Финансирование деятельности конфессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансирование деятельности конфессий



 

В данном разделе будут рассмотрены вопросы финансового обеспечения деятельности конфессий. Следствием нарастающего влияния РПЦ на общественные процессы является, экономическая активность, переходящая в откровенное извлечение прибыли, порой не совпадающие с декларируемыми нравственно - этическими нормами Православия.

Начать рассмотрение необходимо с приведения данных о количественном составе всех принадлежащих РПЦ объектов[35]:

По данным на декабрь 2008 года в Русской Православной Церкви - 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских - 234, женских - 244; в странах СНГ - 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья - 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей.

Общее количество приходов - 29263. Общее число духовенства - 30670; из них священников - 27216, диаконов - 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе.

В ведении Патриаршего Престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве.

Общее количество храмов и часовен в Москве - 872. В их число входят:

Кремлевских соборов;

Кафедральных собора;

храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях;

приходских храмов;

Патриарших подворий;

монастырских подворий;

монастырских храмов;

крестильных храмов;

часовен;

храма и часовен в состоянии строительства.

Не возобновлено богослужение в 22 храмах.

Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов.

На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. Имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве - 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков; в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках.

В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 Духовных академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ - 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. В Русской Православной Церкви насчитывается 87 духовных школ, в том числе: 5 Духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 семинарий, 39 духовных училищ; также действуют пастырские курсы в Красноярской епархии.

Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси[30].

Церковную организационную структуру можно условно разделить на три части: низшая - приход, средняя - епархия, высшая - патриархат. Отчисление денежных средств осуществляется по иерархическому принципу (от низшего к высшему) и составляет 10% от прибыли. Каждый из субъектов экономической деятельности обладает относительной самостоятельностью и автономностью в своей хозяйственной деятельности, что порождает диспропорции в экономическом благосостоянии между ними. Очевидно, что наибольшими финансовыми ресурсами обеспечена Московская Патриархия, так как сельские и уездные приходы могут довольствоваться исключительно традиционными источниками заработка, такими как продажа свечей, книг, ритуальные услуги и т.д. В своей деятельности Московская Патриархия использует любые возможности получение прибыли и с усилением влияния, таких возможностей становится больше.

Огромным опытом финансовой деятельности обладает новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл[27]. Об этом опыте свидетельствует скандал, связанный с беспошлинным ввозом в Россию табачной продукции под эгидой благотворительного фонда «Ника» и штаба по гуманитарной помощи РПЦ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%9F%D0%A6> в 1996 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1996>-1998 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1998> годах. Количество ввезённой структурами отдела внешних церковных связей Московской патриархии (ОВЦС МП) <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB_%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9> табачной продукции исчислялось миллиардами сигарет, а чистая прибыль - сотнями миллионов долларов США. Захватив значительную часть рынка, структуры подконтрольные ОВЦС МП нанесли серьёзный ущерб бизнесу других импортёров табака, которые вынуждены были платить таможенные пошлины и потому не могли на равных конкурировать с церковными торговцами сигаретами. Только за 8 месяцев 1996 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1996> года ОВЦС МП <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB_%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9> ввёз в Россию примерно 8 млрд. беспошлинных сигарет (эти данные были обнародованы Комиссией правительства РФ по вопросам международной гуманитарной и технической помощи), что составило 10 % отечественного рынка табачной продукции. Пикантность этому скандалу придавало то обстоятельство, что традиционно в церковной среде, особенно русской, табакокурение осуждается как грех, а от заболеваний, вызванных этой вредной привычкой, в России ежегодно погибают сотни тысяч человек. Одним из главных фигурантов журналистских расследований стал председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл (Гундяев), прозванный «табачным митрополитом». Состояние митрополита Кирилла оценивалось в $1,5 млрд. Спустя 2 года после скандала журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы ОВЦС и пришли к выводу, что они насчитывают уже $4 млрд.

Важно отметить то, как РПЦ нравственно - этически обосновывает свою экономическую деятельность, для этого обратимся к концепции РПЦ, идейным вдохновителем и сторонником которой является патриарх Кирилл[15, 32].

«VII.4. Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом её формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь подаёт Богу, а не священнику (Лев. 27. 30, Ездр. 8. 28). Жертва - это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10. 32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4. 14-18). Жертва, как посвящённая Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий её должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5. 14-15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сирах. 7. 30-34). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение. Церковь заявляет, что если тот или иной её доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом».

