Классификация женских журналов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация женских журналов



 

Вопрос о классификации отечественной женской прессы в советской теории журналистики не поднимался. Создание журналов по однотипному образцу исключало многообразие видовых структур, возможный вариант построения системы был представлен за счет фактора масштабности распространения, выведшего следующую структуру: центральные и республиканские женские периодические издания. Одновременно отечественной наукой изучались зарубежные женские журналы, типологическое разнообразие которых позволяло выстраивать классификации по аудиторному и тематическому факторам.

Так, О.Г. Кирьянова вывела классификацию для американских женских журналов конца 70 - гг. по тематическому направлению и с учетом характера читательской аудитории [Кирьянова, 1978, с.83]: журналы «общего» содержания, журналы мод, журналы домоводства, журналы «сердечной почты», «полупорнографические журналы».

Исследователем французской женской периодики 80-х гг. В.О. Шелястиной журналы были подразделены на типы: издания «общего» интереса и специализированные. Первая группа была классифицирована по тематическому признаку и представляла следующие издания: журналы мод, журналы вязания, журналы различных поделок, журналы по уходу за детьми, журналы кулинарных рецептов, медицинские журналы, журналы «для дома». В основу классификации второго типа был положен аудиторный признак (включавший социальные характеристики читателей): журналы «для работающих женщин», журналы «для женщин - хозяек», журналы «для читательниц из привилегированных слоев общества», журналы «для девушек».

В 90-е гг. с классификацией российских журналов выступила P.M. Ямпольская. Структурирование женской прессы ею было проведено, во-первых, по признаку периодичности, во-вторых, по характеру издателя - его «организационно-правовому статусу», вследствие чего были выделены следующие группы изданий: независимые, выпускаемые трудовыми коллективами редакций, частные - производственно-коммерческих фирм и акционерных обществ, фондов, официальные - исполнительных органов, женсоветов и женских организаций. В-третьих, по масштабу распространения: международные журналы, всероссийские журналы, республиканские журналы, местные журналы. В-четвертых, по «характеру и ориентации на определенные читательские группы или на определенные интересы» P.M. Ямпольской были выделены: элитные, массовые популярные, литературно-художественные, деловые. В-пятых, по целям и задачам были представлены женские периодические издания: «социальной направленности», «внеполитические», «познавательно-информационные коммерческого характера», «проблемно-информационные», «гуманитарно-образовательной направленности», «по проблемам семьи и школы», журналы моды, «популяризирующие технику бизнеса, шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного мастерства [Ямпольская, 1995].

Исследователь женской прессы Лу Мими помимо классификаций по периодичности, характеру издателя произвела структурирование по виду аудитории, выделив следующие типы изданий, характерные для отечественного рынка женской периодики: международные, общенациональные, этнических женских сообществ, региональные, различных возрастных групп, для матерей, для представительниц «женских профессий», для женщин с достатком. По предметно-тематической направленности Лу Мими определила: универсальные издания, издания, «посвященные здоровью женщины», издания мод, издания, посвященные внешности женщины, правильному питанию. По целевому назначению журналы были ею объединены в издания общесоциальной направленности, «женские семейные» издания, «просветительские» издания, «литературно-художественные и художественно-публицистические» издания, издания практической направленности, прикладные издания, рекламно-информационные издания, развлекательные издания [Лу Мими, 1998].

А.В. Жукова по аудиторному признаку выделила журналы для работающих женщин, для матерей, для современных женщин, для молодоженов, для девочек, для всей семьи [Жукова, 1998].

В большинстве случаев авторы пользуются схожими в своей основе принципами систематизации женских журналов: по аудиторному и тематическому признакам. Целевая направленность издателей и интересы читательской аудитории в своей совокупности формируют содержательную структуру периодического органа. Таким образом, сочетание последних двух типологических элементов позволяет более точно отразить в системной модели специфику изданий, которая для журналов, представляющих тип женской прессы, выражается, во-первых, в детерминированной адресованности - женская группа и тематической специализации - материалы о женщинах и женских интересах. Но при построении структуры женской периодики предстает необходимость в более конкретном изучении как адресата, так и содержательных концепций, в ходе чего происходит их детализация.

