Сущность типологического подхода к изучению средств массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность типологического подхода к изучению средств массовой информации



 

Интерес к созданию специальной прессы для женщин возник еще в XVIII веке, но тогда это были либо единичные издания, либо «прибавления» к другой периодике. Активную же форму процесс развития женской журналистики приобретает во второй половине XIX века, когда начинает выходить целая группа подобных изданий. В начале XX века появляются небольшие описательные статьи как первые попытки теоретического осмысления нового типа периодики - журналов для женщин.

В это время женские журналы переживают период расцвета, который продолжается два десятилетия, однако предметом специального глубокого и всестороннего изучения они еще долго не становятся.

Невыразительно представлена эта тема и в вузовских учебниках - и прошлого века, и современных. Только в учебнике Р. П. Овсепяна «История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало XXI века)» (2005) есть отдельный параграф «Женская пресса», посвященный изучению развития этого вида печати, начиная со второй половины 1980-х годов [Овсепян, 2005, с.258]. Современные издания для женщин охарактеризованы также в учебном пособии «Типология периодической печати» [Там же].

Впервые серьезно к проблемам функционирования отечественной женской прессы исследователи обратились в 1990-е годы. Здесь, прежде всего, следует назвать серию работ Р.М. Ямпольской, посвященных типологическим особенностям женской прессы, тенденциям развития, основным проблемно-тематическим направлениям [Ямпольская, 1995, с. 3-15]. Автор в своих публикациях исследует современную женскую периодику с точки зрения особенностей ее оформления и стилистики, новых направлений развития, предлагает свою классификацию женских изданий первой половины 1990-х годов, в основу которой положено шесть типообразующих признаков: тип издания, характер изложения, аудитория, объем, формат, целевое назначение. Тема исторической эволюции изданий затрагивается только лишь с целью показа давнего существования подобного рода изданий.

Появляются статьи, посвященные отдельным отечественным женским журналам. Однако, по компетентному мнению исследовательницы В.В. Боннер-Смеюхи, «большинство из названных трудов носит описательный характер, авторы ограничиваются проблемно-тематическим изучением женской прессы, что исключает возможность выведения общих типологических закономерностей» [Боннер-Смеюха, 2001].

В силу активизации на современном отечественном информационном рынке адаптированных западных изданий типа «Лиза», «Cosmopolitan» и других стали появляться статьи, посвященные отдельным аспектам деятельности издательских холдингов Independent Media и Burda в России, материалы об иностранной прессе, работы о женской журналистике в Интернете.

Непременно затрагивают вопросы женской журналистики и работы, связанные с изучением женского движения в России. Именно на страницах специальной женской прессы разворачивалась полемика вокруг проблем равноправия, эмансипации, новой роли женщины в обществе [Юрна, 2006, с.10].

Интересующей нас тематике посвящен и ряд диссертационных исследований. Работы, так или иначе анализирующие отечественную женскую прессу, можно разделить на две группы:

) диссертации, посвященные непосредственно функционированию женской прессы,

) работы, затрагивающие этот тип изданий в каком-либо другом контексте.

Первая группа весьма немногочисленна, за последние десять лет это всего несколько специальных диссертационных кандидатских исследований. В диссертации А.В. Жуковой «Женская пресса как фактор социализации личности» (1998) рассматриваются социальный и социально-психологический аспекты функционирования журналистики в целом и женской прессы в частности. Основная часть работы посвящена развитию американских женских журналов в историческом контексте и изучению российских журналов «Крестьянка» и «Работница» как средства социализации женской аудитории. Примечательно, что, несмотря на признание безусловной преемственности в российской женской журналистике от XVIII до ХХ века, дается только небольшой исторический экскурс и отмечается, что женской печати «исследователями уделялось незначительное внимание, в особенности вопросам, посвященным истории возникновения и развития женской прессы в России» [Жукова, 1998].