Акцент сделан на пожертвованиях (очень абстрактное понятием) которые являются «особым случаем экономических отношений» и имуществе религиозных организаций, которые не могут облагаться налогами, так как посягательство на это, есть «преступление перед людьми и Богом». Вскользь упоминается о доходах носящих «предпринимательский характер» и возможность («может быть») уплаты за него налога, что оставляет в умолчании и умах верующих людей все то же «преступление перед людьми и Богом».

Выражением такого подхода на практике, является беспрецедентное количество налоговых льгот и послаблений для всех религиозных конфессий без исключения, но с явным преимуществом для РПЦ.

Статьи налоговых льгот[7,8]:

Глава 21. Налог на добавленную стоимость;

Статья 149;

Глава 25. Налог на прибыль организаций;

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы: 27) в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения: 48) в виде расходов, осуществляемых религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

Налог на имущество организаций.

Статья 381. Налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения:

) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

Земельный налог.

Статья 395. Налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:

) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490».

Из положения статьи 395 пункт 4 и выше перечисленных статей следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Минэкономразвития РФ должен к апрелю 2007 года подготовить законопроект, который позволит Русской православной церкви оформить в собственность всю культовую недвижимость, которая сейчас находится у РПЦ в безвозмездном и бессрочном пользовании[33]. Площадь культовых сооружений колеблется от 5 тыс. м 2 до 50 тыс. м2, а занимаемых ими земельных участков - от 0,3 га до 10 га. По данным столичных риэлторов, гектар московской земли может стоить от $6 млн. до $50 млн., в зависимости от близости к Кремлю и Рублевке. Золотой же фонд РПЦ находится в историческом центре столицы и в живописных местах Подмосковья. По самым скромным подсчетам, 2 тыс. га столичной земли, переводимой на баланс Московской патриархии, может стоить $30 млрд[28].

Как следствие таких льгот и особого экономического положения является создание в 2004 году по благословению Патриарха Алексия II специального отдела РПЦ «Центр инвестиционных программ» (далее - ЦИП)[34]. Перечень «программ» заявленных ЦИП в своей деятельности охватывает практически все возможности легального извлечения прибыли.

Проекты осуществляемые ЦИП на данном этапе и в разработке: «Культурно-деловой центр на Пятницкой улице», жилой элитный комплекс в Лазоревом проезде, сеть гостинец в городах «Золотого кольца» России, инвестиционный проект «Тверской гостиный двор «Тверь-Сити», а также во Владимире, создание агропромышленных предприятий на базе монастырских хозяйств, совместные инвестиционные проекты с ВТБ, "Евразхолдинг", "Северсталь", "УралСиб", Ассоциацией строителей России, строительство на церковной земле магазинов «шаговой доступности» в проект предполагается вложить 25-30 млн. долларов, возведение торгово-офисных комплексов на юго-западе Москвы и «в пяти минутах ходьбы от Кремля»[32].

Очень показательны мнения прессы (Агентства федеральных расследований «FreeLance Bureau») по поводу возрастающего экономического присутствия РПЦ:

«гигантская корпорация», обладающая всеми пороками российской теневой экономики: от взяточничества и коррупции до отмывания денег и уклонения от уплаты налогов»;

«грандиозный оффшор со своей независимой финансовой и производственной деятельностью и огромными возможностями для отмывания денег для теневых и криминальных секторов экономики»;

«церковь не обязана платить налог на продажу золотых украшений, чтобы уклониться от государственного контроля над бизнесом драгоценных металлов».

Возможно такие не лестные отзывы в прессе дело рук тех, кого РПЦ теснит на рынке и тех, кто несет убытки из за «особого» положения нового серьезного экономического субъекта, сами представители РПЦ утверждают, что высвобожденные за счет экономии налогов средства церковь пустит исключительно на развитие социальных программ, а не на личное обогащение.

Таким образом, ознаменовался серьезный перекос в деятельности РПЦ от духовно - просветительского в сторону материально - стяжательского, ничего хорошего из этого не выйдет, так как показывает практика, такой путь приводит к саморазрушению и деградации.

