Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативной компетентности как профессионально важного качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативной компетентности как профессионально важного качества



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

Подходы и концепции коммуникативной компетенции

Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

Понятие профессионально важных качеств

Понятие и типы профессий

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Обоснование выбора методик исследования коммуникативной компетентности

Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий. Коммуникативная компетентность относится к ключевым компонентам, являющимся неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность входит в перечень знаний, необходимых для выпускников вузов, что отмечено в ГОСТе, как один из важнейших компонентов образования.

Актуальность исследования

Проблема коммуникативной компетентности наиболее актуальна на данный момент, поскольку от уровня развитости коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении. Коммуникативная компетентность в практическом плане, есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих. К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему. Исследователи до сих пор не могут определить, какие методики необходимы для наиболее точного и полного определения коммуникативной компетентности.

Цель: выявить взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем коммуникативной компетентности профессионалов

Гипотеза: Личностные особенности профессионалов влияют на уровень коммуникативной компетентности

Объект: Коммуникативная компетентность

Предмет: Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество разнотипных профессионалов

Задачи:

. Изучить теоретические основы коммуникативной компетентности

. Изучить методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

.Изучить специфику профессий и профессионально важных качеств

.Дать качественную и количественную оценку коммуникативной компетентности разнотипных профессионалов

Для решения поставленной цели и задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования:

Теоретически была изучена и проанализирована специальная, методическая и психологическая литература следующих авторов: Андреева Г.М. Буртовая Н.Б., Зимняя И.А., Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Карпов А.В., Петровская Л.А. и др.

Для реализации эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах. Межличностные коммуникации в организации несут на себе большую психологическую нагрузку, определяя успешность каждой из подструктур. Известно, что от 50% до 90% рабочего времени приходится на коммуникацию.

С одной стороны, коммуникативная компетентность является предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - она сама совершенствуется, шлифуется в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Коммуникативная компетентность является основной составляющей профессионально важных качеств разнотипных профессионалов.

Проведя теоретический анализ литературы по теме коммуникативная компетентность как профессионально важное качество разнотипных профессионалов, мы определили основные методики, необходимые для эмпирического исследования:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что на уровне значимости 1% коммуникативная компетентность и личностные особенности разнотипных профессионалов имеют взаимосвязь.

Обобщив результаты всех методик и проведя корреляционный анализ, мы выявили что у каждой группы профессионалов выявлен разный уровень коммуникативной компетентности и степень выраженности личностных качеств.

Таким образом, можно определить, что для всех групп профессионалов характерны отдельные личностные особенности, оказывающих влияющие на уровень коммуникативной компетентности.

Поставленные нами задачи были успешно реализованы. Таким образом, цель нашей курсовой работы можно считать достигнутой.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. [текст] / Г.М. Андреева.- М.: МГУ, 1987. - 302 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология [текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.

.   Бодалева А.А. Психологическое общение. [текст] /А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.

.   Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов. [текст] /Н.Б. Буртовая. - дисс… канд. псих.. наук. - Томск, 2004. - 176 с.

.   Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. [текст] / Ю.Н. Емельянов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.

.   Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. [текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьёва. - М.: Смысл, 1996.-373с.

.   Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [текст] / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.

.   Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности. [текст] / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.

.   Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. [текст] // Психология труда: Учебник для студентов высш. учебн. заведений / Под ред. А.В. Карпова. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [текст] / Е.А. Климов-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

.   Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. [текст] / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша //Учебник для вузов. - Спб.:Питер, 2001. - 544 с.

.   Левитан К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. [текст] / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.

.   Маркова А.К. Психология профессионализма. [текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. 308 с.

.   Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. [текст] / В.Л. Марищук //Автореф.дис. … д-ра психол. наук. Л., 1982. 36 с.

.   Мелибурда Е.Л. Психологические возможности улучшения общения. [текст] / Е.Л. Мелибурда. - М.: Прогресс, 1986.- 265с.

.   Петровская Л.А. Компетентность в общении. [текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

.   Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введению в специальность и обучение практического психолога ОВД. [текст] / И.Б. Пономарев, В.П. Трубочкин. -М., 1995. - 31 с.

.   Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов [текст] / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 224 с.

.   Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. [текст] / А.В. Хуторской, // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.

.   Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: Монография. [текст] / В.Д. Шадриков.-М.: Наука,1982. 185 с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

Подходы и концепции коммуникативной компетенции

Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

Понятие профессионально важных качеств

Понятие и типы профессий

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Обоснование выбора методик исследования коммуникативной компетентности

Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий. Коммуникативная компетентность относится к ключевым компонентам, являющимся неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность входит в перечень знаний, необходимых для выпускников вузов, что отмечено в ГОСТе, как один из важнейших компонентов образования.

Актуальность исследования

Проблема коммуникативной компетентности наиболее актуальна на данный момент, поскольку от уровня развитости коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении. Коммуникативная компетентность в практическом плане, есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих. К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему. Исследователи до сих пор не могут определить, какие методики необходимы для наиболее точного и полного определения коммуникативной компетентности.

Цель: выявить взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем коммуникативной компетентности профессионалов

Гипотеза: Личностные особенности профессионалов влияют на уровень коммуникативной компетентности

Объект: Коммуникативная компетентность

Предмет: Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество разнотипных профессионалов

Задачи:

. Изучить теоретические основы коммуникативной компетентности

. Изучить методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

.Изучить специфику профессий и профессионально важных качеств

.Дать качественную и количественную оценку коммуникативной компетентности разнотипных профессионалов

Для решения поставленной цели и задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования:

Теоретически была изучена и проанализирована специальная, методическая и психологическая литература следующих авторов: Андреева Г.М. Буртовая Н.Б., Зимняя И.А., Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Карпов А.В., Петровская Л.А. и др.

Для реализации эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.027 с.)