Формирование программы издания предусматривает социологическое изучение рынка информационных потребителей, вследствие чего посредством выявления совокупных объективных свойств определяются читательские аудитории по социальным, профессиональным, образовательным и другим параметрам. На современном этапе ориентация женских журналов происходит на слои аудитории, сегментированные с учетом традиционно установившихся семейных ролей женщины (жены, матери, хозяйки), популярных женских профессий (женщины-медсестры, женщины-секретари и др.), духовных интересов (религиозные женщины), социальных, а именно, направленных на улучшение собственного положения (женщины-феминистки), возраста (женщины и девушки), обеспеченности (женщины со средним и высоким уровнем достатка).

В работе В.В. Боннер-Смеюхи предлагается классификация отечественной женской прессы, построенная с учетом аудиторного и тематического факторов [Боннер-Смеюха, 2001, с. 126]. При характеристике выделенных типологических групп используются издания, выходящие в стране с 1991 г. по 1999 г. включительно, некоторые из них уже прекратили свое существование, тем не менее автор исследования не посчитала нужным исключить их из общего исследования по той причине, что их типологические особенности сыграли определенное значение в типологическом формировании, продемонстрировали вариацию типологических возможностей групп женских журналов, продолжающих в данное время свое развитие.

В ходе анализа рынка женской прессы выделены следующие типы изданий.

Женские социально-бытовые журналы. К этому типу женских журналов относятся издаваемые в течение десятилетий «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина», поменявшая в 1993 г. название на «Мир женщины». Этот тип отличают многолетние государственные традиции в мировоззренческом плане, которые на данном этапе выражаются в освещении социальных проблем, во взгляде на женщину как активного члена общества. При отсутствии политических, идеологических установок в этих изданиях преобладает подход, при котором с естественными бытовыми проблемами рассматривается роль женщины в общественном процессе. Как отметила редактор «Работницы» З. Крылова, данная пресса не может полностью отказаться от освещения политики, что означало бы для нее отрыв от реальности [Крылова, 1991, с.3].

Женские семейно-бытовые журналы. К этому типу журналов относятся издания, посвященные домашнему хозяйству, модам, кулинарии, воспитанию детей, здоровью женщины и т.д. («Натали», «Женский клуб», «Лиза» и др.). Главная ориентация таких журналов на женщин-обывательниц, посвятивших себя семейным делам, а также не замужним, но готовящимся к семейной жизни. Читательницы этих журналов далеки не только от политики, идеологии и т.п., но, как правило, и от общественных проблем. В изданиях нет узкой специализации (например, по модам), а имеет место охват различных направлений жизни и быта современной (преимущественно семейной) женщины. Основными задачами данного типа изданий являются: во-первых, удовлетворение женских интересов, связанных с вопросами отношений в семье и внимания к ней общества, здоровья, гигиены, психологии, домашнего быта, воспитания детей; во-вторых, мужских - в рамках семьи; в третьих, подростков в направлении морально-нравственного воспитания; в четвертых, детей - в развлекательно-познавательном плане, что в общем содействует развитию внутрисемейных отношений.

Женские элитарные журналы.Название типа мотивировано уровнем финансовой обеспеченности их основных читателей: это девушки и женщины со средним и высоким уровнем достатка, чье экономическое положение позволяет покупать дорогостоящую продукцию, в которую входят и данные журналы. Издания от остальной отечественной прессы для женщин отличает большой объем, качество полиграфии (издатели часто используют услуги западных полиграфистов), насыщенность иллюстративным материалом, большой процент рекламы (преимущественно элитная косметика, парфюмерия, одежда, обувь, мебель). Данные журналы, как правило, представляют русскоязычные аналоги зарубежных женских изданий крупных издательских фирм. Это, как правило, известные за рубежом издания, выходящие много лет, завоевавшие популярность во многих странах. С начала 90-х гг. такие журналы стали уверено завоевывать российский рынок женской прессы и продолжают расширять свое распространение. В последнее время и отечественные издатели, опираясь на опыт западных коллег, занялись их разработкой. Примерами данного вида журналов могут послужить журналы «Твой стиль», «Cosmopolitan», «Elle», «Marie Claire» и др.

