Классификация основных прав и свобод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация основных прав и свобод



Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

1.личные

2. политические

3. экономические, социальные и культурные.

Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

 

Теперь подробнее рассмотрим основные из перечисленных выше прав и свобод.

Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы существования человека и гражданина. Располагаются они в главе 2 Конституции РФ и не подразделяются на какие-либо группы, но каждое право касается определенной области жизни гражданина, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод. Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы по важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина. По этому основанию все права и свободы подразделяются на личные (гражданские, частные), социальные, экономические, культурные (духовные) и политические.

Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами. Совокупность политических прав включает в себя следующие конкретные права и свободы:

Статья 20 Российской Конституции гласит:

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

 

Жизнь человека—высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашаются “ценность человеческой личности” (преамбула) и право каждого человека на жизнь (статья 3). В Международном пакте о гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и недопустимость произвольного лишения жизни (статья 6). Российская Конституция исходит из этих положений.

Право на жизнь сохраняет свое значение вплоть до смерти человека. Однако до сих пор не прекратились дискуссии по вопросу о том, в какой момент наступает смерть. Этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с все расширяющейся практикой трансплантации человеческих органов. Вправе ли врач отключить приборы, искусственно поддерживающие некоторые физиологические функции человека (дыхание, сердцебиение), и изъять у него для пересадки органы, если установлено, что клетки мозга необратимо умерли? Имеют ли при этом правовое значение возражения родственников погибшего? На поставленные вопросы отвечает Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. “О трансплантации органов и (или) тканей человека”. В статье 9 предусмотрено, что заключение о смерти (открывающее возможность пересадки органов) дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга).

Статья 21 Российской Конституции гласит:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо, наделенное разумом, волей и чувствами. Достоинство—признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают. Другие. Достоинство субъективно (чувство собственного достоинства) и в то же время объективно (всеобщее признание и уважение личности). Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам охрану достоинства личности. Эта гарантия дается любому человеку, т. е. Конституция ставит знак равенства между понятиями “человек” и “личность”. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, а также душевнобольного. В частности, оскорбление таких лиц, ими не осознанное,—тоже преступление (статья 131 УК РСФСР). Запрещая унижать достоинство и честь всех лиц, подвергаемых освидетельствованию (статья 181 УПК РСФСР), привлекаемых к участию в следственном эксперименте (статья 183 УПК РСФСР), закон исходит из того, что они—личности.

В статье 22 Конституции сказано:

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на свободу и личную неприкосновенное принадлежит каждому гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства, лицу с двойным гражданством.

Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях родителями, усыновителями, опекунами и попечителями в интересах надлежащего воспитания несовершеннолетних или охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов душевнобольных. Но злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, оставление подопечных без надзора и помощи влекут соответственно лишение родительских прав или отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (статьи 59, 138 Кодекса о браке и семье РСФСР).

Государство гарантирует право гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях нарушения этого права человек может требовать его восстановления по суду (см. комментарий к статье 46).

Частью первой статьи 22 учреждены два правовых института: 1) неприкосновенность личности, 2) неприкосновенность личной жизни. Первый институт закреплен в статьях 21 и 22, а второй—в статьях 23, 24, 25 Конституции.

В статье 22 право на свободу связано с личной неприкосновенностью. Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).

 

Статья 23 Российской Конституции гласит:

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Частная жизнь (в некоторых правовых и литературных источниках—личная жизнь) представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. “Неприкосновенность” и “тайна”—два понятия, характеризующие природу данного института.

Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий—врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).

Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: 1) борьбы с преступностью; 2) защиты здоровья граждан; 3) при объявлении чрезвычайного и военного положения.

Статья 20 Российской Конституции гласит:

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Запрет проникновения в жилище означает недопустимость не только вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иных форм получения сведений о том, что происходит в жилище. В частности, по общему правилу недопустимы использование современных технических средств для прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальные наблюдения за жилищем. Имеется в виду недопустимость установки в жилище микроаудиозаписывающей и видеоаппаратуры, использование чердаков, подвалов, каналов вентиляции для установки аудио- и видеоаппаратуры, фиксирующей все происходящее в жилище, дистанционного наблюдения за жилищем. Такие действия возможны лишь на основании и в порядке, установленном законом. В комментарии к статье 23 Конституции были названы законы Российской Федерации, допускающие негласную оперативно-розыскную деятельность.

 

В Статье 30 Российской Конституции говорится:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на объединение—одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений (подчеркнем, что на территории России до- принятия соответствующих нормативных актов нормы правовых актов бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции, законодательству Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации (часть третья статьи 13, статья 30) и законодательство (Закон СССР от 9 октября 1990 г. “Об общественных объединениях”, Закон СССР от 10 декабря 1990 г “О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности”, статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации) закрепляют право на создание и деятельность политических партий, общественных движений, профсоюзов, предпринимательских объединений, женских и молодежных организаций, творческих союзов, социально-экономических и социально-культурных обществ и ассоциаций.

Статья 31 Российской Конституции гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование—важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий—субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.). Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Основными законодательными актами, регулирующими право на проведение публичных мероприятий, являются, в частности: Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июля 1988 г. “Об ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций”.

В Статье 32 Российской Конституции говорится:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статья 33 Российской Конституции гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 года, а также в Конституции РСФСР 1978 года.

После распада СССР на территории Российской Федерации продолжают действовать некоторые законодательные акты Союза ССР, так как регулируемые ими вопросы не нашли еще своего нормативного закрепления в российском законодательстве. Основным нормативным актом, регламентирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, является пока Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (в редакции от 4 марта 1980 г.). Этот Указ далек от совершенства, так как в нем не нашли своего нормативного закрепления многие важные аспекты, связанные с правом гражданина на подачу обращений. Естественно, необходимы разработка и принятие нового закона о порядке рассмотрения обращений граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.019 с.)