Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности.



К У Р С О В А Я Р А БО Т А

 

 

 

по дисциплине «Теория информационной безопасности и методология защиты информации»                                                      

_______________________________________________________________

 

на тему «Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности»

 

 

 

Группа   4281  
Студент   Д.Д. Кирьянов
       
Руководитель работы проф., к.т.н. В.А. Семененко
     
Оценка работы Дата     _____________     МОСКВА 2008     «___» ___________

Содержание.

 

 

1. Введение……………………………………………………………4

 

2. Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности…….………………………………5

 

 

2.1 Классификация источников угроз……..……………………...5

        

           2.1.1 Антропогенные источники угроз…………………..6

 

      2.1.2 Техногенные источники угроз………………...……….7

          

      2.1.3 Стихийные источники угроз………………………...7

 

 

2.2 Человеческий фактор как антропогенный источник угроз.....8

 

  2.2.1 Внешние источники угроз…………………………..8

           2.2.2 Внутренние источники угроз…………………….....10

 

 

2.3 Последствия воздействия угроз и виды угрожающих воздействий...........................................................................................12

 

       2.3.1 (Несанкционированное) Вскрытие............................12

 

       2.3.2 Обман............................................................................14

 

       2.3.3 Разрушение..................................................................15

 

       2.3.4 Захват (узурпация)......................................................17

 

 

2.4 Классификация угроз по степени тяжести последствий и возможного ущерба........................................................................................18

 

 

3. Заключение………………………………………………………20

 

4. Список литературы…………………………………………… 23

 

Введение

В современном мире информация стала важнейшим ресурсом общества. Традиционные материальные ресурсы постепенно утрачивают свое первоначальное значение, а им на смену приходят информационные ресурсы, которые со временем не убывают, а неуклонно растут. Информация как предмет труда становится всё в большей степени стратегическим ресурсом общества, его движущей производительной силой.

Широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни современного общества делает вполне закономерной и весьма актуальной проблему защиты информации, или иначе, проблему обеспечения информационной безопасности. В условиях интенсивного развития рынка информационных продуктов и услуг, информация становиться полноценным товаром. Подобно другим товаром, информация нуждается в сохранности, и следовательно в надежной защите.

В данной работе мы рассмотрим источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности, классифицируем источники угроз, рассмотрим человеческий фактор как источник угроз информационной безопасности, а так же опишем последствия воздействия угроз и виды угрожающих воздействий и классифицируем угрозы степени тяжести последствий и возможного ущерба.

 

Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности.

Стихийные источники угроз.

Третья группа источников угроз объединяет, обстоятельства, составляющие непреодолимую силу, то есть такие обстоятельства, которые носят объективный и абсолютный характер, распространяющийся на всех. К непреодолимой силе  в законодательстве и договорной практике относят стихийные бедствия или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить или возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить при современном уровне человеческого знания и возможностей. Такие источники угроз совершенно не поддаются прогнозированию и поэтому меры защиты от них должны применяться всегда.

Стихийные источники потенциальных угроз информационной безопасности как правило являются внешними по отношению к защищаемому объекту и под ними понимаются прежде всего природные катаклизмы:

1) пожары;

2) землетрясения;

3) наводнения;

4) ураганы;

5) различные непредвиденные обстоятельства;

6) необъяснимые явления;

7) другие форс-мажорные обстоятельства.

 

 

Внешние источники угроз

Менеджеры.

Как лица, обладающие большими организационными полномочиями, наибольшую потенциальную угрозу для информационных ресурсов компании представляют менеджеры. Например, к потерям могут привести распоряжения предоставить пользователю неоправданно высокие права, реализовать в информационной системе небезопасный, но удобный функционал. Иногда информационные угрозы возникают вследствие неудовлетворительного выполнения руководителями контролирующих функций. Известны случаи, когда продавалось оборудование, с дисков которого не удалялась конфиденциальная информация компании и партнёров.

 

Во избежание возникновения ущерба целесообразно обязать менеджеров согласовывать решение вопросов, связанных с информационными рисками, с руководителем службы информационной безопасности.

 

Сотрудники.

 

Значительной угрозой информационной безопасности компании является низкая квалификация персонала, недостаточная для корректной работы с корпоративной информационной системой. Особо опасными являются некомпетентные сотрудники, выдающие себя за грамотных пользователей, или считающие себя таковыми.