Женские литературно-художественные журналы. К этому типу принадлежат издания, адресованные женщинам, интересующимся развитием отечественной литературы и культуры. В них превалируют литературные и публицистические материалы («Берегиня»).

Феминистские журналы. Согласно мнению исследователей, сегодняшнее отечественное женское движение нельзя рассматривать, как феминистское по той причине, что в нем присутствуют лишь отдельные его идеи [Абубикирова, 1996, с.90]. Оно носит преимущественно социальный характер: организации, составляющие его основу, своими первостепенными задачами считают оказание социальной помощи и защиты. Феминистская пресса в России на сегодняшний день находится в неразвитом состоянии, она малочисленна и нерегулярна («Женское чтение», «Преображение»).

Женские профессиональные журналы. Перечень периодических изданий данного типа может быть довольно широким, так как в настоящий момент женщины занимают в стране значительную часть рабочих мест, а в некоторых профессиональных отраслях процент женской занятости настолько превышает мужскую, что их можно считать феминизированными. Однако рост профессиональных журналов для женщин сдерживается экономическим фактором, потому данная группа немногочисленна. Она направлена на удовлетворение как специальных интересов женщин, связанных с родом их социальной деятельности, так и личных, диктуемых местом и стилем женщины, сформированных обществом. Примерами женских профессиональных журналов являются такие журналы, как «Сестринское дело», «Секретарь и офис», «Ярославна».

Женские религиозные журналы. Основой данных периодических изданий являются религиозные мировоззрения и связанные с ним мироощущения, вследствие чего этой прессой культивируется тип поведения женщины, ограничивающий ее социальную деятельность идеологией религиозного познания мира, догматами веры, постулирующими первоосновные задачи женщины в рамках института семьи. Примеры: «С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра».

Журналы для девушек. Периодические издания рассчитаны на 15-18 летних читателей, среди них могут быть как школьницы, так и студентки. Среди вопросов, обсуждаемых данным типом прессы, можно выделить следующие: духовное развитие подростков, их профориентация, воспитание, мода, здоровье, развлекательная информация (новости кино и шоу-бизнеса, литературная проза, кроссворд, гороскоп), домоводство. Возрастной фактор определяет особуюстепень внимания авторов к выбору тем и постановке проблематики; важным является не просто соблюдение дидактической направленности материалов, что присуще всей женской прессе, а обучение девочек, будущих женщин, нормам поведения в обществе, формированию собственного имиджа, общению со сверстниками и взрослыми, чувственным взаимоотношениям («Маруся», «Штучка», «Между нами, девочками»).

Женские журналы, специализированные по интересам. В отличие от социально-бытовых, семейно-бытовых и других изданий, где так или иначе представлена широкая гамма женских интересов, в прессе данного типа превалирует какая-либо одна из сфер, связанная с женским трудом внутри семьи, рукоделием. Как правило, в них отсутствуют журналистские материалы, основными авторами выступают художники, модельеры, кулинары, дающие советы, рекомендации. В зависимости от освещаемой отрасли быта существуют журналы мод, вышивки, вязания, кулинарии: «Диана моден», учредитель ЗАО «Кон-лига», «Special Boutigue. Вязание и вышивка», издатель «Sturmkross AG», «Золушка вяжет», учредитель и издатель ЗАО «КЭЙ», «Валентина», швейцарский журнал по рукоделию (вязание крючком, вышивка крестом, филейное вязание), «Смак», издатель «ОВА-ПРЕСС». Однако в ряде изданий практикуется одновременное присутствие всех названных разделов

Наиболее известным и популярным среди изданий данного типа иа отечественном рынке прессы является журнал «Бурда моден», выпускаемый немецким концерном «Бурда». Мода и шитье - главные темы журнала (раздел «Шитье»), в издание включены так же рубрики «Вязание», «Своими руками», «Кулинария» и др.. Издательский дом «Бурда» выпускает в России серию изданий для женщин: «Бурда. Мода для невысоких», «Бурда. Праздничная мода», «Блузы, юбки, брюки», «Мисс Б - молодежная мода», «Бурда. Будущим мамам», «Бурда. Вышивка крестом» и др.

Итак, в результате исследования определены основные типы женских журналов. Их анализ показывает, что в начале 90-х гг. в России начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.011 с.)