Глава 1. Историко-типологический анализ женской прессы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Историко-типологический анализ женской прессы в России



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ

Сущность типологического подхода к изучению средств массовой информации

Классификация женских журналов

Ретроспективный анализ развития женской прессы в России

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ

Тематические особенности женских журналов

Гендерные стереотипы: функции и задачи

Тенденции развития взаимоотношений мужчины и женщины на страницах современных женских журналов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе, анализ изданий для женщин приобретает особую научную ценность, если его осуществлять в рамках типологии «женской печати». В виду того, что современная женская периодика отображает ролевые особенности женщины, ее поведение и социальные связи, межличностное взаимодействие, а также групповую динамику поведения женщины, важно проанализировать информационное поле, в котором функционируют образы и стереотипы.

Женская пресса представляет собой специализированные средства массовой информации, в информационное поле которых входят вопросы и проблемы связанные с жизнедеятельностью женщины, ее поведение в обществе, семейно-бытовые проблемы, гражданская и социальная позиция, а также вопросы, связанные с красотой, здоровьем и материнством. Главным аудиторным сегментом женской прессы - являются читательницы женского пола не зависимо от их возраста.

У женской прессы помимо специфической аудитории есть еще несколько отличительных черт, характеризующий этот вид изданий.

Журналы, адресованные женщинам, представляют собой часть массовой культуры и многомиллионный бизнес. Периодика для женщин стала своего рода адаптером лучших мировых образцов полиграфического искусства в России.

Журналистику не случайно называют «четвертой властью». В современном обществе ее влияние огромно. Оно распространяется не только на индивидуальную личность или на группы людей, оно подчиняет себе целые социальные институты, навязывая те или иные стереотипы мышления, формируя менталитет нации.

Институт семьи представляет основу общества. Однако в последнее время заметно изменились социальные роли мужчины и женщины, изменились представления о гендерных функциях. Значительную роль в этом процессе играют СМИ. Определение ценностных стереотипов, изучение особенностей отношений полов, представленных в современных журналах гендерного типа, составляет актуальность данного исследования. Для исследования мы выбрали популярные журналы с высоким тиражом издания периодики тех лет.

Целью работы является изучение особенностей отражения гендерных взаимоотношений в современных женских журналах.

Объект исследования - женские журналы.

Предмет исследования - особенности отражения гендерных взаимоотношений в современных женских журналах.

Задачи работы:

) осуществить историко-типологический анализ женской прессы в России;

) выявить особенности формирования системы советских женских журналов;

) рассмотреть женские журналы как средство социализации женской аудитории;

) проанализировать эволюцию женского образа в журналах.

Научная новизна работы определяется тем, что здесь впервые проводится широкомасштабное исследование с одновременным теоретико-типологическим анализом, которые способствуют выведению значимых для практики обобщений и закономерностей. Журналы подверглись тщательному анализу с точки зрения их функционально-целевых, программных, структурных, жанровых и других типологических особенностей.

Теоретическая значимость. Работа вносит определенный вклад в историческое и теоретическое изучение отечественных женских журналов. В ней представлены типологические структуры прессы для женщин в ее историческом контексте и типологическая система современной женской периодики. Имеют теоретическую значимость также изученные в работе методы влияния женских журналов на аудиторию.

Практическое значение исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики вузов, а также для проведения спецкурсов и спецсеминаров по теме «Отечественная женская пресса». Они могут быть полезны журналистам, непосредственно занимающимся изданием женских журналов: исследование предоставляет возможность изучения традиций отечественных женских периодических изданий, планирования новых с целью более полного информационного обеспечения аудитории.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы - 70 страниц.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы.

Историко-типологический анализ женских журналов позволяет выделить перечень следующих функций прессы: информационную, пропагандистскую, организаторскую, рекреативную, культурно-просветительскую.

К основным системообразующим принципам женской прессы исследователи относят ее эмоциональную, социально-экономическую, образовательно-воспитывающую и практическую направленность, связанную с формированием личности женщин, ее общественного дела, укреплением семьи, здоровья.

Типологические особенности женской прессы можно рассматривать и с точки зрения ее содержательных аспектов и форм.

В результате исследования определены основные типы женских журналов. Их анализ показывает, что в начале 90-х гг. в России начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России.

Ретроспективный анализ женской прессы показал, что в России в 90-х годах прошлого века начала складываться новая система прессы, которая продолжает свое развитие. Аналогичность существующих типологических групп в отечественной и зарубежной прессе позволяет говорить о значительности влияния западной периодики на отечественный рынок, в ходе чего в стране появились русскоязычные версии западных журналов, расширивших собой сеть международных изданий. Опыт зарубежных издателей повлиял на формирование структуры современной российской периодики, на изменение отношения к оформлению, превратив его в одну из приоритетных сторон в женской прессе России.

На основе рассмотренных материалов современной журнальной периодики для женщин в работе выделена система доминирующих в настоящее время медиаообразов женщины: женщина-политик, политик как секс символ, деловая женщина, женщина-лидер, карьеристка, женщина-исполнитель, женщина - мать и жена, привлекательная женщина, творческая женщина и т.д.

В целомрепрезентация образа женщины в российской журнальной прессе в разрезе носит двоякий характер. С одной стороны, он отличается противоречивостью и разобщенностью, что в целом характерно для переходных периодов. С другой стороны, в некоторых вопросах обнаруживается единство, а именно превалирование публикаций с упоминанием женщины в сфере привлекательности и семейных отношений.

