Значение локальных нормативных актов в трудовом праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение локальных нормативных актов в трудовом праве



 

Для выяснения роли локального правового регулирования, с точки зрения защиты (охраны) трудовых прав работников на современном этапе, целесообразно проанализировать специфику функциональной направленности, присущую локальному правовому регулированию. Любой источник права выполняет в механизме правового регулирования свойственные ему функции, которые, в конечном счете, определяются его местом в системе источников права. Функции локального регулирования в трудовом праве должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие только данному явлению.

Следует отметить, что в юридической литературе на общетеоретическом уровне уже предпринимались попытки связанные с изучением и анализом функций локального регулирования в нормативно-правовой системе. Л.И. Антонова выделяла следующую группу функций, характерных для рассматриваемого правового воздействия: а) реализация законодательных предписаний; б) детализация, конкретизация законодательных предписаний; в) восполнение пробелов в праве; г) экспериментальной проверки законодательных положений; д) первичного правового регулирования общественных отношений; д) критики законодательных актов, не соответствующих потребностям правового государства. Т.В. Кашанина выделяла группу функций, рассматриваемых Л.И. Антоновой, за исключением устранения пробелов в праве. И.Н. Сенякин к функциям, выделенным Л.И. Антоновой, добавлял: а) регулятивную, характеризуя ее как детализацию правового регулирования путем установления более определенных взаимных прав и обязанностей; б) определенно-ограничительную, с помощью которой устанавливаются пределы общих предписаний); в) функцию специализации, содержание которой сводится к способности локальной нормы регулировать производственные отношения применительно к их специфике.

Интересно рассмотреть систему функций локального правотворчества, которую разработал С.В. Ведяшкин. Он указывает, что локальному регулированию, как неотъемлемой части правового регулирования, опосредующему взаимоотношения субъектов трудового права, свойственно наличие двух видов функций - общеправовых и специальных, присущих только ему. К общеправовым относятся - регулятивная и охранительная функции. К специальным функциям локального регулирования социально - трудовых отношений можно отнести производственную, воспитательную, партнерскую и образовательную.

Содержание производственной функции правового регулирования в рамках организации сводится к тому, что локальная норма (технологическая норма), опосредуя конкретный технологический процесс организации, определяет порядок выполнения наемными работниками трудовых действий, операций участников совместного, подчиненного хозяйской власти труда, начиная со стадии планирования и заканчивая приемом готовой продукции. Рассматриваемая локальная норма принимается работодателем самостоятельно и обеспечивает соответствующее поведения работников с учетом материально - технической базы, поставленных задач и целей организации, спроса на рынке товаров и услуг.

Воспитательная функция реализуется в локальных нормах связанных с поощрением (стимулированием) работников. Например, нормы, содержащиеся в положении о премировании и их применение. Осуществление воспитательной функции на локальном уровне можно рассматривать как сложную систему, которая реализуется в виде применения работодателем, его представителями, трудовым коллективом (в лице определенных его органов) своей компетенции по разъяснению рабочим и служащим юридической основы трудового поведения и контролю за ее соблюдением. Для воспитательной функции характерны правовые методы ее реализации.

Партнерская функциональная направленность локального регулирования в российском трудовом праве вытекает из самой его сути. Обеспечивая реализацию рассматриваемой функции, закрепляя определенный вариант взаимодействия сторон, локальная норма опосредует сферу социально - трудовых отношений в организации, проявляясь как "продукт" взаимного сотрудничества сторон (партнеров). Заключение коллективных договоров в организациях наиболее яркий пример, проявления социального партнерства на локальном уровне в России.

Образовательная функция локального регулирования проявляется в том, что "внутренние" нормы могут опосредовать социально-образовательный процесс в конкретной организации. Локальные нормативные акты, связанные с повышением квалификации работников, переобучением на производстве регламентируют обучение персонала. При этом получаемая работником научная, учебная информация, навыки, опыт способствуют приобретению новой для него профессии, квалификации.

Все вышеуказанные точки зрения по поводу выявления функций локального нормотворчества, безусловно, имеют право на существование. Не имеет смысла оспаривать, например, тот факт, что локальные нормативные правовые акты, будучи подзаконными, должны конкретизировать, детализировать и развивать принятое государством трудовое законодательство применительно к условиям данной организации. В этом и состоит главное их назначение. Как указывает Р.И. Кондратьев, обобщение опыта локального регулирования приводило уже в советское время к пересмотру или корректировке централизованных норм. При необходимости преобразования локальных нормативных предписаний в централизованные правовые нормы локальное правило может выступать в качестве своеобразного проекта будущей общей нормы.

