года в Совнаркоме РСФРР и ВРНГ готовилась к национализации всей угольной промышленности, в связи с чем ВРНГ направила в Донбас специальную комиссию для об следования и разработки плана национализации.

Государственная собственность создавалась путём ликвидации частной Национализация осуществлялась декретами центральных и местных органов власти, которые и были первыми советскими гражданско - правовыми актами. Важнейшими среди них были декреты временнего рабочего - крестьянского правительства: "О национализации банков" от 22 января 1919 года, "О национализации всей частной железной дороги и подъездных путей" от 4 января 1919 года, "О порядке национализации предприятий" от 11 января 1919 года и другие. Кооперативная собственность, как коллективная собственность мелких производителей, национализации не подлежала. Кооперативные организации получили права юридических лиц.

августа 1920 года СНК УССР издал Декрет "Об объединении всех видов кооперативных организаций", который был шагом на пути создания единой социалистической кооперации.

Советское гражданское право времён военного коммунизма охранял трудовое частное хозяйство и личную собственность граждан, что объяснялось политикой укрепления союза рабочего класса с трудящимися непролетарскими элементами. Так, запрещались реквизиция и конфискация вещей домашнего обихода. В то же время Декретом СНК УССР от 1 марта 1919 года "Об изъятии излишков одежды и белья у буржуазии" широко проводилась конфискация и реквезиция вещей домашнего обихода эксплуататорских классов. На первых порах в определённых рамках допускалась частная эксплуататорская собственность. Советская власть вела учёт и контроль за деятельностью мелких предприятий, ограничивала численность наёмных работников.

Сформированием советского права собственности связано наследственное законодательство. 11 марта 1919 года СНК УССР принял Декрет "Об аннулировании наследования", по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей (всё другое имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде "меры социального обеспечения" с правом управления и распоряжения. Таким образом законодатель старался перекрыть ещё один источник "нетрудового обогащения".

Государственная монополия на хлеб, нефть, спички и т.п. почти ликвидировала товарооборот. Система "главкизма" исключала товарно-денежные отношения между предприятиями. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативный запрет частной торговли привёл к возникновению "чёрного рынка", где товарно-денежные отношения были деформированными.

Одной из первых сфер, где произошло законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. 20 февраля 1919 года принимаются Декреты СНК УССР "Об организации отделов записей актов гражданского состояния", "О гражданском браке и о ведении книг актов гражданского состояния", "О разводе". В них прежде всего подчеркивалась законность только гражданских браков. Церковный брак объявлялся частным делом лиц, которые вступали в брак. Отменялись такие ограничения брака, как разрешение родителей, разница в вероисповедании. Провозглашалась свобода развода. Брак разрывался органами ЗАГСа по просьбе об этом хотя бы одной из сторон.

Поскольку декреты о гражданском браке и о свободе развода регламентировали только часть брачно-семейных отношений, в начале 1919 года был подготовлен проект Семейного Кодекса УССР. В связи с наступлением Деникина Совнарком УССР не успел рассмотреть и утвердить проект кодекса.

НЮК рекомендовал судьям при отсутствии соответствующих норм руководствоваться "духом и содержанием" брачно-семейного законодательства РСФСР.

Основные черты земельного права.

I Всеукраинский съезд Советов, поручая ВУЦВК ввести в Украине законодательство Российской Федерации, прежде всего указал на декрет о земле. Вводились в действие также постановление Совнаркомом РСФРР от 5 июля 1917 года "Про переход земли в распоряжение земельных комитетов" и принятое Совнаркомом РСФРР 4 декабря 1917 года. Положение про земельные комитеты и про урегулирование ими сельско-хозяйственных отношений. Часто руководились в Украине принятым III Всероссийским съездом Советов законом "О социализации земли". Закрепив право распоряжения за Советом и подчиненными им волостными земельными комитетами, эти законодательные акты фактически осуществили национализацию земли.

На основании декрета о земле было национализировано около 15 млн. десятин помещицей, удельной и церковных земель. Уравнительное перераспределение земли должно было дать сельской бедноте около 8 млн. десятин земли состоятельных крестьян. В роспоряжение бедноты передавалось более 2 млн. голов скотины и коней. Это было тяжелым ударом по частной собственности, способствовало укреплению в селе диктатуры пролетариата и его союза с батрачеством. Проводилась жестокая линия на социальное расслоение села, вследствие чего, по сути, уничтожалась работоспособность, а поэтому и состоятельная часть крестьян.

Итак, аграрное законодательство в конце 1917 - вначале 1918 гг. придало силу закону самым важным программным требованиям большевистской партии по аграрному вопросу. К чему в конце концов привела такая политика, видно по результатам массовой принудительной коллективизации в конце 20-х - в начале 30-х годов, которая закончилась голодомором. Даже в то время, что рассматривается, закон "Про социализацию земли" уже ставит задание "развитие коллективного хозяйства в земледелии…за счёт хозяйств единоличных". В числе землепользователей на первое место поставлены сельскохозяйственные коммуны и товарищества. Временное положение о социализации земли отмечало, что "Украинская Советская Республика с целью скорейшего достижения социализма всячески способствует (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, отдавая предпочтение коммунистическому и кооперативному хозяйству перед единоличными". Осуществление в жизнь советских законов повсюду сопровождалось жестокой борьбой в селе. Борьба с состоятельным крестьянством особенно обострялась там, где по сравнено принудительный раздел включались так званые остатки землеиспользования.

В конце 1918 года государственную собственность на землю было полностью восстановлено. Конституция УССР 1919 года закрепила отмену частной собственности на землю.

Декрет ВУЦВК от 26 мая 1919 года "Про социалистическое землеустройство и про переходные меры к социалистическому землеиспользования", который в основном воплощал принятое Всероссийским ЦВК 14 февраля 1919 года Положение про социалистическое землеустройство и про меры перехода к социалистическому земледелию, подробно определил правовое положение земель, надр, вод и лесов. В нём указывалось, что частная собственность на землю, леса отменяется. Вся земля считается единым государственным фондом. Таким образом, в законодательстве УССР бы л оформлен институт единого государственного фонда, который находился в непосредственном распоряжении органов советского государства.

Содержание права государственной собственности состоит в определении советской властью общих правил владения и пользовании землёй. Запрещалось гражданско-правовые сделки по поводу земли. Только государство, которое стало исключительным собственником земли, имело право определять долю земли как объект владения и использование её. Для контроля за соблюдением законодательства о национализации земли было создано Всеукраинскую центральную комиссию по национализации земли.

Советское право, регламентирую порядок пользования землёй, продолжало способствовать развитию коллективных форм землеиспользования. Значительное внимание уделялось организации совхозов, сельскохозяйственных коммун, артиллерий, товариществ по общей обработке земли. Коллективные хозяйства наделялись землёй в первую очередь, с высокой нормой и лучшими участками. Руководство строительством совхозов осуществлял наркомзем. В 1919 году в Украине было создано около 1700 совхозов.

В практике применение даже такого своеобразного аграрного законодательства были допущены серьёзные извращения. Широко применялись методы принуждения к крестьянам во время создания совхозов, артелей и коммун.

Распределение земли в сравнительное землеиспользование предусматривался декретом ВУЦВК от 26 мая 1919 года, а также изданием 5 февраля 1920 года Всеукрневкомом Закона про землю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.23.152 (0.007 с.)