Мифологические образы в английском сознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифологические образы в английском сознании



 

Как считают скандинавы, вначале была пустота Гинунгагап. К северу от псе был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспслльхейм. От такого соседства постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который стал таять и превратился в злого инеистого великана Имира. Имир был предком всех великанов-морозов (ётунов).

Затем Имир заснул. Пока он спал, пот, капающий у него из-под мышек, превратился и мужчину и женщину, а пот, капающий с ног, еще в одного мужчину. Когда же растаяло много льда, из образовавшейся воды возникла корова Аудулыа. Имир стал пить молоко Аудумлы, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури.

У Бури был сын Бор. Бор женился па ипеистой великанше Бестле и у них родились три сына: Один, Вили и Be. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех морозов-великанов, кроме Бсргельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева.

Здин и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Из плоти Имира сделали землю, из целых костей воздвигли горы, а остальные разбросали как камни. Из его крови создали океан. Из черепа Имира получилось небо, в каждом из четырех углов которого поставили по карлику-цвергу. Их звали Аустри, Вестри, Нордри и Судри. На небо поместили искры и тлеющие угольки; так образовались Солнце, Луна, звезды и планеты. А мозг Имира бросили в небо, получились облака.

Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Ёшунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили ресницами Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом.

Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля. Все остальные люди произошли от них.

Боги устраивают небесный свод и определяют роли Солнца (Соль) и Луны (Мани) - брата и сестры.

Однако боги заметили, что из мертвой плоти Имира возникли личинки. Эти личинки они превратили в карликов-цвергов, которые стали жить в пещерах.

Последней построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биерёстом. Среди богов, покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли асы), а также целая компания других божеств, помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде.

Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Ётунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхёгг, который хотел всех съесть. Иггдрасиль - это то, что всегда было, есть и будет.

Скандинавские божества разделялись на ванов и асов. К ванам относились старшие боги изобилия: Ньёрд и его дети Френр и Фрейя. Асы - новые воинственные боги, среди них были Один и Тор. Известно, что ваны и асы вначале воевали между собой, но впоследствии заключили перемирие, а потом асы покорили ванов. Ученые считают, что это - история борьбы двух древних племен, в конечном итоге объединившихся в одно.

Германские племена франков, саксов, англов, вандалов, готов и др. господствовали на большей части континента. У германцев были свои мифические персонажи, многие из которых перешли в скандинавские мифы. Поэтому имена немецких и скандинавских богов похожи, а их характерные черты и истории часто напоминают друг друга. Например, Один в немецкой мифологии Водан, а его жена Фригг - Фрея. Скандинавские боги не были бессмертными. Кроме того, они не очень интересовались делами и судьбами людей и относились к ним по-разному: могли помогать, а могли и обижать, в зависимости от собственной прихоти. Богам надо было бороться с чудовищами и прочей темной силой, заботиться о своей судьбе.

Нелишним будет упомянуть, что большую часть времени они проводили в поиске каких-нибудь занятий. Дело в том, что у этих божеств не было определенных обязанностей, и поэтому, если они на какое-то время вдруг пропадали, это, собственно, ни на что не влияло.

Один был верховным богом. Он был отцом большинства из них, и, согласно некоторым теориям, был создателем всего мира: неба, земли и людей. Наверное, этим объясняется его прозвище "Всеотец". У Одина был специальный трон, Хлидскьяльф. С него можно было наблюдать происходящее в других мирах. Один был мудр, но мудрость, как известно, просто так не дается. Когда-то Один отдал глаз за напиток, дающий мудрость. Но, выпив волшебное зелье, Один захотел стать еще мудрее. Для этого ему нужно было пройти новое испытание, проколоть себя копьем и девять дней висеть на дереве Иггдрасиль. Один умер, а затем воскрес. Но, даже несмотря на приобретенную мудрость, Одина до конца дней смущало его физическое несоершенство, поэтому он всегда ходил в широкополой шляпе или ч глубоко надвинутой на глаза короне. По этим приметам всегда можно узнать.

