Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе



Оглавление

Введение

Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе

1.1 Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность

1.2 Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Глава 2. Профессиональное общение специалистов с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации

2.1 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

2.2 Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью

Глава 3. Особенности профессионального общения специалистов по реабилитации с родителями детей с инвалидностью

3.1 Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

3.2 Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью

Заключение

Использованные источники и литература

 


 

Введение

 

Инвалиды с детства и дети-инвалиды (до 18 лет) составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза. По прогнозам Федерального научно-практического центра МСЭ и реабилитации инвалидов, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, абсолютное число инвалидов в 2010 г. достигло 13,2 миллионов человек, а доля инвалидов в населении в 2015 г. составит 10% при благоприятных условиях развития страны или 15% при неблагоприятных.

Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества как эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных и отечественных учебных пособий дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы - как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем, существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в современном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе - это одна из задач государства. И поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

Ко всему прочему в России остроту данной проблеме придает то, что вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Направлениями работы социальных служб являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания детей-инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание детей-инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг.

В настоящее время существует множество актов, раскрывающих основные понятия и правовую основу социальной работы с детьми-инвалидами. Примером могут быть Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года №394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов», Указ Президента Российской Федерации от 01.06.96 №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 года №965, «Методические указания по определению причин инвалидности» и многие другие.

Актуальность данной работы состоит в том, что у специалистов нет обобщённой информации о коммуникативной функции с детьми с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации. А данная работа предоставляет данную информацию.

Цель исследования - изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители;

2) изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

)   описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

)   определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов;

)   сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

Объект исследования - коммуникативная функция специалиста по социальной работе.

Предмет исследования - коммуникации специалистов по социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важный фактор эффективности реабилитационного процесса.

Гипотеза исследования состоит в том, что коммуникативная компетентность специалистов является необходимым условием социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В работе использованы общетеоретические методы, а также анализ документов, наблюдение и опрос.

Научная новизна работы состоит в том, что был проанализирован и систематизирован материал, описывающий деятельность специалистов по социальной реабилитации, а также представлены конкретные рекомендации по оценке эффективности общения с детьми-инвалидами.

Практическая значимость состоит в том, что она предоставляет систематизированные знания, которые могут быть использованы специалистами по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 


 

Заключение

 

Темой данной курсовой работы является «Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации».

Данная работа может быть интересна тем, кто только начинает работать в сфере социального обслуживания или социально-правовой защиты населения. Особенно тем, кто имеет мало собственного опыта в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Из этой работы они смогут подчерпнуть знания о том, какими качествами нужно обладать, какие функции предстоит выполнять, особенности детей-инвалидов, эмоциональное состояние родителей.

К сожалению, в законодательстве в отношении социальной реабилитации есть только информация о праве ребёнка-инвалида на образование, осуществление материального, социально-бытового и медицинского обеспечения, право на получение технических средств, Порядок назначения и выплаты государственной помощи по уходу, льготы на жилье и право ребенка-инвалида на труд. Это те правовые знания, которыми социальному работнику нужно обладать и уметь с ними работать, но к коммуникационному аспекту они не относятся.

Специалисту по социальной работе важно помнить, что эффективность социальной реабилитации может быть получена при условии взаимосвязи и согласованности действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов. Одновременное параллельное взаимодействие специалистов разных профилей, объединенных реализацией комплексной программы реабилитации, направленной на социальную адаптацию ребенка, позволяет каждому специалисту выполнять свои обязанности максимально продуктивно в общем ключе действий всех специалистов и тем самым достигать максимальных результатов в социальной адаптации. Это максимально реализуемо в рамках многопрофильных центров реабилитации детей с ограниченными возможностями. Нужно понимать, что специалист по социальной работе не может сделать всё это самостоятельно, однако стоит обладать небольшими знаниями о специфике работы других специалистов по социальной реабилитации, чтобы можно было действовать в строго определённом ключе.

Специалисту по социально работе нужно понимать, что дети с ограниченными возможностями обладают такими же потребностями. Как и всем детям, для развития им необходимо общение. У них, как и у других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты "кем-то стать, когда вырастешь", обрести профессию и получить достоянную работу. Также ребенок-инвалид может быть способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Специалист должен быть объективен и не обладать стереотипами, сложившимися в обществе. Для этого необходимы коммуникативные умения и гуманистические личностные качества.