В работе Лу Мими «Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества» (1998) прослеживается эволюция типологической структуры женской прессы. Основной корпус работы представляет собой исследование путем социологического опроса и типологического анализа функций, целей, тематики, целевой аудитории современной российской и китайской женской журналистики. В этом исследовании также дается только краткий обзор истории развития женской прессы в России [Лу Мими, 1998].

Предметом серьезного исследовательского интереса женская журналистика стала только в последние десятилетия. Все авторы, коснувшиеся этого вопроса, констатируют важность и необходимость его глубокого и всестороннего исследования, особенно с учетом современного «бума» женских изданий, составляющих один из самых внушительных и популярных секторов отечественного информационного рынка. Изучение истории развития и типологии подобных изданий в прошлых веках могло бы стать серьезным подспорьем для формирования современных журнальных концепций и моделей в условиях сильной конкуренции.

Обзор работ, посвященных женской журналистике, показывает, что наиболее исследованным периодом оказался XX век, причем после событий 1917 года. Предшествующий же период (XVIII - начало XX века), вместивший в себя большое количество самых разнообразных женских журналов, период, когда проходило активное становление и дифференциация подобного вида изданий, пока остается за гранью специального глубокого и разностороннего научного интереса. При этом все исследователи, касавшиеся данного периода, фиксируют его особую значимость и важность в развитии женской журналистики.

Историко-типологический анализ женских журналов позволяет выделить перечень следующих функций прессы: информационную, пропагандистскую, организаторскую, рекреативную, культурно-просветительскую.

Известная классификации современных периодических изданий Р.М. Ямпольской основана анализе тематического содержания и структуры изданий [Ямпольская, 1995, с.3-15]:

- Издания социальной направленности: «Работница», «Москвичка», «Дочки-матери» (Кемерово), Для журналов этой группы характерна насыщенность информационного, социального плана и динамичность как в отражении действительности, так и в их структуре. Политическая позиция есть, но выражается не слишком явно, порой в подтексте.

-  Внеполитические издания: «Сударушка». Материалы журналов этого направления обращены главным образом к душе человека. Наделены выраженными чертами собеседника, духовного наставника своих читателей.

-  Познавательно-информационные издания коммерческого характера: дайджесты, «Венера-пресс».

-  Проблемно-информационные издания, содержащие деловую и другую важную информацию: «Вы и мы», «Диалог».

-  Газеты и журналы гуманитарно-образовательной направленности: «Женский клуб», «Деловая женщина». Журналы этой группы рассчитаны на интеллектуально развитого, инициативного читателя.

-  Издания по проблемам семьи и школы: «Очаг», «Мы и наши дети».

-  Журналы мод: «Московский стиль».

-  Издания, популяризующие технику бизнеса, шитья, рукоделья, ведения домашнего хозяйства, художественного мастерства: «Катерина», «Наталья», приложение к «Работнице» - «Домашний калейдоскоп».

К основным системообразующим принципам женской прессы исследователи относят ее эмоциональную, социально-экономическую, образовательно-воспитывающую и практическую направленность, связанную с формированием личности женщин, ее общественного дела, укреплением семьи, здоровья.

Типологические особенности женской прессы можно рассматривать и с точки зрения ее содержательных аспектов и форм:

- большая доля в содержании изданий вопросов истории, религии, искусства, как правило, под углом зрения участия и роли женщин в них;

- практическая целесообразность материалов, выраженная в беседах, советах, рекомендациях, различного рода тестах;

-  подчеркнутая роль иллюстраций в информационно-познавательных и воспитательных процессах;

-  своеобразное использование приемов, форм и методов журналистского творчества, возникновение оригинальных рубрик и отделов, тем, структуры;

-  использование в большей или меньшей степени развлекательных средств и форм эстетического воздействия на читателя.

Наряду с предложенными Р.М. Ямпольской характеристиками можно учесть следующие дополнительные позиции; характер аудитории, предмет или определенная сфера действительности, целевое назначение журнала, родовая принадлежность издания и характер изложения.

В соответствии с данными типообразующими факторами оценим имеющуюся классификацию наиболее популярных современных российских женских изданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.011 с.)