Евангелие в книгах Ездры и Неемии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евангелие в книгах Ездры и Неемии



Книги Ездры и Неемии

Иржи Москала

Цитаты из Библии приводятся по русскому Синодальному переводу за исключением тех случаев, когда указана аббревиатура, обозначающая один из следующих переводов Библии на русский язык:

ИПБ —перевод Института перевода Библии в Заокском;

РБО — современный перевод Российского Библейского общества.

Оглавление:

Евангелие в книгах Ездры и Неемии. 3

Урок 1. Понимание истории: Зоровавель и Ездра. 4

Урок 1. Комментарии для учителей. 7

Урок 2. Неемия. 11

Урок 2. Комментарии для учителей. 14

Урок 3. Божий призыв. 17

Урок 3. Комментарии для учителей. 21

Урок 4. Сталкиваясь с сопротивлением.. 23

Урок 4. Комментарии для учителей. 27

Урок 5. Нарушение духа закона. 30

Урок 5. Комментарии для учителей. 33

Урок 6. Чтение слова. 36

Урок 6. Комментарии для учителей. 39

Урок 7. Наш прощающий Бог. 42

Урок 7. Комментарии для учителей. 46

Урок 8. Бог и завет. 48

Урок 8. Комментарии для учителей. 52

Урок 9. Испытания, скорби и списки. 55

Урок 9. Комментарии для учителей. 58

Урок 10. Поклонение Господу. 61

Урок 10. Комментарии для учителей. 65

Урок 11. Отступивший народ.. 67

Урок 11. Комментарии для учителей. 71

Урок 12. Исправление последствий неправильных решений. 73

Урок 12. Комментарии для учителей. 77

Урок 13. Руководители Израиля. 79

Урок 13. Комментарии для учителей. 83

Урок 1. Понимание истории: Зоровавель и Ездра

Библейские тексты для исследования: Иер.25:11-12; Дан.9:1-2; Езд.4:1–7; Ис.55:8-9; Езд.7:1–28.

Памятный стих: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Езд.1:2).

Через пророка Иеремию Бог обещал, что после 70 лет вавилонского изгнания Его народ возвратится домой. Царь Кир был Божьим инструментом, благодаря которому возвращение стало возможным. Помазанный Богом (см. Ис.45:1), Кир издал указ около 538 г. до н. э., согласно которому народ Божий получил свободу и право вернуться в свою страну и восстановить храм.

Бог (а не Кир) скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» — и храму: «Ты будешь основан!» (Ис.44:28). Бог был гарантом восстановления Иерусалима, и Он побудил сердце Кира разрешить строительство храма.

Приятно осознавать то, что Божий народ положительно отреагировал на повеление Господа: «И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники, и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд.1:5).

Здесь показан пример того, как люди положительно реагируют на благородные и милосердные поступки Бога. Наши лучшие действия основываются на осознании того, Кто есть Бог и что Он сделал, и того, как Он с любовью принимает активное участие в судьбе Своего народа.

 

Воскресенье. Возвращение первой группы изгнанников

Какие другие исторические пророчества были исполнены точно так, как было предсказано в Слове, и какое утешение мы можем получить, зная, что Богу известно будущее и мы можем доверять Его обетованиям?

 

Понедельник. Обзор правителей и событий

Первая группа возвратившихся иудеев получила задачу восстановить Божий храм. Мы рассмотрим вопрос о противостоянии строительству храма немного позже. А сейчас давайте определим последовательность персидских царей во время продолжительного строительства храма и восстановления Иерусалима. Важно знать историю Ездры и Неемии, поскольку она позволяет лучше понять их сообщения.

Как часто некоторые места в Библии ставили вас в тупик? Как научиться доверять Богу и Его Слову даже тогда, когда мы сталкиваемся со стихами, которые на первый взгляд не имеют смысла? Почему это так важно? (См. Ис.55:8-9).

 

Заметьте: Ездра расположил свое сердце к тому, чтобы изучать «закон Господень» (Езд.7:10). Как мы можем применить этот принцип в нашей собственной жизни сейчас?

 

Среда. Указ Артаксеркса

Каким образом даже сегодня, возможно, нам нужно забыть многое из того, чему нас учили в мире?

 

Урок 1. Комментарии для учителей.

Часть I. Обзор

Основные стихи: Езд.1:1–3.

Библейские тексты для исследования: Езд.1; Езд.4:1–5; Езд.7.