Народы, поклоняющиеся Одину, совершали человеческие жертвоприношения. Обычно они вешали свои жертвы на дереве, протыкая их копьями. Этот же способ использовал и Один, когда хотел получить мудрость. Несмотря на то, что его история напоминает библейский сюжет о распятии Христа, ученые считают, что влияние христианской религии на раннюю скандинавскую поэзию незначительно Один был богом войны, эту роль он унаследовал от более древних германских богов - Бодана и Тиваса. Ему нравилось вызывать вражду. Воины, убитые в сражении, попадали к нему на пир в Вальхаллу (Вальгаллу), где самых отважных из них чествовали валькирии. русский английский народ мифология

В скандинавских легендах говорится о иерсерках - воинах, которые, отправляясь на битву, облачались в одежды из шкуры медведя. В упоении боя у них пропадал всякий страх и они становились нечувствительными к боли.

Кроме этого, Один был богом поэзии. Возможно, именно поэтому его образ так часто появляется в поэмах. Согласно легенде, Один должен был вернуть волшебный мед поэзии в Асгард. Когда-то этот мед украл великан Суттунг и спрятал у своей дочери Гуннлёд в пещере. Приняв образ змеи, Один проник в пещеру девушки и провел с ней три дня и три ночи. За это время он высосал весь мед, но не проглотил его, а сохранил во рту. После этого Один превратился в орла и вернулся в Асгард. Так волшебный мед был возвращен божествам.

Локи был странным персонажем. С одной стороны, это был умный пройдоха, веселый и находчивый. С другой стороны, Локи чинил зло: именно из-за него чаще всего начинались перебранки среди богов и великанов.

Локи был сыном великанов и молочным братом Одина. В историях о Локи трудно понять, был он больше богом или великаном. Локи динамичен и непредсказуем, его причудливо-злокозненный характер оживляет скучное существование богов.

Локи легко менял свой вид и часто превращался в животных. Например, чтобы украсть ожерелье Фрейи, он превратился в блоху, а когда скрывался от гнева богов за то, что стал причиной смерти Бальдра, - в лосося. Известна история о том, как великан Хрунгнир предложил обнести Асгард мощной стеной. За это великан просил отдать ему в жены Фрейю. Но вмешался Локи. Он превратился в кобылу и, соблазнив жеребца великана, увел его далеко от Асгарда. Поэтому великан не смог вовремя завершить работу. Спустя несколько месяцев Локи возвратился в Асгард и привел с собой восьминогого жеребенка Слейпнира, которого подарил Одину. Этот жеребенок оыл не единственным ребенком Локи. У Локи была официальная жена, периодически он посещал великаншу Ангрбоду. От нее у Локи было трое детей, которые доставляли много неприятностей богам. Первый сын Локи Фенрир был волком. Он был таким большим и страшным, что боги решили держать его на цепи. Второй сын Ёрмунганд был гигантским змеем. Один бросил его в океан, окружающий Мидгард. Ёрмунганд вырос таким огромным, что опоясал весь мир и плавает там в океане. В народе его называли Змеем Мидгарда. Дочь Локи Хель тоже была странным существом. Выше талии - живая, а ниже - мертвая. Один отправил ее в подземный мир Нифльхейм. Она стала богиней мертвых. Все эти чудовищные существа ждали конца света Рагнарёка, чтобы оказаться на свободе и иметь возможность вредить людям.

Тор был сыном Одина и Ёрд, богини Земли. Но Один любил насилие и войну, а Тор представлял порядок - он был тем богом, к которому люди обращались, когда хотели стабильности. У него был огромный молот Мьелльнир, с его помощью он мог управляться с великанами. Молот имел одну особенность: как бы далеко его ни бросали, он всегда возвращался назад; еще он мог уменьшаться в размерах. Тор обладал густой рыжей бородой, огромным аппетитом и вспыльчивым характером, хотя сердился он недолго. Тор защищал крестьян. Его часто сравнивают с древнегерманским богом Донором, который тоже был богом грома и молнии. Из-под колес его колесницы неслись громовые раскаты, а из головы сверкали молнии.

Однажды великан Трюм украл молот Тора и пообещал вернуть его, если боги отдадут ему в жены Фрейю. Боги сделали вид, что согласились, а сами задумали обман. Для этого Тор и Локи, нарядившись невестой и ее подружкой, отправились на праздник к великанам. Когда великаны пригласили их за стол, Тор стал поглощать еду и питье в ужасном количестве. Локи объяснил такое поведение "Фрейи" тем, что она сильно волновалась и не ела несколько дней. Великан Трюм был настолько очарован "Фрейей", что тут же предложил произнести брачную клятву; для этого он повелел принести молот. Как только Тор добрался до своего молота, он сразу схватил его и принялся уничтожать великанов

Фрейр был древнейшим богом урожая и изобилия. От него зависело, будет ли земля плодородной. Жена его Герд - богиня земли и мира, а сестра Фрейя. Люди обращались к Фрейру, когда хотели получить благополучие или иметь счастливое потомство. В городе Упсала в Швеции стоит статуя богу Фрейру с огромным фаллосом. Надо полагать, викинги знали, чего они хотели от своего бога. Любимыми игрушками Фрейра, олицетворяющими древние символы изобилия, были волшебный меч, чудесный корабль и вепрь Гуллинбурсти - "Золотая щетинка".