Привилегированное экономическое положение РПЦ ставит в заведомо не выгодные условия других у частников рынка не обладающих таким внушительным перечнем льгот, что открывает условия для не честной конкуренции и созданию условия для различного рода махинаций, теневых операций, отмывания денег и других злоупотреблений. Открывается реальная возможность для различных финансовых структур уводить денежные средства в «церковный» бизнес оставляя государство без налогов.

Таким образом, всесторонняя поддержка, государственными структурами РПЦ, являясь антиконституционной по своей сути, еще и опасна с экономической точки зрения, так как набирающая обороты «церковная корпорация» изымает из обращения огромное количество финансовых ресурсов, практически с нулевой отдачей полезного продукта для общества и экономики, не платя при этом налоги.

Можно заключить, что РПЦ является очень крупной и влиятельной коммерческой структурой на территории России, с огромными возможностями влияния на сознание «клиентов». При идеологической монополии РПЦ, сознание людей не может подняться выше «церкви» в рассмотрении жизненных вопросов, не ставя под сомнение благие помыслы и даже не рассматривая возможность, обман или корысти со стороны церковных деятелей, что делает людей не свободными в принятии жизненно важных решений.


Глава 3. Рекомендации по улучшению взаимодействия конфессиональных религий и органов государственной власти

Проанализировав и подробно рассмотрев вопросы взаимодействия конфессиональных религий и государства в современном обществе можно приступить к рекомендациям, разработанным с целью согласованности взаимодействия государства и конфессиональных религий.

Входе анализа, было выявлено, что крупнейшей и самой влиятельной религиозной конфессией является РПЦ. Влияния на общественные процессы со стороны РПЦ нарастает с каждым годом и становится ощутимой, для той части населения, которая не считает себя Православной, что в дальнейшем может вызвать серьезные недовольства и сопротивление нарастающему идеологическому давлению со стороны РПЦ.

Не совпадение целей религиозных конфессий и государства в отношении общества, порождают ошибки и кризисные явления в управлении страной. Идеологическая монополия РПЦ позволяет встраивать свои цели в цели общегосударственные, находясь на более высоком уровне внутрисоциальной власти, нежели государственный аппарат, заведующий властью законодательной, исполнительной и судебной.

Для эффективного взаимодействия между конфессиями и органами государственной власти, необходимо определить перечень первоприоритетных целей в отношении всего общества и свести к минимуму разногласий по поводу самих целей и конечного их воплощения.

 

Рекомендации на уровне концептуальной власти

 

Концептуальная власть является высшим внутрисоциальным видом власти в обществе и обладает автократичностью по отношению к другим видам власти.

Для того, что бы органы государственной власти сами управляли страной в интересах населения, необходима осмысленная оценка доминирующей концепции управления и механизмов ее реализации, с выработкой новой концепции, при морально - нравственном неприятии старой концепции управления. Осмысленное провидение «суверенной» концептуальной политики, залог независимости государства и общества.

 

Рекомендации на уровне идеологической власти

 

На протяжении 15 лет в нашей стране конституционно закреплен плюрализм, что совершенно законно позволяет внедрять в сознание людей всевозможные «идеи», от «Православного ренессанса», «Гражданского общества» до идеологии «наживы любым способом и прямо сейчас». Существование одновременно, множества противоречащих, а подчас взаимоисключающих идей общественной в целом значимости, характеризуется потерей управления и саморазрушением системы.

Жизненно необходимо выработать собственную идеологию на основе ранее принятой «суверенной» концепции и положить конец плюрализму и концептуальной неопределенности. Принятие государственной идеологии снимет нарастающие противоречия в обществе, сформирует наднациональную идею, на основе которой возможно объединение всего многонационального общества.

Новая идеология, должна обладать адекватной жизненным обстоятельствам философией и эволюционировать вместе с обществом. Такие понятия как «догма» или «канон» не приемлемы в отношении государственной идеологии, рассматриваться должно только то, что может быть применено на практике, во благо всего общества.

Противоречия и разногласия между религиозными конфессиями перейдут в разряд «дискуссионных» при условии, что будет достигнуто единство в понимании государственной идеологии, между верующими.