Наш Бог управляет ходом истории. Он вступается за Свой народ, чтобы возвратить его домой и тем самым выполнить Свое обещание. Он проявлял заботу об израильтянах; Он позаботится и о наших нуждах, выбрав для этого наиболее подходящее время.

Повествование книг Ездры и Неемии, которые изначально составляли одно целое, начинается с поучительного примера Божьей милости, проявленной к Израилю через царя Кира. В этих книгах особое внимание уделено периодам служения Зоровавеля и Ездры. Первую группу пленников, вернувшихся в Израиль в 537–536 гг. до Р. Х., возглавляли князь Зоровавель и первосвященник Иисус. О служении Зоровавеля, связанном с восстановлением храма в Иерусалиме, записано в отрывке с первой по четвертую главы книги Ездры (см. Езд.1–4:5). Затем, в Езд.7, начинается повествование о возвращении второй группы пленников спустя почти 80 лет под предводительством Ездры.

Урок этой недели начинается с пророчеств о первом возвращении пленников. Эти пророчества, записанные в книгах пророков Иеремии и Даниила, состоят из предсказания пророка Иеремии о 70 годах плена (см. Иер.25:11-12) и молитвы скорбящего Даниила об исполнении пророчества в Дан.9. Бог заверяет Даниила в том, что Он оберегает пленников и выполнит данное Им слово. Кир, царь Мидо-Персии, становится исполнителем этого пророчества; он дает указание евреям вернуться в Иерусалим и под руководством Зоровавеля восстановить храм.

Вторая группа переселенцев прибыла в 457 г. до Р. Х., примерно через 60 лет после восстановления храма в Иерусалиме (515 г. до Р. Х.). Седьмая глава книги Ездры, в которой подробно описывается их возвращение, знакомит нас с личностью Ездры — книжника и знатока Божьего закона. Другими словами, Ездра — законоучитель, который посвятил свою жизнь служению Богу. Он старался возродить интерес к Слову Божьему среди пленников.

Часть II. Комментарий

Для того чтобы понять весть, содержащуюся в книгах Ездры и Неемии, необходимо ознакомиться со структурой этих книг.

Урок 2. Неемия

Библейские тексты для исследования: Неем.1, 2; Втор.7:9; Пс.22:1–6; Числ.23:19.

Памятный стих: «Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом небесным. И говорил: Господи, Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!» (Неем.1:4-5).

 К указанному времени в качестве частичного исполнения Божьего обетования две группы пленных возвратились в Иудею. Но оставалась еще одна группа изгнанников, которую Бог готовил для особой задачи. Последняя группа пленников должна была решить возникшую проблему. Хотя первые две группы вернулись, чтобы восстановить Иерусалим и воздвигнуть храм, продолжение строительства было остановлено, поскольку возникло сопротивление со стороны окружающих народов. Люди, живущие в окрестностях Иудеи, не хотели, чтобы город и его стены были восстановлены, потому что боялись, что израильтяне станут могущественным народом, каким они когда-то были (см. Езд.4:6–24). Таким образом, само возвращение израильтян оказалось угрозой, которую они решили остановить. Но Бог не призывал Свой народ возвратиться, чтобы бросить их на произвол судьбы в процессе выполнения поставленных перед ними задач.

Бог готовил другого человека для выполнения Его воли и для достижения поставленных целей. Этого человека звали Неемия, и на этой неделе мы рассмотрим его жизнь и служение.

 

Понедельник. Молитва Неемии

Вторник. Неемия говорит

В Неем.1:11 сказано, что Неемия был виночерпием у царя. Сегодня это может показаться незначительной должностью, но виночерпии в то время были очень влиятельными людьми, поскольку имели постоянный и близкий доступ к царю. Виночерпии тестировали напитки, подносимые царю, чтобы предотвратить болезнь или смерть царя. Геродот отмечает, что у персов виночерпии были в особом почете, и их считали высокопоставленными чиновниками. Например, виночерпий ассирийского царя Исархаддона был к тому же и главным министром царства. Следовательно, Неемия занимает высокое положение в царстве, и, отправляясь к царю, он умоляет Бога использовать его в разговоре о ситуации в Иудее.

Часть I: Обзор

Основные стихи: Неем.1:4, 5.

Библейские тексты для исследования: Неем.1; Неем.2.

После возвращения первых двух групп (первая под предводительством Зоровавеля, а вторая — Ездры) Бог поручает Неемии, виночерпию царя Артаксеркса (см. Неем.1:11), отвести еще одну группу пленников назад в Иерусалим. Неемии сообщают, что оставшиеся в Иерусалиме иудеи находятся в «великом бедствии и уничижении» (Неем.1:3) из-за сопротивления, с которым они столкнулись при восстановлении города. Неемию глубоко огорчают услышанные им новости из Иерусалима, и в течение нескольких дней он пребывает в печали. Он постится и молится Богу.