Наибольшее количество споров связано с признанием за локальными нормативными актами функции восполнения пробелов в трудовом праве. Проблема восполнения пробелов в действующем законодательстве не относится к числу однозначно решенных в общетеоретическом плане, что вызывает дополнительные трудности при ее исследовании. Признание локальной нормы средством восполнения пробелов действующего законодательства в литературе по трудовому праву не является общим. Одни авторы полностью разделяют эту точку зрения, другие - отрицают, третьи считают локальные нормы только средством дифференциации, учета особенностей организации.

Этот аспект проблемы локального нормотворчества впервые был затронут В.А. Тарасовой. Она указывала, что в некоторых случаях предметом локальной нормы права может быть комплекс общественных отношений, вообще не урегулированный нормой общего значения, хотя и требующий правового регулирования. В этих случаях назначение локальной нормы - в восполнении пробела в праве. Это объясняется тем, что иногда законодатель не может полностью охватить общими нормами все общественные отношения, либо тем, что ранее не было потребности урегулировать правовыми нормами данный вид общественных отношений, а потом такая потребность возникла. В таких случаях данный вид общественных отношений вначале является предметом регулирования локальной нормы, а затем становится предметом нормы общего значения. Кроме того, локальная норма может восполнять пробел в праве и в случае, когда норма общего значения неполно регулирует все стороны данного вида общественных отношений и более конкретное регулирование сообразно с местными условиями предоставляет локальной норме. Так, например, ст.136 ТК РФ устанавливает общее правило о том, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Это общее правило конкретизируется в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре (устанавливается конкретный день). Более категорично по этому вопросу высказался И.Н. Каширин. Он считает, что социальное назначение локальных норм как раз в том и состоит, чтобы регламентировать отношения, не урегулированные общими и специальными нормами. Не согласен с данными учеными Р.И. Кондратьев. Он полагает, что с точки зрения обеспечения законности локального нормотворчества такой подход к решению этого вопроса представляется ошибочным. Локальная норма может восполнить пробел в законодательстве лишь в том случае, если такая возможность включена в содержание соответствующей нормы общего значения. Те виды трудовых отношений, которые правом не урегулированы, не могут быть предметом локальных норм, ибо назначение последних - конкретизация общих правовых предписаний применительно к особенностям производства.

Обратимся к понятию пробела в трудовом праве. Как указывает В.Б. Дресвянкин, пробел в российском трудовом праве - это отсутствие регулирования нормами российского трудового права общественных отношений, составляющих предмет трудового права, которые в силу объективных потребностей развития труда в российском обществе требуют нормативного правового опосредования, могут быть урегулированы нормами трудового права России и в соответствии с целевым и функциональным назначением этой отрасли права должны быть урегулированы нормами этой отрасли права. Показателен пример, приведенный Р.И. Кондратьевым. В 70-е годы он писал: "Интересно отметить, что метод жесткой централизации правового регулирования тарификации работ обусловливает временный характер принимаемых локальных правил, в том числе их правовосполняющей роли. Дело в том, что предприятия, самостоятельно проведшие тарификацию возникших профессий и работ, обязаны уведомить об этом вышестоящую организацию и предоставить ей проект тарифно-квалификационных характеристик на новую профессию. Новые профессии рабочих и тарифно-квалификационные характеристики на них вносятся в Единый тарифно-квалификационный справочник. Тем самым прекращается действие принятых локальных актов. Если к тому времени в конкретной организации возникнут новые профессии и работы и, следовательно, образуется пробел в праве, описанный поэтапный процесс правового регулирования повторяется".

Думаю, локальное нормотворчество в условиях научно-технического прогресса и расширения хозяйственной самостоятельности организаций следует рассматривать в качестве одного из правовых средств восполнения пробелов трудового права. Восполнение пробелов в трудовом праве осуществляется посредством принятия правотворческими органами в установленном порядке недостающих правовых норм, это полностью относится и к возможности работодателей самостоятельно, с учетом специфики производства и труда, устанавливать локальные правовые норм. В настоящее время восполнение пробелов в трудовом праве коллективными договорами справедливо рассматривается как одна из функций коллективно-договорных актов в механизме правового регулирования трудовых отношений. В целях восполнения пробелов права локальное нормотворчество осуществляется: а) в сфере отношений, составляющих предмет трудового права; б) в рамках компетенции конкретного работодателя; в) в случаях, допускающих регулирование пробельных отношений локальными нормами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.005 с.)