ТОП 10:

Последние годы жизни Петрашевского



 

Пребывание в Сибири стало для петрашевцев суровым испытанием. Для Достоевского приговор и сибирская каторга отозвались глубоким душевным переломом, отказом от революционно-социалистических идей, нарастанием религиозных настроений. Другие соратники Петрашевского, пусть не так резко, как Достоевский, но осудили свое прошлое, приняли науку компромисса и сумели после окончания срока каторги устроить свою жизнь, вернуться в Россию.

В 1856 году Перашевский вышел на поселение и жил в Иркутске, сотрудничая в местных газетах и давая уроки. Безрезультатно добивался пересмотра приговора и восстановления своих прав. Завещал треть своего имущества последователю Ш. Фурье В. Консидерану для основания фаланстера - огромного дворца, где единомышленники смогут совместно жить и трудиться.

В мае 1861 года ему разрешили прибыть в Красноярск для ведения судебного дела против иркутских властей, а вскоре, благодаря хлопотам его сестры, позволили остаться в Красноярске на постоянное жительство. Отсюда он бомбардирует центральные власти и сибирские газеты своими разоблачительными посланиями.

В 1863 году Петрашевский обратился в Енисейскую казенную палату с просьбой о причислении его к сословию красноярских мещан. Но губернатор обязал Городскую Думу взять с Петрашевского подписку, что он отказывается от своих сословных прав. За отказ бунтарь был заключен в острог на месяц. Но из острога ему удалось телеграфировать в Петербург о незаконных действиях властей. Это переполнило чашу терпения губернатора, и 21 марта 1864 года последовал указ о высылке Петрашевского из Красноярска.

мая 1866 года Петрашевского переводят в с. Бельское Енисейского округа, глухую заброшенную деревню в 100 верстах от Енисейска, со всех сторон окруженную непроходимой тайгой. Поселили его в доме на краю села, в тесной комнатке с земляным полом. Но Петрашевского изменить было уже невозможно. Отсюда он снова шлет свои «дерзостные писания». 6 декабря 1866 года он вернулся из Енисейска, куда ездил для разбирательства своей судебной тяжбы, а на следующее утро его нашли мертвым в своем доме: кровоизлияние в мозг.

До конца жизни Петрашевский оставался непримиримым врагом самодержавно-крепостнического строя.

 


Заключение

 

В воспоминаниях о кружках петрашевцев о Михаиле Васильевиче можно найти следующие строки: «Характер у него до крайности непреклонный; он стремится к цели своей настойчиво, дерзко, не останавливаясь ни пред какими препятствиями».

Дело Петрашевского долго составляло предмет государственной тайны. Само имя Белинского было изъято из обращения и даже в первые годы царствования Александра II не произносилось в печати прямо, а заменялось выражением: «критик гоголевского периода». Эта таинственность в связи с суровым наказанием, понесенным участниками «общества пропаганды», создала представление о деле Петрашевского, как о серьёзном политическом заговоре, который часто ставился наряду с заговором декабристов. Такое представление рушилось после обнародования документов, относящихся к делу Петрашевцев.

Хоронить Петрашевского было некому, труп два месяца лежал в холодильнике, а затем был зарыт вне кладбища, ибо умер Петрашевский «без покаяния», да и с местными попами отношения у него были натянутые. В село Бельское в сентябре 1909 года прибыл в ссылку другой шляхтич - будущий Железный Феликс Дзержинский, впрочем, пробывший в этих краях недолго. Еще по пути он узнал, что более 40 лет назад здесь умер и похоронен видный деятель российского освободительного движения М.В. Буташевич-Петрашевский. С помощью старожилов Феликс Эдмундович отыскал заросшую бурьяном могилу, привел ее в порядок и установил столб, похожий на тот «позорный столб», у которого на Семеновском плацу в Санкт-Петербурге 22 декабря 1849 года Петрашевскому была объявлена «высочайшая милость» о замене смертной казни пожизненной каторгой.

Значительна роль петрашевцев и в истории освободительного движения в России. Вместе с Белинским, Герценом, Огаревым они явились связующим звеном между декабристами и революционерами-шестидесятниками и хронологически (ведь их деятельность относится к довольно длительному, почти десятилетнему периоду очень глухой, мрачной николаевской эпохи), и социально, знаменуя расширением сословно-классового состава своих кружков (как и состава пропагандируемых социальных групп населения) переход от дворянского к разночинному периоду освободительного движения.

В истории литературы XIX века так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает видное место, потому что ни в одном из русских политических процессов не участвовало столько литераторов и учёных.

 


Список литературы

 

1. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России (с древнейших времен до конца XX века). М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

.   Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России / Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.

.   Дело петрашевцев, т. 3, М.- Л., 1951.

.   Заневский летописец. №1008, 10.07.2003.

.   Зырянов П.Н. История России, XIX век. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2000.

.   Октябрь. № 1, январь 1998.

.   Октябрь. № 2, февраль 1998.

.   Октябрь. № 3, март 1998.

.   Октябрь. № 5, май 1998.

.   Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: «Проспект», 2006.

.   Первые русские социалисты. Воспоминания участников кружков петрашевцев в Петербурге. / Составитель Егоров Б.Ф. - Л.: Лениздат, 1984.

.   Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь: Кавказский край, 1993.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.006 с.)