Царь Артаксеркс замечает, что Неемия обеспокоен, и спрашивает, отчего лицо его печально. Помолившись, Неемия отвечает царю, что Иерусалим лежит в руинах. Он просит царя предоставить ему возможность восстановить его. Удивительно, но царь удовлетворяет его просьбу, потому что монарх видел, что «благодеющая рука Бога» была над Неемией» (Неем.2:8). Неемией были признаны Божье провидение и Его благодать.

Тем не менее Неемия знает, что ему нужно подкрепление, потому что «заречные областеначальники» запугали израильтян и вынудили их прекратить свою работу. Из-за жалоб этих правителей царь Артаксеркс приостановил работы по восстановлению Иерусалима. Чтобы отменить прежнее распоряжение царя, Неемия благоразумно просит его отправить с ним письма областеначальникам, уведомляя их, что Неемия прибыл по служебным делам и, следовательно, ему нельзя препятствовать.

Глава 2 книги Неемии оканчивается тем, что Неемия разведывает, какую работу необходимо выполнить, и поощряет народ строить. Обратите внимание своих учеников на то, что успех Неемии в обретении благосклонности царя является прямым следствием его поиска Бога в ответ на трагические события в Иерусалиме (см. Неем.1:3). Неемия молится и постится (см. Неем.1:4), в результате Бог готовит царя и народ к положительному ответу.

Часть II. Комментарий

Молитва Неемии (Неем.1)

Приняв посетителей, которые только что прибыли из Иудеи, Неемия очень расстроился. Поскольку он служил при царском дворе, вполне возможно, что уже знал о решении Артаксеркса, направленном против Иудеи. Враждебные силы ополчились вокруг Иерусалима, и царь сдался под их натиском, будучи, как и они, убежденным в потенциальной политической угрозе, какую якобы представляли иудеи (см. Езд.4). То ли из-за слухов, то ли из-за официальной деятельности правительства Неемия спросил о ситуации в Иудее. К сожалению, слухи были не только подтверждены Ханани и его товарищами, но правда оказалась хуже, чем ожидалось. Неемия сокрушен этими новостями и скорбит в течение нескольких дней. Тем не менее он обращается непосредственно к Богу с этой проблемой.

В уроке изложена молитва Неемии. Анализируя эту молитву, мы обнаруживаем, что основная мысль (центр) молитвы — мольба о том, чтобы Бог вспомнил о Своих обещаниях. Таким образом, Неемия напоминает читателям об общей картине — о том, что Бог выполняет Свои обещания. Перед тем как просить Бога услышать его молитву, Неемия начинает с прославления и преклонения перед Богом. Слова прославления и преклонения, возносимые в молитве, в свою очередь, сопровождаются исповеданием грехов и просьбой к Богу о том, чтобы Он вспомнил об обещании восстановить Свой народ. Затем в молитве Неемия вновь напоминает Богу о том, что это Его искупленный народ. Еще раз Неемия просит Бога услышать его и даровать ему милость перед царем. Неемия знает, что во власти царя изменить ситуацию в Иудее, и потому просит Бога воздействовать на сердце монарха.

Часто мы ожидаем сиюминутного ответа на молитву, однако Неемия неотступно молится более четырех месяцев, прежде чем что-либо произойдет. Этот период молитвы послужил временем подготовки Неемии как руководителя следующей группы переселенцев. У него было время, чтобы обдумать шаги, какие он предпримет, когда прибудет в Иерусалим, что он сделает для того, чтобы предельно увеличить результаты в ходе восстановления, и, возможно, даже то, какой материал ему понадобится. Все эти планы должны были укрепиться в его уме для того, чтобы, когда царь наконец спросит его: «Чего же ты желаешь?» (Неем.2:4), Неемия имел бы хорошо продуманный ответ.

Беседа с царем и отправление Неемии в Иерусалим (см. Неем.2:1–10)

Неемия начинает свою просьбу к царю, говоря о «гробах отцов» его (Неем.2:5), или могилах. Уважение к предкам и надлежащие места их захоронения были предметом особой заботы в древности, потому что таким образом древние люди выражали глубокое уважение к своим предкам и желание мира, покоя. Неемия не упоминает названия — Иерусалим, он просто ссылается на значение захоронений и города, который он любит. Все ли переговоры между царем и Неемией происходили в одном месте, неизвестно; однако, возможно, эта беседа была продолжена в более частной обстановке, в присутствии царицы (см. Неем.2:6). Историки полагают, что на царя Артаксеркса оказывали влияние женщины, и поэтому присутствие его жены (по мнению Ктезиаса, греческого врача и историка, ее звали Дамаспия, хотя ее имя не упоминается в библейском тексте), возможно, было на руку Неемии. Мы можем лишь догадываться об этом.

