Федеральный уровень (Россия в целом) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный уровень (Россия в целом)



 

декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания VI созыва, выборы депутатов 27 региональных законодательных собраний, около 2,8 тысяч выборов муниципального значения. Выборы законодательных собраний регионов прошли в республиках Ингушетия, Карелия, Мордовия, Чувашия, в Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском, Ставропольском краях, в Астраханской, Вологодской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Новгородской, Омской, Орловской, Псковской, Самарской, Свердловской, Томской и Тюменской областях. Также избирались региональные парламенты в Санкт-Петербурге и Еврейской автономной области.

Эволюция законодательного регулирования избирательной системы России непосредственно и позитивно отразилась на ходе и итогах парламентских, региональных и муниципальных выборов. Партии стали за это время институциональными и по-настоящему значимыми участниками политического процесса, выросла политическая конкуренция. Наиболее существенные изменения в законы, регулирующие электоральные процессы в стране, были внесены за прошедшие несколько лет. Большинство поправок было внесено по инициативе действующего президента, который в своих посланиях Федеральному собранию традиционно уделяет большое внимание развитию партийной системы.

июля 2009 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации.". Он был направлен на изменение порядка предоставления эфирного времени и печатной площади партиям, выдвинувшим кандидатов или списки, но не преодолевшим заградительный барьер. До вступления в силу положений этого закона такие политические партии были обязаны возмещать стоимость бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, предоставленных им в СМИ. Законом предусматривается отказ от такой практики, однако партии, не сумевшие завоевать голоса избирателей, на следующих выборах не получат бесплатного эфирного времени и печатных площадей.

марта 2010 года в действующее законодательство были внесены поправки, в соответствии с которыми число парламентариев ограничивается численностью избирателей в регионе. Если в субъекте РФ избирателей менее 500 тысяч, число депутатов должно составлять от 15 до 50 человек; если избирателей от 500 тысяч до миллиона, то депутатов - от 25 до 70; когда избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек, депутатов - от 35 до 90; при численности избирателей свыше 2 миллионов человек закон устанавливает число депутатов не менее 45 и не более 110.

апреля 2010 года Дмитрий Медведев внес изменения в Федеральные законы Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, О выборах президента РФ и О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В соответствии с ними партии, получившие мандаты на выборах в парламенты субъектов РФ, на следующих выборах в этот же парламент освобождаются от сбора подписей для регистрации на выборах. От сбора подписей избирателей освобождаются также региональные отделения и иные структурные подразделения таких партий в случае выдвижения ими кандидатов, списков кандидатов на выборах.

апреля 2010 года Совет Федерации одобрил закон, предусматривающий участие непарламентских партий в работе законодательных органов субъектов РФ и Госдумы.

Соответствующие изменения внесены в действующий закон о политических партиях.

Предусмотрено, что могут проводиться специальные заседания, посвященные рассмотрению предложений и заслушиванию выступлений представителей непарламентских партий. Закон предполагает возможность их участия в обсуждении наиболее важных вопросов, вынесенных на пленарное заседание, - например, проекта бюджета или отчета о его исполнении. Оговорено, что на заседание Госдумы приглашаются все зарегистрированные в России партии. Аналогичный порядок установлен и для региональных парламентов независимо от того, действует ли на территории конкретного субъекта региональное отделение партии. При этом руководство партии (или регионального отделения партии) должно коллегиально принять решение, кого делегировать на заседание парламента. Соответствующую поправку рекомендовано внести в партийные уставы.

мая 2010 года Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект, направленный на повышение представительства избирателей в органах государственной власти субъектов РФ.

Согласно законопроекту, все партии, преодолевшие заградительный барьер, получают возможность формировать фракции, даже если по списку прошел только один депутат.

Кроме того, партии, за которые на региональных выборах проголосовало более 5% избирателей, но не преодолевшие барьер, получают гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации. При этом депутат, избранный в составе списка такой партии, не может входить ни в одну фракцию, но вправе входить в депутатские объединения, не являющиеся фракциями (в такие депутатские объединения могут входить также депутаты-одномандатники). Такому депутату предоставляется ряд прав, имеющихся у фракций: право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется законодательным органом субъекта Российской Федерации, права на выступление в указанном органе, получение и распространение материалов и документов.

В Послании президента Федеральному собранию 30 ноября 2010 года прозвучала идея необходимости перевода муниципальных выборов на пропорциональную или смешанную избирательную систему. Эта идея родилась в связи с тем, что на местном уровне деятельность политических партий практически не ощущается. В соответствии с предложением, обнародованным в послании, при выборах в представительные органах муниципалитетов, имеющие 20 или больше депутатских мест, не менее половины этих мест должно распределяться между политическими партиями по пропорциональной системе. На выборах же в собрания, насчитывающие меньше 20 депутатов, может применяться мажоритарная, пропорциональная или смешанная система, в зависимости от специфики территории и вида муниципального образования.

Ещё одной инициативой президента, влияющей на систему выборов, стало снижение нижнего порога количества региональных групп кандидатов на федеральных выборах с 80 до 70. По действующему законодательству список кандидатов партии делится на общефедеральную и региональную части. Причем региональными списками должны быть охвачены почти все субъекты федерации. Новый закон сокращает минимально допустимое количество этих региональных списков. Таким образом, упрощается порядок выдвижения избирательными объединениями списков кандидатов на общенациональных парламентских выборах.

Несмотря на значительное количество изменений, внесённых в законы о выборах, можно сказать, что избирательная система не является совершенной. Опыт прошедшей кампании по выборам в Государственную Думу показал, что законодательство, регулирующее электоральный процесс, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

. Необходимо увеличение предельного размера избирательных фондов и, возможно, разрешение использования региональными отделениями политических партий средств федерального избирательного фонда. Это позволит уменьшить количество нарушений, связанных с неуказанием данных об оплате из соответствующего фонда на агитационных материалах - большинство подобных нарушений происходят из-за ограниченности финансирования кампаний на уровне региона.

. Необходимо ужесточить ответственность политических партий за нарушения, допускаемые в ходе голосования. Существующая административная ответственность - скорее формальность, чем реальное наказание для кандидатов и партий, осознанно идущих на нарушения. Можно рассмотреть вопрос о многократном повышении штрафов за нарушения положений законов о выборах, соизмеримых с общими размерами избирательных фондов.

. Необходимо законодательно закрепить понятие агрессивного поведения представителей политических партий, включая призывы к насилию.

Положения, которые содержатся по этой теме в законе о выборах, не являются всеобъемлющими и нарушаются повсеместно. Ряд партий допускает системные агрессивные выпады в адрес оппонентов, представителей власти и избирательных комиссий. Уголовная ответственность, введённая за подобные нарушения, была бы логичным и адекватным ответом на угрозу радикализации партийной политики. Повсеместно применяемая практика порчи агитационных материалов партий-оппонентов также требует адекватной реакции от законодателей.

. Ввести механизм ответственности федеральных руководящих органов политических партий за нарушения, допускаемые представителями региональных отделений партии и кандидатами в депутаты от партий. Подобный механизм позволит значительно сократить количество нарушений, которые допускаются по инициативе (или с попустительства) представительств партий в регионах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.009 с.)