Понятие и значение социальных стандартов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение социальных стандартов



 

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения [14, c. 201].

Таким образом, социальные стандарты - устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др. [15, с. 135]

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

)   минимальный потребительский бюджет (МПБ);

)   бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек с 1 мая по 31 июля текущего года в расчете на месяц составляет Br1 млн 897 тыс. 630. Это на 6,6% превышает норматив, действующий с 1 февраля по 30 апреля 2014 года (Br1 млн 780 тыс. 680).

В Беларуси установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов (МПБ) для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в ценах марта 2014 года. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты №23, официально опубликованном на Национальном правовом интернет-портале.

Минимальный потребительский бюджет - стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Установлены также среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек - Br2 млн 20 тыс. 720, трудоспособного населения - Br2 млн 440 тыс. 290, пенсионеров - Br1 млн 908 тыс. 350, студентов - Br1 млн 894 тыс. 80, детей в возрасте до 3 лет - Br1 млн 492 тыс. 460, детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br1 млн 831 тыс. 570, детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br2 млн 101 тыс. 580.

Основные статьи расходов МПБ семьи из четырех человек в ценах марта 2012 года выглядят следующим образом:

-  продукты питания - 53,2 %;

-  одежда, белье, обувь - 21,3 %;

-  оплата жилья и коммунальные услуги - 5,7 %;

-  предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 7,8%

-  культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,6 %;

-  бытовые услуги, транспорт, связь - 6,6 %.

Минимальный потребительский бюджет, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. По сравнению с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), в него дополнительно заложены расходы на походы в кино, поездки в пределах страны, на покупку расширенного набора товаров [16].

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в 2013 году изменялась 4 раза, как показано в таблице 1.

 

Таблица 3.1 - Размер бюджета прожиточного минимума в РБ в 2013 г.

Период действия Среднее значение на душу населения
С 1 августа по 31 октября 2013 года 1 026 290 рублей
С 1 мая по 314 июля 2013 года 974 110 рублей
С 1 февраля по 30 апреля 2013 года 924 150 рублей
С 1 ноября по 31 января 2013 года 880 030 рублей

 

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях. В Беларуси состав минимальной потребительской корзины пересматривается статистическими органами не реже чем раз в пять лет - обычно он меняется, когда в стране растет уровень жизни, что, соответственно, расширяет перечень доступных для населения товаров и услуг. Экспериментальным путем вычислено: на данный момент в продуктовую корзину белоруса входит ассортимент из 43 наименований. Но, помимо продовольствия, у населения активным спросом пользуются хозяйственно-бытовые товары и товары личной гигиены [17].

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум предназначен для:

) оценки уровня жизни;

) обоснования минимального размера заработной платы и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;

) формирования федерального и региональных бюджетов;

) оказания помощи малоимущим гражданам;

) определения минимальных размеров оплаты труда работников организации [15].

Но необходимо учитывать, что минимальный прожиточный бюджет - это скорее социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, чем собственно бюджет, способный обеспечить рациональный уровень потребления. Поэтому выяснить, во сколько белорусам реально обходится потребительская корзина, можно только путем практического изучения. Поэтому Института социологии НАН провел собственное исследование, которое проходило в ноябре 2011 года.

Для выборки продуктов питания, цены на которые сравнивались специалистами, был взят состав потребительской корзины для семьи из четырех человек. В ней представлены наборы продуктов питания в расчете на годовое потребление семьи. С учетом того что в покупательских тележках без спиртного не обходится, социологи включили в исследование и цены на алкогольную продукцию. При этом - в целях соблюдения правил честной игры - в расчет бралась исключительно базовая стоимость товаров, не рассматривались товары на скидках и акциях.

Как отметил директор Института социологии Игорь Котляров, «мониторинг цен осуществлялся по восьми столичным сетевым магазинам - «Алми», «BIGZZ», «Вестер», «Гиппо», «Евроопт», «ProStorе», «Рублевский», «Соседи». И ценовые замеры показали, что на товары из продовольственной группы цены в сети магазинов «Евроопт» гораздо ниже, чем в других обследованных магазинах».

Общие выводы исследования были построены на конкретных цифрах. «Текущие расходы семьи из четырех человек на представленную продуктовую потребительскую корзину (в месяц) в магазинах сети «Евроопт» составили Br 2,461 млн, в других сетях - Br 3,108 млн. Экономия составила Br 646,57 тыс. р. Получается, что средняя стоимость продуктовой потребительской корзины в сети «Евроопт» на 26,3 % ниже, чем в других сетевых магазинах Минска», - подчеркнул Игорь Котляров.