Неемии были нужны (1) время, (2) полномочия, чтобы враждебно настроенные против Израиля областеначальники позволили ему пройти и не причинили вреда, и (3) дерево для строительства. Интересно отметить, что у царского чиновника Асафа, хранителя царских лесов, еврейское имя, из чего следует, что этот человек был иудеем, который, подобно Неемии, занял высокий пост. Древесина была нужна Неемии для трех видов работ: (1) на балки для ворот крепости, которая была построена к северу от храма с целью защиты его священных территорий; (2) для городской стены и (3) для его дома. Возможно, он просто планировал отремонтировать дом, принадлежавший его семье.

В Иерусалиме: подготовка к восстановлению стен (см. Неем.2:11–20)

Неемия прибыл в Иерусалим в сопровождении воинов и всадников. По пути он доставил письмо царя каждому из правителей, которые были причастны к остановке работ на стенах города. После отдыха в течение трех дней — столько времени, по-видимому, было принято отдыхать после долгого путешествия — Неемия взял небольшую группу для выполнения тайного задания в течение ночи. Возможно, в эту группу входили его брат Ханани и близкие соратники или родственники, которые либо прибыли с ним в Иерусалим, либо уже жили там (они сообщили Неемии о состоянии Израиля [см. Неем.1:2-3]). Эта группа незаметно осмотрела состояние стен и ворот, чтобы преждевременно не привлекать внимания к предстоящим работам. У Санаваллата и Товии, вероятно, были союзники в Иерусалиме, и Неемия справедливо подозревал, что за ним следят.

Неемия говорит: «Я… никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима» (Неем.2:12). Слово «положить» — natan — означает «давать», «ставить» или «класть». Неемия указывает на то, что восстановление укреплений — не его замысел, а Божий. Бог возложил это бремя на его сердце; Бог дал ему стимул и желание завершить эти работы. Неемии было ясно, что это дело поручено ему Богом.

Когда ночная экспедиция была завершена, и Неемия получил сведения, необходимые для составления плана работ, он обращается к иудейским начальникам. После разработки стратегии пришло время действовать. Он призывает иудеев построить «стену Иерусалима» и не быть «впредь в таком уничижении (евр. cherpa]». «Cherpa» означает «насмешка», «презрение», «оскорбление». В Ветхом Завете cherpa часто переводится как бесчестие или упрек в значении стыда (пристыдить). В основе древних культур лежала система «бесчестие—честь». Честь была самой важной ценностью, а бесчестия следовало избегать любой ценой. Таким образом, Неемия использует эту восприимчивость к бесчестию, представляя свои аргументы. Он убеждает людей действовать таким образом, чтобы они перестали быть в уничижении, которое испытывали в тот момент. Имея разрушенную систему обороны, они были не только уязвимы, но и уничижены. Чувство вины было тоже связано с их бесчестием. Неемия озвучивает чувства своего народа — чувства неполноценности и стыда из-за того, что они должны были терпеть притеснения. Главным вопросом были честь, уважение и наследие, которые они могли бы восстановить, приняв участие в этой важной работе. Развалины Иерусалима выставляли их веру в Бога в плохом свете.

Когда в Неем.2:18 Неемия указывает на то, что рука Божья была с ним, и передает то, что сказал царь, это побуждает их воскликнуть: «Будем строить!» Им не следует бояться персидского правительства, и, самое главное, с ними Бог. Для того чтобы изменить ситуацию, они встают и приступают к работе. Пусть это проявление веры станет уроком для нас. Мы ничего не изменим, погружаясь в страдания или находя оправдания; все меняется только посредством действия. Неемия призывает людей делать что-то, действовать и изменить свое тяжелое положение. Он умоляет их держаться за Бога с верой, потому что Он руководил этим делом и доведет его до конца.

По этой причине, когда вражеские начальники нападают на Неемию, презрительно насмехаясь над попыткой народа построить стену, Неемия не впадает в уныние. Он отвечает: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам» (Неем.2:20). Неемия не принимает их оскорблений и тем самым не позволяет врагам одержать верх. Вместо этого мужественный виночерпий заявляет о Божьих обетованиях и полагается на Его силу.

