Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью



 

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения ребенка-инвалида в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако семьи с больными детьми развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации [19].

Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи. К сожалению, окружающие не всегда считаются с тем, что в такой семье горе - не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. Если в семье процесс осознания новых реалий бытия развивается правильно, можно надеяться, что родители смогут принять и своего ребенка с функциональными ограничениями относительно скоро. Одновременно они сами могут избежать впоследствии психических расстройств на почве болезни ребенка.

Большинство из тех, кто прошел через горе, приспосабливаются к своей новой жизни без профессиональной помощи. Хотя горе является естественной и здоровой реакцией человека на потерю чего-то очень дорогого. Родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничения ребенка. Если у родителя появляются физические симптомы, если он испытывает очень сильное чувство вины и гнева, длительную депрессию или сильное отчаяние, которые не проходят, это может означать, что ему или ей нужна профессиональная помощь. Если горе родителей совершенно не проявляется внешне, возможно, оно отрицается или накапливается внутри. В этом случае также может понадобиться помощь [20].

В настоящее время существует большое число моделей реабилитации детей-инвалидов и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция (возврат) детей-инвалидов в общество. При этом сами дети должны ощущать себя не менее полноправными членами общества, чем другие группы их сверстников. С учетом сказанного, цель реабилитации можно определить и так: это улучшение качества жизни и социального функционирования детей-инвалидов посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

Проблема «ребенок-инвалид» имеет как бы два плана: с одной стороны - семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания; а с другой - сам ребенок-инвалид: его проблема как личности в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации особенных детей имеющих инвалидность, выполняет его семья. Родители, у которых есть такие дети, особенно остро сталкиваются с проблемами в решении материально-бытовых, жилищных, психологических проблем, а также проблем связанных с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего они испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций.

Работа с родителями не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело развития стало общим делом семьи и социальных служб, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Познавательные: семинары-практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно-аналитические: анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик».

Досуговые: совместный досуг, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка добрых дел.

Так суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Основные виды работы с родителями:

. Родительские собрания - 1-2 раза в квартал.

. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.

. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.

. Организация совместной деятельности родителей и детей - 1 раз в четверть

привлечение родителей к проведению праздников;

привлечение родителей к организации экскурсий.

. Организация работы родительского комитета.

. Придумать поощрение родителей за сотрудничество [19].

В заключение параграфа можно сказать, что родительская работа с ребёнком-инвалидом безусловно важна и даже во многом является определяющей, но необходимо их направлять. Это одна из сторон проводимой работы социального работника с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому важно знать как и в какой форме это делать, какие методы использовать.

Подводя итог главы можно сказать, что для родителей понимание и признание того факта, что их ребёнок-инвалид - это эмоционально невероятно сложная задача, требующая от человека активации всех его моральных качеств и огромной смелости. Эмоциональный фон в большинстве семей бывает крайне напряжённым. У многих родителей часто не хватает сил для сохранения семьи. Главной задачей социального работника является именно сохранение семьи через выполнение подзадач, которые позволят принять родителям существующее положение вещей, адаптироваться, полюбить своего ребёнка и помочь ему. Это осуществляется через совместную работу социального работника с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями, через информирование и обучение специалистами по социальной реабилитации. Через взаимодействие специалистов по социальной реабилитации и их совместной работы с родителями детей с ограниченными возможностями можно достичь высоких результатов в реабилитации и адаптации их детей.

 


Заключение

 

Темой данной курсовой работы является «Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации».

Данная работа может быть интересна тем, кто только начинает работать в сфере социального обслуживания или социально-правовой защиты населения. Особенно тем, кто имеет мало собственного опыта в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Из этой работы они смогут подчерпнуть знания о том, какими качествами нужно обладать, какие функции предстоит выполнять, особенности детей-инвалидов, эмоциональное состояние родителей.

К сожалению, в законодательстве в отношении социальной реабилитации есть только информация о праве ребёнка-инвалида на образование, осуществление материального, социально-бытового и медицинского обеспечения, право на получение технических средств, Порядок назначения и выплаты государственной помощи по уходу, льготы на жилье и право ребенка-инвалида на труд. Это те правовые знания, которыми социальному работнику нужно обладать и уметь с ними работать, но к коммуникационному аспекту они не относятся.

Специалисту по социальной работе важно помнить, что эффективность социальной реабилитации может быть получена при условии взаимосвязи и согласованности действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов. Одновременное параллельное взаимодействие специалистов разных профилей, объединенных реализацией комплексной программы реабилитации, направленной на социальную адаптацию ребенка, позволяет каждому специалисту выполнять свои обязанности максимально продуктивно в общем ключе действий всех специалистов и тем самым достигать максимальных результатов в социальной адаптации. Это максимально реализуемо в рамках многопрофильных центров реабилитации детей с ограниченными возможностями. Нужно понимать, что специалист по социальной работе не может сделать всё это самостоятельно, однако стоит обладать небольшими знаниями о специфике работы других специалистов по социальной реабилитации, чтобы можно было действовать в строго определённом ключе.

Специалисту по социально работе нужно понимать, что дети с ограниченными возможностями обладают такими же потребностями. Как и всем детям, для развития им необходимо общение. У них, как и у других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты "кем-то стать, когда вырастешь", обрести профессию и получить достоянную работу. Также ребенок-инвалид может быть способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Специалист должен быть объективен и не обладать стереотипами, сложившимися в обществе. Для этого необходимы коммуникативные умения и гуманистические личностные качества.

Также необходимо постоянно совершенствоваться. Совершенствоваться можно через овладение новыми формами социальной работы: различные тренинги, игры, использование технических средств и даже театральное мастерство. Всё, что развивает коммуникативные навыки и помогает в работе можно использовать, разумеется, при обладании возможности и отсутствии противопоказаний участвовать у клиента.

Исходя из всего выше сказанного, я могу заключить, что коммуникативный аспект социальной работы в процессе социальной реабилитации имеет большое значение и не менее важным является наличие профессиональной компетентности специалистов в вопросах осуществления коммуникации при работе с детьми-инвалидами.


 

Использованные источники и литература

 

Литературные источники

1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М: Независимая фирма "Класс", 1994.

2. Шмелёва Н.Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социального работника - Ульяновск, 2003

.   Кибанов А.Я., Захаров Д., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник:/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

.   Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью - Ярославль, 1999.-238 с.

.   Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России" 1993.

.   Карнеги Д. Как завоевать друзей.

.   Владимирова О.А., Овчинников Ю.А. Методика психологического консультирования в социальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, №2

.   А.А. Козлов «Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность». - М.: КНОРУС, 2005

.   Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. - М.: Владос, 2009. - 300 с.

.   Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

.   Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003. - 186 с.

.   Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: 2005. - 180 с.

.   Лебединская, К.С. Задержка психического развития. - М.: Педагогика. - 2007. - 280 с.

.   Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. -349 с.

.   Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Социально-педагогическая интеграция в России. Первые шаги / Под ред. А.А. Цыганок. М., 2001.

.   Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М., 1995.

.   Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

.   Советы психолога родителям детей-инвалидов. Семёнова Л.В.

.   Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. - М., 1988.

.   Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. -2001. -№27. - С.15.

Интернет источники

21. Коммуникативная деятельность социального работника

. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента

23. Ребенок-инвалид в семье

Нормативные акты

. Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года №394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов"

. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.96 №1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов"

. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке признания граждан инвалидами" от 13 августа 1996 года №965



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.028 с.)