ТОП 10:

Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью



 

Специфика взаимоотношений ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Когда ребенок впервые появляется в кругу здоровых детей на детской площадке, то сразу можно почувствовать настороженность, которая появляется по отношению к нему. Некоторые дети отходят и издали наблюдают за ребенком, через некоторое время продолжают заниматься своей игрой. В крайне редких случаях какой-то ребенок подойдет к ребенку-инвалиду, проявит интерес и предложит поиграть. Многие родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенно с ДЦП, знают, что физические ограничения в передвижении, речевые нарушения затрудняют общение их детей.

Сложности общения ребенка-инвалида со здоровыми сверстниками вызваны несколькими причинами, которые взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Это, в первую очередь трудности, связанные с физическими дефектами развития ребенка, то есть ограничения в передвижении. Поэтому он вынужден оставаться в стороне. Для некоторых детей (например, тех, кто не может передвигаться без колясок или других приспособлений) возникает множество физических барьеров: ступеньки, лестницы, бордюры, неровности поверхности и другие. Нередко эти барьеры являются непреодолимыми. Поэтому такие дети вынуждены постоянно находиться дома, тем самым они изолируются от общения. Их контакты ограничиваются родственниками и учителями (если такие дети обучаются на дому).

Другой причиной, приводимой к трудностям в общении ребенка-инвалида со сверстниками, является социальная изоляция. Часто родители, боясь, что над ребенком будут смеяться сверстники и осудят окружающие люди, изолируют его от взаимодействия с ними, лишая тем самым речевой практики и практики межличностных отношений.

Еще одним неблагоприятным положением может стать негативная оценка родителями поведения ребенка. Это может выражаться в том, что родители и воспитатели разговаривают с ребенком раздраженно, отрицательно оценивают его поступки и переносят такую оценку на личность в целом. Ребенок, особенно подросток, осознав свою неполноценность, подкрепленную негативными высказываниями окружающих, очень остро реагируют на возникшие ситуации. Дети постепенно начинают верить в то, что говорят окружающие и родители. Тем самым ребенку навязывается эмоциональное неблагополучие.

Если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, ярко выраженное плохое настроение, то это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов [15].

Степень развития общения определяется выраженной потребностью в общении, разнообразием целей и средств общения. Дети раннего возраста, имеющие особенности речевого развития и посещающие логопедические группы или логопедические детские сады ограничены в общении со сверстниками, посещающими обычные детские сады. Эталоном речи для них становится речь логопеда, воспитателя и родителей. Поэтому необходимо обращать внимание на расширение круга общения ребенка с окружающими детьми. Ребенка с особенностями речевого развития необходимо включать в игровую и досуговую детскую деятельность. Раннее включение в широкую коммуникативную среду в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовывать общение со сверстниками и взрослыми, знакомиться и легко общаться с окружающими людьми, устанавливать дружеские отношения, чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях с окружающими. Все поведение подростка подчинено его самооценке, которая, в свою очередь, формируется в процессе общения с окружающими людьми. В зависимости от отношения ребенка с особенностями речевого развития к себе, к своей собственной речи, умения и готовности общаться (особенности речи как препятствие в общении, ориентирование в ситуации общения, эмоциональное переживание особенностей своей речи), можно определить два основных типа самооценки речевой деятельности: коммуникабельный и некоммуникабельный.

Дети, имеющие коммуникабельный тип самооценки речевой деятельности испытывают потребность в общении, проявляют инициативу в установлении новых контактов. Особую важность для данной категории детей имеют доверительные отношения, позиция сверстника. Как правило, дети с коммуникабельным типом самооценки речевой деятельности стремятся к общению, но иногда испытывают трудности в силу эмоционального переживания особенностей своей речи. Для детей с данным типом самооценки речевой деятельности особенности собственной речи не являются препятствием к установлению личных отношений. Они легко знакомятся с новыми людьми, у них много друзей, как правило, не испытывают затруднений в семейном самоопределении.

Дети с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельности внешне неконтактны, не всегда выступают инициаторами общения. Из-за выработанного стереотипа в общении с окружающими избегают новых ситуаций общения, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности в общении, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. В силу данных обстоятельств в некоторых случаях дети не всегда проявляют инициативу при знакомстве с новыми людьми, стараются общаться в привычном круге людей. В связи с этим необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолимо, и он будет успешен в жизни.

Специалистам необходимо обращать внимание на данные особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитательной и педагогической работы по формированию навыков общения. В литературе описаны разнообразные способы, игры, тренинги и упражнения, обучающие детей сотрудничеству и партнерскому взаимодействию, которые помогут ребенку с особенностями речевого развития поверить в свои силы и быть успешным.

Следующие особенности необходимо учитывать при организации коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи:

. Дети, имеющие высокий уровень проявления коммуникативности, острее переживают свой речевой дефект, стараются скрыть потребность в общении и желание общаться.

. Из опыта общения с детьми, имеющими нарушения речи, можно сделать вывод, о том, что компенсации недостатка коммуникативных умений не возникает. Осознание дефекта влияет на выбор будущей профессии.

. У детей с речевыми нарушениями сложился стереотип отношения к своей речи. Даже слыша вокруг себя вполне нормальную речь и стараясь соответствовать нормативам, не испытывая дискомфорта в общении, все равно в определенных ситуациях задумываешься, что говоришь не «как все» (хотя другие могут воспринимать твою речь как вполне правильную). Возникает чувство понимания и осознания, что окружающие оценивают речь, проигрываешь варианты их отношения ко мне и к моей речи.

Таким образом, осознание особенностей своей речи, может привести к ограничению круга общения подростка. Поэтому, большое внимание нужно уделять психологической помощи такой категории подростков. Важным условием успешной коррекции речевых нарушений является и активная позиция самих подростков. Необходимо максимально объединить силы родителей с терпеливым и длительным сотрудничеством со специалистами. Развитие коммуникативных способностей позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня самосознания подростка, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопределения [16].

Общие правила общения с детьми-инвалидами:

) Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, - это страх и растерянность. Особенно, к примеру, перед ребёнком, страдающим ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица - можно поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза. Вместо этого лучше сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Однако, в отношении с ребёнком надо всё же помнить, что вы специалист и взрослый. Необходимо помнить, что социальный работник обеспечивает, в том числе и воспитательную функцию. В этой связи специалист стоит всё же выше и направляет ребёнка.

) Используйте его возможности

Если вам предстоит контакт с таким ребёнком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом имеют трудности в передвижении. Говорить нужно внятно и членораздельно. Взрослого это могло бы обидеть, но с ребёнком-инвалидом нужно именно так. Если ребёнок с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

) Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ребёнку, напротив, необходимо видеть мужество родителей и ощущать их любовь. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а предоставление примера силы и спокойствия. Спокойствие - это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе ребёнка-инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой [17].

В заключение параграфа можно сказать, что кроме самой инвалидности у ребёнка-инвалида есть и другие трудности, с которыми он ежедневно сталкивается. Всё это откладывается в его личности. И социальный работник должен знать, что ему предстоит работать именно с такой личностью. Оттого важно обладать информацией особенностей развития ребёнка-инвалида, причин развития и правильного отношения к ребёнку-инвалиду.

В заключении главы можно сказать, что все люди разные, у каждого своя жизнь и свои проблемы. Социальный работник работает именно с этими проблемами, ища из них выход и помогая людям в их желании жить более счастливо и вести полноценный образ жизни. Социальный работник должен обладать необходимыми навыками коммуникации а также знаниями особенностей клиентов, чтобы можно было помогать хотя бы той группе населения на которой он специализируется.

 

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.005 с.)