Во многих компаниях отсутствует контроль над установкой на рабочих станциях программного обеспечения. Не понимая возможных последствий, сотрудник может установить на своём рабочем месте заинтересовавшую его программу или "патч", существенно снизив эффективность усилий по обеспечению корпоративной сетевой безопасности. Подобная угроза возникает и в случае подключения находящейся в локальной сети рабочей станции к Интернет через модем или мобильный телефон, оснащённый функцией цифровой связи.

 

Конечно, не будет лишним ещё раз упомянуть об угрозах, исходящих от приклеенных к мониторам стикеров с паролями и практики обмена паролями между работниками, выполняющими сходные функции.

 

В ряде случаев проблемы безопасности связаны с тем, что легальные пользователи используют необходимую для работы информацию не по назначению. Причиной может быть злой умысел, халатность, непонимание последствий распространения доступных им сведений. Очевидно, что данная проблема неразрешима только технологическими мерами.

 

Наибольшую опасность представляют сотрудники, обиженные на организацию и её руководителей. Поэтому случаи возникновения явных и скрытых конфликтов, несоответствия сложившейся ситуации ожиданиям сотрудников, могут рассматриваться как потенциальные предпосылки нарушений информационной безопасности. Особого внимания требуют связанные с такими ситуациями случаи увольнения. Как отмечалось выше, сотрудник, уволившийся из компании с чувством обиды, легко может стать источником информации для недоброжелателей.

 

IT-специалисты, администраторы и лица, выполняющие критичные операции.

 

Хочется обратить внимание на отбор кандидатов, которым предполагается доверить выполнение операций, требующих больших прав в информационной системе. Не меньшее значение, чем профессиональные навыки, имеют лояльность кандидата и способность сохранять приверженность интересам компании даже в сложных ситуациях. По этой причине лица, на вершине системы ценностей которых находится материальное вознаграждение, скорее всего, получат отказ. С особой осторожностью следует относиться к кандидатам, слишком часто меняющим работу, предоставившим недостоверные сведения, привлекавшимся к административной и уголовной ответственности, имевшим психические или невротические расстройства.

 

Желательно, чтобы кроме собеседования со своим руководителем, кандидат встретился с профессиональным психологом. Часто психолог проводит тестирование, которое выявляет особенности характера и потенциальные возможности кандидата. Также важно провести беседу, в ходе которой будут выявлены система ценностей и особенности поведения. Это позволит убедиться в том, что кандидат гладко "впишется" в корпоративную культуру, понять, какая система мотивации будет для него наиболее подходящей.

 

Особое внимание следует уделить тому, чтобы работа сотрудника в организации соответствовала его ожиданиям. В частности руководителю следует воздержаться от необоснованных обещаний. Психологический контракт важен так же, как формальный.

 

Традиционной проблемой, связанной с IT-сотрудниками, является контроль и оценка результатов деятельности. Немногие руководители способны воспринимать "птичий" язык и вникать в сущность их работы, в том числе в вопросы защиты данных. И немногие владеющие глубокими знаниями в IT, компетентны в вопросах управления.

 

Например, в IТ-подразделениях часто отсутствуют должностные инструкции и не проводятся аттестации. Иногда IТ-специалистов рассматривают как обслуживающий персонал, пытаются нагрузить дополнительной работой, не определённой должностной инструкцией. Это ухудшает выполнение прямых обязанностей, вызывает недовольство, отрицательно сказывается на лояльности, приводит к высокой текучке кадров. Наверняка многим известны случаи, когда увольняющийся администратор блокирует пароли сервера.

 

Обман.

Обстоятельство или событие, которое может повлечь за собой получение полномочным субъектом искаженных данных, но воспринимаемых им как верные. Следующие угрожающие действия могут повлечь за собой обман:

 

2.1. "Маскарад": Угрожающее действие, посредством которого субъект получает несанкционированный доступ к системе или осуществляет злонамеренное действие, выступая в роли полномочного субъекта.

 

2.1.1. "Мистификация": Попытка субъекта осуществить несанкционированный доступ в систему под видом полномочного пользователя.