Сын Одина Тюр был самым храбрым изо всех богов-асов; он был богом войны. Прародителем Тира считается германский бог войны Тивас, который был предшественником Одина, но постепенно утратил свою значимость.

У Тира не было правой руки, он потерял ее, когда сажал на цепь сына Локи, волка Фенрира. Когда Фенрир вырос, боги стали опасаться, что он может убить Одина. Фенрира решили посадить на цепь, но он дважды перегрызал ее. Тогда боги заказали цепь карликам-цвергам; те сделали очень крепкую цепь, напоминавшую шелковую ленту. Ее назвали Глейпнир.

Фенрир почувствовал, что эта цепь может оказаться для него самой опасной. Тогда он выдвинул условие, сказав, что позволит надеть на себя цепь только в том случае, если кто-то из богов положит в его пасть руку. На это решился Тюр. Фенрир пытался освободиться, но ничего не смог сделать с магическим Глейпниром. И откусил от злости Тюру правую руку.

В скандинавском пантеоне были и другие боги.

Ньёрд управлял морем и океанскими ветрами, был покровителем мореплавателей. Отец Фрейра и Фрейи. После смерти Одина Ньёрд стал царствовать в Швеции.

Хеймдалль, сын девяти дев (или девяти волн), был стражем богов. Никто не знает точно, чем он занимался на самом деле, но был связан с радужным мостом Биврёстом, соединяющим небо с землей. У Хеймдалля был большой рог Гьяллирхорн, звук которого можно было слышать во всех девяти мирах. Так Хеймдалль созывал всех богов на последнюю битву.

Красавчик Бальдр был самым мудрым, самым добрым и милосердным из богов. Все прислушивались к его словам. Его смерть ускорила конец света.

Женщины в Скандинавии традиционно имели такие же права, как и мужчины, поэтому они были довольно независимыми и жесткими по характеру. Поэтому и богини предстают равными богам-мужчинам. К сожалению, поэм, в которых богиням отведена значительная роль, сохранилось не так уж много.

Фрейя была богиней любви и страсти. Любой мужчина, увидевший ее хоть раз, мечтал быть рядом с ней, и, надо сказать, многим это удавалось. Фрейя была невероятно красива; плакала она золотыми слезами, и если плач был долгим, то вокруг все было усыпано золотом. Причин для плача у нее было хоть отбавляй, потому что ее все время хотели выдать замуж за какого-нибудь урода.

Фрейи было ожерелье эрисингамен, которое она получила у четырех цвергов. За него цверги потребовали, чтобы красавица провела с каждым из них ночь. Фрейя, как настоящая женщина, не могла отказаться от желания получить ожерелье, поэтому согласилась. Когда Лежи узнал, как Фрейя расплатилась за свое ожерелье, он рассказал об этом Одину. Один приказал Локи украсть ожерелье. Локи превратился в блоху и, забравшись на щеку спящей Фрейи, укусил ее. Она повернула голову, и Локи смог расстегнуть ожерелье. Один отказывался отдать ожерелье до тех пор, пока Фрейя не согласится вызвать войну среди людей.

Поэтому, как это ни удивительно, но Фрейя была также и богиней войны. В колесницу, на которой она отправилась на войну, впрягли кошек, на поле битвы она помогает Одину делить погибших. Половину отправляют в Вальхаллу, а остальных она забирает себе.

Фригг была женой Одина. Богиня любви, брака и семейного очага. Как и Один, Фригг могла предсказывать судьбу. Во время родов женщины обращались к ней за помощью. Ученые нашли немало сходства между мифами разных культур. Считается, что скандинавские богини Фригг и Фрейя, аналогично Гере и Афродите у греков, олицетворяют две стороны женственности. Фригг - как жена и мать, Фрейя - как возлюбленная и соблазнительница.

