ТОП 10:

Описание результатов исследования



 

Выборку исследования составили 18 человек в возрасте от 23 до 48 лет. Каждый из респондентов ответил на вопросы двух методик для выявления уровня компетентности и на вопросы методики для определения личностных особенностей.

Полученные результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Полученные данные в ходе исследования

№ Р Ур.Ком Фактор А Фактор Б Фактор С Фактор Д Фактор К Фактор М Фактор Н A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
1 3 9 10 7 11 9 8 12 5 8 6 3 7 7 8 6 6 5 8 6 7 4 6 5
2 3 11 11 13 8 18 13 7 9 10 7 7 6 5 9 10 10 4 8 4 6 3 3 3
3 4 16 9 7 10 9 8 7 5 8 4 5 6 7 9 8 5 6 5 5 8 3 5 7
4 2 5 5 6 7 9 8 10 5 6 6 7 5 6 4 7 4 4 7 8 4 6 7 8
5 3 12 12 12 10 4 10 14 7 5 5 5 5 5 7 4 5 7 8 5 7 5 8 4
6 2 15 10 14 9 18 6 13 7 5 6 9 8 6 8 10 7 5 7 7 8 1 6 6
7 2 4 9 10 12 9 7 8 6 8 6 9 8 7 8 5 4 5 7 5 6 4 6 4
8 3 6 8 12 6 18 8 7 8 7 9 7 6 5 9 10 6 8 8 6 4 6 5 6
9 2 16 16 8 12 15 9 12 7 6 4 6 7 7 7 7 7 7 5 7 6 3 3 5
10 2 16 8 8 3 14 10 16 6 2 8 3 4 7 5 8 3 3 10 9 3 5 8 7
11 3 12 12 12 10 4 10 14 7 5 5 5 5 5 7 4 5 7 8 5 7 5 8 4
12 2 15 10 14 9 18 6 13 7 5 6 9 8 6 8 10 7 5 7 7 8 1 6 6
13 3 9 10 7 11 9 8 12 5 8 6 3 7 7 8 6 6 5 8 6 7 4 6 5
14 3 11 11 13 8 18 13 7 9 10 7 7 6 5 9 10 10 4 8 4 6 3 3 3
15 2 16 16 8 12 15 9 12 7 6 4 6 7 7 7 7 7 7 5 7 6 3 3 5
16 2 16 8 8 3 14 10 16 6 2 8 3 4 7 5 8 3 3 10 9 3 5 8 7
17 1 11 9 10 8 7 5 6 8 4 6 8 4 6 7 8 6 8 6 5 7 4 6 5
18 3 8 8 7 5 9 6 7 7 8 7 5 5 8 4 5 9 9 9 8 9 5 5 4

В соответствующих столбцах таблицы приведены критерии выраженности отдельных личностных факторов, позволяющих выявить взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем коммуникативной компетентности профессионалов.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

Для того чтобы установить взаимосвязь между отдельными личностными факторами и уровнем коммуникативной компетентности у разнотипных профессионалов, мы условно разделили респондентов на 3 группы:

Человек-техника (Т) - 6 человек

Человек-человек (Ч) - 6 человек

Человек-знаковая система (З) - 6 человек

В ходе анализа полученных данных была выявлена корреляционная связь на уровне значимости 1% между отдельными показателями уровня коммуникативной компетентности и личностными особенностями в каждой группе.

 

Таблица 2 - «Результаты корреляции Пирсона. Группа (Т)»


 

Анализ результатов корреляции позволяет нам сделать следующие выводы: обнаружены достоверные корреляционные связи между отдельными показателями уровня коммуникативной компетентности и личностными особенностями в данной группе.

В целом, взаимосвязь связь будет имеет следующий вид (см. рис. 1).

 

Рис. 1 - «Корреляционная связь уровня коммуникативной компетентности и личностных особенностей группы (Т)»

 

На рисунке хорошо видно как коррелируют между собой отдельные факторы.

Проанализировав полученные результаты, можно определить, что в данной группе (Т):

Обнаружена связь развитости логического мышления и сообразительности с выдержанностью, спокойствием, работоспособностью, реалистической настроенностью. Имеет место трезвая оценка вещей при эмоциональной ригидности.

Низкий уровень коммуникативной компетентности профессионалов связан со стремлением к независимости, ориентированности на себя, предпочтением собственных решений с критическим настроем, сверхосторожностью, стремлением к покровительству, осторожностью в своих поступках, эгоцентричностью.

Эмоциональная выдержка, контроль своих эмоций и поведения, расчетливость, самоконтроль связаны с такими особенностями как трезвость, молчаливость, серьезность в общении.

 

Таблица 3 - «Результаты корреляции Пирсона. Группа (Ч)»

 

Анализ результатов корреляции позволяет нам сделать следующие выводы: обнаружены достоверные корреляционные связи между отдельными показателями уровня коммуникативной компетентности и личностными особенностями в данной группе.

В целом, взаимосвязь связь будет имеет следующий вид (см. рис. 2).


 

Рис. 2 - «Корреляционная связь уровня коммуникативной компетентности и личностных особенностей группы (Ч)»

 

На рисунке хорошо видно как коррелируют между собой отдельные факторы.

Проанализировав полученные результаты, можно определить, что в данной группе (Ч):

На высокий уровень общительности и степень открытости влияют естественность, непринужденность взаимодействия с окружающими, готовность к содружеству, предпочтение присоединяться, внимательность к людям, легкая приспосабливаемость.

Также на уровень коммуникативной компетентности влияет стремление к предприимчивости и наличием интеллектуальных интересов.

Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Собранность, сообразительность и умственные способности влияют на самоконтроль, эмоциональную устойчивость и выдержанность.