Кроме продуктовых товаров, социологи сравнили и некоторые (пользующиеся наиболее активным спросом) товары промышленной группы - стиральные порошки, шампуни, ополаскиватели для белья, зубную пасту и т.д. Выяснилось, что экономия на эти товары при покупке их в сети «Евроопт» по сравнению с другими точками ритейла составляет 22,6-69,1%. В денежном эквиваленте это более Br180 тыс. Если же суммировать экономию на промышленных товарах с продуктовой экономией, на выходе фактически получится цифра, равная среднедушевому минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек.

Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум [15].

Таким образом, социальные стандарты представляют собой меру потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Социальная защита населения, здравоохранение и образование - важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах, которые невозможно достичь без выполнения социальных стандартов.


3.2 Характеристика государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь

 

Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан - детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению [18, с. 3].

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году (в редакции от 10 июля 2012 г. № 426-З). Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Согласно данному Закону, государственный минимальный социальный стандарт - это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в соответствии с актами законодательства в целях обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества.

Они применяются для решения следующих задач:

-  удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

-  нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

-  обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

-  оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:

-  оплаты труда;

-  пенсионного обеспечения;

-  образования;

-  здравоохранения;

-  культуры;

-  жилищно-коммунального обслуживания;

-  социальной поддержки и социального обслуживания. [19]

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 (в ред. от 13 января 2012 г. № 47) «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 43 норматива. [20]

Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.

Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами.

Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская). В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов.

Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность.

Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно. [18]

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов осуществляются исходя из следующих принципов:

-  соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

-  всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства;

-  общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

-  целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;

-  широкой информированности граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;

-  социального партнерства.

Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов устанавливает государственные минимальные социальные стандарты, а также определяет порядок их применения. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством. [19]

Как говорилось выше, система социальных стандартов включает в себя 43 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 43 государственных социальных стандартов выполняется 37, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта - в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 12 утвержденных стандартов, образования - 9 из 10, связи - 3 из 4, транспорта - 4 из 6. [18]

Таким образом, повсеместное внедрение государственных социальных стандартов, причем дифференцированно для городской и сельской местности, способствует повышению благосостояния жителей республики, построению сильной и процветающей Республики Беларусь.

 


Заключение

 

На сегодняшний момент в литературе существует многообразие трактовок понятия «качество жизни». Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

Несмотря на это, в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие - боль, счастье - несчастье и т.п.).

Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах, рассмотренных в данной главе.

На основании рассмотренного материала можно говорить о том, что проблемы качества жизни общества становятся одними из наиболее актуальных на современном этапе развития.

В целом исследование показало, что категория качества жизни является неоднозначной и не может быть представлена простой совокупностью экономических, социальных и экологических факторов. Объективно оценка качества жизни учитывает фактор территориальности.

Качество жизни населения, а точнее повышение качества жизни, в конечном итоге является важной стратегической целью развития на всех территориальных уровнях. При этом оценка качества жизни призвана помочь в разработке основных направлений стратегического планирования для повышения и обеспечения достойного качества жизни населения как отдельного города, региона, так и страны в целом.

Так как в экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с этим дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Среди множества предложенных показателей, основным агрегированным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Республика Беларусь в 2013 году заняла 50-е место в рейтинге стран по ИРЧП (данный показатель составил 0,793). В целом, исходя из анализа приведенного во второй главе, можно сказать, что с 2005 по 2013 годы численное выражение индекса человеческого развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,793, что означает рост на 9,7 % за эти годы.

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минимальных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для регулирования отношений в сфере экономики минимальных социальных стандартов недостаточно, так как их применение не создает необходимых стимулов для эффективного экономического развития. Например, если налоговая система будет ориентироваться только на низкодоходные группы населения, она не сможет успешно решать задачи, как при формировании доходной части бюджета, так и в стимулировании экономического развития.

Как говорилось выше, система социальных стандартов включает в себя 43 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 43 государственных социальных стандартов выполняется 37, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта - в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 12 утвержденных стандартов, образования - 9 из 10, связи - 3 из 4, транспорта - 4 из 6.

Исходя из вышесказанного, также можно сделать вывод о том, что важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.036 с.)