Рекомендации в социальной сфере

конфессиональный религия государственный власть

Активная деятельность конфессий в последнее время породила множество инициатив, которые неоднозначно воспринимаются в обществе, ярким примером этому, служит инициатива внедрения в школы и детские сады дисциплин православного направления («основы Православной культуры», «закон Божий»)[30]. Нарастающее давление по поводу «религиозного» образования может быть только на руку правительству, так как, совершенно легально не нарушая Конституцию и не игнорируя интересы других конфессий ввести в школах и вузах дисциплину «Сравнительное богословие»[19].

Только на основе сравнительного анализа, традиционных религий, возможно формирование целостного восприятия всех религиозных доктрин и непредвзятого, а осознанного отношения к каждой из них. Самое главное, что должно формировать у детей «Сравнительное богословие» это осознание того, что религий может быть сколь угодно много, а Бог для всех живущих на планете Земля один «Для всякого предела - своё писание. Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него - мать книги» (сура «Гром», аят 38, 39).

Одним из ключевых направлений социальной политики должен быть переход от «фактологического» образования к «методологическому» обучению, которое дает возможность самостоятельного освоения новых знаний. Способность разбираться во всем самостоятельно сделает людей свободными в принятии решений, исчезнет возможность манипулирования непонимающей толпой, так как во мнениях «авторитетов» и «гуру» не будет надобности.

Не благоприятным фактором в социальной сфере является усиление влияния РПЦ на органы исполнительной власти, примером которому является строительство часовен в воинских частях и тюрьмах, внесение в региональные бюджеты статьи расходов на постройки храмов и т.д. Учитывая неоднородность в вероисповедании среди военнослужащих, заключенных и просто граждан страны, доминирование одной конфессии может вызвать только напряжение и конфликты, следовательно необходимо просто прекратить такую практику.

Стоит отказаться от демонстрации по федеральным телеканалам исключительно Православных праздников, так как истинно воцерковленные на таких мероприятиях присутствуют лично, а демонстративная государственная поддержка РПЦ со стороны высших должностных лиц (вопреки Конституции) не способствует единению и сплочению нации, о которой заявляют чиновники.

 

Рекомендации в экономической сфере

 

В данном разделе необходимо отметить, беспрецедентное количество льгот в налоговой сфере для религиозных организаций и ряд инициатив (безвозмездное отчуждение земельных участков в пользу РПЦ) государственной власти на правленых на усиление влияния РПЦ в экономической сфере. Не облагаемые по факту, ни какими налогами религиозные организации наносят огромные убытки государственному бюджету в виде не поступивших налогов и сборов, а так же представляют огромные возможности для уклонения от налогов различными бизнес структурами при инвестировании или другом виде экономического взаимодействия с религиозными организациями, примером может, служит создание при РПЦ «Центра инвестиционных программ».

Таким образом, необходимо ввести единообразное налогообложение, учитывая по возможности все виды доходов, лишить религиозные организации определенных льгот, например, льгот на землю и обязать уплачивать налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, государственную пошлину.

Относительно безвозмездного отчуждения земельных участков в пользу РПЦ или предоставления их в безвозмездное пользование речь идти не может. Земли можно передавать только лишь с целью сохранения культурных памятников и без права коммерческой деятельности. Необходимо уравнять в этой области права всех юридических лиц (религиозных организаций, коммерческих структур и т.д.), поскольку право на землю является особенно важным с точки зрения национальных интересов и национальной безопасности.


Заключение

 

В соответствии с поставленными задачами в работе был произведен анализ взаимодействия органов государственного управления и конфессиональных религий в сфере общественных отношений, проанализирована законодательная база. С учетом результатов данного анализа были выработаны рекомендации по взаимодействию органов государственной власти и конфессиональных религий.

Таким образом, результаты работы следующие:

анализ взаимодействия конфессий и государства,

анализ законодательной базы, регулирующей деятельность конфессий,

анализ взаимодействия общества и конфессиональных религий,

анализ воздействия деятельности конфессий на безопасность государства,

рекомендации по организации взаимодействия конфессий и государства.

Кратко коснемся каждого из них:

проанализировав взаимодействие конфессиональных религий и государства, можно заключить, что религиозные системы, а главным образом РПЦ оказывают, и будут пытаться усилить оказываемое воздействие в ближайшем будущем на управление общественными отношениями в России, используя различные приоритеты обобщенных средств управления.

