Правовые основы оплаты труда работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы оплаты труда работников



 

Заработная плата является основным источником дохода сотрудников организации, с ее помощью контролируется мера труда и потребление. Заработная плата является важнейшим рычагом в управлении экономикой, а потому со стороны государства уделяется особое внимание на правовые основы организации и оплаты труда.

Конституция Российской Федерации является главным законодательным документом страны. В ней имеются статьи, которые полностью посвящены трудовым отношениям. Так, в статье 34 Конституции РФ определено, что каждый гражданин РФ обладает правом на свободу использования своих потребностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельностью и иной экономической деятельностью, которая не запрещена действующим законодательством.

В Конституции объявлено, что труд свободен (ст.37). Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободное распоряжение своими трудовыми навыками и умениями, на выбор рода деятельности или профессии. Так же, немаловажно, что в Конституции поставлен запрет на принудительный труд. Каждый гражданин имеет право получать вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации. Размер вознаграждения за труд должен быть не ниже закрепленного в федеральном законе минимального ежемесячного размера оплаты труда. Каждый гражданин РФ имеет право на защиту от безработицы.

Также в Конституции РФ закреплено, что каждый гражданин имеет право на отдых. Работающий по трудовому договору обладает гарантиями, установленными федеральным законодательством продолжительностью рабочего времени, выходными и праздничными днями, оплаченным ежегодным отпуском.

В статье 39 Конституция РФ определены виды социальной защиты граждан: каждый имеет право на получение социального обеспечения по возрастной категории, в случае возникновения болезни, приобретения инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Правовое регулирование оплаты труда основывается на соотношении между мерой труда и мерой его вознаграждения: нормативном и договорном. На сегодняшний день правовое регулирование осуществляют сочетанием этих методов. Различают два вида нормативного регулирования: государственное и негосударственное.

При помощи государственного регулирования устанавливаются государственными органами такие нормы оплаты труда, которые обязательны для участников любых трудовых отношений. По российскому законодательству функции такого регулирования могут осуществляться как федеральными органами государственной власти и управления, так и государственными органами субъектов Российской Федерации. На основании вышеизложенного можно говорить о государственном централизованном и децентрализованном регулировании оплаты труда.

Негосударственное регулирование возникает тогда, когда нормы оплаты труда, которые являются обязательными для всех сотрудников, в одностороннем порядке устанавливаются работодателем, но только в установленных законодательством пределах, с учетом специфики организации и особенностей труда организации. Такое право работодателя установлено ст.135 Трудового Кодекса РФ.

В условиях рыночной экономики область распространения регулирования оплаты труда со стороны государства значительно сужается. Государственное регулирование направлено на охрану не только интересов наемных сотрудников как наиболее экономически уязвимой категории, но и условий производства как таковых. Соответственно, при осуществлении функции защиты интересов сотрудников со стороны государства, прежде всего происходит предоставление государственных гарантий по оплате труда сотрудников, таких как:

запрещена дискриминация при установлении и изменении размера заработной платы и иных условий оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции РФ, ч.2 ст.132 ТК);

запрещено устанавливать заработную плату ниже величины минимального размера оплаты, закрепленной российским законодательством;

принятие мер по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы;

ограничивать перечень и размеры удержаний из заработной платы сраспоряжения работодателя, в том числе размеры налогообложения доходной части заработной платы;

ограничивать оплату труда в натуральной форме;

обеспечивать получение сотрудником заработной платы в случае приостановки деятельности работодателя и возникновения его неплатежеспособности на основании федерального законодательства;

осуществлять государственный контроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы и реализацией государственной гарантии по оплате труда;

привлечение к ответственности работодателя за нарушение требований в области оплаты труда (ст.130 ТК).

Кроме того, под государственным регулированием находятся вопросы, связанные с установлением условий оплаты труда сотрудников государственного учреждения, а также вопросы территориальной дифференциации заработной платы. Во всех приведенных случаях государство осуществляет прямые предписания, с использованием способа прямого государственного нормирования системы оплаты труда.

Государственными гарантиями по оплате труда являются средства, способы и условия, направленные на обеспечение осуществления предоставляемых сотрудникам прав в области оплаты труда.