Также необходимо постоянно совершенствоваться. Совершенствоваться можно через овладение новыми формами социальной работы: различные тренинги, игры, использование технических средств и даже театральное мастерство. Всё, что развивает коммуникативные навыки и помогает в работе можно использовать, разумеется, при обладании возможности и отсутствии противопоказаний участвовать у клиента.

Исходя из всего выше сказанного, я могу заключить, что коммуникативный аспект социальной работы в процессе социальной реабилитации имеет большое значение и не менее важным является наличие профессиональной компетентности специалистов в вопросах осуществления коммуникации при работе с детьми-инвалидами.


 

Использованные источники и литература

 

Литературные источники

1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М: Независимая фирма "Класс", 1994.

2. Шмелёва Н.Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социального работника - Ульяновск, 2003

.   Кибанов А.Я., Захаров Д., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник:/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

.   Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью - Ярославль, 1999.-238 с.

.   Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России" 1993.

.   Карнеги Д. Как завоевать друзей.

.   Владимирова О.А., Овчинников Ю.А. Методика психологического консультирования в социальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, №2

.   А.А. Козлов «Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность». - М.: КНОРУС, 2005

.   Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. - М.: Владос, 2009. - 300 с.

.   Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

.   Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003. - 186 с.

.   Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: 2005. - 180 с.

.   Лебединская, К.С. Задержка психического развития. - М.: Педагогика. - 2007. - 280 с.

.   Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. -349 с.

.   Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Социально-педагогическая интеграция в России. Первые шаги / Под ред. А.А. Цыганок. М., 2001.

.   Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М., 1995.

.   Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

.   Советы психолога родителям детей-инвалидов. Семёнова Л.В.

.   Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. - М., 1988.

.   Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. -2001. -№27. - С.15.

Интернет источники

21. Коммуникативная деятельность социального работника

. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента

23. Ребенок-инвалид в семье

Нормативные акты

. Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года №394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов"

. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.96 №1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов"

. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке признания граждан инвалидами" от 13 августа 1996 года №965

Оглавление

Введение

Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе

1.1 Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность

1.2 Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Глава 2. Профессиональное общение специалистов с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации

2.1 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

2.2 Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью

Глава 3. Особенности профессионального общения специалистов по реабилитации с родителями детей с инвалидностью

3.1 Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

3.2 Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью

Заключение

Использованные источники и литература

 


 

Введение

 

Инвалиды с детства и дети-инвалиды (до 18 лет) составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза. По прогнозам Федерального научно-практического центра МСЭ и реабилитации инвалидов, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, абсолютное число инвалидов в 2010 г. достигло 13,2 миллионов человек, а доля инвалидов в населении в 2015 г. составит 10% при благоприятных условиях развития страны или 15% при неблагоприятных.

Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества как эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных и отечественных учебных пособий дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы - как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем, существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в современном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе - это одна из задач государства. И поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

Ко всему прочему в России остроту данной проблеме придает то, что вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Направлениями работы социальных служб являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания детей-инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание детей-инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг.

В настоящее время существует множество актов, раскрывающих основные понятия и правовую основу социальной работы с детьми-инвалидами. Примером могут быть Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года №394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов», Указ Президента Российской Федерации от 01.06.96 №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 года №965, «Методические указания по определению причин инвалидности» и многие другие.

Актуальность данной работы состоит в том, что у специалистов нет обобщённой информации о коммуникативной функции с детьми с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации. А данная работа предоставляет данную информацию.

Цель исследования - изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители;

2) изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

)   описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

)   определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов;

)   сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

Объект исследования - коммуникативная функция специалиста по социальной работе.

Предмет исследования - коммуникации специалистов по социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важный фактор эффективности реабилитационного процесса.

Гипотеза исследования состоит в том, что коммуникативная компетентность специалистов является необходимым условием социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В работе использованы общетеоретические методы, а также анализ документов, наблюдение и опрос.

Научная новизна работы состоит в том, что был проанализирован и систематизирован материал, описывающий деятельность специалистов по социальной реабилитации, а также представлены конкретные рекомендации по оценке эффективности общения с детьми-инвалидами.

Практическая значимость состоит в том, что она предоставляет систематизированные знания, которые могут быть использованы специалистами по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 


 

Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.045 с.)