Материал и методика исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал и методика исследования



плоскостопие коррекция стопа

Оценка степени распространенности плоскостопия нами проводилась по методу плантографии, который состоит в получении и обработке отпечатков стоп (плантограмм).

Для получения отпечатков берется чистый лист бумаги, который кладется на пол. Ступни мажут цветной гуашью, и испытуемый встает на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Плантограммы собирались в медицинском кабинете гимназии.

Обработка плантограмм велась по методу Штритера (рис.1.)., который состоит в том, что к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы проводится касательная линия (АБ), из середины которой (точка В) восстанавливается перпендикуляр, пересекающий медиальный край в точке Г, а материальный – в точке Д

 

Рис.1. Обработка плантограммы по методу Штритера

 

Состояние продольного свода стопы определяется по формуле

 

I = -ГД\ВД х 100

и оценивается следующим образом (Хабибуллина, Тупиев, 2006):

- от 0 до 36 % - высокосводчатая стопа,

- от 36,1 до 43 % - повышенный свод

- от 43,1 до 50 % - нормальный свод,

- от 50,1 до 60 % - уплощение свода,

- от 60,1 до 70 % - плоскостопие

Для выявления причин возникновения плоскостопия проводился анализ медицинских карт учащихся и беседы с испытуемыми.

 


Результаты исследования

Характеристика объекта исследования

 

Исследования проводились в МОУ Татарская гимназия № 84 Октябрьского района г. Уфы.

Наблюдения велись в медицинском кабинете гимназии. Было обследовано 64 ученика 1-3 класса, из которых 29 мальчиков и 35 девочек (рис.2.). По возрасту ученики были распределены поровну.

 

Рис.2. Распределение испытуемых по полу

 

Оценка степени распространения плоскостопия

 

В результате анализа полученных плантограмм мы получили следующую картину (рис.3.): среди обследованных ребят нормальный свод стопы имеют 18 человек (т.е. 28 %). Оставшиеся ученики имели различные отклонения от нормы: У 8 учащихся (13% от общего количества обследованных) обнаружено плоскостопие, 12 учеников (19%) имеют высокосводчатую стопу и еще 13 учеников (20%) имеют повышенный свод.

 

 

Рис. 3. Распределение показателей индекса Штритера

 

Повышенный свод наблюдается при повышенном тонусе мышц. При этом так же нарушается амортизационная функция стопы, рассчитанной на работу под нагрузкой, равной весу «перевозимого» груза (массе тела). Такая жесткая "рессора" – высокосводчатая стопа - передает на скелет все удары не хуже распластанной, которая наблюдается при плоскостопии (http://www.pozvonok.ru).

Среди учащихся, страдающих плоскостопием, пять мальчиков и три девочки.

При анализе видов плоскостопия мы выявили, что у одного ребенка оно является врожденным, а у оставшихся приобретенным, статическим по происхождению. Основная масса из опрошенных ребят со статическим плоскостопием жаловалась на неудобную, тесную обувь.


ВЫВОДЫ

1. Среди обследованных ребят нормальный свод стопы имеют 18 человек (28 %). Оставшиеся ученики имели различные отклонения от нормы.

2. Плоскостопие обнаружено у 8 человек, среди которых 3 девочки и 5 мальчиков.

3. У одного ребенка плоскостопие является врожденным, а к семи – приобретенным, статическим по происхождению.

 


РЕКОМЕНДАЦИИ

Для профилактики плоскостопия мы рекомендуем:

1. Включить в комплекс физических упражнений на уроках физкультуры и в летнем лагере упражнения для стоп (см. приложение 2).

2. Поскольку «заработать» плоскостопие легче, если ходить в тесной неудобной обуви, носить высокие каблуки, много бегать, долго стоять, необходимо чаще давать отдых ногам — регулярно делать массаж стоп и ванночки (приложение 3), а так же следить за правильностью подбора обуви (приложение 4).

3. Учителям начальных классов и родителям необходимо следить, чтобы при чтении и другой работе за столом ребенок сидел, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячей работы и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучку воображаемый песок. Поскольку трудно держать под рабочим столом вашего ребенка кучу песка, положите ему туда круглую скалку, мячик из твердой резины - пусть катает эти предметы вдоль сводов стоп.

Все эти рекомендации мы довели по учащихся и учителей нашей школы.

 


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Билич Н.П. Медицинская популярная энциклопедия. – М.: АСП, 1997. – С. 123-125.

2. Хабибуллина И.Р., Тупиев И.Д. Спортивная морфология (практикум). - Уфа, 2006.-24с.

3. Чаговадзе А.Г. Предупреждение и лечение плоскостопия. – М.: Медицина, 1965. – 49 с.

4. Энциклопедия здоровья. / под ред. В.М. Петренко. – М., 1992. – С. 346-357.

5. http://www.medportal.ru.

6. http://www.pozvonok.ru

 


Приложение 1

Рис.1. Пример плантограммы нормальной стопы


Рис.2. Пример плантограммы стопы с плоскостопием


Приложение 2

Гимнастика для ног

1. При исходном положении ноги врозь, носки "смотрят" внутрь, делайте попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

2. Затем несколько минут походите на носках.

3. Потом такое же время походите на пятках.

4. Немного походите с поджатыми пальцами ног.

5. Потом походите с поднятыми пальцами.

6. Несколько раз в день по 10-15 минут ходите на наружных краях стопы, как "мишка косолапый". Такое положение компенсирует распластывание стопы и как бы собирает стопу "в кулак".

7. Попытайтесь несколько раз поднять с пола пальцами ног какой-нибудь мелкий предмет: карандаш, платок, костяшки домино.

8. Развороты стоп выполняются сначала сидя на стуле, затем стоя. Стопы следует разворачивать перпендикулярно друг другу: сначала пятка к пятке, потом носок к носку.

9. Сидя на стуле, поставьте стопы на ширину плеч и поворачивайте параллельно одна другой вправо и влево; то же самое надо выполнять стоя, держась за спинку стула.

11. Сидя на стуле, а затем на полу поднимитесь на ноги, опираясь на наружные края стоп. При подъеме с пола можно помогать себе руками.

12. Стоя на носках, переминайтесь с ноги на ногу.

13. Сидя на стуле, как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу.

14. То же самое делайте обеими ногами вместе.

15. Присядьте и, "волоча" ноги по полу, сделайте 30- 50 шагов.

 


Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.008 с.)