Урок 3. Божий призыв

Библейские тексты для исследования: Езд.7:10; Неем.1:1–11; Дан.9:24–27; Дан.8; Рим.8:28-29; Рим.9; Исх.3, 4.

Памятный стих: «Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя — украсить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд.7:27).

Призывает ли Бог каждого человека к конкретной задаче? Существуют ли критерии, которые делают кого-то более квалифицированным по сравнению с другими для выполнения определенной задачи? Отличаются ли человеческие критерии от Божьих? Большинство из нас, вероятно, ответят «да», особенно на два последних вопроса. Бывают случаи, когда Бог готовит нас посредством получения академического образования или опыта для конкретной задачи; в других случаях Он выбирает нас служить просто потому, что мы готовы и смиренны. Однако не всегда легко узнать, что такое Божье призвание в нашей жизни. Тем не менее Библия полна историй о людях, которых Бог избрал для выполнения определенного задания.

Интересно, что Ездра и Неемия были призваны к выполнению конкретного Божьего поручения: восстановить то, что лежало в руинах. Однако перестройка в этом случае связана с различными задачами. Они должны были вернуть народ Израиля в Иерусалим и восстановить храм и город. В то же время они должны были учить людей Божьим заповедям и прежде всего вести их к отношениям с Ним.

 

Среда. Выбор Бога

Много говорят о том, как Бог избрал или призвал нас к совершению служения. Существуют различные идеи о том, что означает это призвание. Что говорит Библия о нашем призвании?

Часть I: Обзор

Основные стихи: Езд.7:10,27; Рим.8:28.

Библейские тексты для исследования: Езд.7; Дан.8:14; Дан.9:24–27.

Бог призывает Ездру и Неемию для выполнения определенной задачи: восстановить стены и ворота Иерусалима. Но, самое главное, Бог призывает этих мужей восстановить остаток Божьего народа, чтобы тот вновь стал миссионером для мира. Ездра откликается на призыв Божий быть учителем Его Слова. Вместе с группой переселенцев он отправляется в Иерусалим, чтобы наставлять народ, проповедуя о Боге. Там Ездра готовит народ к работе по восстановлению Иерусалима. Духовное возрождение всегда предшествует преобразованию жизни; решительные действия являются естественным результатом такого возрождения. Таким образом, Ездра посвящает себя наставлению народа в том, Кто есть Бог, с целью вдохновить их всецело посвятить себя Ему.

Когда на сцену выходит Неемия, человек действия, Бог призывает его к особому делу — восстановить физическую структуру Иерусалима, вдохновлять народ отстаивать справедливость, доверять Божьей защите и провести реформу в гражданской жизни нации (справедливость по отношению к обездоленным и забота о них являются приоритетом для Неемии). Он демонстрирует, как выглядит жизнь христианина, каждый день живущего для Бога.

Кроме того, в этом уроке подтверждается, что указ Артаксеркса в Езд.7 является начальной датой для 2300-дневного/летнего пророчества Дан.8:14 и пророчества о 70 седминах в Дан.9:24–27. Также в уроке поясняется, что такое Божье избрание в контексте Рим.8 и 9.

Часть II: Комментарий

Пророческий период

Бог призывает Ездру в начале пророческого периода 70 седмин, описанного в Дан.9:24–27. Начало этого пророческого периода совпадает с указом Артаксеркса о восстановлении Иерусалима в 457 г. до Р. Х. В уроке этой недели подробно объясняется, что означал этот пророческий период и как он соотносится с пророчеством о 2300 годах. Через пророчество Бог наглядно показывает, что Он управляет событиями и охраняет наш мир. Более того, Бог воздвигает пророка или вождя над Своим народом в начале каждого из пророческих периодов или времен кризиса в Израиле, а также кого-либо в конце каждого из этих периодов. Например, Моисей приходит во время исхода, тогда как Иисус Навин появляется в конце временного пребывания Израиля в пустыне, когда народ Божий входит в Землю обетованную. Следующие примеры показывают, что пророки были призваны в решающие моменты в истории спасения, соответствующие началу и окончанию пророческих периодов:

· Ной — ему было поручено служить Богу до потопа.

· Авраам — призван быть отцом Божьего народа.

· Моисей — ведет народ Божий от Исхода к границам обетованной Земли.

· Иисус Навин — вводит народ Божий в Землю обетованную.

· Самуил — судит в начале периода царей.

· Осия и Амос — пророчествуют перед падением Северного царства и Самарии в 722 г. до Р. Х.