Система базовых государственных гарантий по оплате труда сотрудников в соответствии со ст.130 Трудового Кодекса Российской Федерации включает:

) величину минимального размера оплаты труда, установленную на территории Российской Федерации;

) меру, обеспечивающую повышение уровня реального содержания заработной платы;

) ограничение причин и размеров удержания из заработной платы с распоряжения работодателя, а также размера налогообложения заработной платы;

) ограничение на оплату труда в натуральных формах;

) обеспечение получения сотрудником заработной платы при прекращении деятельности работодателя и по причине возникновения его неплатежеспособности на основании федеральных законов;

) осуществление государственного надзора и контроля за полнотой и своевременностью выплат заработной платы и реализации государственного гарантия на оплату труда;

) привлечение к ответственности работодателя за нарушение требований, которые установлены в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, коллективных договорах, соглашениях;

) установление сроков и очередности выплаты заработной платы.

Государственной гарантией по оплате труда сотрудников выступает комплекс мер, которые обеспечивают повышение уровня на реальное содержание заработной платы.

В ст.134 Трудового Кодекса Российской Федерации такими мерами предусматривается индексация заработной платы по росту потребительских цен на товары и услуги. Индексация необходима для обеспечения достойного уровня существования сотрудника, поддержания его уровня покупательской способности. Индексацию заработной платы осуществляют в порядке, который установлен действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями или нормативн-правовыми актами организации.

Следующая гарантия направлена на охрану оплаты труда сотрудников от необоснованности удержаний при помощи установления ограниченности перечня оснований и размеров этих удержаний, а также размера налогообложения дохода от заработной платы.

Удержание из заработной платы сотрудника может осуществляться только на основании Трудового Кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.

В частности, основываясь на п.1 ст.137 ТК РФ, порядок удержаний из заработной платы, направленных на погашение задолженности перед работодателем могут осуществляться:

) на возмещение выданной и неотработанной авансовой части заработной платы;

) на погашение неизрасходованных и своевременно не возвращенных авансов, выданных на коммандировачные расходы;

) на возврат суммы, которая была излишне выплачена сотруднику по причине возникновения счетных ошибок, а также суммы, которая была излишне выплачена сотруднику, если органами по урегулированию трудовых споров выявлена вина сотрудника в невыполнении нормы труда (ч.3 ст.155 ТК РФ) или простое (ч.3 ст.157 ТК РФ);

Заработную плату облагают подоходным налогом на основании с гл.23 Налогового Кодекса Российской Федерации. Заработную плату сотрудников облагают налогом на доходы физических лиц, который равен 13 %.

Государственная гарантия на ограничение оплаты труда в натуральном выражении заключается в том, что доля заработной платы в натуральном выражении не должна составлять больше 20 % ее общей суммы. Помимо этого, не допустима оплата труда в виде ограниченных оборотоспособных или необоротоспособных вещей.

Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового законодательства - основной способ защиты прав и интересов сотрудников. Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства на территории Российской Федерации осуществляется органами федеральной инспекции по труду (п.1 ст.353 ТК РФ). Помимо этого, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами на основании федеральных законов.

Согласно ст.419 Трудового Кодекса Российской Федерации лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права, должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности на основании Трудового Кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, а также должны привлекаться к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке норм федерального законодательства.

Договорное регулирование оплаты труда сотрудников базируется на том, что на заработную плату, как на ключевое условие использования труда, влияет не только стоимость труда, но и множество иных факторов, и поэтому она объективно может становиться предметом договорного соглашения.

Договорное регулирование оплаты труда может осуществляться в двух формах - коллективно-договорная и индивидуально-договорная.

С 01 января 2015 года в силу вступил ФЗ от 01.12.2014 № 408-ФЗ <http://na.buhgalteria.ru/document/n135620>. В нем устанавливается уровень минимального размера оплаты труда на период 2015 года, равный 5 965.00 рублей в месяц. По состоянию на 2014 год он был равен 5 554.00 рублей. Следовательно, в 2015 году произошло повышение минимального размера оплаты труда на 411.00 рублей.

Размер минимальной оплаты труда установлен в одинаковой сумме по всей территории РФ в соответствии с федеральным законодательством. Сумма минимального размера оплаты труда <http://www.buhgalteria.ru/spravochnik/mrot/> не может быть ниже уровня суммы прожиточного минимума трудоспособных членов общества.

Обеспечение минимального размера оплаты труда осуществляется:

•   Предприятиями и организациями, финансирование которых осуществляется из средств федеральных бюджетов, внебюджетных фондов, прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.

•   Предприятиями и организациями, финансирование которых осуществляется из бюджета субъектов РФ;

•   Предприятиями и организациями, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов местного уровня;

•   Иными работодателями - за счет их собственных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.016 с.)