Рассмотрев наиболее часто встречающиеся образы женщины, мы пришли к ряду существенных выводов. Общий признак, объединяющий всех женщин, которые становятся героинями материалов прессы, так называемый «общедоминирющий» тип - образ успешной женщины. Но, несмотря на то, что обывательницы неинтересны газете, они задают образцы нормативности даже в большей степени, чем успешные и яркие женщины. Выполняя роль образа, с которым «обыкновенной» читательнице хочется себя ассоциировать, эти героини, как правило, больше всего подвержены стереотипизации и патриархализации, поэтому представляют опасность для развития эгалитарных принципов в журналистике.

В качестве героини современные журналы чаще выбирают женщин с преобладающей маскулинной или андрогинной идентичностью. Героини публикаций в журнальной прессе больше склонны проявлять признаки маскулинной идентичности, в то время как в массовой прессе больше внимания уделяется женщинам с андрогинной и феминной идентичностью. При этом семейная и личная сферы не определяются как область, где женщина может самореализоваться в полной мере: без успехов в карьере женщина часто чувствует себя неуспешной.

В настоящее время образ женщины формируется под влиянием ряда тенденций. Отсутствие единой системы ценностей в гендерных вопросах как у общества в силу низкой гендерной культуры, так и внутри СМИ. Происходит конфликт ценностей журналистов и редакторов, который заключается в борьбе между разными традициями и культурами - советской, постсоветской, современной прозападной. Невысокий уровень просвещенности большинства сотрудников СМИ в плане возможностей гендерного конструирования, низкий уровень самосознания в вопросах, касающихся ретрансляции моделей гендерной идентичности. Рост числа женщин, активно занятых в политической, экономической, социальной деятельности, стремящихся обрести самостоятельность, материальную независимость, готовых публично отстаивать собственные права и ориентиры.

Можно говорить о двух основных аспектах репрезентации взаимоотношений женщины и мужчины в современных женских журналах. С одной стороны, на них оказывают ощутимое влияние гендерные стереотипы: женщина представлена в качестве сексуального объекта, физические параметры которого (внешность, фигура) строго регламентированы понятиями об идеальной красоте, также стереотипизированными. Кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом. Однако с другой стороны, очевидна трансформация традиционных ценностей, выражающаяся в предпочтении физиологической составляющей отношений женщины и мужчины перед духовной, а также пренебрежение нормами морали и нравственности, соблюдение которых - в соответствии с двойными гендерными стандартами - требуется в большей степени от женщин, нежели о мужчин.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ

Сущность типологического подхода к изучению средств массовой информации

Классификация женских журналов

Ретроспективный анализ развития женской прессы в России

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ

Тематические особенности женских журналов

Гендерные стереотипы: функции и задачи

Тенденции развития взаимоотношений мужчины и женщины на страницах современных женских журналов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе, анализ изданий для женщин приобретает особую научную ценность, если его осуществлять в рамках типологии «женской печати». В виду того, что современная женская периодика отображает ролевые особенности женщины, ее поведение и социальные связи, межличностное взаимодействие, а также групповую динамику поведения женщины, важно проанализировать информационное поле, в котором функционируют образы и стереотипы.

Женская пресса представляет собой специализированные средства массовой информации, в информационное поле которых входят вопросы и проблемы связанные с жизнедеятельностью женщины, ее поведение в обществе, семейно-бытовые проблемы, гражданская и социальная позиция, а также вопросы, связанные с красотой, здоровьем и материнством. Главным аудиторным сегментом женской прессы - являются читательницы женского пола не зависимо от их возраста.

У женской прессы помимо специфической аудитории есть еще несколько отличительных черт, характеризующий этот вид изданий.

Журналы, адресованные женщинам, представляют собой часть массовой культуры и многомиллионный бизнес. Периодика для женщин стала своего рода адаптером лучших мировых образцов полиграфического искусства в России.

Журналистику не случайно называют «четвертой властью». В современном обществе ее влияние огромно. Оно распространяется не только на индивидуальную личность или на группы людей, оно подчиняет себе целые социальные институты, навязывая те или иные стереотипы мышления, формируя менталитет нации.

Институт семьи представляет основу общества. Однако в последнее время заметно изменились социальные роли мужчины и женщины, изменились представления о гендерных функциях. Значительную роль в этом процессе играют СМИ. Определение ценностных стереотипов, изучение особенностей отношений полов, представленных в современных журналах гендерного типа, составляет актуальность данного исследования. Для исследования мы выбрали популярные журналы с высоким тиражом издания периодики тех лет.

Целью работы является изучение особенностей отражения гендерных взаимоотношений в современных женских журналах.

Объект исследования - женские журналы.

Предмет исследования - особенности отражения гендерных взаимоотношений в современных женских журналах.

Задачи работы:

) осуществить историко-типологический анализ женской прессы в России;

) выявить особенности формирования системы советских женских журналов;

) рассмотреть женские журналы как средство социализации женской аудитории;

) проанализировать эволюцию женского образа в журналах.

Научная новизна работы определяется тем, что здесь впервые проводится широкомасштабное исследование с одновременным теоретико-типологическим анализом, которые способствуют выведению значимых для практики обобщений и закономерностей. Журналы подверглись тщательному анализу с точки зрения их функционально-целевых, программных, структурных, жанровых и других типологических особенностей.

Теоретическая значимость. Работа вносит определенный вклад в историческое и теоретическое изучение отечественных женских журналов. В ней представлены типологические структуры прессы для женщин в ее историческом контексте и типологическая система современной женской периодики. Имеют теоретическую значимость также изученные в работе методы влияния женских журналов на аудиторию.

Практическое значение исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики вузов, а также для проведения спецкурсов и спецсеминаров по теме «Отечественная женская пресса». Они могут быть полезны журналистам, непосредственно занимающимся изданием женских журналов: исследование предоставляет возможность изучения традиций отечественных женских периодических изданий, планирования новых с целью более полного информационного обеспечения аудитории.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы - 70 страниц.

 

 


 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.036 с.)