· Иезекииль и Даниил — начинают свое пророческое служение во время вавилонского плена.

· Аггей и Захария — служат после возвращения из плена.

· Ездра и Неемия — начинают служить Богу в начале пророческого периода о 2300 днях/годах (457 г. до Р. Х.).

· Иоанн Креститель — призывает Израиль к покаянию, предшествуя началу служения Иисуса.

· Стефан — свидетельствует язычникам (время, когда завершается пророчество о 70 седминах, в 34 г. по Р. Х.).

· Э. Уайт — вестница Божья в конце пророческого периода о 2300 днях/годах (1844 г.).

Таким образом, данная схема позволяет нам выявить модель плана Божьей деятельности. В Божьем плане искупления есть определенные признаки пророческого времени. Всякий раз во время духовного кризиса Бог посылает Своих пророков, которые выполняют Его миссию, призывая людей обратиться к Богу и к послушанию Его Слову.

Предопределение

Бог призвал, или предопределил, Свой народ, народ Израиля, быть светом миру. Павел рассматривает этот призыв в Рим.9–11, учитывая тот факт, что лидеры Израиля не приняли Иисуса Христа как своего Мессию и Спасителя. Тем не менее Божий призыв не изменился, но был видоизменен, поскольку Божьи ценности и дар спасения по-прежнему нужно было открыть язычникам. Бог призвал конкретных людей для выполнения конкретной задачи. Бог желал, чтобы все верующие — и иудеи, и язычники — были спасены и вместе были светом и благословением для мира.

Предопределение в Библии имеет три основных значения:

1. Бог предопределил, что существует только один путь спасения, а именно через Иисуса Христа (см. Ин.14:6; Деян.4:12). Мы избраны во Христе для вечной жизни, если примем Его как нашего личного Спасителя (см. Рим.8:29; Еф.1:3–8). Он желает, чтобы все были спасены (см. 1Тим.2:3-4).

2. Бог предопределил некоторых людей (как отдельных лиц, так и сообщество верующих) для выполнения определенной задачи, для конкретной миссии (как Он предназначил верному Остатку провозглашать вечное Евангелие). У Бога есть всемирная миссия (см. Ис.49:6).

3. Бог предопределил окончательный кульминационный момент истории человечества, когда Он придет как Судья с наградой и воздаянием (см. Дан.2). Конечным результатом будет Его эсхатологический триумф. Целью и волей Божьей является не спасение немногих, а собрание как можно большего числа людей из всех народов (см. Откр.21:3).

Вторник. Остановка работы

Часть I: Обзор

Основные стихи: Езд.5:5; Неем.4:20.

Библейские тексты для исследования: Езд.4:4–24; Езд.5-6; (см. также Неем.3-4; Неем.6:1–13); Дан.10:12-13,20.

Этот урок подробно рассматривает все повествования о противодействии, с которым сталкивалась каждая группа переселенцев при восстановлении храма, города и стен, сначала во время правления Зоровавеля, затем священника Ездры, и, наконец, под руководством Неемии. Хотя эти повествования не всегда написаны в хронологическом порядке (некоторые части книги составлены тематически), мы можем собрать воедино цепь событий, основываясь на именах царей, которым адресованы письма и жалобы на иудеев.

Несмотря на тот факт, что несколько раз работа останавливались, потому что люди боялись угроз со стороны окружающих народов или царей и теряли веру в Божью защиту, Господь всегда посылал вождей, которые побуждали народ возобновить строительство. Иногда проходило несколько лет, прежде чем дело возобновлялось, но оно не откладывалось на неопределенный срок. Бог хотел, чтобы израильтяне вернулись в Землю обетованную, и был с ними, несмотря на противодействие, унижение и порой насилие со стороны язычников. Возникновение трудностей не означает, что Бог не призвал нас делать это. Бог ожидает великих дел от простых людей, а затем Сам предоставляет то, что нам нужно для их совершения. В книгах Ездры и Неемии Бог вдохновил лидеров и пророков, чтобы те твердо противостояли враждебности.

Бог всегда ищет людей веры, доверяющих Ему несмотря на сложные обстоятельства так, чтобы Он мог вступаться за них и выполнять Свою работу. Бог вознаграждает сотрудничество, готовность идти вперед и решимость выполнить данное Им поручение.