проанализировав законодательную базу, регулирующую деятельность конфессий, определив, что церковь обладает большими льготами и привилегиями в т.ч. в системе налогообложения, можно сделать следующие выводы: необходимо на законодательном уровне закрепить положение церкви как обычного юридического лица, исходя из этого внести поправки, либо разработать новые законодательные и правовые акты в части касающейся деятельности конфессий проанализировав воздействие деятельности конфессий на безопасность государства можно отметить, что, наращивая свое присутствие почти во всех областях общественной жизни, церковь активно входит и в политическую жизнь общества. Наметившаяся тенденция объединения РПЦ с православными организациями за границей может быть расценена, как очередная попытка Запада повлиять на развитие России. Увеличение же контактов между РПЦ и государственными органами говорит о не соблюдении основных законов. РПЦ и государство вступают в «особые взаимоотношения», которые выражаются в положительном отношении государства к церкви. Это отношение даже упоминается в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» («признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»). Можно выделить особо резкие высказывания представителей РПЦ в адрес других конфессий, отводящие их на второй план, принижая их значимость для общества, а также навязывая мнение об угрозе (террор, наркотики и т.д.) на основе анализа, проведенного в предыдущих главах, были разработаны рекомендации по организации взаимодействия конфессиональных религий и государственной власти на уровне концептуальной и идеологической властей, в экономической сфере и социальной сфере. Подчеркивается необходимость признания существования концептуальной и идеологической властей, необходимость выработки новой идеологии, необходимость равного подхода ко всем религиозным объединениям без исключения, невозможность допущения в образовательную сферу отдельных видов дисциплин и т. д.

Таким образом, результаты работы соответствуют поставленным задачам и общей цели исследования.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. На сайте: www.government.ru <http://www.government.ru/>

.   Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», N 125-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года. Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года (с изменениями на 29 июня 2004 года).

.   Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

.   Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

.   Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

.   Закон РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

.   Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.

.   Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 5 августа 2000 года № П7-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ)

.   Бурьянов С., статья «Думы о совести. В каком направлении будет изменяться российское законодательство о свободе совести?» (июнь 2004), http://www.portal-credo.ru.

.   «Вопросы экономики», № 8, 1993 год.

.   «Достаточно общая теория управления», постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики - процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета(1997 - 2003 гг.).

.   Домаков В.В., Матвеев В.В. Учебно-методические основы по разработке и оформлению выпускных квалификационных работ студентами кафедры Национальная безопасность. - СПб.,2007. - 42 с.

.   Комаров М.П. Материальная культура мировых религий. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006.

.   Кур А.А. «Из истинной истории наших предков», журнал «Молодая гвардия» №1, 1994 год.

.   «Основы социальной концепции русской православной церкви», Москва, 2000 год, <http://www/orthodox.org.ru>.

.   Неведимов Д. «Религия денег или Лекарство от рыночной экономики», <http://polbu.ru/nevedimov/>.

.   «Снова «царство разделившееся в самом себе»? <http://safety.spbstu.ru/IAMC/index.php?p=130>», статья, Внутренний Предиктор СССР 11-18 февраля 2005 г, http://www.vodaspb.ru

.   «Собеседник православных христиан», № 2, 1993 год.

.   «Сравнительное богословие», учебное пособие, СПб, ГПУ 2006 г.

.   «Теория управления», учебно-научное пособие, составители: к.т.н. Агапитов В.Ю., к.т.н. Дружинин А.В., к.и.н. Дубаренко К.А, Матвеев В.В., к.э.н. Смирнова О.А. Отпечатано отделом оперативной полиграфии ООО «Дыхание и здоровье», Санкт-Петербург, 2002 г.

.   «Управление общественными отношениями. Церковная социология и церковная духовность», под редакцией Матвеева В.В., Спб., СПбГПУ, Медиа-центр «Фокус» факультета Безопасности ИВТОБ, 2005 год.

.   Церковная социология. / Под ред. Матвеева В.В. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2005.

.   http://mera.com.ru

.   http://www.vodaspb.ru

.   http://safety.spbstu.ru

.   http://www.religio.ru

.   http://www.gazeta.ru

.   http://news.ntv.ru

.   http://www.biblelamp.ru.

.   <http://pravoslavie.ru>

.   http://www.protestant.ru

.   http://www.newsru.com

.   http://www.kremlin.ru

.   http://vesty.ru

.   http://patriarhia.ru

.   http://islamfund.ru

.   http://www.portal-credo.ru.

.   http://www.ateist.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.067 с.)