Дочь Локи и великанши Ангрбоды, Хель была богиней мертвых. Хель выглядела очень необычно: выше талии - розовая и теплая, а ниже ее плоть была зеленой и гнилой. Ее цитадель (называется "Мокрая морось") находилась в Нифльхейме ("внизу и на севере'), туда попадали все после смерти. Крепость мертвых Хель несколько отличалась от христианского ада. Конечно, это было не самое лучшее место, но и не самое плохое. Несмотря на то, что оно вызывало гнетущее впечатление, там не было кругов ада.

Например, владелицей молодильных яблок была богиня Идунн. Эти яблоки ели все боги и оставались молодыми.

Богиня лыж и дочь великана Тьяцу, Скади была замужем за морским богом Ньёрдом. Однако их брак трудно назвать удачным из-за того, что Скади хотела жить среди снежных гор, а Ньёрд - на плодородном побережье.

Богиня Сив была женой Тора. Как-то Локи, шутки ради, отрезал ее золотые волосы (символ плодородия) и отдал цвергам, чтобы те выковали точно такие же (потом они приросли к голове богини, как настоящие). Цверги сделали для богов и многие другие волшебные предметы, например, молот Тора - тоже дело их рук.

Судьбами людей управляли богини судьбы Норны. Их было трое - Урд ("Судьба"), Верданди ("Становление") и Скульд ("Долг").

Боги и богини - не единственные существа в скандинавской мифологии, обладающие магическими способностями; были там и другие фантастические обитатели.

Великаны - это были злобные существа и постоянно противостояли богам. В то же время их взаимоотношения нередко были почти нормальными. Тор и Локи даже гостили у великанов, в их селении Ётунхейме. Безусловно, под словом "великан" подразумеваются большие размеры. Но можно предположить, что и боги были не маленькие. По крайней мере, они вступали в интимные отношения с великанами. Великаны хотели жениться на красавице богине Фрейе, а Один и Локи имели жен-великанш. Да и сам Локи был великаном.

Цверги - это маленькие человекоподобные существа, живущие под землей. Они прятались от солнца, потому что оно могло превратить их в камни. Карлики прекрасно обрабатывали металл и умели создавать волшебные предметы - знаменитый корабль Фрейра (после похода его можно было сложить, как платок, и положить в карман) и копье для Одина, ожерелье Фрейи и молот Тора (он всегда возвращался к метнувшему его). Цверги Фьялар и Галар из крови убитого ими божества Квасира и пчелиного меда изготовили священный мед поэзии. А четверо из них подпирали по углам землю. Поэтому боги поддерживали с ними дружеские отношения.

Скандинавская мифология населена и другими волшебными существами. Например, светлыми и темными альвами. Темные альвы чем-то напоминают злых цвергов, а светлые считаются хорошими. Альвы изредка встречаются в мифах, их роль там незначительна. Встречаются в мифах и тролли, с ними иногда боролся Тор. И жили еще всякие драконы...

Стержнем всех девяти миров был вечное дерево, огромный ясень Иггдрасиль. У него не было ни начала, ни конца - оно пережило даже конец света Рагнарёк. Три корня Иггдрасиля проникают в Асгард, Ётунхейм и Нифльхейм. Самый нижний корень грызут дракон Нидхсгг и змеи. На Иггдрасиле и вокруг него обитает много животных. Плод Иггдрасиля, как считалось, обеспечивал безопасные роды.

Скандинавские мифы содержат очень подробную картину конца света. К счастью последняя битва Рагнарёк и следующее за ней разрушение мира, хотя и произошли, не означали смерти всего сущего. Эта история сродни сюжетам о конце света других народов, когда после катаклизма и разрушений на земле остаются лишь два человека.

Конец света начался со смерти самого доброго бога и всеобщего любимца Бальдра. Чтобы защитить сына, его мать Фригг ходила по всему свету и просила всех поклясться в том, что они не будут вредить Бальдру. Правда. Фригг не учла магической силы омелы, посчитав ее слишком маленькой и хрупкой, а потому безобидной.

Ее усиленные заботы дали богам очередной повод для веселья. Шутя, они стали бросать в Бальдра разные предметы и громко смеялись, когда те падали, не причиняя никакого вреда Бальдру. Этому радовались все, кроме Локи. Будучи богом зловредным, Локи очень любил строить козни и причинять страдания, поэтому его просто сводило с ума то, что Бальдр был недосягаем для зла. Хитростью Локи выведал у Фригг, что омела клятвы не давала.