Часть II: Комментарий

Под руководством Зоровавеля

· 537–535 гг. до Р. Х. — восстановление жертвенника и основания храма (Езд.3)

· 535–520 гг. до Р. Х. — работа прекращена из-за сильного противодействия (Езд.4–6)

· 520–515 гг. до Р. Х. — работа возобновлена при пророческом служении Аггея и Захарии

· 515 г. до Р. Х. — восстановление храма завершено (Езд.6:13–22)

До Ездры

· 465–464 гг. до Р. Х. — противодействие восстановлению Иерусалима (Езд.4:7–23) — Артаксеркс останавливает работы в ранние годы правления.

Ездра

· 457 г. до Р. Х. — Ездра прибывает в Иерусалим (Езд.7) в то время, как работы остановлены.

В Езд.3 упоминается о восстановлении жертвенника и основания храма, которое имело место в 537–535 гг. до Р. Х. в результате указа Кира (см. Езд.1:1–2:70). После праздника освящения (см. Езд.3:10–13) работа была прекращена (см. Езд.4:1–5) из-за сильного противодействия, которое началось около 535 г. до Р. Х. и продолжалось до 520 г. до Р. Х. (подробнее см. Езд.4:24–6:12). В Езд.4:6 кратко описано противодействие строительству при Ксерксе (486–465 гг. до Р. Х.). Затем в Езд.4:7–23 мы читаем о противодействии во время раннего правления царя Артаксеркса. Ездра включает в повествование копии писем, которые были отправлены царям Артаксерксу и Дарию. Письма написаны на арамейском языке, тогда как остальная часть книги написана на иврите, что означает: это были официальные документы, сохраненные на языке, который использовался в то время для публичных документов. (В то время арамейский язык был общеизвестным языком.) В 520 г. до Р. Х., после 15 лет энергичного противостояния, пророк Аггей побудил людей продолжать строительство храма (прочитайте его пять коротких сильных проповедей в книге пророка Аггея). Пророк Захария поддержал его, и это привело к тому, что менее чем за пять лет восстановление храма было завершено. Посвящение состоялось в марте 515 г. до Р. Х. (см. Езд.6:13–18), после чего месяц спустя последовало празднование Пасхи (см. Езд.6:19–22).

Книга пророка Даниила 10:12-13,20

Бог подготовил все, чтобы Божий народ смог восстановить храм в Иерусалиме после своего возвращения из вавилонского плена. Он лично занимался тем, чтобы устранить препятствия и открыть путь для этой благой деятельности. Согласно Дан.10, ангелы Гавриил и Михаил (другое имя Иисуса Христа) боролись за умы персидских царей, а именно Кира и его сына Камбиза, чтобы убедить их продолжить дело восстановления, когда местные завистливые враги соблазнили этих правителей прекратить восстановительные работы в храме. Бог боролся с этими князьями, чтобы пробудить их умы во благо Божьего народа и чтобы было предоставлено место для поклонения живому Господу. Грустно осознавать, что иудеи впали в уныние и перестали работать в то время, хотя Бог со Своей силой был на их стороне. Работа была возобновлена, когда на месте событий появился пророк Аггей.

Эта ситуация также предостерегает нас от недостатка веры и малодушия, проявляемых нами в неподчинении Божьему водительству, когда Он готовит нам путь, по которому мы продвигались бы вперед во исполнение Его воли. Так или иначе, Божье провидение всегда действует лучше, чем наши наилучшие расчеты или планы. Но мы должны доверять Его водительству и подчиняться Его руководству. Мы можем быть уверены в том, что Его планы и указания являются лучшими и Он всегда думает о нашем благополучии.

Аггей и Захария

Пророки Аггей и Захария появляются на месте событий после пятнадцати долгих лет противодействия строительству. Народ впал в уныние и прекратил работать над восстановлением храма. Бог призвал и направил этих пророков говорить с народом, чтобы вдохновить его строить, несмотря на враждебную оппозицию. Бог призвал народ не бояться. Он был с ними, и Его присутствие будет поддерживать их.

Бог обратился к народу с вопросом: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг.1:4). Изучите все случаи, когда слово «украшенный» (safun) встречается в Библии в связи со строительным делом, и вы увидите нечто интересное. Все эти примеры говорят о древесине кедра (см. 3Цар.6:9; 3Цар.7:3; 3Цар.7:7; Иер.22:14). Таким образом, Бог назвал дома Своего народа (см. Агг.1:4) «украшенными», потому что они были сделаны из материала, обычно не используемого в этом регионе. В чем была проблема с кедровыми бревнами? Первоначально иудеи заказывали кедровые бревна из Ливана, чтобы восстановить храм. Храм должен был быть построен по образцу, данному Соломоном: из каменных блоков, обшитых деревянными панелями из кедра. Планировалось использовать кедровые бревна для панелей храма. Однако, когда противодействие вынудило их прекратить работу над храмом, у них осталось много дерева. Почему бы не использовать его? Но даже при том, что они использовали древесину, предназначенную на Его храм, для своих домов, Бог нашел другое решение. Он послал их в горы, чтобы они принесли древесину оттуда и продолжили строить Его дом. Бог не требует самых дорогих материалов для Своего дома. Скорее, дом Ему нужен только для того, чтобы Он мог пребывать с ними.