 

2.1.2. "Устройство для злонамеренных действий": С точки зрения "маскарада", любое аппаратно-программное устройство или программное обеспечение (например, "троянский конь"), которое якобы предназначено для поддержания эффективного и устойчивого функционирования системы, но на самом деле обеспечивает несанкционированный доступ к системным ресурсам или обманывает пользователя путем выполнения другого злонамеренного акта.

 

2.2. "Фальсификация": Угрожающее действие, посредством которого искаженные данные вводят в заблуждения полномочного субъекта.

 

2.2.1. "Подмена": Внесение изменений или замена истинных данных на искаженные, которые служат для обмана полномочного субъекта.

 

2.2.2. "Вставка": Добавление искаженных данных, которые служат для обмана полномочного субъекта.

 

2.3. "Отказ": Угрожающее действие, посредством которого субъект обманывает другого путем ложного отрицания ответственности за какое-либо собственное действие.

 

2.3.1. "Ложный отказ источника": Действие, посредством которого автор ("держатель") данных отрицает свою ответственность за авторство (генерирование) этих данных.

 

2.3.2. "Ложный отказ получателя": Действие, посредством которого получатель данных отказывается от получения этих данных и обладания ими.

 

Разрушение.

Обстоятельство или событие, которое препятствует или прерывает корректное функционирование системных служб и реализацию необходимых действий. Следующие угрожающие действия могут вызвать разрушение:

 

3.1. "Вредительство": Угрожающее действие, которое препятствует или прерывает функционирование системы путем вывода из строя ее компонентов.

 

3.1.1. "Устройство для злонамеренных действий": С точки зрения "вредительства", любое аппаратно-программное устройство или программное обеспечение (например, "логическая бомба"), умышленно встраиваемое в систему для нарушения ее работоспособности или уничтожения ее ресурсов.

 

3.1.2. "Физическое разрушение": Умышленной разрушение системного компонента с целью препятствия нормальному функционированию системы или его прерывание.

 

3.1.3.* "Ошибка человека": Действие или бездействие человека, которое неумышленно повлекло за собой выход из строя компонента системы.

 

3.1.3.* "Аппаратно-программная ошибка": Ошибка, которая либо повлекла за собой повреждение системного компонента, либо привела к прекращению нормального (или полному прекращению) функционирования системы.

 

3.1.4.* "Природный катаклизм": Любое природное явление (например, пожар, наводнение, землетрясение, молния или смерч), повлекшее за собой выход из строя компонента системы.

 

3.2. "Порча": Угрожающее действие, которое вносит нежелательное изменение в функционирование системы путем вредительского изменения алгоритмов функционирования или данных системы.

 

3.2.1. "Подделка": С точки зрения "порчи", умышленное искажение программного обеспечения, данных или управляющей информации системы с целью прерывания или препятствования корректному выполнению системных функций.

 

3.2.2. "Устройство для злонамеренных действий": С точки зрения "порчи", любое аппаратно-программное устройство или программное обеспечение (например, "компьютерный вирус"), преднамеренно встроенное в систему с целью изменения алгоритмов и процедур функционирования системы или ее данных.

 

3.2.3.* "Ошибка человека": Действие или бездействие человека, которое неумышленно повлекло за собой искажение алгоритмов и процедур функционирования системы или ее данных.

 

3.2.4.* "Аппаратно-программная ошибка": Ошибка, которая повлекла за собой изменение алгоритмов и процедур функционирования системы или ее данных.

 

3.2.5.* "Природный катаклизм": Любое природное явление (например, мощный электромагнитный импульс, вызванный молнией), повлекшее за собой искажение алгоритмов и процедур функционирования системы или ее данных.

 

Захват (узурпация).

 Обстоятельство или событие, в результате которого управление службами системы и ее функционирование перешло к незаконному субъекту. Следующие угрожающие действия могут повлечь за собой "захват":

4.1. "Незаконное присвоение": Угрожающее действие, посредством которого субъект присваивает себе функции несанкционированного логического или физического управления системным ресурсом.

 

4.1.1. "Кража службы": Несанкционированное использование службы субъектом.

 

4.1.2. "Кража функциональных возможностей": Незаконное приобретение действующих аппаратно-программных средств и программного обеспечения компонентов сети.

 

4.1.3. "Кража данных": Незаконное приобретение и использование данных.