Тогда Локи взял ветку омелы и сделал из нее стрелу, которую дал слепому богу Хёду. Тот чувствовал себя лишним в игре богов и поэтому простодушно послушал Локи. Волшебная стрела поразила Бальдра, и он упал замертво. Храбрый бог Хсрмод поехал к богине мертвых Хель, чтобы попросить о возвращении Бальдра назад, но злая богиня отказала ему.

За смерть Бальдра боги решили наказать Локи. Они поймали его, привели в пещеру и связали. Богиня Скади принесла живую ядовитую змею и повесила ее над головой Локи - пусть яд капает прямо ему на лицо. Верная жена Локи, Сипон, держала чашу над головой мужа, чтобы яд не попал на него. Иногда, чтобы вылить содержимое, ей приходилось убирать чашу. Тогда яд поражал Локи и он корчился от боли. Движения Локи вызывали землетрясения. С тех пор Локи так и лежал, периодически корчась от боли и ожидая своего конца

Смерть сына Одина Бальдра стала началом конца. Теперь боги увидели, что Локи - их враг, а сами они не всесильны. Локи покарали, но остались трое его детей (Фенрир, Хель и змей Ёрмунганд), которые всегда ненавидели богов-асов.

Вот скандинавский миф о конце света.

Вначале на Мидгард обрушатся войны, которые будут продолжаться в течение трех лет. Разрушатся семьи: отцы убьют своих сыновей, братья убьют братьев, матери совратят сыновей, а братья - сестер. Затем наступят три года жесточайшей зимы, а лета не будет вовсе.

Два волка сожрут солнце и луну, а звезды исчезнут с неба. Упадут деревья и горы, а волк Фенрир станет свободным. Океан затопит сушу, так как змей Ёрмунганд перестанет защищать ее своими кольцами. Из царства мертвых приплывет корабль, сделанный из ногтей мертвецов. А Локи будет за рулем этого корабля призраков, которых он выведет из царства своей дочери, богини Хель. Сыновья Локи, Фенрир. и змей Ёрмунганд, будут действовать заодно. Пока нижняя челюсть Фенрира будет опустошать землю ото всего живого, а его верхние зубы уничтожат все на небе, змей Ёрмунганд будет изрыгать повсюду яд, отравляя землю. Объединятся силы тьмы, великаны, мертвецы и другая нечисть.

Но боги вооружатся и соберут воинов Вальхаллы. Это войско, во главе с Одином и Тором, встретит врага. Начнется страшная битва. Лишь два представителя человеческого рода успеют спастись и найдут убежище внутри древа жизни, Иггдрасиля.

Один нападет на волка Фенрира, и после длительной борьбы Фенрир проглотит Одина. Змей Ёрмунганд сразится с Тором, Тюр - с демоническим псом, а Локи - с Хсймдаллем. Все они убыот друг друга. Огненный великан Сурт убьет Фрей-ра. Сын Одина Видар, схватив Фенрира за челюсти, разорвет ему пасть и отомстит за отца. Огненный великан Сурт разнесет огонь по земле, и все девять миров погибнут. Все и вся погибнет, а сушу скроет вода. Но два человека, спрятавшихся в дереве Иггдрасиль (и несколько богов, включая ожившего Бальдра), все-таки останутся. Это будут женщина и мужчина, Лив и Ливтрасир. Земля вновь выступит из воды, ее будет покрывать буйная растительность, вернутся птицы и рыбы. У Лив и Ливтрасира появятся дети, у которых будут свои дети, и жизнь снова возродится.


Заключение

 

Не претендуя на общемировое культурное значение, славянская мифология играет исключительно огромную роль в духовной культуре славянских народов. Мотивы и мифологемы древних верований включены во многие обряды и обычаи жителей Центральной и Восточной Европы, называющих себя славянами (в Болгарии, например, жениха бреют перед свадьбой до семи раз, и этот мотив волоса напрямую связан с Велесом/Волосом как богом предков). Земледельческая направленность мифов славян определила многие этические нормы, в частности миролюбие: у славян не было богов войны типа Ареса. Несомненно, славянское язычество оказало воздействие на христианство, прежде всего православие: может быть, исключительная устойчивость православия, во многом следующего изначальным канонам учения Иисуса Христа и апостольской церкви, связана с контаминацией язычества и религии в первые века существования православия у славян. Наконец, славянская мифология нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и М.И. Цветаевой, П.И. Чайковского и А.С. Даргомыжского, В.М. Васнецова и И.Я. Билибина и многих других, передавших в своих творениях дух и духовность предков.