Самое важное, чего хотел Бог, — желания Его народа, чтобы Его присутствие было с ними, для чего и предназначался храм. Большей проблемой были их непосвященные сердца — незавершенный храм был лишь проявлением их апатии. Когда кто-либо посвящает себя полностью какой-либо задаче или другой личности, его или ее сложно остановить противодействием. Отсутствие работы показало отсутствие преданности части Божьего народа Господу. И все же ободрение от Бога пробудило народ от летаргии и страха и побудило его снова начать работу над восстановлением храма. После этого они не останавливали свою работу. Они завершили работы пять лет спустя. Иногда мы увязаем в повседневной жизни и комфорте. И то, что нам в этом случае нужно, — это напоминание о самом важном в жизни.

Книга Неемии 4

Санаваллат, который вместе с Товией управлял Самарией к северу от Иудеи, угрожал Неемии и прибег к издевательствам и насмешкам над иудеями. Он состоял в родственных связях с иудеями по линии первосвященника (посредством женитьбы) и поэтому чувствовал, что его власть над иудейским народом будет ограничена, как только они восстановят стену. Он полагал, что иудеи недостаточно сильны и их задача слишком велика для них. «Иудеи никогда не смогут восстановить стену», — сказал он. Другие областеначальники присоединились к Санаваллату в политическом заговоре, чтобы остановить израильтян. Арабы под предводительством Гешема оккупировали южные территории ниже Иудеи; аммонитяне жили на востоке на территории Персии; Ашдод был к западу от Иудеи. Таким образом, Иудея была полностью окружена враждебными силами. Народ Израиля впал в страх, а Неемия воспринял эти слова как оскорбление Бога и еврейского народа. Имя Бога и имя израильтянина были обесчещены врагами, и поэтому он воззвал к Богу, чтобы Тот «услышал» и «обратил ругательства их на их голову» (Неем.4:4). Он не мстил сам, но попросил Бога взять дело в свои руки. Неемия был уверен, что Бог повелел ему возглавить восстановление стены, о чем свидетельствовал благоприятный ответ царя, а также народа Израиля. Поскольку угрозы со стороны их соседей воздействовали на их воображение и заставляли их бояться, Неемия призвал людей «сражаться», потому что Бог «великий и страшный» (Неем.4:14) и Он «будет сражаться за нас» (Неем.4:20). Неемия собрал иудеев и поставил их группы в полном боевом облачении у каждой бреши в стене, что позволяло врагам видеть их. Он демонстрировал миру, что они готовы к нападению.

Стратегия сработала; планы врагов были сорваны. Иудеям напомнили, что они должны доверять Богу и не позволять врагам казаться больше, чем их Бог. Несмотря на несколько других угроз в сторону израильтян, они продолжали строить, пока стена не была окончена всего за 52 дня работы (см. Неем.6:15).

Вторник. Действия Неемии

По-видимому, упрек знатным и начальствующим — «вы берете лихву с братьев своих» (Неем.5:7) — не принес желаемых результатов. Неемия не остановился на этом, но продолжал бороться за права угнетенных. Он мог просто сказать, что попытался наставить знатных и начальствующих, но, поскольку это не возымело действия, он вынужден отказаться от решения проблемы. В конце концов, это были богатые и могущественные люди в Иудее, с которыми ему пришлось бороться. Но он не был удовлетворен, пока проблема не разрешилась, хотя и приобрел могущественных врагов.

Среда. Клятва

Четверг. Пример Неемии

Часть I: Обзор

Основные стихи: Неем.5:11,15-16.

Библейские тексты для исследования: Неем.5.

Глава 5 книги Неемии повествует о том, как Неемия сталкивается с несправедливостью среди переселенцев. Несмотря на то, что они восстанавливают стену Иерусалима, объединившись вместе, чтобы бороться против своих врагов, в их рядах не все в порядке. Голод в стране лишает некоторые семьи финансовых возможностей платить налоги персам и даже приобретать пищу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.082 с.)