Высокие общие умственные способности и проницательность, влияют на способность контролировать свои эмоции и поведение, доводить дело до конца, умение починить себя социальным нормам и правилам. Абстрактность мышления позволяет спокойно оценивать обстановку, трезво смотреть на вещи и управлять ситуацией.

Таблица 4 - «Результаты корреляции Пирсона. Группа (З)»

 

Анализ результатов корреляции позволяет нам сделать следующие выводы: обнаружены достоверные корреляционные связи между отдельными показателями уровня коммуникативной компетентности и личностными особенностями в данной группе.

коммуникативный компетенция диагностика опросник

В целом, взаимосвязь связь будет имеет следующий вид (см. рис. 3).

 

Рис. 3


 

На рисунке 3 хорошо видно как коррелируют между собой отдельные факторы.

Проанализировав полученные результаты, можно определить, что в группе (З):

Нормальный уровень коммуникативной компетентности у данных профессионалов взаимосвязан с сомнениями относительно новых идей и избеганием всего необычного, ограниченностью воображения, принятием только общепринятых норм, робостью, нерешительностью, не уверенностью в своих силах

На уровень коммуникативной компетентности в данной группе также оказывает влияние эмоциональная устойчивость, выдержанность, способность сохранять спокойствие и трезво смотреть на вещи. Реальная оценка обстановки и соблюдение правил управляет ситуацией общения.

Собранность, сообразительность и умственные способности влияют на самоконтроль и способность подчинять себя общественным правилам.

Обобщив результаты всех методик и проведя корреляционный анализ, мы выявили, что у каждой группы профессионалов выявлен разный уровень коммуникативной компетентности и степень выраженности личностных качеств.

Можно отметить следующие закономерности:

Профессионалы типа «Человек-техника» отличаются развитостью логического мышления и сообразительностью, выдержанностью, спокойствием. Они стремятся к независимости и ориентированы на себя. Обладают наличием интеллектуальных интересов и предпочитают принимать собственные решения.

Эмоционально выдержаны, контролируют свои эмоции и поведение, серьезны в общении.

Профессионалы работающие в системе «Человек-человек» отличаются естественностью, непринужденностью взаимодействия с окружающими, готовностью к содружеству, предпочтением присоединяться. Они внимательны к людям, легко приспосабливаются. Способны спокойно оценивать обстановку, контролировать свои эмоции и поведение, и управлять ситуацией.

Профессионалы типа «Человек-знаковая система» эмоционально выдержаны, контролируют свои эмоции и поведение, серьезны в общении, порой молчаливы. Они ориентированы на себя, предпочитают собственные решения. Сомневаются относительно новых идей и избегают всего необычного. Эти профессионалы эмоционально устойчивы, выдержаны, способны сохранять спокойствие и трезво смотреть на вещи.

Таким образом, можно определить, что для всех групп профессионалов характерны отдельные личностные особенности, оказывающие влияние на уровень коммуникативной компетентности.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах. Межличностные коммуникации в организации несут на себе большую психологическую нагрузку, определяя успешность каждой из подструктур. Известно, что от 50% до 90% рабочего времени приходится на коммуникацию.

С одной стороны, коммуникативная компетентность является предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - она сама совершенствуется, шлифуется в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Коммуникативная компетентность является основной составляющей профессионально важных качеств разнотипных профессионалов.

Проведя теоретический анализ литературы по теме коммуникативная компетентность как профессионально важное качество разнотипных профессионалов, мы определили основные методики, необходимые для эмпирического исследования:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что на уровне значимости 1% коммуникативная компетентность и личностные особенности разнотипных профессионалов имеют взаимосвязь.

Обобщив результаты всех методик и проведя корреляционный анализ, мы выявили что у каждой группы профессионалов выявлен разный уровень коммуникативной компетентности и степень выраженности личностных качеств.

Таким образом, можно определить, что для всех групп профессионалов характерны отдельные личностные особенности, оказывающих влияющие на уровень коммуникативной компетентности.

Поставленные нами задачи были успешно реализованы. Таким образом, цель нашей курсовой работы можно считать достигнутой.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. [текст] / Г.М. Андреева.- М.: МГУ, 1987. - 302 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология [текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.

.   Бодалева А.А. Психологическое общение. [текст] /А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.

.   Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов. [текст] /Н.Б. Буртовая. - дисс… канд. псих.. наук. - Томск, 2004. - 176 с.

.   Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. [текст] / Ю.Н. Емельянов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.

.   Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. [текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьёва. - М.: Смысл, 1996.-373с.

.   Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [текст] / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.

.   Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности. [текст] / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.

.   Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. [текст] // Психология труда: Учебник для студентов высш. учебн. заведений / Под ред. А.В. Карпова. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [текст] / Е.А. Климов-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

.   Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. [текст] / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша //Учебник для вузов. - Спб.:Питер, 2001. - 544 с.

.   Левитан К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. [текст] / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.

.   Маркова А.К. Психология профессионализма. [текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. 308 с.

.   Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. [текст] / В.Л. Марищук //Автореф.дис. … д-ра психол. наук. Л., 1982. 36 с.

.   Мелибурда Е.Л. Психологические возможности улучшения общения. [текст] / Е.Л. Мелибурда. - М.: Прогресс, 1986.- 265с.

.   Петровская Л.А. Компетентность в общении. [текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

.   Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введению в специальность и обучение практического психолога ОВД. [текст] / И.Б. Пономарев, В.П. Трубочкин. -М., 1995. - 31 с.

.   Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов [текст] / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 224 с.

.   Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. [текст] / А.В. Хуторской, // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.

.   Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: Монография. [текст] / В.Д. Шадриков.-М.: Наука,1982. 185 с.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.014 с.)