 

4.2. "Злоупотребление": Угрожающее действие, которое повлекло за собой выполнение системным компонентом каких-либо функций или процедур обслуживания, подрывающих безопасность системы.

 

4.2.1. "Подделка": С точки зрения "злоупотребления", умышленное искажение программного обеспечения, данных или управляющей информации системы с целью принуждения системы выполнять несанкционированные функции или процедуры обслуживания.

 

4.2.2. "Устройство для злонамеренных действий": С точки зрения "злоупотребления", любое аппаратно-программное устройство или программное обеспечение, преднамеренно встроенное в систему с целью выполнения или управления несанкционированными функцией или процедурой обслуживания.

 

4.2.3. "Нарушение дозволенности": Действие субъекта, которое обеспечивает для него превышение дозволенных системных полномочий путем выполнения несанкционированной функции.

 

Анализ представленных угроз и последствий их воздействия показывает, что конечными их целями являются: информация пользователей, циркулирующая в информационно-вычислительной сети или системе - чтение и искажение (разрушение) информации и/или нарушение процедур информационного обмена; работоспособность самой информационно-вычислительной сети или системы - чтение и искажение (разрушение) управляющей информации и/или нарушение процедур управления сетевыми (системными) компонентами или всей сетью (системой).

 

 

Заключение.

Внешние лица имеют меньше возможностей доступа к ресурсам корпоративной информационной системы, чем внутренние пользователи, и представляют из себя меньшую угрозу. В то же время, на них очень сложно или почти невозможно влиять, поэтому для эффективной защиты от внешних угроз необходимо в первую очередь использовать внутренние технические и организационные меры.

Степень надёжности средств информационной безопасности должна соответствовать потенциальным потерям компании. Критичность информации желательно оценивать также с точки зрения цены этой информации на рынке.

Реализация злоупотребления внешним лицом должна требовать от него больших затрат, чем потенциальная выгода преступника.

Желательно, чтобы ваша информационная система компании была защищена не хуже, чем системы конкурентов.

Доступ к серверам, хранящим информацию, должен быть ограничен не только технологически и организационно, но и физически. Вход в помещения ограниченного доступа должен контролироваться наиболее жёстко.

Информация в компании должна быть разделена на несколько уровней доступа. Сотрудник должен получать доступ только к тем сведениям, которые необходимы ему для работы. Принцип минимальных полномочий должен действовать как для электронных, так и для иных данных. Необходимо утвердить список наиболее критичной информации, отнесённой к разряду конфиденциальной, сотрудники должны быть ознакомлены с ним под роспись. Доступ к конфиденциальной информации возможен только после внесения сотрудника в соответствующий список, утверждаемый руководством.

При принятии решения о предоставлении доступа к информации целесообразно учитывать психологические особенности и компетентность сотрудника.

Изменения в поведении сотрудника, свидетельствующие о недовольстве и разочаровании в связи с происходящими в компании событиями, могут рассматриваться как причина ограничения его прав доступа к информации. Особого внимания требует процесс увольнения сотрудника. Разумным решением будет ограничить доступ сотрудника к информации на время прохождения испытательного срока.

Работа и оценка деятельности персонала должна производиться в соответствии с требованиями положений о подразделениях, должностных инструкций и регламентов. Критичные действия с информацией должны быть максимально определены, сотрудник не должен в таких случаях принимать решений. Он должен точно знать, к кому обязан обратиться в случае возникновения специально определённой или не описанной инструкцией ситуации.

Желательно, чтобы выполнение требований информационной безопасности рассматривалось в качестве одного из критериев оценки работы, и нарушение этих требований должно приводить к наказанию, определённому внутренними нормативными документами. Наряду с рядовыми сотрудниками ответственность за соблюдение правил информационной безопасности должны нести менеджеры.

Выполнение внутренних регулирующих документов в части, касающейся информационной безопасности, должно контролироваться службой информационной безопасности. При этом сотрудникам необходимо объяснить, что контролируются не люди, а производственные процессы, и что такой контроль соответствует их личным интересам, так как защищает от давления на них и близких им людей со стороны криминальных структур.

Руководитель службы информационной безопасности не должен подчиняться IT-директору ввиду различия решаемых ими задач.