Низшая» мифология народов средневековой Западной Европы схожа со славянской. Там тоже верили в «нечистую силу» - разных бесов. злобных духов, оборотней, вампиров, ведовство и т.д. Сохранились и представления о неведомой» силе. Это прежде всего феи - полненные существа, волшебницы, обитающие в лесах, источниках или в своей волшебной Стране фей, куда порой можно попасть.

В Западной Европе до наших дней сохранились некоторые языческие календарные праздники и обряды плодородия. Обычно они переосмыслены в христианском духе, но некоторые сохранили языческий вид. Так, на Британских островах до сих пор очень популярен Хэллоуин -День Всех Святых, отмечаемый I ноября как начало зимы. Он прямо восходит к кельтскому празднику Самайн (Самхейн). Считается, что в это время души всех умерших возвращаются на землю, и вообще возможен прямой контакт с потусторонним миром. В этот день жгли костры, а также для отпугивания «нечистой силы» устраивали шествия ряженых и делали особые пугала из тыквы (нет сомнения, что когда-то вместо тыквенных голов использовались человеческие). В этот день также гадали разными способами на будущий год, особенно на того, кто будет сердцу мил. В Уэльсе, например, верили, что если в День Всех Святых выйти на перекресток дорог и вслушаться в голос ветра, то услышишь рассказ обо всех важных событиях в течение следующих 12 месяцев. В Англии часто в этот день проводили обряды плодородия, например проводили весь скот через обруч из рябинового дерева - для защиты от фей и ведьм. В Ирландии же считали эту ночь временем зла и дьявола. Так, верили, что если призвать дьявола из-под отростка куста черной смородины, то будет весь год везти в игре в карты. Противоположный Самайну светлый праздник начала лета Бельтайн кельты праздновали 1 мая. Тогда они тоже жгли костры - вероятно, когда-то имелось в виду, что этим магически помогают солнцу. В Германии же. наоборот, именно ночь на 1 мая - Вальпургиева ночь - была временем ведьм и колдовства. Считалось, что эту ночь все ведьмы слетаются на метлах и вилах на гору Броккен на свой главный шабаш, который проводил сам сатана вкупе г другой нечистой силой. Там они пытались помешать благополучному урожаю и вообще всячески вредили. Поэтому во всех селах накануне этой ночи проводили церемонии изгнания ведьм: жгли костры с чучелами ведьм когда-то на них сжигали и живых людей - при язычестве как жертвы богам, а при христианстве как отступников от веры), звонили в колокола и т. д. Но в то же время верили, что в эту ночь целебные травы обретают чудесную силу.


Список использованной литературы

 

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - СПб., 1914.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. - М, 1865-1869.

3. Галъковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2 т. - М; Харьков, 1913, 1916.

4. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст.: В 2 т. - М., 1862-1915.

5. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. - М, 1994.

6. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текста. - М., 1974.

10. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968.

11. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

12. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.

13. Мифы народов мира. Энциклопедия. Под редакцией С.А. Токарева. М., 1982. В 2 т.

14. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2002.

1. Потебня А.А. I. О некоторых символах в славянской народной поэзии. II. О связи некоторых представлений в языке. III. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. IV. О доле и сродных с нею существах. Изд. 2-е. - Харьков, 1914.

2. Пропп В.Я, Исторические корни волшебной сказки -Л., 1946.

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. - Л., 1928.

10. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М, 1987.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.

12. Сахаров И.Л. Сказания русского народа. Изд. 3-е. - СПб, 1841,1849.

13. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 1.-М., 1995.

14. Смирницкая О.А. Корни Иггдрасиля. - Корни Иггдрасиля: древняя скандинавская литература. М., 1997.

15. Стеблин-Каменский ММ. «Круг Земной» как литературный памятник. - Стурлусон С. Круг Земной. М., 1980.

16. Стеблин-Каменский М.М. Исландские саги. - Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.

17. Стеблин-Каменский М.М. Мир саги. Становление литературы. Л., 1971.

18. Стеблин-Каменский М.М. Миф. Л., 1976.

19. Стеблин-Каменский М.М. Снорри Стурлусон и его «Эдда». - Стурлусон С. Младшая Эдда. М., 1970.

20. Стриндголъм А. Походы викингов. М., 2002.

21. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории/ Пер. с англ. А А Крушинской и К. Н. Татариновой. - Смоленск: Русич, 2007. - 624 с

22. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. - М., 1982

23. Хантингтон С. Столкновенрге цивилизаций. М., СПб., 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.152 с.)