Желательно, чтобы наряду с подготовкой по защите данных, руководитель службы информационной безопасности прошёл специальную подготовку в области практической психологии.

Корпоративная культура должна поддерживать лояльность сотрудников. Желательно, чтобы система мотивации сотрудника соответствовала его психологическим особенностям.

Если в компании принят кодекс поведения, целесообразно включить в него пункты, определяющие ожидания компании относительно обращения сотрудника с доступной ему служебной информацией.

Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести с партнёрами, клиентами, ранее неизвестными лицами, пытающимися получить после выступлений, в ходе переговоров, при иных обращениях, сведения, составляющие коммерческую тайну. Особо аккуратно следует общаться с прямыми и косвенными конкурентами, компаниями, проводящими на рынке агрессивную политику.

При передаче партнёрам сведений, не являющихся общедоступными, должно быть подписано соглашение о неразглашении информации.

Одним из способов снижения информационных рисков компании является аутсорсинг информационных ресурсов у специализированной организации, способной нанять высококвалифицированный IT-персонал и обеспечить его эффективную работу. Желательно, чтобы такая организация обладала репутацией, подтверждённой многолетним опытом успешной работы. Дополнительным преимуществом является наличие заключения о результатах проверки в этой организации состояния информационной безопасности, проведённой внешним авторитетным аудитором.

 

 

Список литературы

 

1. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методические основы / Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка. – М.: МЦНМО, 2002.

2. Е.Б. Белов, В.П. Лось Основы информационной безопасности. / Москва, Горячая линия – Телеком, 2006

3. Федеральный закон РФ "О персональных данных"

4. Вихорев С.В. Информационная Безопасность Предприятий. Москва, 2006.

5. В.А. Семененко Информационная безопасность. Москва, 2004

 

К У Р С О В А Я Р А БО Т А

 

 

 

по дисциплине «Теория информационной безопасности и методология защиты информации»                                                      

_______________________________________________________________

 

на тему «Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности»

 

 

 

Группа   4281   Студент   Д.Д. Кирьянов         Руководитель работы проф., к.т.н. В.А. Семененко       Оценка работы Дата     _____________     МОСКВА 2008     «___» ___________

Содержание.

 

 

1. Введение……………………………………………………………4

 

2. Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности…….………………………………5

 

 

2.1 Классификация источников угроз……..……………………...5

        

           2.1.1 Антропогенные источники угроз…………………..6

 

      2.1.2 Техногенные источники угроз………………...……….7

          

      2.1.3 Стихийные источники угроз………………………...7

 

 

2.2 Человеческий фактор как антропогенный источник угроз.....8

 

  2.2.1 Внешние источники угроз…………………………..8

           2.2.2 Внутренние источники угроз…………………….....10

 

 

2.3 Последствия воздействия угроз и виды угрожающих воздействий...........................................................................................12

 

       2.3.1 (Несанкционированное) Вскрытие............................12

 

       2.3.2 Обман............................................................................14

 

       2.3.3 Разрушение..................................................................15

 

       2.3.4 Захват (узурпация)......................................................17

 

 

2.4 Классификация угроз по степени тяжести последствий и возможного ущерба........................................................................................18

 

 

3. Заключение………………………………………………………20

 

4. Список литературы…………………………………………… 23

 

Введение

В современном мире информация стала важнейшим ресурсом общества. Традиционные материальные ресурсы постепенно утрачивают свое первоначальное значение, а им на смену приходят информационные ресурсы, которые со временем не убывают, а неуклонно растут. Информация как предмет труда становится всё в большей степени стратегическим ресурсом общества, его движущей производительной силой.

Широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни современного общества делает вполне закономерной и весьма актуальной проблему защиты информации, или иначе, проблему обеспечения информационной безопасности. В условиях интенсивного развития рынка информационных продуктов и услуг, информация становиться полноценным товаром. Подобно другим товаром, информация нуждается в сохранности, и следовательно в надежной защите.

В данной работе мы рассмотрим источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности, классифицируем источники угроз, рассмотрим человеческий фактор как источник угроз информационной безопасности, а так же опишем последствия воздействия угроз и виды угрожающих воздействий и классифицируем угрозы степени тяжести последствий и возможного ущерба.

 

Источники возникновения и последствия реализации угроз информационной безопасности.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 2113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.112 с.)